Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"
методическая разработка по биологии по теме

Павлова Елена Степановна

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме  "Обмен веществ и превращение энергии.

Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка  обобщающего урока (с использованием ИКТ).

По теме: «Обмен веществ и превращение энергии.

Перспективы практического использования фотосинтеза».

Преподаватель   ГОУ НПО ПУ №37

 Павлова Е. С.

Ногинск. 2010 г.

Учебно-воспитательные задачи темы.

Образовательные: обобщить знания учащихся об  обмене веществ и превращении энергии. Систематизировать их как признаки свойств  живых организмов .На основе частных процессов  выявить общие закономерности метаболизма. Установить связь пластического и энергетического обмена на разных уровнях организации живого и их связь с  окружающей средой. Познакомить с новыми понятиями: лимитирующий фактор и мониторинг. Обеспечить закрепление основных биологических понятий : автотрофные, гетеротрофные организмы, пластический и энергетический обмен; анаболизм, катаболизм ,метаболизм, фотосинтез, гликолиз, клеточное дыхание, брожение.                                                    Формировать общеучебные умения - работать с книгой, тетрадью, словарем, компьютером.

Развивающие: формировать умение выделять сущность процесса  в изучаемом материале; обобщать и сравнивать, делать выводы; работать с таблицей, схемами, источниками СМИ, Интернетом.

Воспитательные: продолжить  экологическое воспитание и формирование бережного отношения к природе. Используя приобретенные знания  понимать перспективы практического использования фотосинтеза (на основе принципа научности).

Оборудование: экран, компьютеры, таблица,  видеофильм-«Обмен веществ и энергии в клетке» (демонстрируется  фрагментами) , видеофрагмент «Механизм фотосинтеза» , учебники, презентация.

I.Проверка изученного материала темы - тестирование.

 Для этого предварительно  можно разрешить ученикам повторить быстро тему в тетради и в учебнике, полистать словарь с биологическими терминами(для учеников ПУ- это возможность сосредоточиться).

ТЕСТ.

1.Закончите фразу: «    первоосновой жизни и взаимоотношений организмов друг с другом и внешней средой является….» (выберите ответ):

а) катаболизм, б)анаболизм, в)метаболизм, г)ассимиляция, д) диссимиляция, е)обмен веществ и энергии.    2балла.                 ( в , е.).

2.Выберите ответ: фотосинтез-это процесс

а) выделения энергии; б) распада органического вещества, в) синтез органического вещества.        1балл                            (в).

3.Назовите синоним понятия метаболизм.        1балл.    (обмен в-в и энерг.)

4.Закончите фразу: «Растения используют для синтеза своих органических соединений энергию … , поэтому являются… организмами».  

2 балла  (солнца ,автотрофными).

5.Назовите две стороны обмена веществ (дайте по три названия каждого явления) .         6 баллов.     (ассимиляция, анаболизм, пласт. обмен; диссимиляция, катаболизм, энерг. обмен).

6.Выберите правильный ответ: Гликолиз происходит  в …

а) подготовительном этапе, б) фотосинтезе, в) темновой фазе, г) бескислородном этапе.      3балла.                                    (г).

7.  Закончите фразу: « На кислородном этапе освобождается большое количество энергии часть, которой идет на синтез АТФ и этот процесс называется…  ».                         2балла.         (клеточное дыхание).

8.  закончите фразу: «Органические вещества, имеющие общую формулу

Cn(H2O)m  называются…».                   1балл.          (углеводы).    

9.Закончите фразу: «Для гетеротрофных организмов  пища является источником… и…».                  4балла.   (энергии и синтеза своих орг. соед.)                                      

10.Назовите эту схему:   (ПВК----Этиловый спирт----СО2 )      1балл   (брожение)

11.Назовите две  группы веществ (по наличию в их составе углерода), которые входят в состав пищи гетеротрофов).          2балла            (белки, жиры и другие варианты).

12.Закончите фразу: «Организмы, использующие для жизнедеятельности кислород -… ,а способные обходиться без него -…».   1балл

(аэробные, анаэробные).

