Значение конкурсов профессионального мастерства в формировании профессиональной компетентности техника по специальности технология машиностроения
статья на тему

Малыгина Ирина Олеговна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_malygina_i.o.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Значение конкурсов

 

профессионального мастерства в формировании

профессиональной компетентности  техника

 

по специальности технология машиностроения

И.О. Малыгина,   председатель методической  цикловой комиссии дисциплин профессионального цикла специальности 15.02.08 Технология машиностроения ГБОУ СПО Анжеро-Судженский горный техникум

         В настоящее время качество профессиональной подготовки выпускников становится очень актуальным, прежде всего для самого специалиста, и определятся степенью его конкурентоспособности на рынке труда. Подготовка будущих специалистов к эффективной трудовой деятельности – ключевая характеристика, которая включает в себя способность к быстрой адаптации на рабочем месте, владение общими и профессиональными компетенциями, а также устойчивую мотивацию к успешной профессиональной деятельности.

       Для этого нашей цикловой методической комиссией ежегодно проводятся конкурсы по профессии с участием  в жюри  представителей от работодателей. Эта форма внеклассной работы заранее планируется. Для участия в конкурсах в студенческой группе создаются  две команды. Например,  команда девушек и команда юношей или  группа разбивается на две команды произвольно.

         Организация конкурсов - основа ее эффективности. Создаваемая рабочая  группа из преподавателей и социальных партнеров  определяет цели и задачи, составляет положения и программу проведения конкурса, создает условия для  его проведения, разрабатываются критерии оценки, процедуру подведения итогов и награждения победителей.

Цели конкурса:

- повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов по специальности 15.02.08  Технология машиностроения ;  

- выявление наиболее талантливых обучающихся;

- формирование профессиональной мобильности;

- закрепление и развитие компетенций, полученных теоретического и практического обучения;

- стимулирование  творческого роста обучающихся.

Задачи конкурса:

- анализ способностей обучающихся к решению профессионально значимых задач;

- мотивация обучающихся к повышению уровня профессиональной компетентности;

- формирование профессионального самосознания, ответственности, самостоятельности;

-  проверка способностей обучающихся к самостоятельной деятельности, ее проектированию, реализации. анализу;

- углубление теоретических знаний, развитие профессиональных компетенций обучающихся;

-  проверка  профессиональной готовности будущего    специалиста    к самостоятельной профессиональной деятельности;

 Задания для участников конкурса готовят преподаватели цикловой методической  комиссии «Общетехнических и машиностроительных дисциплин» совместно. При подготовке вопросов обращается внимание на их правильность и корректность. Соревнования или конкурсы профессионального мастерства проводятся в основном в три этапа.

Первый этап - это домашние задания в виде презентации - эссе «Я и моя специальность». Каждая команда представляет презентацию, в которой помимо представления команды есть ответ на вопрос: почему они выбрали именно эту специальность «Технология машиностроения».

При оценке домашнего задания учитывается творческий подход  к самореализации в избранной специальности, стремление к познанию всех ее тонкостей.

Второй этап :

  - выполнение теста, в котором теоретические вопросы включают задания, связанные с профессиональной деятельностью;

   -  блиц - турнир, в котором вопросы включают задания, связанные с профессиональной деятельностью техника - технолога, токаря;

Проверка теоретических знаний проводится по общим для участников вопросам, составленным в виде теста и индивидуальных заданий в виде вопросов с использованием видеопроектора.

Оценивается точность и быстрота ответа на вопрос.

Третий этап:

- выполнения практического задания: Разработка технологического процесса на заданную деталь – валик;

-  выполнения практического задания на  токарных станках.

Задание для практических заданий – чертеж разрабатывается преподавателем ведущим конкурс, согласовывается с нормоконтролером и утверждается на заседании цикловой комиссии. В чертеже указывается технические условия и нормативное время на изготовления детали.

При оценки результатов практического задания «Разработка технологического процесса» учитывается:

- качество разработанной  операционной карты – наладки (эскиза);

- правильность выбора режущего и измерительного инструмент, технологической оснастки;

- точность базирования детали;

- правильность заполнения операционной карты.

 При выполнении практического задания на токарном станке учитывается:

- точность выполнения всех размеров детали;

- качество изготовления детали;

- соблюдения требований техники безопасности;

-организация рабочего места.

Подготовка к конкурсу и участие в нем весьма полезны для студента не только в плане углубления знаний по той или иной дисциплине или МДК –это еще и возможность:

    - укрепиться в выборе специальности;

- успешно подготовиться к итоговой государственной аттестации;

- определить и развить свои способности и интересы;

    - сформулировать профессиональное мышление;

    - проверить профессиональную подготовку к самостоятельной трудовой  

     деятельности.

         На наших конкурсах оценивается как индивидуальное участие студентов, так и коллективное, то есть  оценивается имитация различных аспектов активности человека как индивидуальности, а также и социальное его взаимодействие.

         Конкурсы профессионального мастерства - это одна из наших возможностей показать работодателям подготовку квалифицированного специалиста - компетентного, ответственного, свободно владеющего навыками специальности, обладающего профессиональной мобильностью и готовностью к профессиональному росту.

           Я  сформулировала  значение конкурсов профессионального мастерства с позиции развития компетенций. Результат представлен в таблице 1.

 

Таблица 1- Компетенции, которые формируются и развиваются у обучающихся на разных этапах конкурсов профессионального мастерства

Этапы конкурса

Компетенции

Подготовка к конкурсу

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Первый этап конкурса- Презентация

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость

своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Второй этап конкурса- выполнение теста и блиц - турнир

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Третий этап конкурса- 1.Разработка технологического процесса на заданную деталь

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.

ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.

ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.

2.Выполнение практического задания на токарном станке

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 3.1. Участвовать в  реализации технологического процесса по изготовлению деталей.

ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.  

 

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что  подобные конкурсы способствуют повышению качества подготовки специалистов среднего профессионального образования, развивают общие и профессиональные компетенции у обучающихся и привлекают абитуриентов в наше образовательное учреждение.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к выпусконой квалификационной работе специальность "Технология машиностроения"

Методические рекомендации к ВКР специальность "Технология машиностроения"...

Рабочая программа дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности", специальность "Технология машиностроения"

Рабочая  программа учебной дисциплины ОП.11 "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для студентов специальности 15. 15.02.08 «Технология машиностроения»...

Тестовое задание по дисциплине СПО «Технологическая оснастка» для специальности "Технология машиностроения"

Пояснительная запискаМетодическая разработка  тестовое задание по дисциплине «Техническая оснастка» предназначена для проверки знаний обучающихся.Тестовое задание охватывает основные темы и опред...

РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ»

Материаловедение играет важную роль в решении задач, связанных с улучшением качества выпускаемых изделий, снижением материалоемкости продукции – одних из главных экономических задач....

Статья "Формирование профессиональных компетенций при изучении дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Переход среднего профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС СПО) и разработка в соответствии с ними основных профессиона...

Конкурс профессионального мастерства среди студентов 2 курса по специальности 31.02.01. Лечебное дело

Методическая разработка для проведения конкурса профессионального мастерства в форме квеста....

Презентация. «Формирование профессионального мастерства обучающихся в ходе учебных занятий по профилю подготовки повар, кондитер» Методическая разработка.

Уважаемые коллеги Вам представляется методическая разработка преподавателя общепрофессиональных дисциплин Канищевой Натальи Владимировны на тему: «Формирование профессионального мастерства обуча...