Технологическая карта к уроку физики в 7 классе по теме "Три состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов"
план-конспект занятия по физике (7 класс) на тему

Беседина Антонина Николаевна
Технологическая карта к уроку физики в 7 классе по теме "Три состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_fizika_7_klass.docx38.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Тростенецкая средняя общеобразовательная школа Новооскольского района

Белгородской области»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

к уроку физики 7 класса

«ТРИ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА.  МОДЕЛИ СТРОЕНИЯ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ»

                                                                                              Выполнила: учитель физики

                                                                                             Беседина Антонина Николаевна

2016 г.

Актуальность: создание технологической карты необходимо при переходе на ФГОС

Цели: создать технологическую карту, реализовать в ней планируемые результаты ФГОС;  определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса.

 Задачи: 1) спроектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса;

                 2) использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке;

                 3) осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности;

                 4) определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между             предметами и результатами обучения);

                 5) на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

                6) выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Гипотеза: если урок проводить, используя технологическую карту, то он будет более продуктивный

Новизна: современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся

Объект: процесс обучения физике

Предмет: урок  физики

Практическая значимость: применять на уроке

Методы исследования: анализ литературы, интернет ресурсы, эксперименты.

Заключение: Урок разработан в рамках системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании учащихся, что соответствует задачам новых ФГОС. Урок направлен на усвоение не только предметного содержания (частные предметные результаты), но и овладение метапредметными умениями. Учащиеся осваивают способы действий, которые будут актуальны не только в учебно-познавательной деятельности, но и в реальной жизни, в дальнейшей профессиональной деятельно

Технологическая карта урока№9

Учебный предмет: физика

Класс:   7

УМК:  Перышкин А.В., Гутник Е.М. 

Тема урока:  Три состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: ознакомить учащихся со свойствами агрегатных состояний вещества, установить взаимосвязь свойств вещества с его строением, движением и взаимодействием частиц;

Задачи урока: а) развитие способностей связывать свойства веществ с их строением, движением и взаимодействием частиц (предметный результат).

б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая. Средства обучения: 

- Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /А.В. Перышкин. – 14-е изд., М.: Дрофа, 2010.

-  Сборник задач по физике для 7-9 классов образовательных учреждений /В. И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 21-е изд.  М.: Просвещение, 2007.

          - Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс» /О.И.      Громцева. – 2-е изд., - М.: Издательство «Экзамен», 2010.

              Ход урока          

Деятельность                   учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осущест

вляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1. Организационный момент

Цель этапа – подготовка учащихся к плодотворной работе на занятии в режиме сотрудничества.

Мобилизующее начало.

Дорогие ребята! Народная мудрость гласит: «Голодному надо давать не рыбу, а …». А что же? Ко- нечно, удочку. Чтобы он сам смог себя накормить. И мы с вами будем сегодня добывать знания, чтобы вы лучше учи- лись и знания ваши были бы прочными.

Включение учащихся в деловой ритм работы

Развитие учебно-познавательного интереса к уроку

Отражают личностную готовность к сотрудничеству и взаимодействию, предполагающему общение

Анализ готовности к сотрудничеству и взаимодействию, предполагающему общение

Самопроверка готовности к уроку

Прогнозирова

ние  пред

стоящей

 учебной

деятель

ности

Целеполагание

Цель этапа – развивать умение самостоятельно определять границы знаемого и незнаемого, ставить и формулировать

 для себя цели своего обучения, новые задачи в учебно-познавательной деятельности.

 Сегодня вы будете не учениками 7 класса, а моими коллегами – физиками-экспериментаторами, исследователями различных состояний вещества. Именно изучению свойств различных состояний вещества посвящена наша с вами совместная работа.

Слайд 1

Формулируют цель учебного занятия

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Слушают варианты ответов товарищей, при необходимости дополняют ответы

Умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения, корректировать и уточнять ответы товарищей, точно выражать свои мысли

Сравнивают свой результат с эталоном, предложенным преподавателем

Способно

сть к

целепола

ганию, уме

ние плани

ровать

 свою  уче

бную дея

тельность

2. Актуализация знаний

Цель этапа – обеспечить у учащихся устойчивую мотивацию к активной учебно-познавательной деятельности.

1) Фронтальный опрос.

- Сначала вспомним, коллеги, что мы знаем о строении вещества?

- Как мы доказали эти положения?

- Какие состояния вещества вам знакомы?

- Назовите вещества, которые находятся в твердом? жидком? газообразном состоянии?

2) А теперь отгадайте загадку:

( Слайд 2)

Я и туча, и туман                    

И ручей, и океан    

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

3) Действительно, это вода- вещество, которое вы очень часто можете видеть сразу в разных состояниях во все времена года. Вода, замерзая, превращается в лед, а при кипении превращается в пар - газообразное состояние.

(Слайды 3-5)

- Что вы можете сказать о строении сосульки, воды в стакане и пара над горячей водой?

- Вы считаете, что строение твердых тел, жидкостей и газов одинаково?

Нам сегодня и предстоит сравнить свойства твердых тел, жидкостей и газов и сделать выводы о различии в их строении. Результаты нашей работы мы занесем в таблицу, которую вы видите на доске ( такая же таблица в тетрадях учащихся).

 Анализируют предложенные задания, проверяют правильность ответов

Умение ориентироваться в своей системе знаний – выявлять пробелы в знаниях, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Осознанно строят речевое высказывание в устной форме, способность актуализировать знания по ранее изученному материалу.

Умение слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и символьной форме, при необходимости комментируют и корректируют ответы товарищей.

Конкретизи

руют понятия

 и термины, осуществляют само- и взаимоконтроль своей учебно-познавательной деятельности в процессе достижения результата, корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Умение прогова

ривать последова

тельность действий, высказыв

ать свое

 предложе

ние, адек

ватно оценивать имеющиеся знания и умения, оценивать правиль

ность выполнения учебной задачи.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

3. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Цель этапа – обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знании и овладении учащимися способами действий.

Групповая исследовательская работа. ( Слайды 6-8)

Класс делится на три группы. Первая группа исследует твердое состояние вещества, вторая – жидкое состояние, третья – газообразное состояние.

В каждой группе выбирается экспериментатор (проводит опыты), теоретик и «модельер» ( готовит модель строения вещества).

Каждая группа получает задание, состоящее из двух частей: в первой части содержится практическая часть по проведению опытов, выполняя вторую часть задания, учащиеся работают с учебником, выделяя главное в указанном параграфе и готовят модель молекулярного строения вещества.

Самостоятельно выполняют опыты, создают структуру взаимосвязи между свойствами веществ, делают выводы.

Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять предлагаемые решения с реальными жизненными условиями, расширение границ «сухой» науки на внутренние переживания, опыт, кругозор.

Вступают в диалоговую форму ответа, участвуют в коллективном обсуждении.

Умение формулировать свое мнение и позицию в коммуникации.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных задач, регулируют процесс выполнения учебных задач, оценивают достигнутый результат.

Умение принимать и сохранять учебно-познавательную цель и задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, осуществлять само- и взаимоконтроль, исправлять, дополнять, уточнять ответы товарищей.

  После выполнения работы каждая группа представляет результаты своей работы у доски, демонстрируя опыты и делая выводы. Результаты заносят в таблицу:

Состояние

вещества

свойства

 молекулы

форма

объем

сжимаемость

расположение

движение

взаимо

действие

     Затем «модельеры» представляют изготовленные ими молекулярные модели разных состояний вещества и объясняют расположение, движение и взаимодействие молекул.

Воспринимают, перерабатывают и предъявляют информацию в символьной форме, выдвигают гипотезы, проводят анализ выдвигаемых гипотез экспериментальной проверкой.

Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять известные решения с физическими моделями, способность ориентироваться в своей системе знаний, видеть знакомое в измененной ситуации.

Вступают в диалоговую форму ответа, участвуют в коллективном обсуждении, высказывают свою точку зрения и аргументируют ее.

Умение формулировать свое мнение, координировать свои действия в соответствии с верными утверждениями товарищей.

Определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата

Умение формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, умение проводить эксперимент и делать выводы по его результатам.

4. Этап закрепления новых знаний и способов действий

Цель этапа – обеспечить усвоение учащимися новых знаний и способов действий в ходе самостоятельного выполнения заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Уважаемые коллеги, вы проделали большую работу по исследованию свойств различных состояний вещества и объяснили различия в их молекулярном строении. Итак, подведем итог нашей работы. ( Слайды 9-11)

Физкультминутка. (Слайд 12)

Беседа по вопросам.

1) Можно ли открытый сосуд заполнить газом на 50% его вместимости?

2) Закрытая бутылка наполовину заполнена бензином. Можно ли утверждать, что в верхней половине бутылки бензин отсутствует?

3) Может ли быть в жидком состоянии кислород?

4) Летним вечером над болотом образовался туман. Какое это состояние воды?

5) В морозный зимний день над полыньей в реке образовался туман. Какое это состояние воды?

6) Кусок олова нагрели, и оно приобрело жидкое состояние. Как при этом менялось движение и расположение частиц олова относительно друг друга?

7) Вода испарилась и превратилась в пар. Изменились ли при этом сами молекулы? Как изменилось их расположение и взаимодействие?

8) Объясните физический и житейский смысл пословиц: ( Слайд 13)

-Вилами по воде писано.

-Тверд как алмаз.

-Куй железо, пока горячо.

Работа с тестом (5 минут).

Тест «Как мы знаем свойства?»

  1. В каком состоянии вещество сохраняет определенный объем?

а) в твердом,     б) в жидком,    в) в газообразном,   г) в твердом и жидком.

2. В каком состоянии вещество обладает собственной формой?

а) в твердом,     б) в жидком,    в) в газообразном,   г) в твердом и жидком.

3. В каком состоянии вещество сохраняет определенный объем и не имеет собственной формы?

а) в твердом,     б) в жидком,    в) в газообразном,   г) в твердом и жидком.

4. В каком состоянии веществу труднее придать нужную форму?

 а) в твердом,     б) в жидком,    в) в газообразном,   г) в твердом и жидком.

5. Промежутки между молекулами больше у…

а) льда         б) водяного пара

6. Притяжение между молекулами меньше у…

а) воды       б) водяного пара

7. Газы отличаются от твердых тел тем, что у них…

а) промежутки между молекулами больше…

б) промежутки между молекулами меньше…

в) …и молекулярное притяжение больше.

г) …и молекулярное притяжение меньше.

8. Скорости движения молекул меньше у…

а) твердых тел           б) газов.

9. Твердые тела обладают свойством:

а) занимать весь предоставленный объем

б) сохранять свою форму        в) легко сжиматься

10. Чтобы вещество перешло из твердого состояния в жидкое, его нужно:

а) расколоть       б) охладить        в) расплавить.

Осуществляется взаимопроверка и оценивание. Учитель дает ответы и критерии оценивания.

Ответы: 1.г; 2.а; 3.б: 4.а; 5.б; 6.б; 7.а,г; 8.а; 9.б; 10.в.

Оценки: 0-4 – «2»;  5-7 – «3»;  8-9 – «4»;  10 – «5».

Переносят полученные знания на реальные объекты, самостоятельно создают алгоритмы деятельности в ходе применения знаний в знакомой и измененной ситуациях.

Понимание различий между теоретическими моделями и реальными объектами, способность соотносить известные факты с экспериментальной проверкой данных.

Дискутируют и аргументируют по итогам своей экспериментальной работы, высказывают свое мнение, развивают способность к инициативе в ходе выполнения экспериментов и объяснения их результатов.

Умение слушать и слышать друг друга, использование диалоговой и монологической речи для аргументации и доказательства своей точки зрения, проявление уважения к товарищам, внимание к их личности.

Ставят учебно-познавательную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, с еще нераскрытыми данными, оценивают достигнутый результат.

Умение организовать свою учебно-познавательную деятельность, планировать, осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий.

5. Рефлексивное осмысление результатов урока.

Цель этапа – формировать у учащихся открытость в осмыслении своих действий и самооценке, усвоение принципов

саморегуляции и сотрудничества.

 Уважаемые коллеги, мы провели с вами некоторую исследовательскую работу по изучению свойств трех состояний вещества. Я благодарю всех за сотрудничество.

Напишите два номера пословиц, подходящих вашему состоянию на конец урока, уходя, прикрепите к доске магнитом.

Пословицы:

1. Сделал дело, гуляй смело.

2. Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.

3. Работа не волк, в лес не убежит.

4. Одна голова хорошо, а две лучше.

5. Что посеешь, то и пожнешь.

6. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Осознают цель учения, его необходимость, делают выводы на основе проделанной работы.

Осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым, не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, нацелить себя на дальнейшее продвижение.

Формулируют свои мысли, аргументируют свою точку зрения, дискутируют и отстаивают свою позицию в соответствии с принципами толерантности к оппонентам.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оценивают свою деятельность, достигнутый результат (заполняют таблицу в устной или письменной форме).

Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, анализируют деятельность на уроке, оценивают личностный вклад в достижении задач урока.

6. Домашнее задание

Цель этапа – обеспечить понимание цели, содержания и приемов выполнения задания самоподготовки всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

(Слайд 14)

§§11,12 с.26, выполнить задание 3 с.29 (по желанию), работа с таблицей.

Самостоятельно определяют уровень выполнения задания самоподготовки.

Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации, освоение приемов и способов действий.

Слушают и задают уточняющие вопросы по выполнению задания самоподготовки, выясняют степень реализации задания

Умение выслушивать собеседника, понимать и принимать информацию.

Планируют свои действия в соответствии с самооценкой и самостоятельно определяют степень реализации выполнения заданий

Продуктивное осуществ

ление саморегуля

ции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 7 класс Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Изучить физические свойства веществ в различных агрегатных состояниях.Выяснить особенности строения вещества в различных агрегатных состояниях и объяснить их....

"Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов."

Урок по физике,  7 класс. А.В. Пёрышкин "Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов." К уроку использую презентацию  по програме Мимио "Три состо...

технологическая карта к уроку физики 7 класс по ФГОС

Тема урока: Способы увеличения и уменьшения давления. Данный урок  помогает развивать способности  к  выделению, описанию и объяснению физических явлений; самооценке на основе...

Рабочие планы (технологические карты) к урокам физики 7 класса

Представлены технологические карты к урокам физики 7 класса. УМК Пёрышкина...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА к уроку физики 7 класса «Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа»

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа. Тип урока: комбинированный Цель урока: организация усвоения и закрепления осно...

Технологическая карта к уроку физики 7 класс

Технологическая карта к уроку физики "Плотность вещества"...

Технологическая карта к уроку физики 10 класс

Технологическая карта урока "Основное уравнение МКТ" 10 класс...