Организация самостоятельной работы в 5 классе по математике
материал (5 класс) по теме

        Перед математическим образованием школьников в настоящее время поставлены следующие задачи:  устранение излишней формализации обучения. Усиление прикладной направленности преподавания и формирование  у учащихся практических умений и навыков. Чтобы знания превратились в умения и навыки, необходимо, чтобы учащиеся действовали. Активная  учебно-познавательная  деятельность предполагает  практические  действия учащихся . Знания не могут быть переданы в готовом виде, они усваиваются осмысленно в процессе определённых действий, при этом важно, чтобы учащиеся самостоятельно выполняли эти действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Никольская основная общеобразовательная школа»

Методическое объединение учителей математики

Доклад на тему:

«Организация самостоятельной работы по математике в 5 классе»

                                                      Подготовила: учитель математики

         МБОУ «Никольская основная

                                                                        общеобразовательная школа»

                                                         Торбеевского района 

                                                      Чегодайкина Л.В.

                                                     

                                                                 2013-2014 учебный год

План

1.Задачи математического образования и пути их решения.

2.Особенности учебно-воспитательного процесса в 5 классе.

3.Главная цель  самостоятельной работы.

4.Виды самостоятельной работы.

5.Проверка самостоятельной работы.

6.Результативность самостоятельной работы.

        Перед математическим образованием школьников в настоящее время поставлены следующие задачи:  устранение излишней формализации обучения. Усиление прикладной направленности преподавания и формирование  у учащихся практических умений и навыков. Чтобы знания превратились в умения и навыки, необходимо, чтобы учащиеся действовали. Активная  учебно-познавательная  деятельность предполагает  практические  действия учащихся . Знания не могут быть переданы в готовом виде, они усваиваются осмысленно в процессе определённых действий, при этом важно, чтобы учащиеся самостоятельно выполняли эти действия.

     Большую ценность для общества представляют инициативно работающие люди . Умеющие е только самостоятельно принимать решения. Но и творчески, ответственно их выполнять . Более того каждый человек получает удовлетворение от творческого, самостоятельно труда.

      Творческий подход к работе. Потребность в самостоятельности, умения  навыки самостоятельной работы не приходят сами собой. Они формируются, воспитываются  в ходе всего процесса обучения, причём степень самостоятельности выполнения работ от класса к классу должны возрастать.

      Особое место в организации самостоятельной работы учащихся занимают те классы, с которых начинается каждая ступень обучения-1; 5; 10. Среди этих классов надо отметить 5 класс, так как учебно-воспитательный процесс здесь имеет свои особенности.

  1. С 5 класса начинается предметное обучение, увеличивается число учебных предметов , объём информации, прикладная ориентация каждого из учебных предметов, в том числе и математики, что требует формирования навыков самостоятельной работы.

2.Ученики 5 класса имеют уж достаточный запас знаний по математике, имеющий в известной степени законченный характер . Эти знания служат основой не только для приобретения новых знаний, но и для их самостоятельного применения.

3. В курсе математики 5 класса постоянно усиливается роль доказательств, элементов дедуктивных рассуждений, учащиеся знакомятся с особыми математическими оборотами речи. Эти особенности школьного курса математики ставят учеников перед необходимостью доказывать, убеждать, а в отдельных случаях критиковать иные точки зрения.

4. В 5 классе ученики уже достаточно свободно читают, поэтому целесообразно учить их самостоятельной работе с учебником.

Исходя из этих особенностей,  можно сделать вывод, что организация самостоятельной работы учащихся 5 класса приобретает особое значение. Кроме того, если мы не привьём элементарные навыки самостоятельного  приобретения знаний в 5 классе. То мы просто упустим время и возможности.

     

Главная цель организации самостоятельной работы - учить учащихся самостоятельно приобретать знания.

Одним из важных и распространенных видов является работа с учебником. Наибольшее распространение получили такие приёмы этой работы:

1)чтение текста вслух;

2) чтение текста про себя;

3)воспроизведение содержания прочитанного вслух;

4)обсуждение прочитанного текста;

5)разбиение прочитанного текста на смысловые части;

6)самостоятельное составление плана прочитанного;

7)работа с оглавлением и предметным указателем;

8)работа с рисунками и иллюстрациями;

9)работа над понятием, термином;

Правильному пониманию того или иного понятия способствует самостоятельный поиск в соответствующих словарях, справочниках происхождения соответствующего термин ( «уравнение», «кратное» и др.)

  Не менее распространённым видом самостоятельной работы является выполнение письменных  самостоятельных работ на уроке. К ним относятся:

  1. выполнение упражнений, решение задач на закрепление пройденного материала. Так, например, минимальные требования к знаниям, умениям учащихся при изучении темы «Законы сложения» включают знания переместительного и сочетательного законов, умение записывать их с помощью букв и применять их при вычислениях.  Поэтому закрепление этого материала должно быть направлено на:

а) формирование у учащихся умения записывать законы сложения с помощью букв;             б) обучение применять законы сложения для получения верных равенств из данного и для вычисления рациональным способом значения числовых выражений. В зависимости от подготовленности  учащихся примеры могут быть разной степени сложности.

