«Обмен веществ и превращение энергии в организме» 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Воротнёва Наталья Андреевна

Учитель биологии:  Воротнева Наталья Андреевна

МОУ «Ерышовская СОШ» Ртищевского района Саратовской области

План-конспект урока по теме

«Обмен веществ и превращение энергии в организме»

Предмет: биология 

9 класс

Цель урока:

Организация продуктивной деятельности  обучающихся, направленная на достижение ими результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt_uroka_po_biologii_obmen_veshchestv.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель биологии:  Воротнева Наталья Андреевна

МОУ «Ерышовская СОШ» Ртищевского района Саратовской области

План-конспект урока по теме

«Обмен веществ и превращение энергии в организме»

Предмет: биология  

9 класс

Цель урока:

Организация продуктивной деятельности  обучающихся, направленная на достижение ими результатов.

Задачи: формирование понятий об основном обмене веществ, нормах питания в связи с определенным видом деятельности человека; показать, что нормы питания зависят от энергетических затрат организма, от количества и соотношения белков, жиров и углеводов в принятой пище; научиться составлять пищевой рацион и суточные затраты энергии.

Формировать у обучающихся знания о сохранении здоровья, бережном отношении к нему, здорового образа жизни. Развивать познавательные интересы, применять биологические знания на практике.

Формы организации деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование:

Таблица  «Строение пищеварительной системы»

Презентация по данной теме, видеоролик

Ход  урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята.

Учитель: Сегодня наш урок начнем с просмотра видеоролика, подумайте какая тема сегодняшнего занятия?(включается видеоролик)

Ответы:

Учитель: Затрудняетесь?

Учитель: Что видели?

Ответы: (зарядка на уроке физической культуры или разминка перед началом урока)

Учитель: А что необходимо иметь, чтоб выполнять эти упражнения?

Ответы: Энергию!

Учитель: Правильно!

Учитель: Какая тема занятия?

Ответы:

Включается презентация  «Энерготраты человека и пищевой рацион».  

Тема урока отображается в презентации и записывается на доске.

Учитель: Расскажите, как образуется энергия?

Ответы: в результате  метаболизма.

На слайде мы видим схему «Обмен веществ» (Слайд 4,5)

Обмен веществ (метаболизм)  

Пластический обмен (ассимиляция)-                            Энергетический обмен (катаболизм,

реакции биологического синтеза                                   диссимиляция) – совокупность

высокомолекулярных веществ из                                  реакций расщепления высокомоле-

простых, протекающие с поглощением                        кулярных веществ, протекающих с

энергии.                                                                            выделением энергии.

Учитель: (Слайд 6.) Ниже перечислены процессы, протекающие в клетках организмов: 1. гликолиз, 2.испарение воды, 3.расщепление жиров, 4.биосинтез белков, 5. фотосинтез, 6. расщепление полисахаридов, 7. брожение, 8. дыхание, 9. биосинтез жиров.

Впишите номера, которыми они обозначены в соответствии с принадлежностью их к ассимиляции и диссимиляции? Каждый работает в своих тетрадях.

Выполняют задание и проводится взаимопроверка.

Учитель: итак обмен веществ  начинается с пластического обмена, т. е  с питания.

Мозговой штурм по терминологии (Слайд 7.)по питанию, пищеварению, продуктах питания.  

  1. Что такое питание? (Питание – процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме веществ, необходимых для покрытия его энергетических трат, построения и обновления тканей, регуляции функций.)

  1. Что такое пищеварение? (Пищеварение - механическая и химическая обработка пищи в желудочно-кишечном (пищеварительном тракте – сложный процесс, при котором происходит переваривание пищи и ее усвоение клетками.)

3. Назовите функции пищеварительной системы.

1) Механическая (моторная): измельчение пищи, продвижение пищи по пищеварительному каналу, выделение.

2) Химическая (секреторная): выработка слюны, ферментов, пищеварительных соков, желчи.

3) Всасывающая: всасывание питательных веществ.

4. На какие составные части распадаются белки, жиры и углеводы?

(Аминокислоты, глицерин и жирные кислоты, глюкоза и др. простые сахара)

5. Процессы переваривания пищи в организме идут с участием ферментов. Что представляют собой ферменты? (Ферменты – вещества белкового происхождения, их функция состоит в ускорении химических реакций в пищеварительном канале).

