Технологическая карта урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» по биологии в 5 классе
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Цель урока: создание условий  для усвоения новых устойчивых знаний о веществах и телах, активизация учебной и мыслительной деятельности при изучении нового материала.

Задачи:

Образовательные – сформировать понятие о веществе, их свойствах, познакомить с физическими и химическими явлениями, показать многообразие явлений природы.

Развивающие – развить интеллектуальные и познавательные умения учащихся: выделять существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, анализировать, делать выводы, выполнять опыты, наблюдать, оформлять наблюдения в виде таблиц, схем.

Воспитательные – содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности при проведении эксперимента, умения организовывать взаимопомощь при работе в парах, умение выстраивать ответы в логической последовательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx659.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по биологии

Место проведения: МБОУ Школа № 120 г.о. Самара.

Уровень: школьный.

Дата проведения: 18.10.2016.

Класс: 5.

Тема урока

Место урока по теме (в разделе/главе)

«Вещества и явления в окружающем мире»

Шестой  урок  в разделе  «Живой организм: строение и изучение»

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Урок открытия новых знаний

Форма урока: урок комбинированный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная,  парная.

Методы обучения: словесные (беседа, диалог); наглядные( работа с рисунками, схемами, презентация-ролик «Вещества в окружающем мире», «Явления природы»); практические ( составление схем с использованием интерактивных пособий, поиск информации); дедуктивные( анализ, применение знаний, обобщение).

Цель урока

Задачи урока (планируемые результаты)

Цель урока: создание условий  для усвоения новых устойчивых знаний о веществах и телах, активизация учебной и мыслительной деятельности при изучении нового материала.

Задачи:

Образовательные – сформировать понятие о веществе, их свойствах, познакомить с физическими и химическими явлениями, показать многообразие явлений природы.

Развивающие – развить интеллектуальные и познавательные умения учащихся: выделять существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, анализировать, делать выводы, выполнять опыты, наблюдать, оформлять наблюдения в виде таблиц, схем.

Воспитательные – содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности при проведении эксперимента, умения организовывать взаимопомощь при работе в парах, умение выстраивать ответы в логической последовательности.

 Предметные: Учащийся н а у ч и т с я наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях; различать тела живой и неживой природы, используя  соответствующие признаки; приводить примеры простых и сложных веществ; б уд е т  з н а т ь  признаки тел живой и неживой природы, элементарные определения понятий тела, вещества,  явления.

Личностные :  Б у д у т  с ф о р м и р о в а н ы: навыки обучения; любознательность и интерес к изучению  природы методами естественных наук; навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания;  интеллектуальные и творческие способности.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: отвечать на поставленные вопросы;  ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные: искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать  информацию; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы  с информацией.

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, использовать в общении правила вежливости;

принимать другое мнение и позицию, адекватно использовать средства общения для решения коммуникативных задач; умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.

Педагогические технологии

Оборудование

  • информационно-коммуникационная;
  • здоровьесберегающая;
  • проблемное обучение.

компьютер с выходом в интернет, мультимедийный проектор, магнит, порошок железа, порошок серы, стеклянная палочка, фарфоровая чашка;

Образовательные ресурсы: слайдовая презентация,  учебник «Биология. Введение в биологию. 5 класс» Авторы: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова,  Н.И.Сонина  «Биология. Введение в биологию. 5 класс», диск «Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru ».

С т р у к т у р а   у р о к а 

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность детей

УУД

I. Организационный момент (2 мин.)

Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Приветствие учителя, мобилизация внимания учащихся, отметка отсутствующих, высказывание добрых пожеланий детям, предложение ученикам пожелать друг другу удачи и подумать, что пригодится им для успешной работы на уроке, проверка готовности учащихся и их рабочих мест к уроку.

Проверка наличия источников информации, взаимодействие с учителем, подготовка рабочих мест к уроку.

 Включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: адекватное восприятие информации учителя. Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.

II. Актуализация знаний

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный опрос основных понятий по теме «Химический состав клетки»:

-Что является единицей строения живых организмов?

-Какой состав имеет клетка?

F:\аттестация грецкова\состав клетки11.png

-Охарактеризуйте значение воды и минеральных солей.

-Охарактеризуйте значение белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот.

F:\аттестация грецкова\состав клетки12.png

Отвечают на вопросы.

Осуществляют анализ ответов.

Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное.

Предметные результаты:

умение правильно давать определения понятий, давать полный ответ на повторении темы

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные:  установление  причинно-следственных  связей. Опора на опыт, знания.

Личностные: Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей. Выявление пробелов в своих знаниях по ранее изученной теме, их устранение.

III. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

Цель этапа: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. 

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:

- Все, что нас окружает: предметы быта, посуда, приборы, живые организмы,  все это тела.

 - Из чего эти тела состоят, чем отличаются друг от друга?

- в чем их сходство?

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Проявляют познавательную инициативу.  Отвечают на вопросы учителя.

Слушают мнения одноклассников.

Формулируют выводы на основе наблюдений

Записывают тему  урока  в тетрадь.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизведение  по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: обсуждая проблему со сверстниками, высказывают собственное мнение, оказывают помощь друг другу. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей. Осознание цели предстоящей деятельности.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 

Цель этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий. Подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

- А теперь посмотрим на доску. Что изображено на слайде?

F:\аттестация грецкова\ролик тела и вещества.png

- А на следующем слайде? (Тела природы)

- Объясните, что же такое тело?

- Посмотрите на доску, у вас даны 2 определения понятия «тело». Какое из них нам подходит? Запишите его в тетрадь.

- Все тела состоят из каких-нибудь веществ. Что такое вещество? -Запишите определение вещества в тетрадь. Приведите примеры из жизни. Приведите пример  ТЕЛА  состоящего  из нескольких веществ?

F:\аттестация грецкова\тела и вещества1.png

Тела

Вещества

Стакан

Роса

Ножницы

Мяч

Книга

Карандаш

Сугроб

В природе вещества находятся в трёх состояниях.

Какие состояния воды вы знаете?

Вещества могут переходить из одного состояния в другое.

(подводит вопросами к понятию-СВОЙСТВА)

F:\аттестация грецкова\агрег сот.png

Формулирует задание по учебнику. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организовывает работу с учебным материалом.

 Наводящими вопросами  помогает выявить причинно- следственные связи между природным явлением и его характеристикой (возвращение к проблеме).

Вступая в диалог  с учителем,  выявляют противоречие – проговаривают  и осознают его.

Фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы.

Проявляют познавательную инициативу.  

Отвечают на вопросы (твёрдое. жидкое, газообразное)

Записывают опору в тетрадь

Осуществляют поиск, отбор и систематизацию информации в соответствии с учебной задачей.

Работают в тетрадях, заполняют схему «Физические и химические явления»

Предметные результаты:

умение правильно давать определения понятий, давать полный ответ Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование определений; воспроизведение  по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.       

Регулятивные УУД:

Определять последовательность действий на уроке; работать по  инструкции;

Личностные: Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей,  культура общения и поведения на уроке.

Физкультминутка

Проводит релаксационные упражнения.

Выполняют упражнения. Осуществляют профилактику утомляемости.

Постановка  практической частной  познавательной задачи.

«Мы исследователи».

Составных частей гранита

Чем отличаются чистые вещества и смеси веществ?

- создание проблемы

Подводит учащихся к выводу о том, что в природе  встречаются  смеси веществ.

Работают по инструктивной карточке.

Работают в парах

Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи.

Познавательные: умение находить определять смеси, находить части гранита, пользоваться описательным методом анализа объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; работать в парах

Личностные: Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей,  культура общения и поведения на уроке.

V. Первичное закрепление

Цель этапа: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.

Подводит учащихся к выводу о сущности строения веществ, видах природных явлений.

Задает вопросы на закрепление материала.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

Задания по отработке знаний

Участвуют в беседе, ориентируются в учебнике по заданиям учителя.

Выполняют упражнения в рабочей тетради (стр. 22-23), делают выводы.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование определений; воспроизведение  по памяти информацию

Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.       

умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы

Личностные: мотивировать свои действия.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке(2 мин)

Цель этапа: 

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели.

F:\аттестация грецкова\зада 1.png

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате, оценивают правильность выполненных действий, делают выводы.

Познавательные: учатся правильно строить свои высказывания.

Коммуникативные:

понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Регулятивные:

выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое.

Личностные: формирование личностного самоопределения.

 VII. Подведение итогов.

(2 мин)

Цель этапа: выявление качества и уровня овладения знаниями , их коррекция.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности. Воспринимают своей работы учителем, товарищами. Высказывают свое мнение и позицию.

VIII. Домашнее задание.

 (1 мин) 

Инструкция по выполнению домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию:

1.Учебник - §7,  ответить на вопросы.

2. Продолжить работу в тетради, выполнить задание 44,45.

Записывают задание. Задают уточняющие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Вещества и явления в окружающем мире"

К учебнику А.А. Плешакова, Н.И.  Сонина "Введение в биологию" 5 класс....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ "ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ПОЗНАНИЯ МИРА"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ "ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ПОЗНАНИЯ МИРА"...

Технологическая карта урока по теме "Степень с натуральным показателем и ее свойства".Алгебра 7 класс "

Цель урока - закрепить навыки простейших преобразований выражений, содержащих степени с натуральным показателем...

Технологическая карта урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека» ( Биология 5 класс)

Данный материал может быть использован на уроках биологии (ФГОС) 5 класс...

Технологическая карта урока по теме "Вещества молекулярного и немолекулярного строения"

Типы кристаллических решеток. Агрегатные состояния вещества. ... Молекулярные вещества -это вещества , мельчайшими структурными частицами которых являются молекулы. Например: молекула кислорода. ...

Технологическая карта урока по теме "Значение бактерий в природе и жизни человека". Биология. 5 класс

Технологическая карта урока в 5 классе. Тема урока "Значение бактерий в природе и жизни человека". На уроке предусмотрены разные формы работы: индивидуальная, парная и фронтальная. На уроке ...