Изучение биоэтических проблем медицины как способ формирования профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа
статья по теме

Стрелкова Елена Васильевна

Во второй половине прошлого столетия  произошли грандиозные качественные  изменения в технологическом оснащении современной медицины, которые стали возможными благодаря успехам генной инженерии, трансплантологии, внедрению репродуктивных технологий. Однако, данные процессы обострили и моральные проблемы, встающие перед медицинскими работниками, а также  перед родственниками больных. Допустима ли эвтаназия?  С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли вмешательства в геном человека?

Ответить на эти и другие вопросы призвана  биоэтика - учение о социальных, правовых и этических последствиях, связанных с применением новых биомедицинских  технологий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sgmu_2.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение биоэтических проблем медицины как способ формирования профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа

         Спасская К.В.

        Научный руководитель: Стрелкова Е.В..

        ГАОУ СПО «Вольский медицинский колледж имени З.И.Маресевой

Во второй половине прошлого столетия  произошли грандиозные качественные  изменения в технологическом оснащении современной медицины, которые стали возможными благодаря успехам генной инженерии, трансплантологии, внедрению репродуктивных технологий. Однако, данные процессы обострили и моральные проблемы, встающие перед медицинскими работниками, а также  перед родственниками больных. Допустима ли эвтаназия?  С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли вмешательства в геном человека?

Ответить на эти и другие вопросы призвана  биоэтика - учение о социальных, правовых и этических последствиях, связанных с применением новых биомедицинских  технологий. Термин « биоэтика», введённый в употребление почти 40 лет назад (1969) американским биологом Ван Ренселлером Поттером, был обозначен автором как соединение биологических знаний и этических ценностей.

            Биоэтическим аспектам профессиональной деятельности, проблеме соблюдения прав человека в медицине  уделяется пристальное внимание при подготовке будущих специалистов  в Вольском медицинском колледже имени З.И.Маресевой.

 На занятиях по дисциплине « Правовое обеспечение профессии» детальному изучению и анализу подвергаются документы российского и международного законодательства в области медицины, включая и те, что касаются  её биоэтических проблем( сохранение врачебной тайны, добровольное информированное согласие и т.п.), рассматриваются вопросы,  связанные с задачами и деятельностью этических комитетов .Студенты принимают участие в деловых играх, где  выступают в роли этических консультантов, выезжающих в лечебное учреждение, где возникла  этическая проблема, и решают её на месте или предоставляют материал для обсуждения на заседании этического комитета.

 К числу острых проблем биоэтики можно отнести также проблему эвтаназии( от греч.  eu- «хорошо» и thanatos – «смерть» ). В современном понимании  данный термин означает сознательное действие или отказ от действий, приводящие к скорой и безболезненной  смерти безнадежно больного человека, с целью прекращения его страданий.

Как быть, если смертельно больной пациент, будучи в ясном уме и твердой памяти, заявит, что он не хочет больше мучиться и  просит медицинских работников помочь ему легко умереть?  Ответ на этот вопрос  студенты колледжа вместе с преподавателями пытаются найти на занятиях по дисциплине « Онкология». Мы  рассматриваем два противоположных подхода к этой проблеме- либеральный и консервативный. Обычно обсуждение данной проблемы проходит в форме дискуссии за круглым столом, где сторонники и противники эвтаназии приводят свои аргументы pro et contra , принимая во внимание медицинский, социально- правовой и этический аспекты проблемы.  В обсуждении также принимают участие  представители духовенства,  активные и последовательные противники эвтаназии. В ходе подобных  дискуссий у студентов формируется  убеждение , что их профессиональная  функция  и их христианский долг  в ситуации с терминальным больным- это поддержка умирающего больного, сопровождение его в эти последние моменты жизни

К числу острых биоэтических проблем современной медицины относятся так называемые репродуктивные технологии. Морально- этические вопросы  данных технологий концентрируются  вокруг следующих проблем: статус эмбриона человека, правомочность манипуляций на половых клетках человека и на эмбрионе с медицинскими и исследовательскими целями,  этические аспекты донорства половых клеток, правомочность использования суррогатной матери и другие.

Вопросы репродукции человека находят своё практическое воплощение не только на занятиях по дисциплине «Акушерство и гинекология» при изучении темы «Контрацепция и бесплодный брак», но и в кружковой деятельности студентов по данному предмету. Одной из научно- исследовательских  задач работы данного кружка на 2012-2013 учебный год является сбор и систематизация фактического материала в масштабе Саратовской области о женщинах , которые нуждаются и которым показано использование новых репродуктивных технологий.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что формирование нравственных качеств будущих медработников являются не менее важным, чем приобретение ими специальных знаний и навыков по медицине. Хорошего специалиста подготовить трудно, но воспитать его разносторонним и  неравнодушным человеком ещё труднее. Изучение биоэтических  проблем медицины и путей их решения призвано сыграть в этом непростом деле не последнюю роль, ибо всегда важно помнить слова неизвестного,  но мудрого автора :  «Становясь более могущественным, человек всё более обременяет свою совесть».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов  медицинских образовательных учреждений ср...

Формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа по средствам физического воспитания

Направленность средств физического воспитания на формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа...

Формирование психологической компетентности студентов педагогического колледжа на занятиях психологии

В статье рассматриваются условия формирования психологической компетентности студентов на занятиях психологии...

Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в процессе решения психолого-педагогических ситуаций.

В рамках реализации ФГОС СПО актуальной проблемой является формирование педагогической компетентности будущих педагогов. В данной статье .......

Применение метода ситуационного анализа как условие формирования профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

Профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена, формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалистов в стенах учебного заведения. Становится важно не столько то, ч...

2018 научно-практическая конференция .г Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

2018 научно - практическая конференция г.Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа....