Техническое творчество как средство формирования профессиональной компетентности студентов.docx
статья на тему

Зайцев Владимир Васильевич

роль технического творчества в подготовке специалиста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Техническое творчество как средство формирования профессиональной компетентности студентов.

Проблеме творчества уделяют внимание философы, социологи, психологи, педагоги. Отечественные психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому человеку. Различие состоит лишь в масштабах достижений и их общественной значимости. Педагогикой установлено, что творчеству надо учить с самого раннего возраста путем включения детей в творческую деятельность. В зависимости от объекта деятельности творчество имеет разновидности, одной из которых является техническое творчество.

Исследователи отмечают, что техническому творчеству учащихся присущ интегральный характер, так как оно представляет собой комплексную познавательно-преобразовательную деятельность, состоящую из взаимосвязанных компонентов, теоретические исследования, эксперименты, решение технических задач, создание моделей и устройств реального применения с их последующими показателями. Благодаря этой деятельности учащиеся получают углубленные знания об окружающем мире, убеждаются в истинности (или ложности) выдвинутых ими теоретических предположений, которые в процессе технического творчества подтверждаются или опровергаются практикой, приобретают умения и навыки .

Основу технической деятельности составляет решение творческих задач разнообразных типов и различной степени сложности. Развитие техники и технической деятельности породило потребность в техническом мышлении.

Техническое творчество - это средство самовыражения и самореализации сущностных сил учащихся и подготовки их к профессиональному самоопределению.

В процессе технического творчества формируются и развиваются разнообразные интересы учащихся. А.Н. Прядехо  исследовал развитие технических интересов подростков. Предметом технического интереса являются объекть техники и техническая деятельность. В своем развитии технически» интересы проходят следующие этапы: созерцательный манипулятивно практический, познавательно-теоретический, творческий интерес.

В процессе технического творчества учащиеся не только усваивают конкретные знания, умения и навыки, но и о затевают способами их приобретения. Техническое творчество представляет собой цепь задач. Которые вызывают у учащихся потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте решения задач.

На первый план выступает выдвижение гипотезы, отыскание способов ее проверки. Тем самым уже в самом процессе обучения учащийся поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.

Творческое обучение отличается от репродуктивного характером преподавания и учения. Основная задача учителя в процессе технического творчества -организация учебной деятельности студента направленной на формированию познавательной самостоятельности, развитие способностей.

Основой учения в структуре творческой деятельности является связь "цель -средство - контроль", и центральным технологическим звеном - самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика, основанная на его способности регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью.

А.Н. Прядехо считает, что опорным свойством технических способностей является наблюдательность, характеризующая особенности восприятия человеком технических объектов и технологических процессов, проявляющихся в своеобразном умении видеть,     слышать,     осязать.     Ведущими! свойствами технических способностей являются техническое мышление и пространственное воображение, которые проявляются в понимании и самостоятельном творческом, продуктивном решении технических задач.

Вспомогательным свойством технических способностей выступает мануальная ловкость, без наличия которой не может быть материализована ни одна творческая идея.

Техническое творчество обеспечивает комплексный подход к формированию целостной структуры технических способностей.

Техническое   творчество  учащихся наиболее   массовая форма привлечения студентов к творчеству. В определении понятия «детское техническое творчество» существуют две точки зрения -- педагогическая и психологическая.

Педагоги рассматривают техническое творчество учащихся не только как вид деятельности, направленный на ознакомление с разнообразным миром техники, развития их способностей, но и как один их эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования. Психологи в техническом творчестве больше внимания уделяют своевременному выявлению у учащихся способностей к определенному виду творчества, установлению уровня их формирования и последовательности развития.

Особое внимание в процессе технического творчества учащихся должно уделяться формированию технических понятий, пространственных представлений, умений составлять и читать чертежи и схемы. В процессе технического творчества  учащиеся неизбежно совершенствуют свое мастерство во владении станочным оборудованием и инструментами.

Немаловажное значение техническое творчество имеет для расширения политехнического кругозора учащихся. В процессе творческой технической деятельности учащихся сталкиваются с потребностью в дополнительных знаниях о технике: в изучении специальной литературы, ознакомлении с новинками техники, консультациях специалистов.

