Технологическая карта урока по теме «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва» (6 класс)
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Использование карты-инсталляции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок истории в 6 классе

«Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»

Подготовил: Смирнов Кирилл, НГПУ.

Технологическая карта урока

Тема урока

Место урока по теме

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Второй урок по теме «Московская Русь в 14-16 веках»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Урок  изучения  нового  материала

Фронтальная работа, работа в группе.

Приемы «Мозговой штурм», «Дальше-дальше»,

продуктивные методы, активные методы.

Цель урока

Задачи урока

  Сформировать представления о Москве как о центре борьбы с ордынским владычеством, выявить значение Куликовской битвы.

  1. На основе услышанного материала, ключевых слов, анализа личностных качеств князя Дмитрия Ивановича усвоить этапы борьбы Москвы за политическое первенство.
  2. На основе работы с источником информации, переработки ее и представлении в структурированном виде в группах иметь представление о внутреннем положении Руси и Орды, о военных событиях накануне Куликовской битвы.
  3. На основе индивидуального анализа источника информации проследить ход Куликовской битвы, в том числе и на эмоционально-чувственном уровне.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

- Москва – центр борьбы с ордынским владычеством,

- причины открытых военных столкновений Москвы и Орды,

- точную дату Куликовской битвы, ее героев,

- значение Куликовской битвы для Руси, ее последствия.

- определять условия усиления Московского княжества;

- давать оценку личностным качествам московского князя Дмитрия Ивановича;

- давать сравнительные характеристики  внутреннего положения Руси и Орды накануне Куликовской битвы;

- проследить ход Куликовской битвы, прогнозировать ее значение;

 - применять имеющиеся знания, умение рассуждать в нестандартной ситуации.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностно-смысловая

ТРКМ, технология активных методов обучения, технология наглядных методов обучения

мультимедийная презентация, лист ватмана с инсталляцией Куликовской битвы, тетради

ХОД УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/ формы контроля

Результат

I этап: организационный 2 мин.

Мотивация к учебной деятельности,

включение в учебную деятельность на личностно- значимом  уровне.

Здравствуйте, ребята!

 Слайд №1 Москва современная и Москва 14 века.

Перед вами Москва современная – столица России и Москва 14 века. Какая связь между этими двумя изображениями?

Проявление интереса к материалу изучения.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Личностно-смысловая – «Я пришел на урок, чтобы…»

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения.

Не  оценивается

Включение в учебный процесс

II этап: постановка цели и задач урока 3 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

 Слайд № 2 Прочитайте наш эпиграф к уроку, попробуйте определить  о чем сегодня будет наш урок?

Работа с эпиграфом урока (выведен на экран)

                                                      Шли годы. И с Москвою во главе                                             Неспешно, потихоньку, понемногу,                                       Из множества разрозненных земель                                          Единое  слагалось государство,

Как из перстов слагается кулак.

(Н. Кончаловская)

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют.

Москва – единое сильное государство. Не желает мириться с игом ордынского владычества. Связывают положение Московского государства с именем князя Дмитрия Ивановича.

Москва – сильный политический  центр.

Москва – духовный центр русских земель.

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

Учебно-познавательная – анализ эпиграфа, принятие задач урока, коммуникативная – участие в обсуждении.

Педагог уточняет тематические рамки урока, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности.

Появление цели урока

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

III этап:  Усвоение новых знаний 25 мин.

Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии.

- Сколько раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю своего существования? На момент Куликовской битвы Русь находилась под жесточайшим гнётом монголо-татар около 250 лет. Битва на Куликовом поле во многом стала решающей и определила дальнейшие аспекты исторического развития нашей страны.

ЗАПИСЬ ТЕМЫ В ТЕТРАДЬ

1.Борьба Москвы за политическое первенство.

2.Русь и Орда накануне решающего столкновения.

3. Битва на Куликовом поле.

4.  Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы.

Проблемный вопрос: Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли победа полной неожиданностью для обеих сторон?

1 . Борьба Москвы за политическое первенство.  

- Политика «разделяй и властвуй», как могло показаться на первый взгляд, навеки укрепила господство Золотой Орды, и ничто уже не могло вернуть Русь к единству и согласию. Однако «время, исторический процесс способствовали появлению на Руси личности, способной нейтрализовать её губительное действие». Такой личностью оказался   Великий князь Московский Дмитрий Донской.