Аттестация .

Оценка «5» : 24-26 баллов

Оценка «4»: 19-23 балла

Оценка «3»:  14-19 балов

II.Основная часть урока.

Урок проходит в компьютерном кабинете, тестирование осуществляется по программе, которая исходя из набранной  суммы баллов аттестует учащегося.

Чтобы учащийся мог исправить свои  ошибки на экране демонстрируются правильные ответы. Проверка знаний завершается вопросом :

    Какое практическое  значение имеет перспектива использования фотосинтеза?

Учитель говорит о том, что чтобы ответить на этот  вопрос, необходимо  обобщить и систематизировать  знания по теме: «Обмен  веществ и  превращение  энергии» ,понять какое значение ученые отводят процессу  фотосинтеза.   Для этого  надо  выполнить задание .(Ученики работают  с заготовленными таблицами  в рабочих листах).

Задание. Используя полученные ранее  знания по этой теме, информацию от просмотренных  сейчас видео кино фрагментов, заполните таблицу и  дайте ответы на вопросы.( приложение № 1)

1.Какова  сущность пластического и энергетического обмена?

2.Как и где протекают эти процессы?

3.Какое значение имеет пластический и энергетический обмен?

4.Какие выводы Вы можете сделать на основании  сравнения двух процессов?

Демонстрируются видеофрагменты  кинофильма «Обмен веществ и энергии в клетке», «Механизм фотосинтеза».

После просмотра  видеофрагментов  идет  заполнение сравнительной таблицы  и у доски (поочередно  приглашаю сильных учащихся) под контролем учителя.

Первую  колонку ребята  заполняют быстро, так как она связана с  тестами. При  заполнении второй колонки учитель говорит о необходимости  восстановления последовательности процессов и где они протекают(параллельно заполняются колонки 3-6). Сущность процессов (итог) выделяем жирным шрифтом, чтобы сравнить как два противоположных процесса. Из таблицы видно, что два  вида обмена протекают в живых организмах ( растениях и животных),следовательно можно говорить о том, что они им присущи как живым организмам. Подвожу учеников к выводу:

№1 Пластический и энергетический обмен являются свойством живого.

Далее обращаю внимание ребят  на ступенчатость  этих процессов т. е. на организацию их уровня( клетка, ткань, орган , организм). И на основании этого  делаем с учащимися вывод:

№2.Пластический и энергетический обмен осуществляется на разных уровнях  живой материи.

Заполнение колонки -7  разрешаю предварительно просмотрев рабочую тетрадь. Чтобы заполнить заключительную колонку- 8,возвращаю внимание учеников к последовательности процесса «Обмена веществ и  превращения энергии»  (колонку-2). Задаю вопросы . Где может быть использован  кислород фотосинтеза в энергетическом обмене? А углекислый газ энергетического обмена? Что Вы  можете  сказать об АТФ? Таким образом, делаем вывод:

№3. Между пластическим и энергетическим обменом существует взаимосвязь.

Записанные заранее выводы демонстрируются на экране. Слабых учащихся прошу еще раз их повторить, ребята записывают выводы в рабочие листы. Заполняя сравнительную таблицу мы ,ребята, не учли с Вами связь пластического и энергетического обмена  с влиянием  ЧЕГО?  Они отвечают- окружающей среды.  На экране схема№1 ( приложение № 2)

Ученик предварительно получивший (опережающее задание) делает акцент в своем сообщении на связь ассимиляции и диссимиляции с окружающей средой  (на примере растительного организма) и общий вывод:

№4.Пластический и энергетический обмен являются двумя сторонами обмена веществ любого живого организма непосредственно связанного с окружающей средой ( вывод фиксируется учениками в рабочем листе).    

Далее  говоря об огромной роли  фотосинтеза , возвращаясь к колонке-7 подхожу к вопросу. Какое практическое значение имеет перспектива использования  фотосинтеза?