Назовите ферменты, которые расщепляют белки, углеводы и жиры. (Птиалин фермент слюны - расщепляет крахмал и др.углеводы, пепсин– расщепляет белки, трипсин- расщепляет белки до аминокислот, жиры расщепляются в пищеварительном канале липазами на глицерин и жир.кислоты, поджелудочный сок действует на все питательные вещества (белки, жиры, углеводы).

6. Выполнить задание № 27 вариант 22 из КИМа (вставить в текст «Пищеварение» пропущенные термины из предложенного перечня. (51782)

7. (Слайд 8) Органы в организме выполняют конкретные функции. Выполните задание на соответствие:

1.Зубы, 2. кишечник, 3. поджелудочная железа, 4. желудок, 5. печень

А. переваривание, Б. вырабатывает инсулин, В. измельчает пищу, Г. вырабатывает желчь, Д. всасывание пищи.

А

Б

В

Г

Д

4

3

1

5

2

8. Задание: на листочках находится изображение пищеварительной системы без надписей. Вам нужно правильно подписать органы пищеварительной системы. (проверка по презентации, выходят по очереди, называют, показывают). (Слайд 9.)

9. Какое значение имеет пищеварительная система для организма? (пищеварительная система снабжает организм питательными веществами и энергией).

Учитель: вернемся к схеме. (Слайд 5.)Второй процесс обмена веществ – диссимиляция, реакция распада тех органических соединений, которые входят в состав клеток, и удалением из организма продуктов их распада. При этом освобождается энергия, которая используется клетками для выполнения их функций. Энергетический обмен обеспечивает все виды деятельности нашего организма – физическую работу, умственный труд и др. Следовательно, обмен веществ и энергии представляет собой единство двух противоположных и неотделимых друг от друга процессов.

При составлении пищевого рациона учитывают потребность организма во всех питательных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях.

Какую роль играют белки, жиры и углеводы?

Вспомним роль 1. белков, 2. углеводов, 3.жиров.

Сообщения учащихся.

Ученикам предлагается биологическая физкультминутка.

Учитель: продолжим нашу работу. Научимся рассчитывать энергозатраты и составлять пищевой рацион решая задачу № 31 из КИМа.

А  для этого нам нужно знать от чего зависит интенсивность обмена веществ? (Слайд 10)

Ответы обучающихся: чем тяжелее выполняемая работа, тем интенсивнее обмен веществ. От эмоционального состояния, от времени года, от климата. Если расход энергии увеличивается, то интенсивнее сокращаются мышцы, учащаются дыхательные движения, усиливается сердечная деятельность.

Учитель:  давайте вспомним, что такое энерготраты и калорийность питания.

Обучающиеся: чем выше интенсивность физического труда, тем больше энерготраты.

Учитель: изучим график зависимости интенсивности обмена веществ от длины беговой дистанции, в которой участвует легкоатлет. Вариант 16 задание 20 (8 кВт)

Учитель: каким образом можно компенсировать энерготраты человека?

Обучающиеся: энерготраты компенсируются за счет продуктов питания. Продукты питания обладают различной калорийностью. Исходя из энергозатрат человека, состояния его здоровья, возраста, пола, характера выполняемых работ составляют нормы питания.  Учитель: значит между энерготратами организма и калорийностью пищи должно быть определенное соответствие (баланс), который учитывается при составлении пищевых рационов. Готовясь к ОГЭ мы должны научиться рассчитывать энергозатраты, калорийность пищи, количество белков, жиров и углеводов, решая задачи из КИМов.

Переходим к решению задачи. Перед вами памятка (Слайд 11), которая поможет вам правильно решать задачи, учитывая данные таблиц 1,2,3 и 4.

Откроем из КИМа вариант 22 задание 31.

1. Внимательно читаем условие задачи.

2. Подчёркиваем в тексте вопросы на которые мы должны ответить (что мы должны рассчитать).

3. Необходимо указать: энергозатраты,  заказанные блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.

4. Произведём расчёт энергозатрат. Для этого мы будем пользоваться таблицей №3 «Энергозатраты при различных видах физической активности».

Энергетическую стоимость   ккал/мин. умножим на время тренировок и получим энергозатраты тренировки. Антон увлекается катанием на водных лыжах, значит энергетическая стоимость будет равна 7,5 ккал/мин ( значение взято из таблицы №3 с учётом вида спорта, которым занимается  Антон). Нам необходимо вычислить энергозатраты двухчасовых тренировок. Значит 120 мин.( 2 часа тренировки) Х 7,5ккал ( энергетическая стоимость физической активности) и получим энергозатраты утренней тренировки 900 ккал. ( 120 Х 7,5 =900 ккал.)

