Обмен в - в и энергии.
видеоурок по биологии (10 класс) по теме

Добрина Назира Зейналовна

Конспект урока по биологии на тему: «Обмен веществ и энергии»

 

 

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: Обмен веществ и энергии .        ( урок – соревнование ).

 

Цели: Систематизировать знания учащихся о процессах обмена веществ и энергии, как об одном из важнейших свойств живой клетки; развивать умение использовать знания в области химии, физики на уроках биологии; воспитывать внимательность и умение работать в коллективе.

 

Оборудование: Портрет М.Ломоносова, таблицы, компьютер, экран, проектор, листы А4 для выполнения заданий.

 

Ход урока.

 

1 часть. Организация урока.

 

 

Учащиеся распределяются по 5 рабочим группам ( по 5 человек в каждой группе).

Определение ответственных в каждой группе. Задачи ответственных - выслушивать мнение каждого участника групповой работы, побуждать себя и собеседника придумывать различные варианты решения поставленных задач, стараясь воздерживаться от критики предложений собеседников, разделять во времени процессы поиска вариантов решения и принятия решения .Задания каждых учебных элементов урока выполняются на отдельных листах, а затем сдаются группе экспертов для подсчета баллов.

                                                                                                           

2 часть. Повторение изученного материала.

 

 

 Учитель: Мы изучили химический состав клетки, её строение; процессы обмена веществ и энергии, происходящие в клетке. Живая клетка – это сложная система, в которую постепенно поступают вещества, активно работают органоиды, в которых происходит расщепление и образование новых, нужных клетке веществ

 

Учебный элемент №1

 

Цель: определить исходный уровень знаний по теме «Обмен веществ и энергии».

Руководство по выполнению учебного материала: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл; за это задание можно получить 2 балла.

 

По схеме, изображённой на доске, назовите слово:

 

Для первой группы:

 

А)  _ о _ _ _ и _

Процесс, протекающий в световой фазе фотосинтеза.

Б) _ и _ _ о _ _ _

Побочный продукт фотосинтеза.

 

Для второй группы:

 

А) _ _ н _ _ а _ _ _ _ _

Образуется в итоге темновой фазы фотосинтеза.

 

Б) _ _ е _ _ _ _

Используется в темновой фазе фотосинтеза.

 

Для третьей группы:

 

А) _ _ д _

Вещество, образующееся при кислородном расщеплении глюкозы.

 

Б) _ _ с _ _ _ о _

Участвует в процессе расщепления глюкозы.

 

Для четвёртой группы:

 

А) _ _ _ е _

Процесс превращения углеводов в клетке и организме.

 

Б) _ _ и _ _ _ _ и _

Один из способов расщепления органических веществ.

 

Для пятой группы

 

А) _ _ а _ _ л _ _ _ _

Процесс сборки молекул белка на рибосомах.

 

Б) _ _ м _ _ _ _ _ е _

Способ автотрофного питания некоторых одноклеточных организмов.

 

Ответы:

 

По схеме, изображённой на доске, назовите слово:

 

Для первой группы:

 

А)  _ о _ _ _ и _

Процесс, протекающий в световой фазе фотосинтеза. (Фотолиз )

.

Б) _ и _ _ о _ _ _

 

Побочный продукт фотосинтеза. ( Кислород ).

 

Для второй группы

 

А) _ _ н _ _ а _ _ _ _ _

Образуется в итоге темновой фазы фотосинтеза. (Моносахарид ).

 

Б) _ _ е _ _ _ _

Используется в темновой фазе фотосинтеза. ( Энергия ).

 

Для третьей группы:

 

А) _ _ д _

Вещество, образующееся при кислородном расщеплении глюкозы. ( Вода ).

 

Б) _ _ с _ _ _ о _

Участвует в процессе расщепления глюкозы. ( Кислород ).

 

Для четвёртой группы:

 

А) _ _ _ е _

Процесс превращения углеводов в клетке и организме. (Обмен )

.

Б) _ _ и _ _ _ _ и _

Один из способов расщепления органических веществ. (Окисление ).