Второй ученик рассказывает о применении фотосинтеза, знакомит с новыми терминами «Лимитирующий фактор» и «Мониторинг» (приложение № 4), рассказ сопровождается показом презентации (приложение № 5)

III.Заключение урока.

На экране презентация.

Решение продовольственной , экологической, энергетической, земельной проблемы– вот в чем практическое значение фотосинтеза при главном условии: бережном сохранении окружающей среды.

В качестве задания на дом можно предложить посмотреть в глобальной сети Интернет  телепередачу «Очевидное и невероятное»-«Тайны фотосинтеза».

http://rutube.ru/tracks/1497395.html?v=be785a9381a5858037846005fa5f8447

 

 При написании работы использовались лекции Т.С.Суховой «Системный подход как условие развивающего обучения в курсе биологии».



Предварительный просмотр:

Сравнительная таблица пластического и энергетического обмена.

Процесс

Сущность (содержание)

процесса

Клетки

Ткани

Орган

Другие органы связанные с процессом

Значение

Связь пластического и энергетического обмена

1

2

3

4

5

6

7

8

Пластический

обмен (ассимиляция,

анаболизм)

Фотосинтез в растениях.

1)световая фаза:

В хлоропластах хлорофилл(РЦ)--солнечная энергия возбуждается е в мембранах телакоидов  -- цепь переносчиков НАДФ – НАДФ*Н2

Фотолиз воды

Н2О—2Н++2е +0.5О2 Синтез АТФ, образование Н, связывание его с переносчиком

2)темновая фаза

6СО2 +12Н2О—энергия С6Н12О6 + 6О2 + 6Н2О

Фиксация СО2,восстановление его водородом,синтез глюкозы.

Итог: синтез глюкозы, энергия поглощается , О2 выделяется

Растений содержащих хлоропласты с хлорофиллом

Хлорофилоносная

Паренхима- мезофилл

Лист

Корень поставляет в лист воду.

Преобразуется солнечная энергия в энергия химических связей орг. Веществ. В год образуется: 150 млрд.т. орг. Веществ 300 млрд.т. СО2 поглощается

200млрд.т.О2 выделяется,

Снижается T на земле.

При темновой фазе фотосинтеза выделяется О2,который может быть использован на 2ом этапе гликолиза, на 3ем этапе окисляется мол.кислота до СО2 и Н2О, которые м.б. использованы в темновой фазе фотосинтеза.

Энергетический обмен

(диссимиляция, катаболизм).

Обмен веществ и энергии у животных.

1 этап подготовительный

ВМС—ф-т. С6Н12О6

2 этап бескислородный

С6Н12О6 –ПВК + 2АТФ (гликолиз)

Брожение(спиртовое)

ПВК—С2Н5ОН + СО2

3 этап кислородный

ПВК-С3Н6О3 –СО2 + Н2О

С6Н12О6 + 6 О2 +38АДФ + 38Ф—

6СО2 + 6 Н2О+ 38 АТФ

Итог: расщепление глюкозы, освобождение энергии в виде АТФ

Клетки животных богатые лизосомами,

(позже митохондрии).

Ткани пищевода

Желуд.-кишеч. тракта.

Мышцы, печень и т.д.

Расщепление энергии хим. связей орг. веществ и превращение их в энергию АТФ.

АТФ связывает 2 процесса ассимиляцию и диссимиляцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

Урок. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. 7 класс.

Знакомство ребят с пищеварительной системой, усложнением её строенияу разных групп животных....

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Сила трения; определение коэффициента трения скольжения с использованием электронных таблиц Microsoft Excel» - практическая работа для профессии Судоводитель

Интегрированный урок физика+информатикаУрок по физике - повторение материала по теме «Сила трения» с элементом выполнения практической работы; по информатике - закрепление имеющихся навыков  рабо...

Методическая разработка обобщающего интерактивного урока по ОБЖ в 10 классе: «Оказание первой помощи в условиях автономного существования»

Обобщающий интерактивный урок по теме:«Оказание первой помощи в условиях автономного существования»10 класс...