Технологическая карта урока тема 9 класс "Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез"
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Мельничук Юлия Михайловна

Технологическая карта урока, Пасечник В.В. "Линия Жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта 60 КБ

Предварительный просмотр:

                

Технологическая карта урока «Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез» 9 класс

Предмет

Биология

Класс

9 класс

Базовый учебник

Биология «Линия жизни».. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.:Просвещение , 2017.

Тема урока

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез

Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.)

Изучение нового материала, урок - исследование.

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные)

Предметные: изучить условия осуществления и механизм процесса фотосинтеза;

-расширить знания учащихся о многообразии синтезируемых веществ в зависимости от источников химических элементов и видов используемой энергии;

-уточнить значение фотосинтеза для нашей планеты;

 Метапредметные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели

.Личностные: воспитание ценностного отношения к живой природе.

Материалы и оборудование

Учебник, компьютер, мультимедиапроектор.


Структура и ход урока

Этап урока

Содержание, деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организационный этап (2 мин.)

Здравствуйте!

Присаживайтесь на свои места. Учитель предлагает учащимся

В 1629 г. голландский ученый Я.Ван Гельмонт поставил интересный опыт. В высушенную землю он посадил побег ивы, предварительно взвесив и землю, и побег. В течение пяти лет побег поливали дождевой водой. Через пять лет побег превратился в дерево, прибавив в весе на 75 килограммов. Земли убавилось только на 57 граммов. Ученый сделал вывод: растение питалось только водой. Какой процесс не учел Гельмонт? Выход на тему урока.

Внимательно слушают, настраиваются на деятельность

Личностные УУД -

проявлять интерес к изучению темы.

2.

Постановка учебных задач (3 мин.)

1.Определение метаболизма

2.Строение и роль АТФ

3.Характеристика световой фазы фотосинтеза

4.Характеристика темновой фазы фотосинтеза.

5. Космическая роль фотосинтеза

- Дети записывают тему урока в тетради.

- Предлагают способы достижения цели - составить план, познакомится с материалом параграфа учебника, рассмотреть рисунки и схемы, послушать рассказ учителя.

Личностные УУД -

проявлять интерес к изучению темы;

Познавательные УУД - поиск и выделение информации

Коммуникативные УУД - определять цель урока, свои функции, контроль, коррекция действий партнера.

Регулятивные УУД - постановка учебной задачи, составление последовательности действий

3.

Изучение нового материла.

1.Актуализация опорных знаний.

(5 мин.)

2.Совместное открытие нового знания (23 мин.)

1. Определение метаболизма.

2.АТФ(строение АТФ-аденин, рибоза, 3 остатка фосфорной кислоты, роль-аккумулятор энергии, выделение 40 кдж при отщеплении 1фосфорного остатк, роль в фотосинтезе)

3.Световая фаза: происходит в гранах хлоропласта при участии хлорофилла, роль воды, как источника электронов, фотолиз воды, образование продуктов(Н, АТФ, НАДФ*Н(молекул-переносчиков Н), О2), необходимое условие-свет.

4.Темновая фвза: происходит в строме хлоропласта, в темноте и на свету(свет не нужен),продукты: образование первичного углевода(глюкозы) из Н и СО2 (при участии энергии АТФ) и Н2О.

Общая формула фотосинтеза:

6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2↑

5.Роль фотосинтеза: Растения в процессе фотосинтеза усваивают энергию Солнца, преобразуют ее в энергию химических связей органических веществ. Созданные растениями органические вещества используются в цепях питания. Поглощая СО2 и выделяя О2 в процессе фотосинтеза, растения обеспечивают постоянство содержания этих газов в атмосфере. Использование для фотосинтеза СО2, предохраняет поверхность Земли от парникового эффекта. С появлением кислорода в верхних слоях атмосферы образовался озоновый экран, который защищает все живое от вредного ультрафиолетового излучения

-

Работа с текстом учебника, рабочими листами

Читают текст, выполняют задание.

Проверяют выполненное задание.

 Учатся выделять главное в тексте, структурировать учебный материал в таблицу, представлять результаты классу.

Личностные УУД -Формировать познавательные  интересы и мотивы, направленные на изучение организма; интеллектуальные  умения

Познавательные УУД - Анализировать, классифицировать и обобщать;

Коммуникативные УУД - Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

Регулятивные УУД - Составлять  в группе  план решения проблемы.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

4.

Закрепление изученного материала (10 мин.)

Задания к теме “Фотосинтез”

1. В каких органеллах клетки осуществляется процесс фотосинтеза?

а) митохондрии б) рибосомы в) хлоропласты г) хромопласты.

2. При расщеплении какого соединения выделяется свободный кислород при фотосинтезе?

а) CO2 б) H2O в) АТФ.

3. На какой стадии фотосинтеза образуется свободный кислород?

а) темновая б) световая в) постоянно.

4. Что происходит с АТФ в течение световой стадии?

а) синтез б) расщепление

5. Расщепляется ли молекула CO2 при синтезе углеводов?

а) да б) нет.

6.Перечислите наиболее важные процессы световой (I) и темновой (II) фаз фотосинтеза, подставив подходящие буквы к цифрам I и II.

а) возбуждение электронов хлорофилла,

б) синтез молекул АТФ

г) синтез глюкозы

д) фотолиз воды

е) образование свободного кислорода

ж) образование атомов водорода в форме НАДФ•H2.(НАДФ- молекула-переносчик водорода)

 

- отвечают на вопросы

Регулятивные УУД -

выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

 Познавательные УУД - использовать приобретённые для выполнения заданий навыки.

 Личностные УУД -оценивание усваеваемого материала.

 Регулятивные УУД - выделение и осознание того, что уже усвоено и подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

5.

Рефлексия (2 мин.)

сегодня я узнал….

меня удивило…..

было трудно…

урок дал мне для жизни…

Домашнее задание:

1.Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза.

А. преобразование солнечной энергии в энергию АТФ

Б. образование возбужденных электронов хлорофилла

В. фиксация углекислого газа

Г. образование крахмала

Д. преобразование энергии АТФ в энергию глюкозы

- отвечают на вопросы

Коммуникативные УУД - умение слушать г, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Использовать речевые средства для представления результата.

 Регулятивные УУД -соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

 Личностные УУД  -оценивать результат собственной деятельности