 

Для пятой группы:

 

А) _ _ а _ _ л _ _ _ _

Процесс сборки молекул белка на рибосомах. (Трансляция)

.

Б) _ _ м _ _ _ _ _ е _

Способ автотрофного питания некоторых одноклеточных организмов. ( Хемосинтез ).

 

Учебный элемент №2

 

Цель: Сформировать у учащихся убеждённость в том, что клетка – это единая

структурно-функциональная система.

Руководство по выполнению учебного материала: каждый правильный ответ

оценивается в 2 балла; за это задание можно получить 20 баллов.

Выберете все правильные ответы:

1.Транскрипция отличается от трансляции тем, что:

А) Происходит в ядре.

Б) Является примером матричного синтеза.

В) В результате образуется и-РНК.

Г) является ферментативным процессом.

2. На подготовительном этапе сложные углеводы расщепляются:

      А) В желудке.

      Б) В ротовой полости.

      В) В толстом кишечнике.

      Г) В тонком кишечнике.

 

 

3.  Определите правильную последовательность изменений сложных углеводов в процессе обмена веществ:

 

      А) Выведение продуктов углеводного обмена.

      Б) Расщепление сложных углеводов под действием ферментов слюны.

      В) Доставка глюкозы в клетки тела.

      Г) Расщепление углеводов в тонком кишечнике.

      Д) Всасывание углеводов в кровь         Е) Синтез гликогена.

4. Гликолиз – процесс:

      А) Образования пировиноградной кислоты.

      Б) Ферментативного расщепления глюкозы.

      В) Образования этилового спирта.

      Г) Сопровождаемый образованием 36-ти молекул АТФ.

5. Автотрофы способны:

 

      А) Синтезировать органические вещества из       неорганических.

      Б) Использовать для синтеза энергию химических реакций.

      В) Поглощать готовые органические вещества.

      Г) Использовать для синтеза энергию света.

 

6. Световая фаза фотосинтеза сходна с темновой тем, что:

 

      А) Происходит с поглощением энергии.

      Б) Осуществляется при наличии хлорофилла.

      В) Протекает только на свету.

      Г) Может происходить в темноте

 

7. Фотолиз отличается от хемосинтеза:

 

      А) Источником энергии.

      Б) Образованием органических веществ из неорганических.

      В) Необходимым присутствием хлорофилла.

      Г) Зависимостью от света.

8. Диссимиляция – это:

 

      А) Пластический обмен.

      Б) Энергетический обмен.

      В) Совокупность реакций биологического синтеза.

      Г) Совокупность реакций распада веществ.

9. Кислородное расщепление органических веществ:

 

      А) Происходит в цитоплазме.

      Б) Характеризуется образованием СО2 и Н2О.

      В) Происходит в кристах митохондрий.

      Г) Сопровождается образованием 36-ти молекул АТФ.

 

10. Биосинтез белков в клетке – это пример:

 

      А) Диссимиляции.

      Б) Ассимиляции.

      В) Фотосинтеза.

      Г) Пластического обмена.

Ответы:

1.Транскрипция отличается от трансляции тем, что:

 

 А) Происходит в ядре.

 Б)  Является примером матричного синтеза

 В) В результате образуется и-РНК

 Г) является ферментативным процессом.

 

     ( А , В )

 

2. На подготовительном этапе сложные углеводы расщепляются:

 

 А) В желудке 

 Б) В ротовой полости.

 В) В толстом кишечнике

 Г) В тонком кишечнике.

 

    ( Б , В )

 

3.  Определите правильную последовательность изменений сложных углеводов в процессе обмена веществ:

 

      А) Выведение продуктов углеводного обмена.

      Б) Расщепление сложных углеводов под действием ферментов слюны.

      В) Доставка глюкозы в клетки тела.

      Г) Расщепление углеводов в тонком кишечнике.

      Д) Всасывание углеводов в кровь.

      Е) Синтез гликогена.

     

         ( Б, Г, Д, В, Е, А )

 

 

4. Гликолиз – процесс:

      А) Образования пировиноградной кислоты.