 5. Определяем рекомендуемые блюда, обязательно учитываем, что употребляемые блюда должны быть с максимальным содержанием белка (из условия задачи). Причём меню не должно превышать энергозатраты 900 ккал. Для составления меню используем таблицу №4 графа «Энергетическая ценность».

Меню: Сэндвич с мясной котлетой ( энерг. ценность – 425 ккал.)

Салат овощной ( энерг. ценность-60 ккал.)

Мороженное с шоколадным наполнителем ( энерг. ценность – 325 ккал.)

 Чай с сахаром ( две чайные ложки)- энерг. ценность – 68 ккал.

 425+60 + 325 + 68 =878 ккал. ( калорийность рекомендованного обеда).

6.Находим количество белков рекомендованного обеда. Для этого воспользуемся таблицей №2 графа « Белки».

39+ 3 +6= 48 г.

Молодцы, задание выполнено успешно.

 

Учитель: давайте повторим и обобщим знания по теме нашего урока  «Обмен веществ и превращение энергии в организме», т.е вспомним понятие о пластическом и энергетическом обмене, а также какую роль играют белки, жиры и углеводы.

Что понимается под обменом веществ? (Обмен веществ – это совокупность протекающих в живых организмах химических превращений, обеспечивающих их рост, развитие, процессы жизнедеятельности, воспроизведение потомства, активное взаимодействие с окружающей средой.)

Мы с вами изучили, что процесс обмена веществ состоит из двух противоположно направленных видов обмена - пластического (ассимиляции) и энергетического (диссимиляции). Вспомним, что понимают под пластическим обменом, а что под энергетическим обменом? (Ответы)

Разберем задания, которые нам помогут закрепить знания на пластический и энергетический обмен. (Слайд 12.)

1. Вспомним этапы энергетического обмена, для этого откроем вариант 6 задание 27. Вставим в текст пропущенные термины из предложенного перечня (6,8,2,4)(пищеварительная, цитоплазма клетки, гликолиз, митохондрии)

2. Изучим график зависимости использования организмом человека энергии, запасенных в жирах, от продолжительности физической нагрузки. Вариант 9 задание 20 (63%)

Следующий вопрос: какую роль играют белки, жиры и углеводы?

Вариант 12 – 23.  Выбрать три верных ответа из шести. Какие функции в клетке выполняют белки? (1,2,4)

Выполним тест на соответствие: Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами.

  1. Вещества окисляются                                              А. Пластический обмен
  2. вещества синтезируются                                         Б. Энергетический обмен
  3. энергия запасается в молекулах
  4. Энергия расходуется
  5. В процессе участвуют рибосомы
  6. В процессе участвуют митохондрии

БАБААБ

 

 Рефлексия. (Слайд 13.)

Завершая урок, мы ответим на вопрос: «Что нового узнали и чему научились?»

Я предлагаю  оценить  вашу работу на уроке.

• работал активно, пассивно.

• своей работой доволен, недоволен

• мое настроение стало лучше, хуже

 (Для оценки работы были розданы  бланки с вопросами)

Спасибо за работу!

 

(Слайд  14.) Домашнее задание: пользуясь дополнительной литературой, составить индивидуальный суточный рацион, режим питания , выполнить задание КИМа вариант 9 задание 31.

Литература:

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию.-М.: Дрофа, 2012
  2. ОГЭ – Биология. Типовые экзаменационные варианты/ под редакцией Рохлова В.С. – М.: Национальное образование, 2018
  3. Безруких М.М. и др. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь / М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 80с.

     4. Батуев А.С. Биология: Словарь-справочник. –М.: Дрофа, 1999.

     5. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. –М.:       Просвещение, 1983.

Интернет-ресурсы:

  http://www.muk-impuls.ru/

  http://ipk.68edu.ru/forum/

 http://festival.1september.ru.

 http://www.proshkolu.ru/

 http://pedsovet.org/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме  "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....

Кроссворд по теме: "Обмен веществ и превращение энергии"

Кроссворд по теме предназначен для итогового обобщения материала....

Презентация к уроку "Обмен веществ и превращение энергии"

Данная презентация была составлена для урока биологии в 10 классе по теме "Обмен веществ и превращение энергии"....

Урок. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. 7 класс.

Знакомство ребят с пищеварительной системой, усложнением её строенияу разных групп животных....

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Тест для тематического контроля по теме : Обмен веществ и превращение энергии в клетке....