Доклад на тему: "Роль дисциплины Иностранный язык в профессиональной деятельности в формировании общих компетенций студентов колледжа в условиях компетентностного подхода"
статья

Сынбулатова (КАЮМОВА) Гульназ Ильфировна

Текст доклада и презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль дисциплины «Иностранный язык»

в формировании общих компетенций студентов колледжа в условиях компетентностного подхода

В современных условиях иноязычное общение становится существенным компонентом будущей профессиональной деятельности специалиста, в связи с этим значительно возрастает роль дисциплины «Иностранный язык» в колледже. Особую актуальность приобретает развитие общих и профессиональных компетенций. Несмотря на положительную мотивацию студентов, одной из проблем, характерной для процессов преподавания иностранных языков, является недостаточная степень усвоения предлагаемого учебного материала. Это происходит по разным причинам, низкий уровень школьной подготовки, нет деления на подгруппы начинающих и продолжающих, студенты не понимают для чего им необходимо изучение иностранного языка. Следовательно, учебный процесс необходимо тщательно планировать и рационально выбирать формы и методы. Для мотивации студентов на уроках иностранного языка используются современные технологии, технические средства обучения, аудио- и видеоматериалы, организуются ролевые и деловые игры, проектная деятельность. Для того, чтобы повысить базовый уровень и сформировать коммуникативную компетенцию  разрабатываются учебно-методические комплексы, используется дифференцированный подход к каждому студенту.

Главная структурная особенность содержания обучения иностранному языку в колледже заключается в его делении на два модуля:

1). Основной, который осваивается всеми обучающимися независимо от профиля профессионального образования;

2). Профессионально направленный.

Изучение содержания основного модуля направлено на коррекцию и совершенствование навыков и умений, сформированных в основной школе. В ходе освоения профессионально направленного модуля проводится изучение языка с учетом профиля профессионального образования, конкретной профессии или специальности. При составлении рабочих программ по иностранному языку учитывается специфика будущей профессиональной деятельности студентов. Профессиональная ориентация выступает ведущим фактором формирования мотивации в обучении иностранному языку. Для каждой специальности были отобраны тематические темы, тексты профессиональной направленности, лексический минимум, подлежащий обязательному освоению. Содержание профориентированного материала представлено разделами: «Деловое общение» (деловые поездки, оформление деловой корреспонденции, осмотр и представление предприятия, деловые контакты, бронирование билетов и др.) и профессиональное общение (профессиональная терминология, работа с техническими текстами по специальности, составление высказывания о профессиональной направленности). В целях повышения учебной мотивации студентов и эффективного усвоения материала по дисциплине «Иностранный язык» используются разнообразные формы и методы организации учебной деятельности. Разыгрываются различные диалоги, используется проектная технология. Студенты представляют  в виде творческого отчета презентации, доклады, интеллект-карты. Обучающиеся группы «Полиграфическое производство» работают с профессиональными терминами, определениями. При этом пользуются словарями полиграфических терминов.

Различные виды деятельности на уроке должны в результате формировать не просто коммуникативную компетенцию, а профессионально-коммуникативную компетенцию. Обученный нами специалист должен владеть профессиональной лексикой, в данном случае полиграфической терминологией , мочь общаться на языке с иноязычными специалистами.               Хочется подчеркнуть, что все типы заданий, использованные на занятиях, разработаны и построены с акцентом на предметное содержание, его понимание, освоение и обсуждение.

 Ежегодно студенты участвуют в международных, всероссийских, республиканских, городских конкурсах, фестивалях английской песни. Уже стало традицией участие в республиканском диктанте по немецкому, английскому и французскому языку, который проводится в БГПУ им. М.Акмуллы.

При реализации Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения перед педагогом стоит задача наиболее эффективного использования различных методов для формирования общих компетенций у студентов. По ТОП-50 для формирования общей компетенции (ОК 10.) «Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках» в следующем учебном году в перспективе использование следующих методов:

-использование электронных образовательных ресурсов;

-использование практико-ориентированных текстов (полиграфических, технических),

-кейс-технологии.

-исследовательские и проектные работы.

-создание портфолио.

В профессиональной подготовке специалистов различных уровней и направлений основным ценностным приоритетом дальнейшей деятельности является накопление знаний, развитие интеллектуальной активности и познавательной самостоятельности личности. Это является основой для формирования профессиональной и общей компетенции у студентов УПК средствами иностранного языка, таких значимых и ценных качеств личности, как познавательная самостоятельность, исследовательские навыки, развитие собственной внутренней культуры. Переход России к «информационному обществу», в условиях которого существенно расширяются масштабы межкультурного взаимодействия, требует от специалиста среднего звена новых профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих его профессиональную мобильность и конкурентоспособность. Поэтому изучение иностранных языков – не только модное веяние, но и жизненная необходимость. Прожить без знания иностранных языков можно, но стать конкурентоспособным специалистом нет.

Литература:

  1. Бондарева Е.В. Профессиональная  компетентность специалиста в условиях становления информационного общества /Е.В. Бондарева//Вестник Волгоградского гос.ун-.т. –Сер.6: Университетское образование. -2003. -№ 6. –С. 44-48.
  2. Краснощекова Г.А. Роль иностранного языка в процессе становления и развития профессионализма специалиста//Открытое образование. 2010. № 4.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема доклада: Роль дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» в формировании общих компетенций студентов колледжа в условиях компетентностного подхода Разработала: Каюмова Г.И.

Слайд 2

В процессе освоения дисциплины обучающийся овладевает общими компетенциями: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Слайд 4

Как формируется положительная мотивация к изучению иностранного языка? отбор материала интересная методика работы на уроке, заинтересованность в общении с преподавателем или сверстниками чувство удовлетворения от способности самостоятельно справиться с заданием преподавателя познавательная мотивация коммуникативная мотивация мотивация успеха

Слайд 5

Лингвистическая игра « Enjoy the Stations »

Слайд 6

Участие в ежегодной культурно- просветительской акции «Французский диктант – 2017»

Слайд 7

Диктант по немецкому языку в БГПУ им. М.Акмуллы

Слайд 8

Внеклассное мероприятие «Английская поэзия»

Слайд 10

Республиканский фестиваль «Легендарные группы современности. Квартет «Битлз»

Слайд 11

Методы для формирования ОК 10. «Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках» Использование электронных образовательных ресурсов; Использование практико-ориентированных текстов (полиграфических, технических); Кейс-технологии; Исследовательские и проектные работы; Создание портфолио.

Слайд 12

THANKS FOR ATTENTION! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине Иностранный язык в профессиональной деятельности (дифференцированный зачет)

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОП. 09. Иностранный язык в профессиональной деяте...

Практический материал к разделу программы дисциплины Иностранный язык "Образование. Профессиональная деятельность специалиста"

Практический материал к разделу программы дисциплины Иностранный язык "Образование. Профессиональная деятельность специалиста"...

Рабочие программы учебной дисциплины иностранный язык в профессиональной деятельности ( немецкий язык)

Программы учебной  дисциплины разработана на основе Федерального государственого образовательного стандарта среднего профессионального образования технического и социально-экономического цикла....

Методическая разработка урока профессиональной направленности по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМетодическая разработка урока профессиональной направленностипо дисциплине  «Иностранный язык в профессиональной деятельности»для специальности  08.02.03 Про...

Методическая разработка «Практикум по учебной дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности (Английский язык) для студентов специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Методическая разработка  «Практикум по учебной дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности (Английский язык) для студентов специальности 08.02.01 Строительство и эксп...

Рабочая программа учебной дисциплины "Иностранный язык в профессиональной деятельности" по специальности среднего профессионального образования "Организация обслуживания в общественном питании"

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии "Организация обслуживания в общественном питании"; имеет межп...

Формирование общих компетенций студентов колледжа через развитие универсальных учебных действий познавательной направленности

Формирование общих компетенций студентов колледжа через развитие универсальных учебных действий познавательной направленности...