      Б) Ферментативного расщепления глюкозы.

      В) Образования этилового спирта.

      Г) Сопровождаемый образованием 36-ти молекул АТФ.

    

           ( А ,Б )

5. Автотрофы способны:

 

      А) Синтезировать органические вещества из неорганических.

      Б) Использовать для синтеза энергию химических реакций.

      В) Поглощать готовые органические вещества.

      Г) Использовать для синтеза энергию света.

     

       ( А, Б, Г )

 

 

6. Световая фаза фотосинтеза сходна с темновой тем, что:

 

      А) Происходит с поглощением энергии.

      Б) Осуществляется при наличии хлорофилла.

      В) Протекает только на свету.

      Г) Может происходить в темноте.

    

           ( А )

 

7. Фотолиз отличается от хемосинтеза:

 

      А) Источником энергии.

      Б) Образованием органических веществ из неорганических.

      В) Необходимым присутствием хлорофилла.

      Г) Зависимостью от света.

     ( А, В, Г )

8. Диссимиляция – это:

 

      А) Пластический обмен.

      Б) Энергетический обмен.

      В) Совокупность реакций биологического синтеза.

      Г) Совокупность реакций распада веществ.

( Б , Г )

9. Кислородное расщепление органических веществ:

 

      А) Происходит в цитоплазме.

      Б) Характеризуется образованием СО2 и Н2О.

      В) Происходит в кристах митохондрий.

      Г) Сопровождается образованием 36-ти молекул АТФ.

 

      ( Б, В, Г )

 

10. Биосинтез белков в клетке – это пример:

 

      А) Диссимиляции.

      Б) Ассимиляции.

      В) Фотосинтеза.

      Г) Пластического обмена.

 

       ( Б , Г)

 

 

Учебный элемент №3

 

Цель: Выявить у учащихся умения характеризовать, объяснять, интерпретировать.

Руководство по выполнению учебного материала: каждый правильный ответ оценивается в 10 баллов, за это задание можно получить 30 баллов.

 

Ответьте на вопросы:

 

  1. Известно, что в спальне не должно быть слишком много растений, так как при этом ухудшается кислородный режим в помещении. Известно также, что растения при фотосинтезе выделяют кислород, обогащая им окружающий воздух. Не кажутся ли вам эти факты противоречащими друг другу? Поясните.

 

Ответ.

В ночное время растения не фотосинтезируют ( а значит не выделяют в воздух кислород ),

но продолжают дышать, поглощая кислород и выводя из клеток своего организма углекислый газ. Ночью растение обогащает воздух углекислым газом, поэтому в спальне не должно быть слишком много растений. В дневное же время дыхание ( а значит поглощение кислорода и выделение углекислого газа ) продолжается, но при этом активно осуществляется и фотосинтез, сопровождающийся противоположным газовым эффектом.

При фотосинтезе потребляется гораздо больше углекислого газа, чем его выделяется при дыхании; выделяется значительно больше кислорода, чем его поглощается при дыхании.

Из этого следует, что днём кислородный режим в комнате с растениями улучшается. Из вышеизложенного очевидно, что приведённые в условии задачи факты абсолютно не противоречат друг другу

.

2. Известно, что в пищеварительном тракте человека животная пища переваривается быстрее, чем растительная. Как это можно объяснить?

 

Ответ.

 

Растительная клетка, кроме плазматической мембраны имеет ещё и наружную целлюлозную оболочку, защищающую её от воздействия факторов внешней среды.

Эта оболочка труднее (в течение более длительного срока) разрушается с помощью пищеварительных ферментов, чем плазматическая мембрана животной клетки.

Поэтому животная пища переваривается быстрее.

 

3.Почему молекула ДНК не транспортируется из ядра в цитоплазму, к месту синтеза белка? Ведь в этом случае не нужна была бы молекула – посредник – и- РНК.

 

Ответ:

 

ДНК является «золотым фондом клетки» - носителем её наследственной информации, которая должна максимально надёжно защищаться от внешних воздействий. Иначе

Весьма вероятны мутации.

