Урок. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. 7 класс.
план-конспект урока по биологии по теме

Буянова Любовь Филипповна

Знакомство ребят с пищеварительной системой, усложнением её строения

у разных групп животных.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок тема:  Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

Цель:  ознакомить с эволюционными изменениями органов пищеварения у разных групп животныи обменом веществ.

Задачи: выделить категории. На которые подразделяют животных в соответствии с характером питания;

- рассмотреть способы пищеварения (наружное и внутреннее);

- проследить эволюцию органов пищеварения;

- обосновать усложнение строения пищеварительной системы в процессе эволюционных изменений;

- раскрыть связь всех процессов в организме животных в обмене веществ.

- развивать коммуникативные навыки детей;

- развивать умение работать с дополнительным материалом, умения обобщать и анализировать полученную информацию;

- воспитывать любовь к природе.

Оборудование: презентация мультимедиа, рисунки животных, таблицы.

Задачи.

Учебные: Формировать знания обучающихся о строении органов пищеварения разных групп животных, их усложнение в процессе эволюции.

Углубить и расширить знания обучающихся о питании животных и его особенностях.

Дать представление о сложной программе пищеварения у животных.

Развивающие: Продолжить формировать умение самостоятельно работать с учеником.

Развивать интеллектуальные особенности и речь обучающихся.

Воспитывающие: Продолжить нравственное, трудовое, эстетическое воспитание обучающихся путем рациональной организации на уроке активной познавательной деятельности всех обучающихся.

Оборудование: презентация мультимедиа, рисунки животных.

Методы: частично-поисковый

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование : Биология 7кл. Пасечник В.В. презентация мультимедиа, рисунки животных, таблицы, лист самооценки.

Ход урока.

Постановка целей урока.

Постановка целей и темы урока.

I. Организационный момент. Настроить детей на работу.

II. Сообщение цели урока. Ребята как называется тема урока, цель урока.

Учитель: : Сегодня на уроке, мы будем изучать  – пищеварительную систему, и  познакомимся с процессом,  обмена веществ.

                                                      Новая  тема

       

       Учитель: Ребята приступаем к новой теме, записываем её в тетрадь. Давайте вспомним: Что такое пищеварение?  Работаем с учебником. (слайд 1).

       Пищеварение – процесс поглощения, измельчения, расщепления и всасывания веществ.   По способу питания животные делятся на группы:                                                  1.Всеядные; 2. Травоядные; 3. Хищные; 4. Падальщики; 5. Паразиты.  Существует множество способов пищеварения: наружное и внутреннее. В чем разница? ( в учебнике ).                      Наружное– пищеварительные соки вводятся в тело жертвы (пауки);                     Внутреннее- пищеварительные соки находятся в специальных отделах пищеварительной системы: в желудке вырабатывается желудочный сок, в ротовой полости – слюна (слад 3).                                                                                                                         В процессе пищеварения используются:    Ферменты – особые вещества (биологические катализаторы), которые помогают в переваривании пищи желудочный сок, слюна, другие пищеварительные соки, яды (пауки) для пищеварения у змеи - для охоты.      

       Учитель : Всех животных по способу питания называют  гетеротрофами, то есть потребителями  органических веществ. Как питаются  животные?   Что происходит с пищей при попадании её в ротовую полость, в желудок и кишечник? Ребятам были даны опережающие задания. Слушаем сообщения учащихся.

Что мы выяснили из текста. Обобщение ответов детей и запись в тетрадях.

  • Ферменты – особые вещества (биологические катализаторы), которые помогают в переваривании пищи
  • Желудочный сок фермент
  • Слюна в ротовой полости
  • Другие пищеварительные соки: желчь
  • Яды (пауки) для пищеварения, а змеи для охоты (слайд 4).

Ребята делают запись в тетради.

Посмотрим как шло развитие  пищеварения у разных групп животных.  Материалы учебника § 40 стр. 209- 212).( слайды).

Как питаются  животные? Какие способы пищеварения вы знаете?    Работа в группе.

Составьте пищеварительные системы разных групп животных, расположив органы согласно пути движения пищи в организме.
Заполните таблицу.  1 группа работает с простейшими, кишечнополостными, плоскими и кольчатыми червями;

2 группа работает с членистоногими, моллюсками;

3 и 4  группы с позвоночными животными.

Задание   № 1   

Работа в группе.                                                                                                                                

Заполните таблицу:  1 группа -  работа с простейшими, кишечнополостными, плоскими и кольчатыми червями.

Название группы животного

Строение пищеварительной системы

Способ переваривания пищи

Простейшие

Кишечнополостные

Круглые черви

Кольчатые черви

1. Что общего в питании простейших, кишечнополостных?

2. Чем представлена пищеварительная система кольчатых червей?  

   

Задание № 2

Работа в группе.

Заполните таблицу:  2 группа - работа с членистоногими, моллюсками.

Название группы животного

Строение пищеварительной системы

Способ переваривания пищи

Моллюски

Членистоногие

                                                                Задание № 3

Работа в группе.

Заполните таблицу:  3 группа - работа с позвоночными: рыбы, земноводные.

Название группы животного

Строение пищеварительной системы

Способ переваривания пищи

Позвоночные

животные

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

1. Почему пищеварительная система у позвоночных удлиняется?  Чем представлена

ротовая полость ?

2. Почему у рыб нет слюнных желез, а у земноводных есть?

Задание № 4

Работа в группе.

Заполните таблицу:  4 группа - работа с позвоночными: птицы, млекопитающие.

Название группы животного

Строение пищеварительной системы

Способ переваривания пищи

Птицы

Млекопитающие

1. Могут ли птицы обойтись без зоба?  Почему?  

2. Почему млекопитающие обладают сложной пищеварительной системой?

К заданию – 1

Эволюция пищеварительной системы   ( Слайды 5-10)

У одноклеточных животных – пищеварение внутриклеточное. Пища попадает в пищевари

тельную вакуоль и под действием ферментов, которые там находятся, пища переваривает.

Пищеварение у кишечнополостных.
У кишечнополостных, губок и простейших процесс пищеварения называется внеклеточным, переваривание пищи  осуществляется за счет ферментов, которые выделяются пищеварительными железами в пищеварительную полость. 

У круглых червей пищеварительная система имеет вид трубки состоящей из передней,

средней и задней кишки с анальным отверстием на конце тела.

Впервые в процессе эволюции полная пищеварительная система появляется  у кольчатых червей:

Рот- глотка- пищевод – зоб – желудок – кишечник – анальное отверстие.

У кольчатых червей, по сравнению с другими червями, совершенная пищеварительная

система т.к. они более прогрессивные черви.

К Заданию – 2

Эволюция пищеварительной системы.  

Пищеварительная система у моллюсков: рот – глотка – пищевод – желудок –анальное отверстие. Есть пищеварительная железа, в ротовую полость открываются слюнные железы,  также мускулистый язык с хитиновыми зубами, образующими так называемую

тёрку. У растительноядных тёрка служит для соскабливания растительной пищи, а у хищников – помогает удерживать добычу.

У членистоногих появляется печень. Эта железа способствует перевариванию пищи.

Более сложная система. Могут питаться водорослями, трупами животных- речные раки.

У паука-крестовика пищеварительная система устроена так, что переваривание пищи

Происходит вне организма, за счет секрета ядовитых желез, который вводит паук в тело

жертвы. Кровососущие клещи / стр.60 учебник/

К заданию - 3

Эволюция пищеварительной системы. 

Пищеварительная система позвоночных: ротовое отверстие – глотка – пищевод – желудок – тонкая кишка – толстая кишка – анальное отверстие или клоака.  Имеются железы – слюнные в ротовой полости, печень с желчным пузырем, поджелудочная железа. Имеются органы перетирания пищи – зубы, есть язык – орган вкуса и переворачивания или ловли пищи. Приспособления челюстей для удержания, умертвления, отщипывания корма, перетирания измельчения и т.д. / учебник стр.210-211текст/.
Виды зубов: резцы, клыки и коренные зубы.
Пищеварение у рыб: рот – зубы перетирают пищу или служат для удержания пищи – глотка – пищевод – желудок с печенью - кишечник – анальное отверстие. Однотипные

зубы – костные пластинки. 
Пищеварение у земноводных: рот (имеют длинный липкий язык (бесхвостые), имеют мелкие зубки – слюнные железы – глотка - пищевод – желудок – кишечник - клоака 
Пищеварение у пресмыкающихся: рот (имеют ядовитые зубы (змеи), есть слюнные железы – глотка – пищевод – желудок – тонкий кишечник – появляются зачатки слепой кишки – толстый кишечник – клоака.  Яд  из ядовитых зубов поступает из ядовитой железы, расположенной в верхней челюсти по обеим сторонам головы.
 

