Чегодайкина Людмила Владимировна

Сайт учителя математики

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить!

Профессия: Учитель математики

Профессиональные интересы: Повышение качества знаний учащихся путем применения практико-ориентированных методов обучения; повышение осмысленности познавательной деятельности учащихся; выявление педагогических условий повышения качества знаний учащихся.

Увлечения: живопись, музыка, театр, художественная литература

Регион: Республика Мордовия

Населенный пункт: Торбеево

Место работы: МБОУ "Никольская ООШ"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/nikolsksch

О себе

 Я учитель математики МБОУ "Никольская ООШ"

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Л.Н.Толской "Война и мир"

Моё портфолио

Представление собственного инновационного педагогического опыта: учителя математики МБОУ «Никольская СОШ» Торбеевского района РМ Чегодайкиной Людмилы Владимировны

 

Я учитель математики  МБОУ «Никольская  ООШ» Торбеевского муниципального района.  В 2000  году  окончила физико - математический факультет МГПИ  им. М.Е. Евсевьева по специальности «Математика с дополнительной специальностью информатика и вычислительная техника». Общий педагогический стаж работы - 14 лет, стаж работы в МБОУ «Никольская ООШ» - 12 лет. Имею первую квалификационную категорию. 
Я учитель. Чего я должна и чего могу добиться?  Я должна научить ребят своему предмету – математике. Науке древней и вечно юной. Науке первоначальной, той, на которой строятся многие другие. А поэтому я должна сохранить и передать дальше страсть к поиску и открытию. Страсть прозревших и озарённых. Желание найти песчинку в море. Авантюризм и решимость идти до конца, а если стало ясно, что дорога тупиковая, не бояться тут же пойти по другой. И пока в ком-нибудь будет сидеть эта искра – будут открытия и озарения, будет развиваться изначальная наука, которую именуют фундаментальной.   
Но наука – ещё не вся жизнь. Каждый миг человек выбирает и оценивает. И я стараюсь, чтобы мои ученики  это делали осознанно. Чтобы сомневались во всём, что не проверено, и при этом надо,  чтобы проверка не стала самоцелью. То есть я должна научить отличать действительно новое от типового, неоднократно проверенного.  А ещё я должна научить порядку. Чтобы работали как положено, полностью отдаваясь делу, но и чтобы понимали, когда пора применить хитрость и смекалку. 
Ещё нужно научить ребят пользоваться тем, что было сделано раньше, научить самостоятельно в этом ориентироваться, находя нужное. А с другой стороны,  показать,  что иногда надо положиться на себя. И когда я вижу, что достигла результата, что зерно сомнения посеяно и прорастает, вот тогда я бываю счастлива! И поэтому я – учитель.   И я счастлива, если полезна кому-то, если дарю минуты радости и капельки счастья другим. Поэтому у меня вновь появляется великое желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству, ведь – я учитель, я в ответе за них, за своих учеников.
Работая над проблемой «Условия активизации мыслительной деятельности учащихся  на уроках математики» я ставлю перед собой задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Решению этих задач способствует включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества. Реализация этой проблемы предусматривает выполнение следующих задач:
1. Применение различных форм проведения урока. Методически правильное их сочетание.
2. Использование методов обучения в зависимости от уровня требований к ЗУН, индивидуальных особенностей, индивидуальной подготовленности учащихся.
3. Развитие умений и навыков учащихся для самостоятельного получения знаний. Опираясь на ранее полученные знания научить учащихся анализировать, сравнивать, выявлять причинно – следственные связи.
4. В процессе изучения каждого раздела информировать учащихся о требованиях обязательного минимума.
5. Уделять особое внимание обобщению и систематизации умений и навыков учащихся.      
Актуальность.       Болезненными, сложными проблемами школы средней ступени является снижение интереса учащихся к учению, рост неуспеваемости, падение качества знаний, умений и навыков, неудовлетворённость учителей результатами своего труда, недовольство родителей школой. И особенно сложным в настоящее время оказалось преподавание такого предмета, как математика. Для неё характерны сильные  внутрипредметные  связи: если ученик плохо усвоил предшествующий материал, то он ещё хуже усвоит последующий.       
Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, чтобы     научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.
Ведущая   педагогическая  идея. Моя  основная   педагогическая  идея: создать  условия  для  увлекательной  познавательной  деятельности  школьников,  добиваться,  чтобы  каждый  ученик  трудился.  Без  каждодневной,  серьезной  работы  нельзя  овладеть  математикой.  Всем  известно,  что  от  качества  каждого  урока  зависит  общий  результат  работы  учителя,  поэтому  в  своей  практике  стараюсь  применять  разнообразные  формы  и  методы  обучения,  позволяющие  ученикам  овладеть  навыками  самостоятельной  работы,  повышающей  познавательную  активность  ребят,  дающие  возможность  более  объективно  оценить  их  знания. Формирование потребностей к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.   Моё педагогическое кредо – планомерная организация развития личности ребёнка.  
Концептуальность предлагаемого опыта  заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.    Каждый творчески работающий учитель понимает, что не существует универсальных образовательных ресурсов, и лучше, чем «свое», созданное самостоятельно под свой стиль работы, ему не найти. А еще лучше – созданное не просто одним учителем, а в сотворчестве с учениками и коллегами, ведь процесс учения и познания наиболее плодотворен именно через продуктивную деятельность. 
Оптимальность и эффективность.  Ученики используют знания, умения и навыки, полученные в процессе творческой деятельности на уроках математики, в практической деятельности. Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в профильном классе или  ВУЗе. У учащихся  формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться. Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников. Приобретается навык работы со справочной литературой. Без  базовой  математической  подготовки  невозможна  постановка  образования  современного  человека.  
Наличие   теоретической  базы.       Всем  известно,  что  от  качества  каждого  урока  зависит  общий  результат  работы  учителя,  поэтому  в  своей  практике  стараюсь  применять  разнообразные  формы  и  методы  обучения,  позволяющие  ученикам  овладеть  навыками  самостоятельной  работы,  повышающей  познавательную  активность  ребят,  дающие  возможность  более  объективно  оценить  их  знания. Безусловно,  здесь большую роль играет и культивирование интереса к своему предмету. «Надо стремиться сделать обучение увлекательным», - писал педагог-демократ Дистерверг (впрочем,  теорию интереса разрабатывали и Руссо, и Локк, и Толстой, и Сухомлинский).   Мною разработаны   поурочные конспекты, большой спектр дидактического материала, в том числе к самостоятельным, проверочным и тестовым работам, открытые уроки,  медиа-уроки. 
Центральное место в преподавании занимает урок.  Его  построение  обусловлено  рядом факторов  и зависит  не  только  от  изучаемого  материала,  имеющегося  под  рукой  у  учителя,  печатных,  наглядных,  технических  и  т. п. средств  обучения,  но  и  от  состава  обучаемых,  качества  их  знаний  и  умений. При подготовке к урокам стараюсь планировать не отдельные уроки, а тему в целом, определяю тип каждого урока, его место в системе уроков по теме. Продумываю в единстве задачи образования, воспитания, развития. Чаще всего на одном  уроке используется сочетания различных типов уроков.    Основные  типы  уроков,  применяемые  мной  в  обучении  математики, следующее: изучении  нового  материала, формирование  умений  и  навыков, контроля  и  оценки  знаний, урок – лекция,  обобщающий  и  комбинированный  уроки, семинарские занятия,  повторительно – обобщающий урок, тестирование.  Активно применяю  на уроках информационные технологии.                                                                                                                           
При  построении  урока  изучения  нового  материала  по  математики,  учитываю  прежде  всего  специфику  этого  материала,  учебные  возможности  школьников, основные  дидактические  принципы. На  данных  уроках используется  дифференцированное  содержание  обучения.  Класс  делится  на  три  группы: хорошо  и  отлично  успевающие, среднеуспевающие  и  слабоуспевающие  учащиеся. Основными  формами  учебной  работы,   задействованными  в  построении  урока,  беру:  фронтальную  работу  с  классом  или  группой, диалоговую  работу  с  каждым  учеником  и  самостоятельную  работу.   Продолжительность  той  или  иной  формы, логика  их  чередования  по  ходу  урока,  для  каждой группы учащихся  своя.                              
Формирование  умений  и  навыков – это  сложный  процесс  предполагающий  прохождение  ряда  этапов  в  ходе  выполнения  детьми  значительного  числа  учебных  заданий.  На  таких  уроках   хорошо  и отлично  успевающие  ученики  могут   решить  самостоятельно  большую  часть  упражнений  по  данной  теме. Среднеуспевающие  учащиеся  нуждаются  в  более  основательной  подготовке. Слабоуспевающие – испытывают  затруднения  уже  на  начальных  стадиях, т.е.  при  выполнении  первых  упражнений  данной  темы. Они  должны  быть  под  контролем  учителя  при  решении  простейших  задач.     Уроки  контроля  и  оценки  знаний, умений  и  навыков  проводятся  по  прохождению  темы  или  раздела  изучаемого  материала. Фронтально – усредненную  организацию  уроков  контроля  и  оценки  знаний  и  умений  реализую  в  форме фронтальных  опросов, математических  диктантов, самостоятельных  и  контрольных  работ,  тестов.                                                                                                                                        
В  старших  классах  практикую  уроки – лекции, уроки – зачёты. Уроки – зачёты  провожу  в  старших  классах  после  изучения  главы  учебника  по  билетам, куда  включаю  теоретические  и  практические  вопросы.   В  младших  классах  контроль  знаний  проводится  на  таких  уроках, как  урок соревнование, смотр  общественных  знаний, уроки - КВН. На  таких  уроках  создаётся  эмоциональная  атмосфера  состязательности, борьба  за  установление  лидерства.   Комбинированный  урок  имеет  широкое  распространение  в  практике  обучения  математики,  поэтому  у  меня  большинство  уроков  получаются  именно  такими. В  основном  такие  уроки  состоят  из  двух  частей, одна  из  которых  имеет  структуру  урока  контроля  и  оценки  знаний  и  умений   учащихся, а  вторая  связана  со  структурой  урока  усвоения  новых  знаний.            
В  целях  дополнительного  изучения  материалов  тем  учащимся  даю  задания:  написать  реферат,  доклад,  подготовить  сообщение,  которые  в  сжатом  изложении  выслушиваются  на  уроках,  даю  домашние  творческие  задания  по  изготовлению  геометрических фигур, тел,  свойства которых  были  изучены  на  уроке.   Ученики  с  удовольствием  составляют  и  решают  кроссворды,  что  дает  им  возможность  не  только  упрочить  свои  знания,  но  и  развить  умение  пользоваться  разнообразными  справочниками,  энциклопедиями,  к  тому  же  работа  с  кроссвордами  позволяет  усилить  межпредметные  связи,  ибо   порою  приходится  включать  в  них  разные  термины  и  из  других  предметов.                                                                                                
Сочетание  различных  форм  работы, урочной  и  внеурочной  состоит  в  том, что  они  усиливают  интерес  к  предмету, позволяют  раскрыть  способности  каждого  ученика, содействуя  развитию  творческой  смышлености. Внеклассная  работа  позволяет  лучше  узнать  интересы  и  способности  учащихся, наладить  тесный  контакт  и  сотрудничество  учителя  с  учениками. Поэтому  большое   внимание  уделяю  проведению  нестандартных уроков.                                                                                                                                    
В области внеклассной работы свою  деятельность направляю на поддержание, укрепление и углубление познавательных интересов. Поэтому, поставленные во внеклассной работе задачи решаю  самыми различными формами, какие получили достаточную апробацию в опыте обучения и воспитания, провожу:  вечера вопросов и ответов; конкурсы смекалки;  КВНы;  викторины, исследования, наблюдения с определенным заданием или без него; познавательные игры, игры – путешествия.     
Использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи. Я активный пользователь Интернет-технологий.   Широко использую возможности компьютера в учебном процессе: провожу уроки с использованием компьютера.  Это позволяет не только развивать, но и совершенствовать творческий потенциал каждого ученика, добиваться более высокого уровня знаний, умений и навыков учащихся по предмету, прививать любовь и интерес к предмету. 
Результативность опыта. Выпускники школы по математике показывают устойчивые и положительные результаты, высокий уровень сформированности общеучебных и специальных умений и навыков, которые способствуют для дальнейшего продолжения образования в ВУЗах и ССУЗах. Почти все выпускники поступают в ВУЗы России и успешно там обучаются. 
Мои ученики систематически принимают участие во всероссийских конкурсах,  в олимпиадах, как школьных, так и муниципальных,  где   занимают призовые места.
Я никогда не останавливаюсь на достигнутом. Старюсь повышать свой методический уровень  квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, района, а также использую интернет-ресурсы, где размещен опыт педагогов. Периодически повышаю квалификацию на очных и дистанционных курсах.

2003 год.   Прошла курсы повышения квалификации в ГОУ ДПО (ПК) С «МРИО»  по специальности «Заместитель директора по воспитательной работе» в объеме 157 часов.

2004 год.   Прошла курсы повышения квалификации в ГОУ ДПО (ПК) С «МРИО»  по специальности: «Преподаватель ИЗО» в объеме 72 часа.
2007 год.   Прошла курсы повышения квалификации в ГОУ ДПО (ПК) С «МРИО»  по проблеме: «Методика использования информационных технологий в преподавании математики и физики» в объёме 72 часа.  
2007 год. Прошла курсы повышения квалификации в ГОУ ДПО (ПК) С «МРИО»  по проблеме: «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника»и образования» в объёме 72 часа.  
2013 год.   Прошла курсы повышения квалификации в ГОУ ДПО (ПК) С «МРИО» по программе: «Модернизация процесса обучения математике в условиях перехода на ФГОС второго поколения» в объёме 72 часа.         
Активно участвую в работе  школьных и районных методических объединений. Провожу открытые уроки и мероприятия, выступаю с  докладами, как на школьном, так и на муниципальном уровнях.   Кроме того,  принимаю активное участие в различных мероприятиях школы. Участвую в   художественной  самодеятельности  школы и  района. Участвую в общественной жизни села: оказываю помощь в выполнении прогнозных показателей поселения, участвовала в подготовке и проведении Всероссийской переписи населения,  в предвыборных  компаниях 2007, 2008,  2011 годов.   
За подготовку победителя регионального конкурса школьных сочинений и детских рисунков по теме воссоединения Крыма и России «Мы- вместе» в номинации «Рисунок» награждена Благодарственным письмом (2013 г.),  Благодарственными письмами Главы РМ за участие в выборных компаниях (2007, 2008 гг.)
И самое главное, я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требования, но и запросам образовательной среды, в  частности, запросам моих учеников.
Когда я чувствую отдачу от своих учеников, то душа моя окрыляется, и, самое главное,  начинаю думать над тем, чем бы их заинтересовать на следующих уроках, чтобы отдача была ещё больше, появляется стимул для собственного роста.
Вот так несу свой крест через года.
И верю: труд учителя таков,
Что вспыхнет моя яркая звезда
Поступками моих учеников.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы