Добрина Назира Зейналовна

сайт учителя биологии

Смотреть вгубь вещей, никого не осуждая. Майкл Фокс

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Чтение научной литературы

Увлечения: Путешествия, чтение книг

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Место работы: школа № 57, гимназия № 631

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/naziradobrina
"Жить по правде и для других - самое великое, чего только человек может достигнуть".
П.Ф.Леcгафт

К уроку по теме : "Хозяйственнаят деятельность человека и глобальные экологические проблемы".

Около 10 - 15 % суши распахано, 25% представляют собой полностью или частично окультуренные пастбища.

Если к этому добавить 3 - 5% поверхности, занятой транспортной сетью, промышленностью, зданиями и сооружениями,

и около 1 - 2% территории Земли, поврежденной разработками полезных ископаемых, то окажется, что почти половина

поверхности суши видоиpменена деятельностью человека.


 

О себе

Работаю учителем биологии. Педагогический стаж - 17 лет. Имею высшую квалификацию. Увлечения: чтение книг.

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

БИБЛИЯ.
 

Ветхий зовет

Глава 1

1. В начале сотворил Бог небо и землю1 2. Земля же была безвидна и пуста2, и тьма над бездною,

Слово «небо» означает здесь невидимый духовный мир, а «земля» — видимую материю.

Слова «безвидна и пуста» характеризуют первобытную массу, дают идею о состоянии полного хаоса, в котором элементы будущего света, воздуха, земли, воды и также зародыши растительной и животной жизни не поддавались ещё никакому различению и были как бы перемешаны между собой.

 

Мой взгляд на мир

Методы познания

  • Художественный образ мира складывается в результате творчества людей (чувственное восприятие) (музыка, живопись, литература).  В конечном счете решались задачи:
  1. Идеологические
  2. Эстетические
  • Научный образ мира формировался целенаправленными усилиями исследователей, изучающих свойства природы, они описываются на специальном языке.

Методы:

  1. •Наблюдение
  2. •Измерение
  3. •Эксперимент



Научное наблюдение отличается от созерцания тем, что оно всегда:

  • целенаправленно
  • -методически обдуманно
  • -его результаты можно оценить, записать, измерить.
  • -важны условия, в которых оно происходит.

 

 

Моё портфолио

План  оформления интегрированного урока 

(Объем не более 5 -6 страниц А 4; шрифт Times New Roman, 14 кегль; 1,5 интервал; поля стандартные; рисунки и фото в формате jpg; текст, таблицы и схемы в Word 2003; уроки высылать по адресу victoriagr@mail.ru, с пометкой «Урок в сборник»; электронное приложение к сборнику в виде диска (презентации, видео) не предусмотрено, однако возможно его описание в тексте урока. На кафедре ЕНО планируется создание электронного банка педагогического опыта, поэтому возможно присылать на электронную почту приложения к уроку.)

  1. Тема урока

«Куда уходит лето? (времена года: фенологическая карусель)»

  1. Программа УМК используемая для подготовки и проведения урока

Учебник А.А. Плешаков. Мир вокруг нас. 1 класс.- М.: Просвещение

А. А. Плешаков. Рабочая тетрадь. 1 класс.- М.: Просвещение.

  1. Необходимые ресурсы (особенности образовательной среды, кадровое обеспечение, временные характеристики урока, инструментарий, литература).

Глобус, изображение смены времен года (рисунок 1); магнитофон, колонки; запись концерта А. Вивальди  «Времена года»; учащиеся заранее делятся на 4 группы, каждая группа садиться, образуя «круглый» стол, длительность урока 35 минут.

  1. Ведущая идея урока

Фенологическая обусловленность каждого времени года

  1. Планируемые образовательные результаты:

- личностные (система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе).

Осмысление себя как части Природы,  гармонии процессов Природы;  осознание значимости культурного наследия классиков; приобщение к русскому фольклору.

  • метапредметные (способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов).

Развитие художественного воображения; принятие и осмысление информации в разных формах: поэзия, музыка, справочная информация;

  • предметные (конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета).

