Силина Наталья Рудольфовна

дошкольного логопеда

речь - это главное

Профессия: учитель - логопед

Профессиональные интересы: изучение детей - дизартриков и коррекционная работа с ними

Увлечения: театр

Страна: Россия Московская область Мытищинское городское поселение

Регион: Московская область

Населенный пункт: г. Мытищи

Место работы: МБДОУ № 58 "Белочка"

Звание, ученая степень: учитель -логопед

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/natalya-rudolfovna-silina
сеять разумное, доброе, вечное
НЕКРАСОВ

Находить радость и удовлетворение в общении с детьми. Вслушиваться в их речь, поправлять, заинтересовывать, сопереживать их успехам и неудачам. Нести ответственность. Любить...С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к взрослым , но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно нам передать, а им - усвоить.Для этого должна быть хорошо развита речь.Речь - уникальное средство многих видов деятельности дошкольника ( общение,игры, рисование и др.)Поэтому центральное место в системе моей работы принадлежит не только коррекции звукопроизношения, но и формированию связной речи у дошкольников. Моя задача - помочь ребёнку в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством.т.е. не просто говорить, а связно излагать свои мысли, доказывать, спорить, сочинять и.т.д. Не у всех детей процесс овладения речью совершенствуется легко. Нередко возникают отклонения, нарушается нормальный ход развития речи. Моя специальность предусматривает коррекцию речи у таких детей. Чтобы успешно развивать речь, необходимо иметь глубокие знания об основных факторах речевого развития, его закономерностях, механизмах развития. Я выросла в семье потомственных учителей, начиная с дедушки и бабушки, дядей, тётей и мамы. Общий педагогический стаж нашей семьи составляет 420 лет. Поэтому без колебаний я выбрала профессию бедагога.

Считаю своей педагогической задачей сделать, чтобы каждый ребёнок стал личностью, а личность формируется в процессе ежедневного значимого труда. Реализовать эту задачу можно лишь тогда, когда педагог может заинтересовать ребёнка личным примером, обаянием, тактом, культурой и добрым седцем. А моя профессия требует ещё большого терпения, кропотливой ежедневной работы, чтобы неговорящий или плохо говорящий ребёнок заговорил, смог преодолеть в себе застенчивость, чувствовал уверенность в своих силах. Чтобы моя работа была успешной, стараюсь с первого дня знакомства найти контакт с детьми, счтать другом, которому они доверяют заглянуть в рот, дотронуться до язычка, неба, размять непослушный язычок. Специфика моей работы предусматривает тесный контакт с другими специалистами ДОУ - это инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, специалист по рисованию. Но самым важным является взаимосвязь с родителями.

 В беседах, консультациях, выставляя рекомедации в родительском уголке, сообщениях на родительских собраниях по закреплению навыков по постановке звуков, беседах по темам недели - всё это помогает формированию свяной речи. Всегда стараюсь следовать одной простой истине - быть в постоянном творческом поиске. Считаю, что если педагог хочетхорошо исполнить свой проффессиональный долг, он должен самосовершенствоваться и безмерно любить детей. Использовать разнообразные формы и методы в своей работе. Совокупность всех этих факторов даёт положительный результат.Об этом свидетельствуют результаты ПМПК, ГДЕ 98% детей, выпущенных в школы, поступают с нормой речевого развития. Приятно сышать отзывы родителей , педагогов, что мои выпускники самые лучшие в классе. И пусть их дорога будет светлой и радостной, ведь для этого я вкладываю свой труд, свои знания, свой опыт.

Большую часть своей педагогической деятельности я прожила на Севере. За годы работы приходилось заниматься исследовательской работой. Сама жизнь на Севере и логопедическая практика подводили меня к этому. Исследования мои были связаны с институтом Полярной медицины, поэтому выводы к торым я пришла, были напечатаны в сборнике трудов этого института. С некоторыми я хочу поделиться.