Практика показывает, что учащиеся имеют весьма разносторонние знания по избранному профилю. Эти знания важны не столько тем, что ими располагает учащийся, сколько тем, что они получены путем самообразования. В процессе самообразования вырабатываются качества, которые во многом предопределяют дальнейшее развитие творческих черт личности. Прежде всего в процессе самостоятельной работы по приобретению знаний развиваются общее и техническое мышление. В свою очередь, развитие интеллекта способствует более глубокому пониманию причинно-следственных связей в явлениях природы.

Техническое   творчество   способствует   также приобретению   опыта технической творческой деятельности, имеющего огромное значение для формирования личности. Во-первых, позволяет на основе полученных знаний и умений приобретать новые. Во-вторых, опыт в определенной степени уменьшает вероятность выбора ошибочного пути при решении технических задач. В-третьих, опыт способствует выработке умений переноса знаний и умений в новые условия применения. В практике творческой деятельности известно много случаев, когда сложные технические задачи решались именно благодаря переносу опыта решения аналогичных задач.

Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая

деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской   и   опытнической работе, т. е. к развитию творческих качеств личности.

Большое значение в воспитании творческих черт личности имеет результативность творческого труда. Особую ценность представляет в этой связи труд, направленный на совершенствование производства, повышение эффективности оборудования и т. д. Экономический эффект творческих усилий является мощным стимулом к творческой деятельности. Опытные руководители кружков  технического творчества   используют   это в практической работе посредством установления связей с производством. Знакомясь с производством, студенты находят возможность для совершенствования   оборудования, инструментов,   технологических процессов, а затем формулируют технические задания и разрабатывают их, И нередко находят такие решения, которые являются рационализаторскими предложениями и даже изобретениями.



Предварительный просмотр:

Техническое творчество как средство формирования профессиональной компетентности студентов.

Проблеме творчества уделяют внимание философы, социологи, психологи, педагоги. Отечественные психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому человеку. Различие состоит лишь в масштабах достижений и их общественной значимости. Педагогикой установлено, что творчеству надо учить с самого раннего возраста путем включения детей в творческую деятельность. В зависимости от объекта деятельности творчество имеет разновидности, одной из которых является техническое творчество.

Исследователи отмечают, что техническому творчеству учащихся присущ интегральный характер, так как оно представляет собой комплексную познавательно-преобразовательную деятельность, состоящую из взаимосвязанных компонентов, теоретические исследования, эксперименты, решение технических задач, создание моделей и устройств реального применения с их последующими показателями. Благодаря этой деятельности учащиеся получают углубленные знания об окружающем мире, убеждаются в истинности (или ложности) выдвинутых ими теоретических предположений, которые в процессе технического творчества подтверждаются или опровергаются практикой, приобретают умения и навыки .

Основу технической деятельности составляет решение творческих задач разнообразных типов и различной степени сложности. Развитие техники и технической деятельности породило потребность в техническом мышлении.

Техническое творчество - это средство самовыражения и самореализации сущностных сил учащихся и подготовки их к профессиональному самоопределению.

В процессе технического творчества формируются и развиваются разнообразные интересы учащихся. А.Н. Прядехо  исследовал развитие технических интересов подростков. Предметом технического интереса являются объекть техники и техническая деятельность. В своем развитии технически» интересы проходят следующие этапы: созерцательный манипулятивно практический, познавательно-теоретический, творческий интерес.

В процессе технического творчества учащиеся не только усваивают конкретные знания, умения и навыки, но и о затевают способами их приобретения. Техническое творчество представляет собой цепь задач. Которые вызывают у учащихся потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте решения задач.

На первый план выступает выдвижение гипотезы, отыскание способов ее проверки. Тем самым уже в самом процессе обучения учащийся поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.

Творческое обучение отличается от репродуктивного характером преподавания и учения. Основная задача учителя в процессе технического творчества -организация учебной деятельности студента направленной на формированию познавательной самостоятельности, развитие способностей.

Основой учения в структуре творческой деятельности является связь "цель -средство - контроль", и центральным технологическим звеном - самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика, основанная на его способности регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью.

