Аданичкина Наталья Ивановна

Сайт учителя английского языка

Never give up!

Профессия: Учитель английского языка

Профессиональные интересы: Чтения книг, изучение культур разных стран

Увлечения: Музыка

Страна: Россия

Регион: Республика Мордовия

Населенный пункт: г. Саранск

Место работы: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №2"

Звание, ученая степень: Учитель

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/natalya-adanichkina-ivanovna
«В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро»
Аристотель

«Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.»

                                    Уильям Уорд

О себе

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Аданичкиной Натальи Ивановны,
учителя английского языка МОУ «Средняя школа №2» г.о. Саранск Республики Мордовия. 

В 2011 году окончила Мордовский государственный педагогический институт им М. Е. Евсевьева по специальности «Иностранный язык (английский)» с дополнительной специальностью «Иностранный язык (немецкий)». Общий стаж работы 2 года, в должности учителя английского языка 2 года. Стаж работы в МОУ «Средняя школа №2»- 2 года. Не имею квалификационной категории.

Тема инновационного педагогического опыта:

«Моделирование ситуаций диалога культур на уроках английского языка»

Актуальность опыта:

Работа над данной темой, которая базируется на существующих образовательных стандартах по иностранному языку, основана на необходимости формирования правильного коммуникативного поведения как компонента культуры народа изучаемого языка в ситуациях межкультурного общения, формирования способности и готовности учащихся осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Существует реальная необходимость - учить школьников выстраивать свою позицию не в контексте монологизма, а в контексте полифонизма, т.к. именно им в будущем придётся осуществлять продуктивное взаимодействие, решать проблемы и практические задачи по налаживанию социальных и межкультурных коммуникаций, поэтому именно сейчас им необходимо четко усвоить, что истина рождается в диалоге многих представителей различных культур. В нашем непростом и многообразном мире всё более и более актуализируется ориентация на понимание наций друг другом в современном мире, их культурное сотрудничество, их конструктивный диалог.

Практическая значимость:


Общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования на развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей нацелена на формирование целостной системы универсальных знаний, то есть ключевых компетенций, которые определяют современное качество образования. Эти функции предопределяют направленность целей образования на формирование социально-грамотной и социально-мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности; личности, способной осуществлять межкультурное взаимодействие с представителями других культур в современном мире и ясно представляющей себе потенциальные возможности для этого взаимодействия, равно как и ресурсы и способы реализации своего собственного жизненного опыта в осуществлении выбранного жизненного пути. Обучение иностранному языку с позиций диалога культур способствует воспитанию личности, способной к самореализации и социальной адаптации в поликультурном мире; расширяет возможности для продолжения образования, самореализации и социальной адаптации в будущей профессиональной деятельности;

Концептуальность опыта:

Учитывая перечисленные выше требования, современный процесс обучения иностранному языку целесообразно строить в рамках концепции «диалога культур», где учащиеся глубже познают не только иноязычную культуру, но и родную. Акцент на обозначенную тему способствует:

- формированию у учащихся представления о культуре как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от участников уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой терпимости, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур, более глубокое осознание своей родной культуры через контекст культуры англоязычных стран. Примером может служить разработанный мною урок «Every Bird Likes Its Nest»;

- воспитанию чувства патриотизма, чувство гордости за свою культуру, свою страну;

- воспитанию потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи.

Национально-региональный компонент в процессе обучения иностранному языку и культуре выступает в роли связующего элемента, способствующего проникновению в изучаемую культуру: каждый аспект культуры подвергается кросс - культурной оценке путем сравнения или контрастирования.

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

На мой взгляд, опираться в данном вопросе нужно на метапредметный подход к обучению иностранному языку, а также деятельностно-отношенческую концепцию обучения и воспитания, которая занимает ведущее место в современной педагогике. В соответствии с данной концепцией процесс выработки всякого личностного качества включает в себя три составляющие: - когнитивный или интеллектуально-личностный аспект, включающий в себя знания о том, что значит быть патриотом своей Родины, знания норм межнациональных отношений; - эмоционально-чувственный аспект, характеризующийся внутренним стремлением и убеждением в необходимости соблюдения этих норм;

- деятельно-практический или поведенческий аспект.

Теоретическая база опыта:

В систему работы над темой положено понятие культуры, разработанное В. С. Библером, а также идеи М.М. Бахтина «о культуре как диалоге». Культура понимается не просто как «совокупность богатств, выработанных человечеством», но как особый феномен духовной жизни человека, осуществляющийся в диалоге культур. Кроме того, расширению теоретической базы и повышению собственной профессиональной компетентности при обучении английскому языку в контексте диалога культур способствует участие в международных и республиканских конференциях и семинарах. 

Ведущая педагогическая идея опыта:

Формирование мотивации изучения английского языка и создание условий для его популяризации.

Мобилизующим фактором для реализации этой идеи является участие моих учеников в творческих конкурсах и мероприятиях.

Оптимальность и эффективность средств:

На всех уроках стараюсь создать необходимые условия для включения школьников в активный диалог культур, чтобы выполнить социальный заказ общества и обеспечить учащимся требуемый уровень владения иноязычной речевой деятельностью. Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование разнообразия творческой деятельности учащихся. Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а также создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей. Организация учебной деятельности осуществляется через рациональное применение интерактивных методов обучения, методов информационно-коммуникационных технологий. Эффективными средствами активизации познавательной деятельности, включения ребёнка в процесс творчества на уроке, которые я использую, являются:

-игровая деятельность;

-создание положительных эмоциональных ситуаций;

-работа в парах и группах;

-проблемное обучение в форме эвристической беседы, проблемного изложения-диалога, решения проблемных ситуативных речевых задач, проблемных заданий и вопросов, метода проектов. В качестве примера можно использовать следующие темы для творческих проектов «Лондон – это …», «Я и моя семья», «Мой рецепт», т.д. Большое внимание уделяю формированию навыка адекватного коммуникативного поведения в рамках предлагаемых ситуаций социально-бытовой сферы общения через их моделирование. Примером могут служить ролево-игровые проекты, где структура остается открытой до окончания проекта.

