Формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа по средствам физического воспитания
статья по теме

Кирпичева Елена Александровна

Направленность средств физического воспитания на формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentsii_po_sredstvam_fk.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Направленность средств физического воспитания на формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа

 Кирпичева Е.А. Лукояновский медицинский колледж

Понятие «формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа средствами физического воспитания» рассматривается как процесс и результат комплексных преобразований в целенаправленном становлении, развитии и совершенствовании базовых физических и психологических качеств, знаний, умений и навыков, а также мотивационно-ценностных ориентаций в области физического воспитания для повышения физической работоспособности, закаливания организма, повышения устойчивости к неблагоприятным условиям природной среды и факторам профессиональной деятельности.

Учебная дисциплина «Физическая культура» в подготовке молодых специалистов среднего звена системы здравоохранения предполагает обязательное получение системы определенных знаний, умений, навыков, а также воспитание в них общей и профессиональной культуры.

Достигаемая в процессе занятий цель в той или иной интерпретации чаще всего трактуется как укрепление здоровья и повышение производительности труда, а задачами становятся:

  • подготовка к труду;
  • восстановление работоспособности во время работы и по ее окончании;
  • профилактика возможных влияний неблагоприятных факторов труда;
  • формирование сознательного и творческого отношения к труду;
  • воспитание трудовой и общественной активности и т. д.

Компетентностный подход как наиболее продуктивный, позволяет рассматривать в качестве цели физического воспитания в ССУЗе формирование общих компетенций для содействия формированию профессиональных компетенций и эффективному решению профессиональных задач. Комплексный подход позволяет рассматривать все цели физического воспитания (нравственного, умственного, эстетического) в комплексе задач, содержания средств, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия, что составляет главное прикладное направление трудового физического воспитания. Опираясь на личностный подход, цель физического воспитания может быть определена как развитие личности в процессе физического воспитания, обеспечивающее эффективное формирование общих компетенций и содействие формированию профессиональных компетенций.

Технология формирования общих компетенций студентов ССУЗов реализуется в физическом воспитании на всем протяжении процесса обучения в колледже при использовании физических упражнений из коллективных спортивных и подвижных игр, пешего туризма, плавания, оздоровительной гимнастики, упражнений для снятия нервно-психического напряжения, а также методов репродуктивной и продуктивной деятельности, информационно-рецептивного метода, метода проектов; в формах учебных теоретических и практических занятий, занятий в спортивных секциях, физкультминуток в производственной практике, спортивно- и физкультурно-массовых мероприятий, внеучебных оздоровительных мероприятий в студенческих общежитиях.

Медицинский работник должен быть всесторонне физически и духовно развитой личностью, способной активно действовать в условиях глобального кризиса и медицины катастроф. Это предполагает переориентацию целей и смысла физического воспитания студентов медицинских специальностей в среднем учебном заведении с упором на роль этого предмета не только в профессиональной деятельности медицинских работников разных специальностей, но и в общей гуманитарной подготовке, в культурном и гуманистическом потенциале человека.

Современная медицина характеризуется повышением сложности и интенсивности труда, быстротой и точностью решений, двигательных действий человека, а также высокой концентрацией его внимания. Ряд профессий медицинских специализаций связан с длительными статическими усилиями, необходимостью проявления высокой координационной способностью верхних конечностей, точностью двигательных реакций сопряженных с повышенным вниманием, лабильным мышлением и оперативной памятью. Высокая профессиональная работоспособности медицинского работника зависит от уровня физического здоровья.

Код

Наименования результатов обучения

Средства для формирования

компетенции

ОК 1

   Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

   Современная медицина характеризуется повышением сложности и интенсивности труда, быстротой и точностью решений, двигательных действий человека, а также высокой концентрацией его внимания. Ряд профессий медицинских специализаций связан с длительными статическими усилиями, необходимостью проявления высокой координационной способностью верхних конечностей, точностью двигательных реакций сопряженных с повышенным вниманием, лабильным мышлением и оперативной памятью это является необходимым условием для их успешной профессиональной деятельности. Спортивная игра волейбол способствует развитию всех этих качеств.