А.Н. Прядехо считает, что опорным свойством технических способностей является наблюдательность, характеризующая особенности восприятия человеком технических объектов и технологических процессов, проявляющихся в своеобразном умении видеть,     слышать,     осязать.     Ведущими! свойствами технических способностей являются техническое мышление и пространственное воображение, которые проявляются в понимании и самостоятельном творческом, продуктивном решении технических задач.

Вспомогательным свойством технических способностей выступает мануальная ловкость, без наличия которой не может быть материализована ни одна творческая идея.

Техническое творчество обеспечивает комплексный подход к формированию целостной структуры технических способностей.

Техническое   творчество  учащихся наиболее   массовая форма привлечения студентов к творчеству. В определении понятия «детское техническое творчество» существуют две точки зрения -- педагогическая и психологическая.

Педагоги рассматривают техническое творчество учащихся не только как вид деятельности, направленный на ознакомление с разнообразным миром техники, развития их способностей, но и как один их эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования. Психологи в техническом творчестве больше внимания уделяют своевременному выявлению у учащихся способностей к определенному виду творчества, установлению уровня их формирования и последовательности развития.

Особое внимание в процессе технического творчества учащихся должно уделяться формированию технических понятий, пространственных представлений, умений составлять и читать чертежи и схемы. В процессе технического творчества  учащиеся неизбежно совершенствуют свое мастерство во владении станочным оборудованием и инструментами.

Немаловажное значение техническое творчество имеет для расширения политехнического кругозора учащихся. В процессе творческой технической деятельности учащихся сталкиваются с потребностью в дополнительных знаниях о технике: в изучении специальной литературы, ознакомлении с новинками техники, консультациях специалистов.

Практика показывает, что учащиеся имеют весьма разносторонние знания по избранному профилю. Эти знания важны не столько тем, что ими располагает учащийся, сколько тем, что они получены путем самообразования. В процессе самообразования вырабатываются качества, которые во многом предопределяют дальнейшее развитие творческих черт личности. Прежде всего в процессе самостоятельной работы по приобретению знаний развиваются общее и техническое мышление. В свою очередь, развитие интеллекта способствует более глубокому пониманию причинно-следственных связей в явлениях природы.

Техническое   творчество   способствует   также приобретению   опыта технической творческой деятельности, имеющего огромное значение для формирования личности. Во-первых, позволяет на основе полученных знаний и умений приобретать новые. Во-вторых, опыт в определенной степени уменьшает вероятность выбора ошибочного пути при решении технических задач. В-третьих, опыт способствует выработке умений переноса знаний и умений в новые условия применения. В практике творческой деятельности известно много случаев, когда сложные технические задачи решались именно благодаря переносу опыта решения аналогичных задач.

Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая

деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской   и   опытнической работе, т. е. к развитию творческих качеств личности.

Большое значение в воспитании творческих черт личности имеет результативность творческого труда. Особую ценность представляет в этой связи труд, направленный на совершенствование производства, повышение эффективности оборудования и т. д. Экономический эффект творческих усилий является мощным стимулом к творческой деятельности. Опытные руководители кружков  технического творчества   используют   это в практической работе посредством установления связей с производством. Знакомясь с производством, студенты находят возможность для совершенствования   оборудования, инструментов,   технологических процессов, а затем формулируют технические задания и разрабатывают их, И нередко находят такие решения, которые являются рационализаторскими предложениями и даже изобретениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов  медицинских образовательных учреждений ср...

Изучение биоэтических проблем медицины как способ формирования профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа

Во второй половине прошлого столетия  произошли грандиозные качественные  изменения в технологическом оснащении современной медицины, которые стали возможными благодаря успехам генной инжене...

Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся на занятиях английского языка

Педагогический проект на тему: Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся на занятиях английского языка ...

Творческий проект как средство формирования профессиональной компетентности личности будущего специалиста

Ставя перед собой задачу формирования профессиональной компетентности будущих учителей, в условиях освоения новых Государственных образовательных  стандартов СПО, мы понимаем, что современный под...

Самостоятельная работа обучающихся с технической литературой как средство формирования профессиональных компетенций

Самостоятельная работа обучающихся с технической литературой как средство формирования профессиональных компетенций...