Знания о смене времен года,  их закономерностях; понятие о цикличности природных явлений;

              4.    Интегратор урока  - системообразующий фактор  (стержень), служащий основанием  для объединения дисциплин (например: универсальное  понятие: энергия, симметрия, материя и др., ценностно-смысловые ориентиры: взаимосвязь человека и природы, сохранение духовности и др., концепт: наука, живое, мир и др., общенаучная теория: теория относительности, теория большого взрыва и др., объект изучения: дерево, река и др., исторические факты: возникновение жизни, происхождение человека  и др.)

Интегратор – объект изучения – времена года.

           5. Описание этапов урока:

- мотивационный этап

-содержательно -  технологический этап

- рефлексивный этап (подведение  итогов)

Ход урока.

1. Фаза вызова (определение темы урока)

Группы ребят получают задание собрать из отдельных частей картинку (пазлы о временах года).

Учитель: Если вы правильно соберете картинки, то мы с вами сможем узнать тему нашего сегодняшнего урока (работа в группах).

Учитель: Итак, о чем же мы будем сегодня говорить? (ответы детей)

Спасибо, ребята. Сегодня мы узнаем много интересного о временах года.

2. Осмысление (работа по теме урока)

а) Составление кластера при помощи загадок

Четыре ковра рукодельницы ткут
Один за другим их на землю кладут
Белый, зеленый, пестрый, желтый.
Ответ здесь мудреный, его нашел ты? (времена года)

Тройка. Тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса. Белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром (зима).

Прослушивание музыкального  фрагмента А. Вивальди «Времена года» «Зима».

Учитель: какие звуки говорят о том, что это зима?(ответы детей) Какие музыкальные инструменты вы услышали?(ответы детей) Молодцы! Все эти инструменты выражают особенности этого времени года.

Давайте назовем основные погодные особенности зимы.(ответы детей) . Как себя ведет зимой природа? (ответы детей)

А какие месяцы являются зимними? (ответы детей).

Пришла. Улыбнулась - утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась. Растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады (весна).

Прослушивание музыкального  фрагмента А. Вивальди «Времена года» «Весна».

Учитель: какие звуки говорят о том, что это весна?(ответы детей) Какие музыкальные инструменты вы услышали?(ответы детей) Как их звучание отражает звуки весны?  Давайте назовем весенние месяцы. Что происходит весной в природе?

Оно за весною к нам в гости идет,
С собою приносит немало забот.
Горячие долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски (лето).

Прослушивание музыкального  фрагмента А. Вивальди «Времена года» «Лето». Учитель: какие звуки говорят о том, что это лето?(ответы детей) Какие музыкальные инструменты вы услышали?(ответы детей) Как вы думаете, почему именно эти инструменты выбирает для концерта А. Вивальди? Давайте назовем летние месяцы. Что происходит в природе летом?

Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима».(осень)

Прослушивание музыкального  фрагмента А. Вивальди «Времена года» «Осень». Учитель: какие звуки говорят о том, что это осень?(ответы детей) Какие музыкальные инструменты вы услышали?(ответы детей) Как звучание этих инструментов подчеркивает особенности осени? Как  ведет себя природа осенью?  Вспомним осенние месяцы...(ответы детей).

Итак, сколько времен года всего? (ответы детей)

Знаете, ребята, Раньше на Руси месяцы называли по-другому, не как сейчас.  Давайте попробуем  объяснить некоторые названия (работа в группах, рассказать об одном месяце: сечень, лютень, берёзозол, цветень, травень, червень, липень, серпень, вересень, листопад, грудень, студень.)

Смена времен года — вечное и неизменное явление природы. Причина его заключается в движении Земли вокруг Солнца (рис.1).

Путь, по которому в космическом пространстве движется земной шар, имеет форму вытянутого круга, овала. В центре этого овала — Солнце.

 

Рисунок 1. Смена времен года

 

 
  image

 

 

 

 

 

 

 


Переход от тёплого времени года (весна, лето) к холодному (осень, зима) происходит вовсе не потому, что Земля то приближается к Солнцу, то удаляется от него. А ведь и сегодня так думают многие люди!

Дело в том, что Земля, помимо обращения вокруг Солнца, вращается вокруг воображаемой оси (демонстрация модели глобуса).  Если бы ось Земли располагалась под прямым углом к орбите Земли вокруг Солнца, у нас не было бы времен года, а все дни были бы одинаковыми. Но эта ось наклонена по отношению к Солнцу. В результате Земля вращается вокруг Солнца в наклонном положении (создание модели: кто-то в роли  Солнышка, вокруг него учитель проносит глобус, обращая внимание детей на наклон планеты относительно орбиты). Это положение сохраняется круглый год. Поэтому в разное время года Земля по-разному подставляет солнечным лучам свою поверхность. Когда солнечные лучи падают отвесно, прямо, Солнце жарче. Если же лучи Солнца падают на земную поверхность под углом, то они греют земную поверхность слабее.

Времена года идут друг за другом так, что получается круглый год. А за одним годом наступает следующий. И так продолжается бесконечно, потому, что наша планета вращается, подставляя солнцу то одну сторону, то другую.

 

Физминутка

Учитель: а теперь, ребята, давайте отдохнем (дети встают около парт)

Приплыли тучки дождевые: - лей, дождик, лей! (руки влево-вправо)
Дождинки пляшут, как живые! - пей, земля, пей! (поворот)
И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, пьёт! (наклон)
А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт. (руки вверх, «достать до «тучки»)

 

Какое время года сейчас?

-Найдите его на годовом круге в нашей схеме и в учебнике на странице 70.

-Какое время года было до него?

-Какое время года будет после?

-А кто ответит Муравьишке, когда наступит лето?

б) Работа по учебнику

- Страницы 70-71

в) Продолжение работы с кластером

–А теперь вы немного поработаете самостоятельно в группах и подумаете, чем мы еще можем дополнить нашу схему (кластер)

(Работа в группах, по итогам работы должен появиться полностью заполненный кластер)

г) - В большинстве областей земного шара существует 4 времени года. Но есть места, где только 2 времени года. Например, в областях Арктики и Антарктики в течение лета солнце никогда не заходит, а зимой никогда не всходит.

-А в близких к Экватору областях тоже только 2 времени года. После жаркого сухого периода наступает длинный сезон дождей.

-А сколько времен года у нас?

д) Работа в рабочей тетради

Страница 29 задание 1

3. Рефлексия

а) Учитель: Итак, мы сегодня поговорили о многом, попробуйте сейчас за несколько минут придумать рассказ о том, что нового вы узнали сегодня на уроке, только первая группа (зима) составляет рассказ для родителей, вторая (весна) для бабушки, третья (лето) для друга, а четвертая (осень) для меня. (работа в группах).

б) Прослушивание зарисовок.

Учитель: Ребята, как вы думаете почему рассказы получились разные? (ответы детей)

в) Домашнее задание. Сделать рисунок — загадку  любимого времени года, где «спрятать» (не сразу заметишь) какой либо объект из другого времени года.

 

         6. Заключение (не более 6-10 строк). Выводы по содержанию урока.

В процессе урока у детей формируется новый взгляд на такое природное явление как времена года. Первоклассники, актуализируя собственный жизненный опыт, получают новое знание о фенологических особенностях каждого времени года, эстетически наполняют эти знания, учатся понимать астрономическую  обусловленность смены времен года, осмысливают значимость каждого времени  года в жизни человека, культуре.  Благодаря объединению знаний из разных областей (географии, астрономии, литературы, музыки, истории, биологии), изменяется качество изучаемого понятия  - «времена года» как интегративная категория, описывающая закономерные изменения в Природе (интегративный концепт) и  повышается его личностная значимость для детей.

Сведения об авторе (Ф.И.О., место работы, должность, звание,стаж).

Громова Виктория Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 579, стаж 13 лет.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы