Технологическая карта урока "Плотность вещества"
методическая разработка по физике (7 класс)

Маменишкина Нина Васильевна

Помочь учащимся самостоятельно определить, что такое плотность вещества; установить, от каких факторов она зависит; установить формулу расчета плотности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7kl.t.k.plotnost_veshchestva.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Маменишкина Нина Васильевна

учитель физики МБОУ Кутуликская СОШ

п. Кутулик,  Иркутская область

Технологическая карта урока по учебному предмету «Физика» в 7-ом классе на тему «Плотность вещества»

Тип урока:

 Постановка и решение учебной задачи

Авторы УМК:

  А.В.Перышкин. Физика 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений

Цели урока:

 Помочь учащимся самостоятельно определить, что такое плотность вещества; установить, от каких факторов она зависит; установить формулу расчета плотности.

Повышать интерес к изучению физики, развивать умение видеть изучаемые явления, навыки проведения экспериментов, логическое мышление.

Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощь в группе, упорство и настойчивость при поиске ответа, развивать речь.

Задачи урока:

Образовательная: сформировать представление о понятии «плотность вещества», выяснение зависимости массы тела от рода вещества и от объема тела; выявить физический смысл плотности, получение формулы определения плотности вещества, создать условия для формирования у учащихся расчетных и логических навыков решения задач.

Развивающая: развивать внимание учащихся через смену учебной деятельности и логического мышления; развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке; вызвать познавательный интерес к самостоятельному поиску знаний; умение анализировать, сравнивать результаты, делать выводы.

Воспитательная: развивать эстетический взгляд на окружающую действительность; воспитывать ответственность в принятии решений, умение общаться и отстаивать свою точку зрения.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные:

-  осознавать свои возможности в учении;

- формирование устойчивой мотивации к приобретению новых знаний и практических умений;

- формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

- способность адекватно судить о своих успехах или неуспехах в учении.

- соблюдать технику безопасности при проведении эксперимента.

Метапредметные: 

Регулятивные:

 - Формирование умений выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

- отвечать на поставленные вопросы, умение формулировать учебную проблему;

-  ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

 - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные:

 - научиться: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, систематизировать информацию;

- самостоятельно проводить эксперимент и наблюдения, делать вывод;

- самостоятельно оценивать собственный результат.

 Коммуникативные:

Уметь:-  организовать продуктивное взаимодействие со сверстниками;    

-  сравнивать разные точки зрения, прежде чем сделать выбор и принять решение;

- сформулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные: 

Сформировать представление о плотности вещества, выяснить от  чего зависит, формулы для нахождения плотности, перевода единиц измерения плотности в СИ, сравнение плотностей разных веществ, способы измерения плотности.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Плотность вещества, единицы измерения плотности, формула плотности вещества.

Оборудование:

Для наблюдения явления: стеклянный стакан 50 мл, стакан с водой, тела разного объема и разной массы: пробка, парафин, металлический цилиндр, ореометр.

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, рычажные весы, мензурка, цилиндры, тела равного объёма, но разной массы.

Для исследовательского эксперимента: (наборы на 6 групп).

1. рычажные весы, цилиндры, тела равного объема, но разной массы, тела равной массы, но разного объема.

2. Печатный раздаточный материал (карточки-инструкции для наблюдения явления, для исследовательского эксперимента)

Образовательные ресурсы:

Мультимедийный проектор, презентация к уроку, выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»   http://school–collection.edu.ru, 921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_9.s http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b5d-e wf,

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a54b5e75-ff6e-4791-a78f-b2c49ec939f1/7_71.swf

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Результат

1.Организационный этап.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

( 1мин)

Учитель приветствует учащихся.

Мотивирует учащихся на работу.

Настрой на положительные эмоции и плодотворную работу на уроке.

 Эпиграф к уроку: (Слайд №1),

«Опыт – есть единственный верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории»   Д.И.Менделеев.

Приветствуют учителя.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

самоопределение;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, оценивание настроя на работу.

Настраиваются на работу на уроке

2. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала

( 4 мин)

Работа с карточками-сорбонками, повторение формул, понятий массы тела, объема, единиц измерения.

Актуализирует знания обучающихся  по пройденному материалу.

Предлагает тестовые задания.

(Слайд № 2), (приложение №1).

Работают в парах

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции

- умение отвечать на поставленные вопросы

- самоконтроль и самооценка полученных результатов.

Проверяют задание, самооценка

3. Формулирование темы урока

( 3 мин)

А теперь, посмотрите внимательно на слайды, и подумав, ответьте: что общего и чем отличаются цилиндры друг от друга?

(Слайд 3, 4)

Создает проблемную ситуацию.

   Задачи 1,2,3 (Слайд № 5, 6, 7), (приложение № 2).

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулируется тема и задачи урока

Выдвигают гипотезы выхода из проблемной ситуации,

высказывают предположения.

- Цилиндры на слайде №  отличаются тем, что они изготовлены из разных веществ, массы у них тоже разные, а объём у них одинаковый.

- Цилиндры на слайде № отличаются тем, что они изготовлены из разных веществ, и объём у них тоже разный, а массы – одинаковые.

Ставят цели, формулируют тему урока.

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений,

- умение выделить главное.

Анализируют информацию, формулируют тему урока

4. Постановка цели.

Планирование.

( 2 мин)

Значит, объём, масса и род вещества между собой взаимосвязаны. И сегодня на уроке мы и узнаем об этом. Тема нашего урока «Плотность вещества»  (Слайд № 8)

Исходя из темы урока предположите, что каждый из вас должен выяснить сегодня на уроке?

- Теперь, давайте вместе с вами, определим  цели урока:

- плотность как физическая величина;

- обозначение плотности;

- физический смысл плотности;

- формула плотности;

- единицы плотности в системе СИ

Записывают в тетрадях тему урока.

Называют цели:

- узнать что такое плотность;

- узнать, как она обозначается;

- узнать от чего она зависит;

- узнать какие единицы измерения;

- узнать способы измерения

Проявление интереса к поставленной проблеме.

- умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; и того, что еще неизвестно;

-построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез;

- умение формулировать и высказывать мысли.

Формулируют цели и задачи, план изучения нового материала

5. Изучение нового материала.

 (20 мин)

1.Сравнить массы двух цилиндров равных объёмов, но изготовленных из разных материалов

2. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу физического смысла плотности вещества.

3. Подведение обучающихся к составлению формулы расчёта плотности, через массу и объём.

4. Дать характеристику величины плотности вещества.

5.Самопроверка результатов

6. Проверка понимания физического смысла плотности вещества

- Для выяснения определения и формулы плотности проведем исследование.

1) Поместить цилиндры на рычажные весы. Сравнить массы двух цилиндров равных объемов, но изготовленных из разных материалов. Сделать вывод?

2) Поместить тела на рычажные весы. Сравнить объемы двух тел равной массы, но изготовленных из разных материалов. Сделать вывод?

Предлагает группам поставить эксперимент, (приложение № 3)

Во время проведения эксперимента соблюдайте технику безопасности

Контролирует работу обучающихся, организует диалог.

- Анализируем полученный результат. Итак, вы получили, что цилиндры равного объема имеют разную массу, а тела равной массы – разные объёмы. Это объясняется тем, что разные тела могут иметь разную плотность.

- Давайте теперь сформулируем определение плотности.

Создаёт ситуацию (задача), которая проведёт к цели.

(Слайд № 9, 10), (приложение № 4)

Как найти плотность вещества? Известно, что льдина объемом  2 м3 имеет массу 1800 кг?

921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_9.s http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b5d-e wf

Какие действия  вы провели, чтобы определить массу 1 м3 для льда?

То есть мы с вами нашли массу  приходящуюся на единицу объёма – плотность.


Дать характеристику величины плотности вещества.

Работа с учебником стр. 60-61

Составить паспорт физической величины – плотность: (Слайд № 11), (приложение № 5)

Схема:   - обозначение

                - формула

                - единицы измерения

                - определение плотности

                - физический смысл плотности  

Заполненная таблица составлена учащимися на доске

Устанавливает осознанность восприятия материала

(Слайд № 12, 13, 14, 15, 16, 17) , (приложение № 6)        

Организует деятельность работы с таблицей плотности,  по какому принципу они делятся.

  1. На чашках уравновешенных весов лежат кубики. Одинаковы ли плотности веществ, из которых сделаны кубики?
  2. В одном из двух одинаковых сосудов налили воду (левый сосуд), в другой раствор серной кислоты равной массы. Какая жидкость имеет большую плотность?
  3. На рисунке изображены два кубика одинакового объема из золота и меди. У какого из кубиков масса вещества больше?
  4. В чем различие плотности твердых тел, жидкостей и газов?
  5. Занимательные опыты:

Налить в прозрачную мензурку воду, опустить туда стальной, пробковый и парафиновый шарики. Объяснить результат опыта. Почему стальной шарик тонет, а остальные всплывают на поверхность?

-Отличаются  ли плотности жидкостей, твердых тел и газов? В чем различие?  (Слайд № 18), (приложение № 7)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a54b5e75-ff6e-4791-a78f-b2c49ec939f1/7_71.swf

Проверка гипотезы: задача № 3

Устанавливает осознанность восприятия, организует деятельность работы с таблицей

Занимательные опыты:

Налить в прозрачную мензурку воду, опустить туда стальной, пробковый и парафиновый шарики. Объяснить результат опыта. Почему стальной шарик тонет, а остальные всплывают на поверхность?

Знакомит с прибором для измерения плотности жидкости – ореометр.

Работа в группах

Помещают цилиндры на рычажные весы. Сравнивают массы цилиндров, делают выводы.

Учащиеся делают записи в тетрадях. Объясняют, чем отличаются вещества, из  которых состоят цилиндры. Сравнивают тела равного объёма, но разной массы; тела равной массы, но разного размера.

Рассчитывают  массу льда для 1 м3 в тетради.

Разделили массу льда на его объём.

Сравнивая результаты задачи, учащиеся пытаются составить формулу.

Заполняют  паспорт физической величины.

В тексте учебника стр.60-61, находят: как обозначается  плотность, в каких  единицах измеряется. Дают определение: что такое плотность вещества; записывают физический  смысл и её формулу.

Самопроверка

Решают качественные задания, находят в таблице плотности веществ, сравнивают их, делают соответствующие выводы

Да. У твердых тел плотность больше, у жидкостей меньше, а у газов совсем маленькая.

Строение разное.

Работают с таблицей плотности твердых тел и жидкости.

Сравнивают плотности твердых тел и жидкости и делают вывод

Определяют плотность воды.

Познавательные УУД

формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

Определять план действий, действовать по выбранному плану. Формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Формировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Формирование умения анализировать информацию

Развивается умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Фиксировать результаты опытов и делать выводы.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Самоконтроль

Анализируют информацию, делают выводы.

Самоконтроль

Анализируют информацию, делают выводы.

6.Физкультминутка

 (1 мин)

Учитель организует физкультминутку

Один из учащихся проводит физкультминутку

Учащиеся выполняют упражнения

 7. Первичное закрепление знаний.

( 10 мин)

Организует выполнение теста, организует взаимопроверку по эталону и взаимооценку тестовых заданий по критериям. Знакомит с критериями оценки. (Слайд № 19), (приложение № 8)

Выполняют индивидуально задания, затем проверяют его в парах по эталону и оценивают по критериям. Ставят оценку.

Контроль и взаимоконтроль.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

 8. Рефлексия.

( 2 мин)

Организует подведение итога урока, самоанализ результатов, самооценку. Оценивает работу на уроке.

- Удалось тебе выполнить задание?

- Ты сделал все правильно или были недочеты?

-Ты работал сам или с чьей-то помощью?

-Какую оценку ты бы себе поставил?

Проводят самооценку и самоанализ своей деятельности на уроке. Выставляют оценки за урок.

Осознанное и произвольное  построение  речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности  за общее дело.

9. Домашнее задание

(2 мин)

П.22, сделать карточки, Упр.7 (5),

стр.217 проект «Плотность веществ на Земле и планетах Солнечной Системы» (по желанию)

Спасибо ребята за урок! Мы вместе успели за урок очень много. Наш урок был открытием!

(Слайд № 20)

                    Я еще не устал удивляться

Чудесам, что есть на земле,

Сканеру, принтеру,

И компьютеру на столе.

Ток по проволоке струится,

Спутник мчится по небесам.

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока с использование ЭОР и ЦОР по теме «Основные классы неорганических веществ»

Технологическая карта урока с использование ЭОР и ЦОР. Урок – закрепление нового материала. Тема урока «Основные классы неорганических веществ» ....

Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся по теме «Строение вещества. Химическая связь» на основе ЭОР.

Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся по теме «Строение вещества.  Химическая связь» на основе ЭОР....

Технологическая карта урока в 8 классе по теме "Вычисление массовой доли элемента в веществе" с исползованием интерактивной доски

Методическая разработка урока  по теме "Вычисление массовой доли химического элемента в веществе" по учебнику П.А. Оржековского выполнена в виде технологической карты, в которой отражены де...

Технологическая карта "Простые вещества, образованные кислородом"

Технологическая карта для учащихся включает учебный материал и задания для изучения темы "Кислород и озон" в 8 классе....

технологическая карта урока по физике "Плотность вещества"

Технологическая карта урока по физике 7 класса по теме "Плотность вещества" разработана в соответствии с учебником А. В. Пёрышкина. Урок изучения нового материала с использованием ЭОР и эксперименталь...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе «Химические вещества клетки»

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Химические вещества клетки" по учебнику Пономарёва И.Н. ( по требованиям ФГОС)....