 –  В 1359 году на московском престоле оказался девятилетний внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович (1359-1389). Московские бояре, опираясь на поддержку митрополита Алексея, добились в 1362 г.  ярлыка для Дмитрия  на великое княжение владимирское.

 

- Итак, какой город победил в борьбе за политическое первенство?

Именно с именем Дмитрия связано начало решительной борьбы за освобождение Руси из-под власти Орды (10 из 30 лет своего княжения он воевал). При нем Московское княжество еще больше укрепилось и возвысилось над другими.

2. Русь и Орда накануне решающего столкновения.

Если Русь стремилась к единству, то Золотая Орда переживала период феодальной раздробленности (с конца 50- х гг. 14 века).

 – Однако к середине 70-х  годов в правобережной Орде усобицы прекратились. Правителем стал темник Мамай. Умный и хитрый, жестокий и изворотливый правитель.

Но ханом стать он не мог, так как не был потомком Чингисхана. Поэтому Мамай стремился доказать через завоевание Руси, что он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя.

Работа с отрывком из документа  

«Захвачу землю Русскую и разорю христианские церкви, и вместо их веры установлю свою, а где были церкви, там поставлю мечети и посажу баскаков по всем городам русским, а князей русских перебью…»

Какие же цели стояли перед предводителями Орды и Москвы?

- Первое крупное столкновение русских с монголо-татарами произошло 11 августа 1378 г.  у реки  Вожи на Рязанской земле. Москва быстро усиливалась, после победы на Воже.  Дмитрий прекратил выплату дани.  

Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве... На протяжении 100 лет ваши предки регулярно платили дань Золотой Орде. А ваш князь стал неуважительно относиться к завоевателям монголо-татарам.

- Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Мнения детей)

 - Мамай пришёл в ярость. Он не хотел признавать независимость Руси и терять большую дань. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Стал собирать Мамай огромное войско. (По разным данным, войско насчитывало от 100 до 150 тысяч человек). Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

Рассказ учителя о подготовке к сражению.  

- В ход пошли золото и серебро, копившиеся в Орде долгие годы. За большую плату была наняты за деньги военные отряды из Западной Европы. Множество различных мелких феодалов – разбойников со своими отрядами-шайками потянулись к Мамаю. В это же время хан Мамай заключил военный союз с литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом.

Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо–татарами все русские княжества должны объединить свои силы.        

Разослал он «по всей Русской земле гонцов со своими грамотами по всем городам».

 Работа с документом

    «Радостно нам, братья сложить головы свои за православную веру христианскую, да не будут захвачены города наши погаными, не запустеют святые Божии церкви, да не будут жёны наши и дети уведены в плен, да не будем вечно страдать от поганых… »

Русское войско по свидетельствам летописцев, не уступало в численности Мамаевой рати – «от начала такой силы русской не бывало». Оно состояло из княжеских дружин и ополчений большинства земель. Основным ядром были  москвичи.

- Дмитрий Иванович стремился дать сражение за пределами русской земли. Поэтому русское войско покинуло Коломну 20 августа 1380 г. и быстро двигалось к Дону. На каждой остановке в его состав вливались новые пополнения, подтягивались отставшие.

   По пути к Дону русская рать во главе с князем остановилась у Троицкого монастыря, где получила благословение настоятеля монастыря Сергия Радонежского.

В 1365 году в один их засушливых дней случился пожар. Москва вся сгорела, в том числе и деревянные стены Кремля. Княжил в то время внук Ивана Калиты – Дмитрий Иванович. Он возвел стены Кремля из белого камня (1367). Неприступные стены имели протяжённость 2000 м. Толщина стен была 2 – 3 метра.  Крепость насчитывала 9 башен, 6 из которых имели проездные ворота. Более 100 лет белокаменные стены и башни Кремля служили надежной защитой Москве и Руси. За это время много раз подвергались они осаде неприятеля и пожарам. К середине 15 века стены сильно обветшали, и тогда был возведен тот Кремль, который мы знаем (из красного кирпича).

Цели Москвы: Объединение русских земель, освобождение от ордынского владычества.        