Именно такой вид проекта как нельзя лучше способствует реализации концепции «диалога культур», позволяющей познать представителей другой страны через определенные социальные роли, образы литературных персонажей и выдуманных героев. Овладение лексическими и грамматическими знаниями стараюсь соотнести с темами, сферами и ситуациями общения, обеспечивающими корректное речевое поведение в рамках повседневной жизни англичан. Ведь диалог культур предполагает, прежде всего, коммуникативную значимость (жизненность, естественность, эмоциональность) проектируемых ситуаций. Я также практикую дни открытых дверей и уроки для начинающих путешественников. Такие уроки проводятся в виде увлекательных экскурсий на английском языке по Лондону, по Темзе на прогулочном катере с помощью учащихся среднего звена, с привлечением видеофильмов, фотографий, аудиозаписей «из английских кафе». Большую роль в популяризации английского языка и культуры играет традиционный фестиваль «Венок дружбы», к которому учащиеся готовятся особенно тщательно в совместной проектной деятельности. Такие мини-исследования учащихся, как, например, "Мой далёкий английский сверстник: мы такие разные и такие похожие" или "Традиции архитектуры: Англия и Россия" интересны юным исследователям. При отборе учебного материала акцент делаю на актуализацию социокультурного компонента. Несомненно, диалог культур предоставляет учащимся больше возможностей для расширения их кругозора, поддерживает интерес к изучаемому языку, а, следовательно, и мотивацию. Все это вместе способствует решению коммуникативных, воспитательных, общеобразовательных и развивающих задач и обеспечивает повышение эффективности обучения. Изучение английского языка в современной школе невозможно без привлечения к этому процессу различных социальных партнеров (школьной библиотеки, школ, где тоже изучается английский язык, факультета иностранных языков МГУ им. Н.П. Огарёва и МГПИ им.М.Е.Евсевьева. 

Результативность опыта: Обучение английскому языку в контексте диалога культур способствует:

- повышению качества усвоения знаний по предмету;

- развитию самостоятельности;

- повышению творческой активности учащихся;

- участию детей в предметных олимпиадах.

Возможность тиражирования:

Распространение собственного педагогического опыта реализовано в выступлениях на педагогических советах, школьном методическом объединении учителей иностранного языка. Мною были разработаны и проведены практические занятия "Приемы работы над новой лексикой" при обучении английскому языку для слушателей курсов МРИО. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Дейл Карнеги «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично»

Ронда Берн «Тайна»

Джек Кэнфилд «Правила»

Мой взгляд на мир

Притча о смысле жизни

 

Однажды ученик спросил Учителя:

 - Учитель, в чем смысл жизни?

 - Чьей? – удивился Учитель.

 Ученик немного подумав, ответил:

 - Вообще. Человеческой жизни.

 Учитель глубоко вздохнул, а потом сказал ученикам:

 - Попробуйте ответить.

 Один ученик сказал:

 - Может быть, в любви?

 - Неплохо, – сказал Учитель, – но, неужели одной любви достаточно, чтобы на склоне лет сказать “я жил не зря?”

 Тогда другой ученик сказал:

 - По моему, смысл жизни в том, чтобы оставить после себя что – то на века. Как, например, ты, Учитель.

 - Ух, улыбнулся Учитель, – если бы я знал тебя похуже, мог бы принять это за лесть. Ты хочешь сказать, что большинство людей живет зря?

 Третий ученик неуверенно предположил:

 - А может быть, его и не надо искать, этот самый смысл?

 - Ну- ка, ну- ка, заинтересовался Учитель, – объясни, почему ты так думаешь?

 - Мне кажется, сказал ученик, – что если задаваться этим вопросом, то, во – первых, точного и окончательного ответа все равно не найдешь, будешь все время сомневаться, а, во – вторых, какой бы ты ответ ни нашел, все равно всегда найдется кто – нибудь, кто будет с ним спорить. Так вся жизнь пройдет в поисках ее смысла.

 - То есть, что, – улыбнулся Учитель, – смысл жизни в том, чтобы…

 - Жить? – сказал ученик.

 - По – моему, это ответ! – и Учитель жестом показал, что сегодня занятия окончены.

 

Мои достижения


Моё портфолио

           

           Добиться результатов может, как мне кажется, только творческий учитель, который открывает всегда что-то новое. Он сам в поиске, и учеников тоже заставляет творить, искать, пробовать, ошибаться и никогда не сдаваться. Это – пример, идеал, совершенный учитель, если хотите. Это вершина горы. А мы, начинающие педагоги, еще в самом начале своего творческого пути, и впереди нас ждет долгое непростое восхождение. Но если идти в правильном направлении, то результат будет оправдан.

           Главное идти вместе с детьми по пути познания красоты, именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая, и привести их от красоты окружающего мира к красоте души.

           Это не просто красивые слова. Это мое, осознанное, идущее от самого сердца жизненное призвание, моя педагогическая философия…

Добавить грамоту в портфолио