ОК 2

   Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4

   Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 3

   Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

   Данная компетенция формируется по средствам спортивных и подвижных игр, а так же при участии студентов в спортивно- и физкультурно-массовых мероприятий, внеурочных  оздоровительных мероприятий.

ОК 5

   Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

   Данная компетенция формируется при использовании на теоретических уроках физической культуры ИКТ.  

ОК 6

   Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководствам, потребителями.

   Именно на учебных занятиях по физической культуре осваивая такие виды спорта как волейбол, баскетбол, футбол, формируется умения командной игры, командного взаимодействия. Командные игры могут заставить участников почувствовать преимущества командной работы и сформировать командный дух, который, в конечном счёте работает на результат. Отождествляя свои личные цели с групповыми, взаимные усилия людей не складываются, а умножаются.

ОК 7

   Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

   Способствовать развитию оперативного мышления (это психическое качество воспитывают упражнения на развитие внимания, памяти, наблюдательности, воли и других психических процессов),

эмоциональной устойчивости (ее развивают упражнения с элементами риска и опасности, с большой физической нагрузкой, а также упражнения, проводимые соревновательным методом), смелость, решительность, ответственность (достигается упражнениями, требующими преодоления чувства боязни и колебания).

ОК 8

   Самостоятельно определить задачи профессионального и личностного развития.

   Командные игры являются эффективным средством формирования одной из основных черт личности - самооценки человека и оценки поведения людей с точки зрения моральных правил и норм. Систематические занятия физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость, самостоятельность, способность преодолевать трудности, собственное не желание или неумение и в конечном итоге воспитывают трудолюбие.

Для личностного развития используется: оздоровительная гимнастика, упражнения для снятия нервно-психического напряжения, дыхательные упражнения, аутотренинг.

ОК 10

   Бережно относиться и историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

   Данная компетенция формируется по средствам подвижных игры специально подобранных, отражающие традиции, быт, культуру русского и других народов.

История развития спортивной игры волейбол.

ОК 12

   Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

   Формирование осознанной потребности в личной и общественной гигиене (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.) соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна, содействует укреплению здоровья и повышает эффект воздействия физических упражнений на организм человека.

ОК 13

   Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

   Формировать умения использовать средства физического воспитания для укрепления здоровья, повышения работоспособности, закаливания организма, повышения устойчивости к неблагоприятным условиям природной среды и факторам профессиональной деятельности.

ОК 14

   Сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента.

   Данная компетенция формируется у студентов  при овладении знаниями в области ЗОЖ, вовлеченности в спортивную жизнь колледжа, при изучении биографии великих спортсменов входивших в состав сборной России, а так же на личном примере учителя.  

Вывод: Опираясь на личностный подход, цель физического воспитания может быть определена как развитие личности в процессе физического воспитания, обеспечивающее эффективное формирование общих компетенций и содействие формированию профессиональных компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов  медицинских образовательных учреждений ср...

Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов медицинских колледжей на основе продуктивного подхода (на материале английского языка)

Доклад на актуальную тему по формированию профессиональных компетенций в медицинской области при изучении иностранного языка....

Применение метода ситуационного анализа как условие формирования профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

Профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена, формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалистов в стенах учебного заведения. Становится важно не столько то, ч...

2018 научно-практическая конференция .г Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

2018 научно - практическая конференция г.Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа....

Роль чтения в формировании общих компетенций студентов медицинского колледжа

В статье обсуждаются вопросы кризиса чтения во многих семьях, что снижает уровень образованности. Что необходимо предпринять, чтобы повысить читательскую активность студентов медколледжа. Приводятся о...

Формирование общих компетенций студентов колледжа через развитие универсальных учебных действий познавательной направленности

Формирование общих компетенций студентов колледжа через развитие универсальных учебных действий познавательной направленности...