1)Запишите с помощью букв  m и n переместительный закон сложения.

2) Известно, что m+n=35. Чему равна сумма n+m? Какой закон сложения использовали?

3)Запишите переместительный закон сложения для слагаемых m и 12.

4)Запишите с помощью букв x, y иz сочетательный закон сложения.

5) Известно, что x+( y+z)=25.  Верны ли следующие равенства: а) (x+y)+z=25;

                                                                                                            б)x+y+z=25.

Какой закон сложения применён?

6) Запищите сочетательный закон сложения для слагаемых 8, n и 15.

7)Вычислите наиболее удобным способом сумму:

а) 523+846+177+4154;

б)

     8) Найдите n, если       а)(m+n)+l=3678 и m+l=746;     б)(m+n)+l=27,5 и m+l=24,3.

2)Составление задач и упражнений самими учащимися.

Этот вид работы нередко недооценивается. На самом деле он является весьма важным. В самом деле, если решение задач на закрепление требует от учащегося «подогнать» условие задачи под определение понятия или правила, то составление задачи является процессом творческого поиска, способствующим развитию оригинальности мышления. Следует всемерно развивать стремление придумать задачу, не похожую на задачу учебника.

3)Проведение практических работ на местности.

1)Постройте на местности отрезок длиной 100м.

2)Постройте на местности квадрат, площадь которого равна 20м.

3)Измерьте длину, ширину и высоту классной комнаты и вычислите её объём.

4) Найдите расстояние между городами с помощью географической карты.

4) Организация работы над ошибками.

В этой работе нельзя ограничиваться решением того же примера или задачи, в которых ученик сделал ошибку. Важно выполнять задания, аналогичные тем. В которых допущена ошибка, возвращаясь к этой работе, с тем, чтобы быть уверенным. Что учащийся понял, в чём заключается правильное решение или правильный ответ.

Одним из  важнейших видов самостоятельной работы является выполнение домашних заданий.

С целью обеспечения самостоятельности выполнения домашних заданий и предупреждения перегрузки учащихся необходимо на уроках уделять внимание обучению учащихся:

а) алгоритму действий;

б )решению текстовых задач( математизация ситуаций);

в)выполнению практических работ на вычисления и построения; изготовлению моделей; выполнению рисунков, схем, таблиц.

Непосредственно при задании на дом часто необходим чёткий инструктаж о выполнении домашней работы. Желательно также инструктирование родителей о том, как учащиеся 5 класса должны готовить по математике задания, как они должны работать с книгой.

5) Взаимная проверка знаний учащимися.

В прессе обучения действуют два вида связи: прямая- от учителя к ученику – и обратная- от ученика к учителю. Осуществление обратной связи является достаточно сложной дидактической задачей. В практике работы выявляются различные формы этих связей. В частности, можно организовать взаимную проверку знаний учащимися.

    При выполнении самостоятельной работы её проверку можно осуществлять с помощью консультантов, назначаемых учителем из числа хорошо успевающих учеников. Каждому ряду назначается консультант. Выполнив задание своего варианта, консультанты получают инструктаж и по мере  выполнения работы остальными учащимися проверяют их, разъясняя допущенные ошибки, если таковые имеются.

   После того как все учащиеся справляются с работой, ассистенты сообщают об этом учителю. Учитель наблюдает и оценивает деятельность учащихся и ассистентов, проводит индивидуальную работу с отдельными школьниками .  Взаимная проверка хорошо себя оправдывает при обобщении материала.

  Результативность самостоятельной работы определяется чёткой её постановкой и систематичностью. Важным при этом является возбуждение интереса к ней, использование методов стимулирования познавательной деятельности ( положительное подкрепление, поощрение, игра, небольшие дискуссии, соревнования) и организация контроля за самостоятельной работой.

Литература.

  1. Груденков Я. И. О принципах построения системы упражнений.
  2. Фридман Л. М. Психолого-педагогические  основы обучения математике в школе.
  3. Погорелов А. В. Самостоятельная работа учащихся 5-6 классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации самостоятельной работы обучающихся на уроках математики 5-11 классов, как одной из форм развивающего обучения

В настоящее время новое понимание качества образования выводит на первый план развитие учащихся к самоопределению в деятельности и общении, самоизмерению, раскрытию природного дара человека, развитие ...

Методика организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики в малых группах

Данную методику можно использовать при организации самостоятельной работы на уроках....

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «МАТЕМАТИКА»

В связи с введением в образовательный процесс  нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации сам...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика- главный путь воспитания самостоятельности.В своей работе я хочу осветить во...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики.

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся, на развитие их познавательных  способностей, на темп усвоения изученного материала. При правильной ме...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения

Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитаниясамостоятельности. Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызы...