Технологическая карта урока "Агрегатные состояния вещества"
учебно-методический материал по физике (8 класс)

Технологическая карта урока "Агрегатные состояния вещества"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Любимовская СОШ» Большесолдатского района Курской области

Технологическая карта урока

по физике в 8 классе на тему

«Агрегатные состояния вещества»

                                                                                            Составил: учитель физики

                                                                         Лукьянцева М.А.

2018

Технологическая карта урока

Предмет  Физика 8 класс

Дата  29.11.2018

Тема урока: обобщающий урок по теме «Агрегатные состояния вещества».

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цели урока: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации знаний по теме «Агрегатные состояния вещества»

Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока: Рабочие тетради.Индивидиуальные карточки.Мультимедиапроектор.Презентация.

Формы работы с учащимися: Фронтальная.Групповая.  Выберите элемент. Выберите элемент.

Основные понятия: повторяют основные понятия темы «Агрегатные состояния вещества»

Методы работы с учащимися: практические; методы самостоятельной работы;         

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Этап мотивации

Здравствуйте ребята! Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошей работы на уроке.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  1. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Я предлагаю вам послушать песню

«У леса на опушке»

Учитель: Какие здесь слова связаны с физикой?

Какой раздел физики мы будем повторять?

Какую цель вы ставите на этом уроке?

Учитель предлагает учащимся самостоятельно поставить цели урока. Выслушав различные мнения учеников, класс совместно с учителем знакомится с целями урока: оценить свои знания, умения и навыки по изученной теме. 

Слушают песню

Отвечают на вопросы учителя

Формулируют тему и цели урока

Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Познавательные:  1) Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;                                

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  1. Этап включения изученного в систему знаний

Класс делится на три группы

1 конкурс «Физика вокруг нас»

Каждой группе предлагается иллюстрация. Найдите в каждой иллюстрации то, что относится к нашей теме.

«Масленица» Б.М. Кустодиев

Лед прошел» С.В. Герасимов

«Ледоход» В.Л. Худяков

Мы с вами увидели примеры тепловых явлений в живописи.

2 конкурс. Экспериментальные задания

Для первой группы

1. Как используя пламя спиртовки или кусок льда, вывести из равновесия весы, не касаясь их? Ответ обоснуйте и подтвердите опытом.

2. Как опытным путем доказать, что скорость испарения зависит от рода вещества.

Для второй группы

1. Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если его накрыть шубой? Ответ обоснуйте и подтвердите опытом.

2.Как опытным путем доказать, что скорость испарения зависит от наличия ветра.

Для третьей группы

1.Имеются две пробирки с одинаковым количеством воды. Одна обернута марлей, смоченной водой, другая спиртом. Проверьте с помощью термометров одинакова ли температура воды в пробирках. Ответ объясните.

2. Как опытным путем доказать, что скорость испарения зависит от площади свободной поверхности

Если вы испытываете затруднение, то можно воспользоваться подсказкой (Приложение 1)

Физкультминутка

3 конкурс

Каждая команда получает карточки с формулами, в которых пропущены буквы. Передавая карточки от одного члена команды к другому, заполнить её

Приложение 2

 

4 конкурс

Каков физический смысл пословиц?

  • И сырые дрова загораются (русская пословица)
  • Три года на камне посидишь, и камень нагреется (японская пословица)
  • Если кочерга длинная, руки не обожжешь (татарская пословица)
  • Вода начинает закипать с верхнего слоя (Корейская пословица)
  • Куй железо пока горячо (русская пословица)

Учащиеся: 1 группа – на картине «Масленица» деревья и улицы покрыты хлопьями пушистого снега – процесс кристаллизации.

Учащиеся: 2 группа – на картине «Лед прошел» около деревьев изображены лужи. Лужи чистой воды, которые образуются в результате таяния снега, т.е. плавления.

Учащиеся: 3группа – на картине «Ледоход» видны большие участки чистой воды, которые образуются в результате таяния снега и льда, т.е. плавления.

Составляют план и проводят эксперимент.

Заполняют карточки.

Объясняют физический смысл пословиц.

Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные: составление плана и последовательности действий;

Познавательные:  1) Общеучебные: умение структурировать знания;  

                                  2) Универсальные логические действия: синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

                                  3) Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Заполните анкету

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

Заполняют анкету

Личностные: понимание причин успеха в учебе.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:  1) Общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;                                    

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Приложение 1

Подсказка 1 группе

На лист бумаги с помощью пипетки нанесите по капле воды и спирта. Понаблюдайте за испарением и сделайте вывод.

Нанесите пипеткой по капле спирта на лист бумаги и на ладонь. Понаблюдайте за испарением и сделайте вывод.

Подсказка 2 группе

Нанесите пипеткой по капле спирта на два листа бумаги. Один лист отодвиньте в сторону, а возле второго создайте движение воздуха с помощью бумажного веера. Сделайте вывод.

Подсказка 3 группе

На разные листы бумаги с помощью пипетки нанести по капле спирта и сразу же увеличьте свободную поверхность одной из капель. Для этого один лист бумаги расположите вертикально, чтобы капля растекалась по нему. Сделайте вывод.

Приложение 2

      =       * q                                 1 группа

m = Q /    

L =     /  m

Q = λ  *    

t2 – t1 = Q/c*      

                                                                                                     2 группа  

Q =     * m

    = q*      

L = Q /          

Q = c*    *          

m =      / λ 

                                                                                            3группа

    = L *   /  

Q = λ  *    

    = q*      

Q = c*    *          

m =      / λ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта «Экологическое состояние родников р.п. Луховка городского округа Саранск Республики Мордовия»

В данном материале представлена технологическая карта проекта/исследования «Экологическое состояние родников р.п.Луховка городского округа Саранск Республики Мордовия»Научный руководитель: Качалина Л....

Технологическая карта урока "Количество вещества" 8 класс

Урок "Количество вещества"-открытие нового. 8класс ФГОС. Урок проблемный. Учащиеся самостоятельно решают проблему, выводят формулы для нахождения моль...

Технологическая карта к уроку физики в 7 классе по теме "Три состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов"

Технологическая карта к уроку физики в 7 классе по теме "Три состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов"...

Технологическая карта урока "Плотность вещества"

Помочь учащимся самостоятельно определить, что такое плотность вещества; установить, от каких факторов она зависит; установить формулу расчета плотности....

Технологическая карта урока «Строение вещества. Молекулы и атомы»

Технологическая карта по теме " Строение вещества .Молекулы и атомы"  по ФГОС 7класс...

Технологическая карта урока "Плотность вещества"

Урок в 7 классе - урок первичного предъявления новых знаний....

Технологическая карта урока "Плотность вещества"

Тема урока: «Плотность вещества».Тип урока: урок открытия «нового» знания.Цель урока: создать условия для усвоения нового учебного материала, форми-рования навыков смыслового ч...