К заданию 4

Пищеварение у птиц: челюсти превратились в клюв – ротовая полость (язык и слюнныежелезы) – пищевод – зоб – железистый желудок – мускулистый желудок – тонкая кишк(увеличивается) – толстая кишка (уменьшается) - клоака. Есть печень и поджелудочная железа. Зоб – предварительная обработка пищи , смачивание её и размягчение, иначе желудок не будет нормально переваривать пищу.

Пищеварение млекопитающих: рот – ротовая полость (зубы, язык и слюнные железы) – глотка – пищевод – желудок (печень и поджелудочная железа) – тонкий кишечник – толстый кишечник – между толстым и тонким, слепая кишка – прямая кишка - анальное отверстие. 
Строение желудка жвачных животных:  4 отдела – рубец, сетка, книжка, сычуг,

Желудок сложное строение т.к. растительная пища долго переваривается: под действием

микроорганизмов, смачивается слюной, и обрабатывается желудочным соком.

           Учитель : Ребята, давайте сделаем вывод:   в ходе эволюции пищеварительная система усложнялась, дифференцировалась т.е. кишечник поделился  на несколько

отделов, увеличилась длина толстого кишечника, в которой происходит переваривание растительной пищи, у жвачных увеличивается количество отделов  в желудке,

появляются пищеварительные железы. Все изменения происходят в связи с освоением новой пищи, либо для получения  из того же объема пищи значительно больше строительного материала или энергии.

Эволюция шла в направлении усложнения строения пищеварительной системы, появление специальных пищеварительных желез. Это связано с необходимостью усваивать разные типы пищи.

          Учитель: Переходим к следующему этапу работы – изучению процесса обмена веществ. Все организмы потребляют пищу, дышат, выделяют ненужные вещества. Вещества поступают из окружающей среды, после использования выводятся в окружающую среду. Этот процесс (обмен веществ) идет всю жизнь, от рождения и до самой смерти. Скорость этого процесса различна: обычная – в активном состоянии животного, до замедленного - в спячке, или даже полная приостановка, когда некоторые рыбы или земноводные вмерзают в лед.

Вопросы стр. 214 (4-6) ребята работают самостоятельно, делают выводы.

          1. В процессе  питания в организм поступают вещества (пища), переваривается  в строительный материал, который при усвоении идет на строительство, для роста и развития.

          2.  Для того, чтобы это происходило нужна энергия, она образуется опять же из пищи, при разложении сложных веществ, но эта энергия идет и на поддержание температуры тела,  для совершения работы мышц.

          3.  Для переваривания пищи необходимы вещества, которые вырабатываются в ротовой полости – слюна, в желудке – желудочный сок,  ферменты – ускорители процессов.

          4. Необходим кислород, поступающий в клетки организма и участвующий в разложении пищи, в результате  образуются: углекислый газ, удаляющийся через: трахеи, легочные мешки, жабры, легкие, жидкие продукты выделяются через органы выделения.

         Учитель : Ребята  мы  пришли к выводу, что в организм поступают вещества из окружающей среды, перерабатываются, усваиваются организмом, а отработанные вещества выводятся в  окружающую среду – это  и есть обмен веществ, который идет непрерывно.

Рефлексия.

Домашнее задание: §40 знать все понятия, конспект в тетради,



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме  "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....

Кроссворд по теме: "Обмен веществ и превращение энергии"

Кроссворд по теме предназначен для итогового обобщения материала....

Презентация к уроку "Обмен веществ и превращение энергии"

Данная презентация была составлена для урока биологии в 10 классе по теме "Обмен веществ и превращение энергии"....

«Обмен веществ и превращение энергии в организме» 9 класс

Учитель биологии:  Воротнева Наталья АндреевнаМОУ «Ерышовская СОШ» Ртищевского района Саратовской областиПлан-конспект урока по теме«Обмен веществ и превращение энергии в органи...

Тест по теме "Органы пищеварительной системы. Обмен веществ и превращение энергии"

Этот тест можно использовать как для закрепления изученной темы, так и для проверки домашнего задания в начале урока по учебнику В.В. Пасечника "Животные"...