 Когда ДНК находится в ядре, например животной клетки, она относительно защищена от внешней среды:

 

А) Плазматической мембраной.

Б) Толстым слоем цитоплазмы.

В) Ядерной оболочкой.

Г) Слоем ядерного сока.

 

Если бы ДНК находилась непосредственно в цитоплазме, то она была бы защищена:

А) Плазматической мембраной.

Б) Тонким слоем цитоплазмы.

 

Таким образом, в первом случае наблюдается четыре уровня зашиты, а во втором – только два. Значит, молекулы ДНК не должны выводиться из ядра в цитоплазму, чтобы не подвергаться повышенной опасности быть изменёнными под действием внешних факторов(например ультрафиолетового излучения). Кроме того, выведение полимерной двухцепочной молекулы ДНК через мелкие поры ядра в цитоплазму могло бы быть весьма затруднительным. 

 

 

 

3 часть.Подведение итогов урока.

 

 

Прочитайте цель урока. Достигли ли вы её? В какой степени? Оцените свои знания и работу на уроке. Подсчитайте общее количество баллов, которые вы получили за выполнение всех заданий. Если вы набрали:

 52- 43 баллов -    5

 42- 32 балла –     4

 31-  21 баллов –  3

Ниже 20баллов - 2

 

4 часть. Домашнее задание.

 

Подготовьте презентацию, посвященную теме « Обмен веществ и превращение энергии».

 

 Литература:

 

-Открытые уроки по биологии для 9-11 классов Л. А. Попова.

   Москва «ВАКО» 2011.

 -Общая биология. Поурочное планирование 10 класс. А .В. Кулев

 Санкт-Петербург, «Паритет» 2009.

 -Диагностические работы 6-9 классы Г.Н.Панина

   Санкт-Петербург, «Паритет» 2006.

 -Общая биология для поступающих в вузы. Е.П.Сидоров

  Компания «Евразийский регион» Университет дружбы народов «Уникум – Центр»

  Москва 2007.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obmen_v_-_v_i_energii._bez_krossvorda.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии на тему: «Обмен веществ и энергии»

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: Обмен веществ и энергии .        ( урок – соревнование ).

Цели: Систематизировать знания учащихся о процессах обмена веществ и энергии, как об одном из важнейших свойств живой клетки; развивать умение использовать знания в области химии, физики на уроках биологии; воспитывать внимательность и умение работать в коллективе.

Оборудование: Портрет М.Ломоносова, таблицы, компьютер, экран, проектор, листы А4 для выполнения заданий.

Ход урока.

1 часть. Организация урока.

Учащиеся распределяются по 5 рабочим группам ( по 5 человек в каждой группе).

Определение ответственных в каждой группе. Задачи ответственных - выслушивать мнение каждого участника групповой работы, побуждать себя и собеседника придумывать различные варианты решения поставленных задач, стараясь воздерживаться от критики предложений собеседников, разделять во времени процессы поиска вариантов решения и принятия решения .Задания каждых учебных элементов урока выполняются на отдельных листах, а затем сдаются группе экспертов для подсчета баллов.

         

2 часть. Повторение изученного материала.

 Учитель: Мы изучили химический состав клетки, её строение; процессы обмена веществ и энергии, происходящие в клетке. Живая клетка – это сложная система, в которую постепенно поступают вещества, активно работают органоиды, в которых происходит расщепление и образование новых, нужных клетке веществ

Учебный элемент №1

Цель: определить исходный уровень знаний по теме «Обмен веществ и энергии».

Руководство по выполнению учебного материала: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл; за это задание можно получить 2 балла.

По схеме, изображённой на доске, назовите слово:

Для первой группы:

А)  _ о _ _ _ и _

Процесс, протекающий в световой фазе фотосинтеза.

 

Б) _ и _ _ о _ _ _

Побочный продукт фотосинтеза.

 

Для второй группы:

А) _ _ н _ _ а _ _ _ _ _

Образуется в итоге темновой фазы фотосинтеза.

 

Б) _ _ е _ _ _ _

Используется в темновой фазе фотосинтеза.

