«Дипломное проектирование как средство развития профессиональной компетентности студентов»
методическая разработка на тему

СОДЕРЖАНИЕ

1. СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

3.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kokareva_l.g._usman.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

ГОБПОУ «Усманский промышленно-технологический колледж»

ТЕМА: «Дипломное проектирование как средство развития профессиональной компетентности студентов»

                                                      Исполнитель:

                                                      Кокарева  Людмила Григорьевна  

                                                      преподаватель  

                                                      общепрофессиональных

                                                      дисциплин ГОБ ПОУ

                                                      «Усманский промышленно

                                                      - технологический  колледж»

                                                       

Усмань 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА-----------------------------------------------------------     3  

2.ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС-----------------------------     3

3.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ----------------------    4

4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ- ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС------------------------------------------------------------------     5

Дипломное проектирование

как средство развития профессиональной компетентности студентов.

  1. СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА .

Сущность современного образовательного процесса заключается в обновлении содержания обучения, создании образовательной среды, способствующей развитию у обучающихся творческого и критического мышления, опыта учебно-исследовательской деятельности, формированию умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.

В связи с этим ключевое значение для деятельности учреждений среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС имеют современные педагогические технологии формирования общих и профессиональных компетенций. 

Способность к инновационной работе становится важным признаком профессиональной компетентности.

Выбор технологий обучения преподаватель осуществляет, руководствуясь, прежде всего, требованиями ФГОС, своим педагогическим опытом, уровнем владения педагогическим инструментарием.

Для студентов специальности 08.02.01. « Строительство зданий и сооружений» реализуется  Технология проектной деятельности –осуществляется разработка курсовых и дипломных проектов.

  1. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС. 

Выбор данной технологии не случаен.  В соответствии с проектным подходом в обучении формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся рассматривается как специально организованная самостоятельная образовательная деятельность обучающихся под руководством педагога по решению значимой для них проблемы. Именно проектный метод позволяет сформировать конкретные единицы проектировочных умений, которые образуют основу общих и профессиональных компетенций будущего специалиста. Технология проектной деятельности развивает интеллектуальный и творческий потенциал, самостоятельность, способствует успешной социализации личности. Развитие проектировочных умений обучающихся средствами проектных технологий, использование метода проектов при изучении как общеобразовательных, общепрофессиональных дисциплин, так и профессиональных модулей обеспечивает условия для формирования проектировочных умений обучающихся и овладения обобщенными способами профессиональной деятельности.

При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у студентов не только профессиональных компетенций (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в колледже является решение студентами производственно технических проблем средствами проекта), но и развития качеств личности учащихся посредством освоения способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

В настоящее время перед учебными заведениями остро стоит проблема конкурентной способности  на рынке образовательных услуг.

В колледже особое внимание уделяется таким направлениям работы как:

  • развитие и укрепление связи с производством;
  • социализация обучения;
  • адаптация студентов к условиям реального производства и проектирования.

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

В целях развития методической базы дипломного проектирования студентов, приближения содержания учебных проектов к условиям реального производства для повышения уровня подготовки выпускников в 2015 году в колледже был предложен такой вид итоговой аттестации как  дипломный проект.

Используя данный вид итоговой аттестации, мы планировали получить следующие результаты:

  • всесторонний охват студентов для решения поставленной задачи;
  • высокий профессиональный уровень выполнения  дипломного проектирования
  • высокий уровень творческой инициативы студентов и преподавателей;
  • адаптация студентов к дальнейшей трудовой деятельности.

Достижению этих результатов способствовало:

  • создание условий, при которых дипломники смогут наиболее ярко проявить полученные знания и практические умения по общеобразовательным и специальным дисциплинам:
  • выбор темы комплексного дипломного проекта, способный объединить работу студентов и преподавателей разных специальностей;
  • разработка и составление четкого графика работы по каждому разделу проекта;
  • высокий профессиональный уровень руководителя дипломного проектирования;
  • создание методической межпредметной группы преподавателей-специалистов;
  • использование новейших достижений в технологии современного строительного производства.

IV.РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ- ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС.

Защита  дипломного проекта в 2015 году проходила в июне месяце.

Для разработки дипломных проектов была предложены следующие темы: «Школа на 198 мест», « Детский сад-ясли», « Двухквартирный дом».Разрабатываемые проекты были привязаны к местности: г. Усмань, Усманский район с. Грачевка, с.Октябрьское. В разработке каждого проекта принимали участие студенты колледжа 08.02.01. «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Исходя из составленного и выданного задания, студенты  разработали конструктивное решение объектов.

Проекты были выполнены  в компьютерной технике.

После удачной, по нашему мнению, защиты  дипломного проекта в 2015 году, руководство колледжа и преподаватели специальных дисциплин пришли к мнению, что следующая защита дипломных проектов должна быть еще более реальной.

Что есть реальный дипломный проект по специальности 08.02.01. «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».   в системе среднего специального профессионального образования?

Можем ли мы называть проекты, выполняемые студентами- дипломниками реальными и что есть реальный проект по сути? Если мы обратимся к Словарю русского языка С.И.Ожегова, то найдем, что слово «проект» означает разработанный план сооружения, устройства чего-нибудь. А «реальный» - это «осуществляемый, отвечающий действительности; практический, исходящий из понимания и учета подлинных условий действительности».

Значит, в связи с этим, в 2016 году, будут предложены реальные темы дипломного проектирования:

  1. «Реконструкция лыжной базы села Песковатка»
  2.  «Реконструкция городского парка.
  3. «Реконструкция городской библиотеки».

4.         « Развивающий центр для детей дошкольного возраста на 120 мест».

В 2015 году Проект оценивался с учетом общего уровня выполнения и творческого подхода к решению поставленных задач.

На защиту приглашались представители заказчиков, заинтересованные в квалифицированных кадрах руководители предприятий и учреждений, для дальнейшего трудоустройства наших выпускников.

Выполнение дипломного проекта позволяет создать ситуацию, близкую к реальной проектной. Дипломник в данной ситуации определяет роль, которую играет его профессия в проектной деятельности, осознает значимость выбранной профессии и себя в ней как будущего специалиста. В такой ситуации студенту приходится учиться отстаивать свою точку зрения, настаивать на своем варианте решения и находить компромиссное решение.

Такая форма государственной итоговой аттестации требует значительных усилий со стороны организации и разработки графика выполнения дипломного проекта, предъявляет особые требования к профессиональному уровню преподавателей - руководителя дипломного проекта, а также задает направление профессионального роста преподавателей, создает условия для сплочения коллектива, понимания общей задачи и общего направления развития.

В перспективе дипломного проектирования заложена идея того, что каждый разрабатываемый проект, имея реального заказчика, может иметь и реальное воплощение.

Подготовка к дипломному проектированию начинается с подготовки обучающихся к курсовому проектированию на третьем курсе, дипломному проектированию на четвертом курсе и производственной практике.  

Известно, что курсовая работа, также как и дипломный  проект включают в себя графическую часть, которая выполняется на формате А1 – это размер ватмана, и пояснительную записку. Поэтому важно, для выполнения графической части задания, научить студентов правильной последовательности  изображения  конструкций и зданий, научить пользоваться нормативными документами, рационально распределять рабочее поле чертежа, вычерчивать шрифтом надписи, наносить размеры на строительных конструкциях и зданиях. Исходя из этого, работа на занятиях по инженерной графике построена таким образом, что студенты имеют возможность в обучающем (упрощенном) варианте вычертить  задания, на основе  знания которых  ребята  выполняют графическую часть  курсового проекта.