Цели Орды: Мамай мечтал о славе Батыя, стремился разграбить московское княжество.

Учебно-познавательная – следят за логикой изложения материала учителем, устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом.

Коммуникативная – умение слушать, речь педагога – образец публичного выступления.

Информационная – извлечение информации в структурированном виде, ее фиксация.

 Участие в диалоге, интерактивной беседе.

Формирование навыков устной коммуникации, высказывание своего мнения, участие в диалоге, принятие точки зрения других.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

СООБЩЕНИЕ О ВООРУЖЕНИИ

Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали броню – кольчугу (рубахи до колен из плотно сплетенных мелких железных колец). Употреблялись еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна, с нашитыми на них маленькими железными дощечками. На голове носили шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч.  Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и достатку.

     Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина, кроме этого – мечи, кинжалы, ножи, сабли и топоры.

Учащимся предлагается рассмотреть вооружение дружинника времен Куликовской битвы: шлем с бармицей, пластинчатый доспех, меч в ножнах, копье, деревянный щит, доспехи и оружие татарского воина ХIVв.

Учебно-познавательная – установление соответствий, причинно-следственных связей, анализ, сравнение.

Личностно-смысловая -  ценностное отношение к совместной деятельности.

Организовать деятельность по изучению хода Куликовской битвы  с эмоциональной окраской с последующей рефлексией -  рассказом по плану.

Работа с картой-инсталляцией.

Рассказ о первоначальном расположении войск, ходе битвы, подкрепление изучаемого материала наглядным передвижением боевых единиц на карте-инсталляции.

Сценарий работы с картой-инсталляцией

7 и 8 сентября.

7 сентября 1380 года русское войско переходит Дон недалеко от места впадения в него речки Непрядвы и оказывается на Куликовом поле.

Здесь Дмитрий решает дать Мамаю сражение. Мосты через Дон сразу уничтожаются, чтобы лишить русское войско путей к отступлению: русские пришли либо победить, либо сложить головы! Другого не дано!

Вечером 7 сентября разведотряд Семена Мелика внезапным конным налетом громит передовые части подходящей к полю армии Мамая. Задачей этой дерзкой атаки было разъярить противника. Это удалось! Мамай, уверенный в своих силах, не стал дожидаться войска литовского князя Ягайло, монгольского союзника.Он двинул свою армию, чтобы скорее бросить ее в бой с русскими.

Наступило утро 8 сентября. В лучах восходящего солнца ярко засверкали русские шлемыи зерцала, пластинчатые доспехи и брони, щиты и наконечники копий...

Построение войск.

Итак, посмотрите на нашу инсталляцию! С этой стороны вы видитерусское войско, а с этой стороны – армию Орды. Исследователи до сих пор спорято численности обеих армий, но сходятся в том, что они были примерно равны с перевесом сил в пользу Мамая.

Князь Дмитрий со своими воеводами неспроста выбрал Куликово поледля сражения. Слева и справа по краям поля был лес, который не давал ордынской коннице совершить широкий охват русского войска с флангов.

Позади текла речка Непрядва, которая не только отрезала русским полкам путь к отступлению, но и защищала их от внезапного налета конницыс тыла.

Князь Дмитрий выстроил русские войска тремя эшелонами: в первом был Сторожевой полк, во втором – Передовой полк, в третьем – Большой полк, который с флангов прикрывали полки Правой и Левой руки. А в Зеленой Дубраве со стороны полка Левой руки был укрыт крупный Засадный полк, в который входили отборные конные дружины. За большим полком располагался крупный Резервный полк.

Имена командиров полков.

Командирами полков были назначены опытные воеводы из числа бояри князей. По строгому наказу князя Дмитрия, все князья должны были подчиняться в бою воеводам, если те были старше и опытнее.

Сторожевым полком командовал князь Симеон Оболенский, воеводы Семен Мелик и Михаил АкинфОвич.

Передовой полк возглавили князь Федор Белозерский и литовские князья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи, перешедшие на службу к московскому князю Дмитрию.