 

Для третьей группы:

А) _ _ д _

Вещество, образующееся при кислородном расщеплении глюкозы.

Б) _ _ с _ _ _ о _

Участвует в процессе расщепления глюкозы.

 

Для четвёртой группы:

А) _ _ _ е _

Процесс превращения углеводов в клетке и организме.

 

Б) _ _ и _ _ _ _ и _

Один из способов расщепления органических веществ.

 

Для пятой группы

А) _ _ а _ _ л _ _ _ _

Процесс сборки молекул белка на рибосомах.

 

Б) _ _ м _ _ _ _ _ е _

Способ автотрофного питания некоторых одноклеточных организмов.

 

 

Ответы:

По схеме, изображённой на доске, назовите слово:

Для первой группы:

А)  _ о _ _ _ и _

Процесс, протекающий в световой фазе фотосинтеза. (Фотолиз )

.

Б) _ и _ _ о _ _ _

Побочный продукт фотосинтеза. ( Кислород ).

Для второй группы

А) _ _ н _ _ а _ _ _ _ _

Образуется в итоге темновой фазы фотосинтеза. (Моносахарид ).

Б) _ _ е _ _ _ _

Используется в темновой фазе фотосинтеза. ( Энергия ).

Для третьей группы:

А) _ _ д _

Вещество, образующееся при кислородном расщеплении глюкозы. ( Вода ).

Б) _ _ с _ _ _ о _

Участвует в процессе расщепления глюкозы. ( Кислород ).

Для четвёртой группы:

А) _ _ _ е _

Процесс превращения углеводов в клетке и организме. (Обмен )

.

Б) _ _ и _ _ _ _ и _

Один из способов расщепления органических веществ. (Окисление ).

Для пятой группы:

А) _ _ а _ _ л _ _ _ _

Процесс сборки молекул белка на рибосомах. (Трансляция)

.

Б) _ _ м _ _ _ _ _ е _

Способ автотрофного питания некоторых одноклеточных организмов. ( Хемосинтез ).

Учебный элемент №2

Цель: Сформировать у учащихся убеждённость в том, что клетка – это единая

структурно-функциональная система.

Руководство по выполнению учебного материала: каждый правильный ответ

оценивается в 2 балла; за это задание можно получить 20 баллов.

Выберете все правильные ответы:

1.Транскрипция отличается от трансляции тем, что:

А) Происходит в ядре.

Б) Является примером матричного синтеза.

В) В результате образуется и-РНК.

Г) является ферментативным процессом.

2. На подготовительном этапе сложные углеводы расщепляются:

      А) В желудке.

      Б) В ротовой полости.

      В) В толстом кишечнике.

      Г) В тонком кишечнике.

3.  Определите правильную последовательность изменений сложных углеводов в процессе обмена веществ:

      А) Выведение продуктов углеводного обмена.

      Б) Расщепление сложных углеводов под действием ферментов слюны.

      В) Доставка глюкозы в клетки тела.

      Г) Расщепление углеводов в тонком кишечнике.

      Д) Всасывание углеводов в кровь         Е) Синтез гликогена.

4. Гликолиз – процесс:

      А) Образования пировиноградной кислоты.

      Б) Ферментативного расщепления глюкозы.

      В) Образования этилового спирта.

      Г) Сопровождаемый образованием 36-ти молекул АТФ.

5. Автотрофы способны:

      А) Синтезировать органические вещества из       неорганических.

      Б) Использовать для синтеза энергию химических реакций.

      В) Поглощать готовые органические вещества.

      Г) Использовать для синтеза энергию света.

6. Световая фаза фотосинтеза сходна с темновой тем, что:

      А) Происходит с поглощением энергии.

      Б) Осуществляется при наличии хлорофилла.

      В) Протекает только на свету.

      Г) Может происходить в темноте

7. Фотолиз отличается от хемосинтеза:

      А) Источником энергии.

      Б) Образованием органических веществ из неорганических.

      В) Необходимым присутствием хлорофилла.

      Г) Зависимостью от света.

8. Диссимиляция – это:

      А) Пластический обмен.

      Б) Энергетический обмен.

      В) Совокупность реакций биологического синтеза.

      Г) Совокупность реакций распада веществ.

9. Кислородное расщепление органических веществ:

      А) Происходит в цитоплазме.

      Б) Характеризуется образованием СО2 и Н2О.

      В) Происходит в кристах митохондрий.

      Г) Сопровождается образованием 36-ти молекул АТФ.

10. Биосинтез белков в клетке – это пример:

      А) Диссимиляции.

      Б) Ассимиляции.

      В) Фотосинтеза.

      Г) Пластического обмена.

Ответы:

1.Транскрипция отличается от трансляции тем, что:

 А) Происходит в ядре.

 Б)  Является примером матричного синтеза

 В) В результате образуется и-РНК

 Г) является ферментативным процессом.

     ( А , В )

2. На подготовительном этапе сложные углеводы расщепляются:

 А) В желудке  

 Б) В ротовой полости.

 В) В толстом кишечнике

 Г) В тонком кишечнике.

 

    ( Б , В )

3.  Определите правильную последовательность изменений сложных углеводов в процессе обмена веществ:

      А) Выведение продуктов углеводного обмена.

      Б) Расщепление сложных углеводов под действием ферментов слюны.

      В) Доставка глюкозы в клетки тела.

      Г) Расщепление углеводов в тонком кишечнике.

      Д) Всасывание углеводов в кровь.

      Е) Синтез гликогена.

     

         ( Б, Г, Д, В, Е, А )

4. Гликолиз – процесс:

      А) Образования пировиноградной кислоты.

      Б) Ферментативного расщепления глюкозы.

      В) Образования этилового спирта.

      Г) Сопровождаемый образованием 36-ти молекул АТФ.

     

           ( А ,Б )

5. Автотрофы способны:

      А) Синтезировать органические вещества из неорганических.

      Б) Использовать для синтеза энергию химических реакций.

      В) Поглощать готовые органические вещества.

      Г) Использовать для синтеза энергию света.

     

       ( А, Б, Г )

6. Световая фаза фотосинтеза сходна с темновой тем, что:

      А) Происходит с поглощением энергии.

      Б) Осуществляется при наличии хлорофилла.

      В) Протекает только на свету.

      Г) Может происходить в темноте.

     

           ( А )

7. Фотолиз отличается от хемосинтеза:

      А) Источником энергии.

      Б) Образованием органических веществ из неорганических.

      В) Необходимым присутствием хлорофилла.

      Г) Зависимостью от света.

     ( А, В, Г )

8. Диссимиляция – это:

      А) Пластический обмен.

      Б) Энергетический обмен.

      В) Совокупность реакций биологического синтеза.

      Г) Совокупность реакций распада веществ.

( Б , Г )

9. Кислородное расщепление органических веществ:

      А) Происходит в цитоплазме.

      Б) Характеризуется образованием СО2 и Н2О.

      В) Происходит в кристах митохондрий.

      Г) Сопровождается образованием 36-ти молекул АТФ.

      ( Б, В, Г )

10. Биосинтез белков в клетке – это пример:

      А) Диссимиляции.

      Б) Ассимиляции.

      В) Фотосинтеза.

      Г) Пластического обмена.

       ( Б , Г)

Учебный элемент №3

Цель: Выявить у учащихся умения характеризовать, объяснять, интерпретировать.

Руководство по выполнению учебного материала: каждый правильный ответ оценивается в 10 баллов, за это задание можно получить 30 баллов.

Ответьте на вопросы:

  1. Известно, что в спальне не должно быть слишком много растений, так как при этом ухудшается кислородный режим в помещении. Известно также, что растения при фотосинтезе выделяют кислород, обогащая им окружающий воздух. Не кажутся ли вам эти факты противоречащими друг другу? Поясните.

Ответ.

В ночное время растения не фотосинтезируют ( а значит не выделяют в воздух кислород ),

но продолжают дышать, поглощая кислород и выводя из клеток своего организма углекислый газ. Ночью растение обогащает воздух углекислым газом, поэтому в спальне не должно быть слишком много растений. В дневное же время дыхание ( а значит поглощение кислорода и выделение углекислого газа ) продолжается, но при этом активно осуществляется и фотосинтез, сопровождающийся противоположным газовым эффектом.

При фотосинтезе потребляется гораздо больше углекислого газа, чем его выделяется при дыхании; выделяется значительно больше кислорода, чем его поглощается при дыхании.

Из этого следует, что днём кислородный режим в комнате с растениями улучшается. Из вышеизложенного очевидно, что приведённые в условии задачи факты абсолютно не противоречат друг другу

.

2. Известно, что в пищеварительном тракте человека животная пища переваривается быстрее, чем растительная. Как это можно объяснить?

Ответ.

Растительная клетка, кроме плазматической мембраны имеет ещё и наружную целлюлозную оболочку, защищающую её от воздействия факторов внешней среды.

Эта оболочка труднее (в течение более длительного срока) разрушается с помощью пищеварительных ферментов, чем плазматическая мембрана животной клетки.

Поэтому животная пища переваривается быстрее.

3.Почему молекула ДНК не транспортируется из ядра в цитоплазму, к месту синтеза белка? Ведь в этом случае не нужна была бы молекула – посредник – и- РНК.

Ответ:

ДНК является «золотым фондом клетки» - носителем её наследственной информации, которая должна максимально надёжно защищаться от внешних воздействий. Иначе

Весьма вероятны мутации.

 Когда ДНК находится в ядре, например животной клетки, она относительно защищена от внешней среды:

А) Плазматической мембраной.

Б) Толстым слоем цитоплазмы.

В) Ядерной оболочкой.

Г) Слоем ядерного сока.

Если бы ДНК находилась непосредственно в цитоплазме, то она была бы защищена:

А) Плазматической мембраной.

Б) Тонким слоем цитоплазмы.

Таким образом, в первом случае наблюдается четыре уровня зашиты, а во втором – только два. Значит, молекулы ДНК не должны выводиться из ядра в цитоплазму, чтобы не подвергаться повышенной опасности быть изменёнными под действием внешних факторов(например ультрафиолетового излучения). Кроме того, выведение полимерной двухцепочной молекулы ДНК через мелкие поры ядра в цитоплазму могло бы быть весьма затруднительным.  

3 часть.Подведение итогов урока.

Прочитайте цель урока. Достигли ли вы её? В какой степени? Оцените свои знания и работу на уроке. Подсчитайте общее количество баллов, которые вы получили за выполнение всех заданий. Если вы набрали:

 62- 53 баллов -    5

 52- 42 балла –     4

 41-  31 баллов –  3

Ниже 30баллов - 2

4 часть. Домашнее задание.

Подготовьте презентацию, посвященную теме « Обмен веществ и превращение энергии».

 Литература:

-Открытые уроки по биологии для 9-11 классов Л. А. Попова.

   Москва «ВАКО» 2011.

 -Общая биология. Поурочное планирование 10 класс. А .В. Кулев

 Санкт-Петербург, «Паритет» 2009.

 -Диагностические работы 6-9 классы Г.Н.Панина

   Санкт-Петербург, «Паритет» 2006.

 -Общая биология для поступающих в вузы. Е.П.Сидоров

  Компания «Евразийский регион» Университет дружбы народов «Уникум – Центр»

  Москва 2007.

                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме  "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....

Кроссворд по теме: "Обмен веществ и превращение энергии"

Кроссворд по теме предназначен для итогового обобщения материала....

Презентация к уроку "Обмен веществ и превращение энергии"

Данная презентация была составлена для урока биологии в 10 классе по теме "Обмен веществ и превращение энергии"....

Урок. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. 7 класс.

Знакомство ребят с пищеварительной системой, усложнением её строенияу разных групп животных....

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

Конспект занятия. Понятие "обмен веществ", этапы энергетического обмена....

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Пластический обмен.

Конспект занятия. Понятие "обмен веществ", этапы пластического обмена....

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Тест для тематического контроля по теме : Обмен веществ и превращение энергии в клетке....