Замечу, что ещё на первых занятиях внимание студентов акцентируется на межпредметных связях инженерной графики с учебными дисциплинами. Подробно объясняются области применения полученных знаний и умений, что, несомненно, повышает интерес ребят к изучаемой дисциплине, мотивирует их обучение инженерной графике.

У студентов специальности 08.02.01. «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» курсовое проектирование по дисциплине «Архитектура зданий и сооружений». Одна из тем курсового проекта «Расчет одноэтажного промышленного здания в г. Усмань».  Для подготовки студентов  к выполнению  курсового проекта на занятиях инженерной графики  мы вычерчиваем условные изображения на строительных чертежах, схемы расположения элементов конструкций промышленного цеха, схемы расположения колонн, подкрановых балок и ходовых панелей  склада готовой продукции.

В процессе становления межпредметных связей, необходимо участие:  

  • в заседаниях цикловых  методических комиссий специальных дисциплин;
  • в разработке методических указаний к курсовому и дипломному проектированию с целью соблюдения единых  стандартов в оформлении графической части работ;
  • в итоговой государственной аттестации с целью выяснения недочетов в дипломных проектах, а также замечаний председателей Государственной аттестационной комиссии и работодателей по графическому оформлению проекта;
  • в профессиональных ярмарках-выставках с целью изучения нового в проектировании зданий и сооружений;  
  • в организации связей преподавателей инженерной графики с базовыми предприятиями, целью которой является изучение нового оборудования и технологий.

Важнейшим этапом учебного процесса является производственная практика. Этот этап должен соединить теоретический и практический учебный материал, сформировать полное представление о будущей специальности. И здесь, пожалуй, особенно необходимо обратить внимание преподавателя -  руководителя практикой на подготовке единого задания, охватывающего все дисциплины, предусмотренные программой производственной практики.  Студенты специальности  08.02.01. «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» производственную практику  проходят  на строительных объектах г. Усмани и Усманского района. Для качественного выполнения производственных заданий, а также  для  оформления  отчета о прохождении  практики студенты используют знания, полученные на занятиях инженерной графики, такие как чтение строительных чертежей,  вычерчивание схем расположения производственной структуры предприятия,  вычерчивание строительных конструкций.

 Для повышения эффективности межпредметных связей  в колледже  создано единое информационное поле- Профессиональные модули, которые  включают рабочие программы, календарно-тематические планы, перечень вопросов и практических заданий к экзаменам и зачётам, задание по практике и другие компоненты. Это помогает преподавателям:

  • Развивать у студентов навыки использования знаний общеобразовательных и общетехнических дисциплин для усвоения;
  • Оптимизировать учебный процесс, используя элементы современных педагогических и информационных технологий;
  • Преподносить учебный материал, активизируя мыслительные способности студентов с использованием потенциала их знаний;
  • Создавать возможности для интеграции наук, необходимых в будущей деятельности специалистов на производстве.

Курсовое проектирование, производственная практика- подготовительный этап к успешному дипломному проектированию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует кор...

Деловая игра как средство развития профессиональной компетентности студентов.

Одно из главных направлений совершенствования методов подготовки студентов среднего профессионального образования является использование в учебном процессе активных методов обучения, которые опир...

Доклад «Деловые игры как средство развития профессиональной компетентности студентов»

В связи с востребованностью на рынке труда специалистов экономического профиля и высокими требованиями, предъявляемыми работодателями, перед нами встала проблема повысить результативность педагогическ...

Формирование лингвистической культуры на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативной компетентности студентов .

В статье обсуждается важность самостоятельной реферативно-исследовательской работы студентов в формировании коммуникативной компетентности при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи&qu...

Формирование единой информационной образовательной среды как условие развитие профессиональной компетентности студентов колледжа.

Одним из важнейших направлений развития современного среднего профессионального образования является его информатизация, которая заключается в обеспечении данной сферы образования те...

Деловые игры как средство развития профессиональной компетентности студентов

Деловые игры как средство развития профессиональной компетентности студентов...