Командование Большим полком князь Дмитрий оставил за собой, а помогали ему в этом воеводы Тимофей Вельяминов, Михаил Бренок, Иван Квашня и князь Иван Смоленский. Легенда гласит, что князь Дмитрий перед битвой отдал свои богатые княжеские доспехи боярину Михаилу Бренку, а сам облачился в доспехи простого воина и встал в Передовой полк, чтобы воодушевить воинов. По воле рока, Михаил Бренок погиб в княжеских доспехах – в битве ордынские воины наиболее яростно атаковали его, думая, что это сам великий князь.

Полком Правой руки руководили князья Андрей Ростовский и Андрей Стародубский, Левой руки – князья Василий Ярославский и Федор Моложский.

А отборный Засадный полк был под началом самого лучшего московского воеводы – Дмитрия Боброка-Волынского и двоюродного брата князя Дмитрия – Владимира Серпуховского, а также князей Романа Брянского и Василия Кашинского.

Боевой порядок войск Мамая состоял из передового отряда конных лучников, центра, в который входила пехота (в том числе отряд наемников-генуэзцев), и крыльев, состоящих из кавалерии. Мамай выделил также сильный резерв отборной тяжелой конницы длянанесения решающего удара.

Поединок Пересвета и Челубея.

По легенде, перед битвой произошел конный поединок двух богатырей – ордынского Темир-Мурзы (Челубея) и русского Александра Пересвета. Пересвет был монахом-воином, учеником Преподобного Сергия Радонежского.

Пересвет бился в монашеском облачении без доспехов, вооружившись одним лишь копьем. Когда богатыри сшиблись, то пронзили друг друга копьямис первого удара. То, что оба поединщика погибли, по воинским поверьям предвещало тяжелую битву.

Легенды говорят также о том, что Челубей былсразу сбит с коня, а Пересвет смог доехать до своих рядов, и только там упал замертво.

Начало – гибель Сторожевого полка.

Сражение началось встречным столкновением конного Сторожевого полкас передовыми отрядами ордынского войска. Оно сразу превратилосьв ожесточенную сечу. Довольно быстро Сторожевой полк был почти полностью уничтожен под постоянными наскоками сменяющихся отрядов ордынской конницы и градом стрел. Его остатки отступили к Передовому полку.

Гибель Передового полка.

А конница противника уже осыпала тысячами стрел Передовой полк,и многие воины в нем гибли, даже не успев вступить в бой. Затем на Передовой полк навалилась генуэзская и ордынская пехота. Противостояние происходило в ужасной давке. С треском ломались копья, звенели мечи о шлемы, топоры разрубали кольчуги и щиты.

Задачей Передового полка было истощить натиск противника в центре,в то время как Большой полк стоял на месте и в бой не вступал.

И Передовой полк выполнил свою задачу, но был смят и разгромлен,его остатки были оттеснены к Большому полку.

Сражение пошло по всему фронту. Давка стала еще сильнее, огромные силы сгрудились на тесном поле. Но ордынцам не удалось развить свой успех – центр русского войска словно врос в землю.

Ввод Мамаем резерва.

Тогда Мамай, наблюдавший за битвой с высокого холма, стал думать,на какой фланг перенести основной натиск. Скоро стало очевидно, чтоэто левый фланг русских, который медленно, но верно подавался назад. Нужно было правильно выбрать время, чтобы нанести решающий удар.

Наконец, Мамай твердо убедился, что остается совершить последнее усилие, чтобы опрокинуть русский левый фланг в реку и вывести свою конницу в тыл войска князя Дмитрия. Он отдал приказ ввести в бойвсе резервы и бросить их на теснимый полк Левой руки. С гиком и свистом отборная тяжелая кавалерия ордынцев страшной волной ринулась в атаку.

Учитель обходит инсталляцию, чтобы встать позадиармии Мамая, берет из арьегарда 2 отряда ордынской конницыи переставляет их на правый фланг.

Булак-Хан.

Можно предположить, что именно эту кульминационную атаку возглавил прямой потомок Батыя, молодой Булак-Хан, от имени которого Мамай правил в Золотой Орде. Ему было всего 20 лет. Наверняка он мечтало воинской славе и лаврах командира блистательного кавалерийского удара, принесшего победу всему войску.

Когда железная конная лавина врезалась в полк Левой руки, его поражение стало бесповоротным, он окончательно был оттесненк речке Непрядве. Началось его полное истребление. Стал подаватьсяназад и Большой полк русского войска.