В Норильском промышленном районе по данным ЦГСЭН, отмечается тенденция к увеличению психических расстройств, болезней нервной системы и органов чувств у детей, родившихся на Севере. Результаты обследования речи детей дошкольного возраста в Норильском промрайоне в течение четырёх лет показали, что происходит значительный рост и усиление тяжести речевой патологии. В частности, заметно возросло число речевых расстройств, таких, как дизартрия, ринолалия, алалия, общее недоразвитие речи, заикание. Проблема речевых расстройств всё больше привлекает внимание специалистов. К началу обучения 15% детей имеют недостатки речи. Это связано с той ролью, которая правильная речь имеет для развития и становления ребёнка. В связи с этим, проблема профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность.

      В городах НПР работе с такими детьми уделяется много внимания. Ранняя диагностика нарушений речи способствует своевременной их коррекции. Логопеды детских дошкольных учреждений проводят профилактические осмотры детей от 3 до 7 лет. Результаты таких осмотров показали, что появление таких нарушений обусловлено как биологическими, так и социальными условиями, в которых формируется детский организм.

                                                                 К факторам риска возникновения речевых расстройств относятся:

 - нарушения течения беременности и родов, мозговые инфекции, травмы, перенесённые после рождения ( сотрясения, ушибы мозга);

 - послеутробное развитие ( задержка развития тонкой психомоторики, пространственного восприятия, мозговая недостаточность);

 - семейная отягощённость речевыми и психиечскими нарушениями.

      Расстройства речи нарушают возможность свободного общения ребёнка с другими людьми. Осознание своего речевого дефекта обычно приводит к появлению отрицательных эмоциональных реакций на окружение. Недостатки звукопроизношения, лексики, грамматики, способности передавать свою мысль, нежелание общаться - всё это вместе или в отдельности может вызвать у ребёнка замкнутость, снижение речевой активности. Речевые расстройства у детей часто сопровождаются нарушением моторики: дискоординация движений, замедленность или растормрженность. Всё это порождает особенности поведения детей в играх и зханятиях.

     Для детей с нарушениями речи игровая деятельность сохраняет своё значение как необходимое условие всестороннего развития личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, влияют на игровую деятельность. Медленное образование дифференцировок, нестойкость памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры. Нарушение общей речевой моторики приводит к повышению утомляемости ребёнка. Такие дети не могут быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, то есть руководить игрой, давать целевые сутановки. Нарушение полноценного речевого общения у детей - логопатов отрицательно влияет на развитие их словесно - логического мышления, на основе которого формируются количественные представления, дети затрудняются при воспроизведении образа в целом. У них нет достаточно целенаправленного внимания, отсутствует устойчивый интерес к занятиям. Ребёнок затрудняется в определении пространственных соотношений ( право, лево, рядом). Для них характерна узость тематики рисунков, бедность приёмов лепки, конструирования, неумение владеть ножницами и.т.д.

   В Заполярье эти процессы усугубляются. Так к середине или  к концу полярной ночи таким детям значительно труднее сосредоточиться на выполнении несложных с точки зрения обычного ребёнка, заданий, у них часто происходят нервно - эмоциональные срывы.

   В целях своевременной компенсации речевых нарушений у ребёнка, необходимо начинать логопедические занятия в младшем дошкольном возрасте. Коррекционно - педагогическая работа должна основываться на понимании причин конкретной речевой патологии.

    Практика работы показала, что развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения в дальнейшем детей грамоте. Готовность ребёнка к обучению письму и чтению неразрывно связана с возможностью осознавать звуковой строй языка. Устную речь ребёнка надо развивать не только в плане расширения словарного запаса и оформления грамматической её стороны, но и воспитания ритмичности, чёткости звукопроизношения, интонации, выразительности. Всё это ребёнок получает в логопедической группе, что в конечном итоге, помогает его социальной адаптации среди сверстников.

О себе

Силина Наталья Рудольфовна 60 лет. Образование высшее педагогическое. Стаж работы в образовании 37 лет. Работаю учителем - логопедом.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Л.Н. Толстой " Война и мир",  "Анна Каренина";  Лирика А.С.Пушкина; Стихи и поэмы Некрасова, Есенина; Сухомлинский  " Седце отдаю детям" и др.

Мой взгляд на мир

Создавать, творить добро, не быть равнодушной и люди всегда тебе ответят тем же и мир будет открывать для тебя ещё большие горизонты для жизни, работы, любви.

Мои достижения

Почётная грамота Мытищинского муниципального района 2012 г.

Почётная грамота Совета депутатов Мытищинского района 2011 г.

Благодарность и грамоты Администрации МБДОУ № 58 "Белочка" за 2008; 2009; 2010; 2011; 2012 годы

Почётная грамота Главы Администрации г. Норильска.2006г.

Благодарственные письма и дипломы от родителей выпускников логопедических групп 2005, 2008, 2010; 2011 г.

Благодарность Управления дошкольного образования Администрации г. Норильска 2005г.

Моё портфолио

Дети - цветы жизни, но чтобы их цвет радовал, завораживал, окрылял, нужно постоянно их " удобрять, подпитывать", тогда они будут благоухать.

Чтобы наши дети умели хорошо говорить, общаться, грамотно выражать свои мысли, мы , логопеды должны научить их этому. В моей практике часто встречатся дети - дизартрики. Поэтому с большим интересом провожу экпериментальные работы. Тема одной из них: "Коррекция нарушений просодической стороны речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии". Она включает в себя оьщие аспекты и особенности просодических расстройств у дошкольников. На основании литературных данных и исследовательских работ авторов: Р.И.Мартыновой, Л.В.Лопатиной С.И.Маевской и других специалистов, мною были сделаны выводы:

   При овладении звукопроизносительной строной речи, её сенсорный и моторный компоненты образуют единую функциональную систему, где элементы слуховых и двигательных образов находятся в тесной взаимосвязи. Т.к. стёртая форма характеризуется дисфункцией речедвигательного анализатора, между сенсорными и моторными компонентами возникают сложные взаимоотношения, отличающиеся от существующих, в норме. Дефекты звукопроизношения и слухового восприятия тормозят нормативное развитие просодической стороны речи, создавая предпосылки для развития вторичных осложнений.

  Просодические компоненты являются одним из факторов, повышающих фразовую разборчивость, законченность и конкретность высказывания. Основной функцией просодики является денотативное и эмотивное содержание высказывания.

  Результаты эксперимента доказали необходимость проведения коррекционной работы по нормализации просодических компонентов речи в системе общей логопедической работы, по преодолению стёртой формы дизартрии, а также подтвердили предположение о том, что:

 1.Логопедическая работа должна быть направлена не только на коррекцию произношения, но и на развитие всей психической деятельности ребёнка. Однако основным содержанием работы всё же является формирование фонетико - фонематической системы. Коррекция и развитие психических процессов имеют прикладное значение.

2.Формирование фонетико - фонематической системы нужно органично связывать с развитием всех компонентов речи. Произношение - это процесс реализации языковой программы, в которой фонетические элементы тесно связаны мкжду собой и с другими компонентами языка.

3. Развитие фонематической системы необходимо вести с опрежением по отношению к развитию фонетической системы. В большинстве случаев моторная реализация языковой программы больше зависит от фонематических представлений ребёнка, нежели от возможностей его речевого аппарата.

4. Необходимо формировать заново всю фонетическую систему, начиная с просодических компонентов- темпа, ритма, интонации.

5.

Нарушение просодических компонентов речи имеет качественное своеобразие в каждом конкретном случае стёртоё формы дизартрии.

6.Логопедическая работа по формированию просодических компонентов речи должна учитывать индивидуальные особенности дефектов просодики у детей и их соотнесение с другими компонентами в структуре дизартрического расстройства.

7.Данная работа требует расширения направлений логопедической работы по формированию просодических компонентов речи в системе коррекционного воздействия по преодолению стёртой формы дизартрии.

 

 

Добавить грамоту в портфолио