ТЕМА: «Внутренняя среда организма. Значение и состав крови». Урок биологии 8 класс.
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Сарычева Наталья Леонидовна

 

Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «В.С.О.», составом и значением крови, продолжить развитие логического мышления школьников посредством решения познавательных задач, развитие навыков работы в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vnutrennyaya_sreda_organizma..doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Внутренняя среда организма. Значение и состав крови».

Урок биологии 8 класс.

Сарычева Н.Л., учитель экологии и биологии МОУ

 «СОШ р.п. Соколовый Саратовского района

 Саратовской области»

Цели: Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «В.С.О.», составом и значением крови, продолжить развитие логического мышления школьников посредством решения познавательных задач, развитие навыков работы в парах.

Оборудование: таблица «Кровь», электронные схемы и микроскопы, компьютеры, микропрепараты  «Кровь человека и лягушки».

План урока:

1. Организационный момент – 2 мин.

2. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний – 3мин.

3. Сообщение цели урока – 1мин.

4. Усвоение новых знаний – 23мин.

5. Выполнение лабораторной работы «Сравнение крови человека с кровью лягушки» - 8мин.

6. Закрепление новых знаний – 4 мин.

7. Подведение итогов – 2мин.

8. Домашнее задание – 2мин.

ХОД УРОКА.

I. Организация урока – 1мин.

II. Изучение нового материала -23мин.

                Изучив, О.Д.С. мы приступаем к изучению темы: «Кровь и кровообращение».

Учитель: - Скажите, делали ли вам анализ крови?

                   При каких обстоятельствах?

                    Объясните, зачем?

Ученик: - Для определения состояния здоровья.

Почему же для определения состояния здоровья человека ему делают анализ крови?

Учитель: Для решения этой задачи надо знать:

        - что такое кровь?

        - из чего она состоит?

        - какова её роль в поддержании здоровья человека.

- Начнем с выяснения понятия «В.С.О.», что это такое?

         Окружающая человека среда – газообразная.

         Внутренняя среда организма  - жидкая.

                Почему?

        - Организм че6ловека состоит из клеток. Клетка нормально функционирует,

когда         в неё → О2, питательные вещества и удаляются из неё продукты распада.

А они → в клетку → из клетки только в растворенном  виде (жидком).

Вот почему любая клетка может жить только в жидкой среде.

         Таким образом, В.С.О. – жидкая.

Учитель: Что же составляет внутреннюю среду организма? – постановка проблемы.

- Ответ найдите в § 14 стр. 68, прочитайте I абзац и заполните схему:

Внутренняя среда организма

кровь

межклеточная жидкость

лимфа

Учитель: Какими жидкостями образована В.С.О.?

                Как они образуются эти жидкости?

                Как взаимодействуют с клетками тела?

        - Работа с рис. 37 стр. 69.

                а) постоянство В.С.О. – гомеостаз.

        б) отклонения постоянства В.С.О. → к заболеваниям

(сахар > → сахарный диабет).

Сегодня более подробно изучим «Кровь».

        - Определение: «Это особая жидкая ткань, красного цвета, слабо щелочной

      реакции  «…pH=7,36».

        - Значение крови: 

Учитель: Вспомните функции крови и кровообращения у животных.

                - В организме человека:

Ученик 1. Транспортная (питательные вещества, О2, гормоны)

           2. Защитная.

           3. Участвует в теплорегуляции.

Учитель: Благодаря каким особенностям строения и состава кровь выполняет транспортную и защитную функции? –  постановка проблемы.

А ведь она находится внутри организма.

Учитель: Из определения вытекает: что Кровь – это ткань.

                К какому типу тканей относится кровь?

     Какими тканями образован организм человека?

 Ученик: эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная.

        Изучим её строение (состав).

- по схеме        ______________________Кровь_______________

                 ↓                                                                   ↓

        Клетки крови 40%                                60% межклеточное вещество

        (формен. элементы)                                           (плазма крови)

  1. эритроциты
  2. лейкоциты
  3. тромбоциты

Ученик: 1. Клетки неплотно прилегают друг к другу.

      2. Кровь – это соединительная ткань.

        Количество крови:

                ≈ 5 л (7-8% от веса тела человека)

                    у новорожденных – 15%

                     1 год                - 11%

        Потеря ½ части крови – ОПАСНО для жизни.

Учитель:  Что собой представляет плазма крови?

                 Ознакомьтесь с составом плазмы и выпишите в тетрадь, составьте конспект – стр. 69 статья «Плазма крови».

        а) вода – 90%

1%     б) минерал соли (катионы Nа, Са, Мg Fе, Сl, J, S, Р, К)

7%     в)  органические (белки, жиры, углеводы)

белков 250-300                фибриноген        глюкоза

гормоны, витамины;

антитела

        Закрепление по данному вопросу:

Учитель: 1. Какие вещества имеются в плазме?

                 2. Благодаря какому белку происходит свертывание крови?

Состав плазмы у здорового человека постоянен, изменение состава плазмы губительно!

Клетки крови (формен. элементы)

а) Тромбоциты – кровяные пластинки, осколки клеток костного мозга

      нет ядра округлые, овальные, ø 2-5 мкм, нет ядра                      

                     1 мм 3 – до 800 тыс.        живут 5-7 дней                

                      обр-ся: кр.кост.м.        разруш-ся в селезенке

Учитель: Каково значение тромбоцитов?

Выясните значение тромбоцитов, прочитав 1 строчку статьи «Тромбоциты» на стр. 70 и запишите функцию тромбоцитов в таблицу.

Учитель: 1) каково значение тромбоцитов?

Ученик:  1). Участвуют в свертывании крови

               2). Свертывание крови – это защитное приспособление организма от кровопотерь.

 Каковы механизм и условия свертывания крови?

Ученик: Тромбоциты защищают наш организм от кровопотерь (впишите в схему).

Учитель: А сейчас мы познакомимся с клетками крови, которых называют клетки-пожиратели или фагоциты (И.И. Мечников, нобелевский лауреат).

Речь идет о лейкоцитах – белые кровяные клетки.

- работа с таблицей, дети заполняют «Лейкоциты».

        белые кровяные клетки,                ядро +

        8 тыс. в 1мм3 колеблется                        нет постоян. формы тела

        обр-ся: кр.кост.м,                        живут: 2-4 дня, до нескольких месяцев, лет

                   селезенка

                   лимф. узлы

Ученик:  Лейкоциты весьма разнообразны

( их разнообразие, о лейкоцитах по схеме)

Учитель: Так почему же количество лейкоцитов подвержено колебаниям, непостоянно даже в течение 1 дня.

Какова их роль?

- изучаем ФАГОЦИТОЗ!  РИС. 40 СТР. 71

                        .

Учитель: Сформулируйте функцию лейкоцитов в организме.

Ученик:  Лейкоциты выполняют ЗАЩИТНУЮ функцию.

Учитель:  Какова функция эритроцитов и каково их строение?

 Функции и строение взаимосвязаны.

                   Какая существует взаимосвязь строения и функций эритроцитов?

- изучим СТРОЕНИЕ эритроцитов

                форма -                - круглые, двояковогн.

                диаметр -                7-8 микрон

                обр-ся  -                кр.кост.м.

                живут  -                ≈ 130 дней

                1 мм3    -                ≈ 5 мин.

                ядро        -                нет, все внутреннее содержание заполн. Гемоглобин.

Эритроциты на 90% состоят из Гемоглобина.

Учитель: Какова роль Гемоглобина?

                        глобин (белок)      гемма (железосодержащая)

В легких  образует непрочное соединение с  О2    - оксигемоглобин

                                                гемоглобин + О2 = оксигемоглобин

в тканях → распад оксигемоглобина = О2 + гемоглобин

                оксигемоглобин → О2 = гемоглобин

        - Определите функцию эритроцитов

        Ученик: 1.Благодаря наличию гемоглобина в эритроцитах они выполняют транспортную функцию.

                     2. Лейкоциты → защитную функцию.

  1. Тромбоциты → в свертывании крови, защищают организм от кровопотерь.

Лабораторная работа № 5 стр. 72 «Сравнение крови человека с кровью лягушки».

Задания: 3, 5, 6 – письменно – по настенной таблице!

Эритроцит лягушки                                                        Эритроцит человека

  1. есть ядро,                                        5         двояковогнутая форма
  1. крупные                                                         мелкие размеры

 двояковыпуклая форма                                        безъядерные

Отличаются формой, строением (ядро), размерами.

Кровь человека переносит > О2, так как все содержимое заполнено гемоглобином.

Закрепление новых знаний – 4мин.

        1.Благодаря каким особенностям состава кровь выполняет защитную и транспортную функции?

                - защитную → лейкоциты – от инородных тел

                                      тромбоциты – от кровопотерь

                - транспортную → эритроцитам (гемоглобин).

Работа с тестами.

I в – четные вопросы                                                II в – нечетные вопросы

        2 – защитные, транспортные, t  тела        1 – кровь, межклеточная жидкость

        4 – плазма, 60%                                                   лимфа

        6 – тромбоциты                                                3 – соединительные

        8 – фагоцитоз                                                5 – лейкоциты

        10 – 5 млн.                                                        7 – эритроциты

        12 – фибриногена в фибрин                                9 – фибриноген

        14 -  лейкоциты (тромбоциты)                        11 -  И.И. Мечников

                                                                        13 -  транспортная


 Выписать заранее оценки: 0-5; 1-2- 4; 3 – 3; более 3 - 2

1. Чем образована В.С.О?

2. Кровь выполняет следующие функции ……………

3. Какой тканью является кровь?

4. Межклеточное вещество крови называется ………………………. и составляет …………………%.

5. Белые клетки крови, имеющие ядро и непостоянную форму называются …………..

6. Клетки крови участвующие в ее свертывании называются………………

7. Безъядерные клетки, все внутреннее содержимое которых заполнено гемоглобином, называется…………….

8. Процесс уничтожения микробов лейкоцитами называется…………….

9. Растворимый белок плазмы крови называется……………..

10. Эритроцитов в 1мм3 крови содержится около…………

11. Явление фагоцитоза открыл ……………..

12. Свертывание крови связано с превращением……….

13. Эритроциты выполняют……….функцию.

14. С наличием этих клеток связана защитная функция крови.

Подведение итогов – 2мин.

Домашнее задание: § 14, сообщение о И.И. Мечникове «Книга для чтения по анатомии» - 2мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Внутренняя среда организма. Состав и значение крови"

Материал будет полезен молодым специалистам при подготовке урока....

План-конспект урока по биологии в 8 классе по теме "Внутренняя среда организма"

                                     Аннотация.    Конкурсная работа  ме...

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав.

План урока:¢1. Внутренняя среда организма, ее состав и взаимосвязь компонентов.¢2. Функции крови.¢3. Состав крови.¢4. Строение и функции форменных элементов¢5. Свертываемость крови.¢6. Лаборатор...

Презентация для учащихся 8 класса "Внутренняя среда организма. Кровь, её состав и значение"

Данная презентация раскрывает понятие "внутренняя среда", компоненты внутренней среды. А так же раскрывает значение, состав крови....

Презентация к уроку по теме "Внутренняя среда организма. Состав крови и ее значение"

Данная презентация может быть использована при проведении урока биологии в 8 классе по теме "Внутренняя среда организма. Состав крови и ее значение"...

Внутренняя среда организма. Значение крови и её состав

Презентация по теме "Внутренняя среда организма. Значение крови и её состав". Используется на уроке в 9 классе....