Отчаяние князя Владимира.

Казалось, это конец. И особенно мучительно было наблюдать за происходящим князю Владимиру Серпуховскому, стоявшему в Засадном полку. Он рвался в бой на помощь гибнущим соотечественникам. Уже много раз он отчаянно призывал воеводу Боброка выйти из укрытияи вступить в битву. Но Боброк железной волей удерживал его от этого:

«Не время, княже!» – говорил он.

«Русичи умирают! Если сейчас не ударим, будет ли кого спасать?Мы ославимся в веках, как трусы!» – со слезами на глазах кричал Владимир.

«Не время, княже!» – повторял старый воевода и сам пристально следил за ходом битвы.

Наконец, когда Боброк убедился, что все конные отряды ордынцевпрошли далеко вперед и подставили под удар свой тыл, он закричал так, что задрожали деревья: «Сейчас, княже! Время пришло!»

И мрачный Владимир вскочил в седло, обнажил свой меч, и не менее страшно прокричал:«За Русь!»

И все многотысячное войско отозвалось точно таким же криком: «За Русь!»

Разгром Мамаева войска.

Мамай в своей ставке на холме уже готовился праздновать победу.

Но вдруг – что это? – он услышал мощное пение тысяч русских рогови увидел, как из леса вылетает новая железная лавина под стягом русского Спаса. Мамай приказал оставшемусяс ним отряду телохранителей разворачиваться и уходить, бросив свое войско. Так часто поступали полководцы тех времен, понимая, что битва проиграна и изменить уже ничего нельзя.

Между тем, русский Засадный полк яростно налетел на элитные конные отряды ордынцев и загнал их в реку. Почти разбитый полк Левой руки вновь начал наступление. Свежие силы русских со всего размаха врубились с фланга и тыла в войска неприятеля по центру.

Перешелв атаку полк Правой руки, который до этого успешнее остальных отражал натиск противника. Ряды ордынцев смешались, началась паника. Конница, пытаясь вырваться из капкана, стала топтать свою же пехоту. И очень скоро все войско Мамая обратилось в бегство. Началось преследование побежденных, которое продолжалось 50 верст до реки Красивой Мечи.

Те, кто не смог уйти от погони, были истреблены.

Участь Мамая и вопрос детям.

Печальная участь ожидала проигравшего битву Мамая. Его войска, оставшиеся в Золотой Орде, отвернулись от своего повелителя.

Он бежал в Крым, где через несколько месяцев был убит подосланными к нему убийцами. А его воспитанник Булак-Хан погиб молодым на Куликовом поле.

Учитель приостанавливает свой рассказ и спрашивает учащихся:

Ребята, как вы думаете, почему Мамай просчитался в этой битве? Неужели он был настолько глуп и недальновиден, что не смог догадаться о спрятанном в лесу Засадном полку русских?

Учитель дает детям высказать свои версии и отвечает:

Нет, Мамай не был глуп. Он все делал правильно. Он долго выжидал, проверяя, нет ли у русских скрытых резервов. Он убедился, что их нет, потому что по всем правилам они уже должны были быть введеныв сражение в той ситуации, что сложилась на поле боя.

Убедившись, что у русских нет резервов, способных изменить ход боя, Мамай бросил в атаку все свои силы.

Куликовскую битву можно сравнить с шахматной партией, и в этой шахматной партии Мамая переиграл русский воевода Дмитрий Боброк.

Вопрос учащимся о Дмитрии Донском:

А что же стало с московским князем Дмитрием? Может быть, кто-нибудь из вас знает об этом?

Если кто-то отвечает, то хорошо. Если ученики не знают, тогда учитель рассказывает:

Князь Дмитрий после битвы был обнаружен раненым и без сознания под срубленной березой, когда его брат Владимир Серпуховский уже отчаялся найти его среди мертвых. Ведь погибших с обеих сторон было так много, что русское войско хоронило их целых 8 дней.

За победу в Куликовской битве князь Дмитрий получил в народе почетное прозвище Донской,а князь Владимир Серпуховский – Храбрый.

Однако не только славой, но и горечью обернулось это сражение для Дмитрия Донского. Летописи говорят, что после Куликовской битвы «опустела Русская земля». Всего через 2 года новый могучий хан Золотой Орды – Тохтамыш – с огромным войском разорил русские княжества, захватил и сжег Москву. И еще целых 100 лет Русь продолжала платить дань монгольским владыкам.

Заключительные слова.

Но победа в Куликовской битве не прошла даром – Москва окончательно стала центром объединения русских земель. И, когда восточные монгольские ханства пришли в упадок, уже Московская Русь покорила их и объединила в одно большое государство – Россия.

Если бы не победа в Куликовской битве, возможно, столица нашей страны сейчас называлась бы не Москва, а Сарай (название столицы Золотой Орды), и находилась бы в волжских степях.

Бывшие противники стали одним народом и уже вместе защищалисвою общую Родину от нашествий врагов. Потомки тех, кто сражалсяв Куликовской битве со стороны Руси и со стороны Орды, вместе отражали нападение на Россию французских войск Наполеона Бонапартав Отечественной войне 1812 года, вместе героически сражалисьи разгромили фашистскую Германию в Великой Отечественной войне1941-1945 гг. Вместе они стали сильнее и обрели невиданную доселе славу единого народа-победителя.

Ну, что ж, ребята, теперь вы представили себе, как происходила эта решающая битва. Присаживайтесь на стулья, и мы с вами в закрепление урока посмотрим ролик о Куликовской битве.

Следят за ходом битвы, отвечают на вопросы учителя.

Учебно-познавательная – установление причинно-следственных связей, соответствий. Информационная - извлечение информации, соотношение знакомого и незнакомого,  выделение ключевых слов.

Коммуникативная – высказывания учащихся, умение слушать других.

Личностно-смысловая – ценностное отношение к содержанию читаемого, чувство гордости за героическое прошлое России, за ее героев Дмитрия Донского, Владимира Храброго, Дмитрия Боброка-Волынского.

Оценка роли того или иного полка, а также исторических личностей и их взаимодействия в ходе битве, стратегического значения исторического сражения.

Понимание схематического хода битвы.

Закрепление материала

Подборка видеоролика по новой теме и трансляция его на уроке.

Просмотр видеоролика в закрепление пройденного материала.

Учебно-познавательная – анализ нового материала.

Информационная – извлечение зрительной информации о ходе Куликовской битвы.

Не оценивается.

Закрепление нового материала видеорядом.

Итог урока.  Домашнее задание - 4 мин

Осознание обучающимися значимости своей учебной деятельности на уроке.

(Фронтальная беседа по вопросам.)

-  Что послужило причиной похода Мамая на Русь?

-  Кто из русских князей бросил вызов Золотой Орде?

-  Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом?

- Где произошла битва?

  - Какое значение имела Куликовская битва?

- восстановить прежнее господство над Русью.

- московский князь Дмитрий Иванович.

- настоятель Троицкого монастыря Сергий Радонежский.

- на Куликовом поле в месте слияния рек Дона и Непрядвы.

- Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.

Домашнее задание.

 Учебник   с.147-156

 Одна группа учащихся готовит мини-сообщение о Дмитрии Донском, другая – о набеге Тохтамыша.

Учебно-познавательная: установление причинно-следственных связей, соответствий,  анализ материала.

Информационная – извлечение информации, ее переработка, проговаривание во внешней речи. Продуктивная коммуникация.

Оценка педагогом усвоения нового материала учащимися.

Логическая завершенность урока.

                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

Урок истории в 6 классе "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва."

Урок помогае топределить факторы, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель, рассмотреть ход и значение Куликовской битвы...

Технологическая карта урока истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»

Урок представлен в технологической форме, разработан в соотвнтствии с требованиями ФГОС....

Приложение к уроку истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»

Презентация к к уроку истории в 6 классе  «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»...

Разработка урока с ЭОР. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

Разработка рекомендована педагогам для реализации перехода на ФГОС...

Презентация по теме "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва"

Презентация содержит информацию а главных участниках событий(Дмитрий Донской, темник Мамай, хан Тохтамыш), графический материал (карта, схема построения войск). На слайдах представлени вопросы и задан...

Технологическая карта урока по истории России в 6 классе на тему «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»

Технологическая карта урока по истории России в 6 классе на тему «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»...