Главные вкладки

    Применение метода ситуационного анализа как условие формирования профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.
    статья на тему

    Леваева Елена Владимировна

    Профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена, формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалистов в стенах учебного заведения. Становится важно не столько то, что знает специалист о каком - либо аспекте своей деятельности, но в каких достаточно общих для этой деятельности ситуациях он может находить правильные решения. Большую роль в работе по становлению профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе занимают ситуационные задачи. Умение анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого анализа принимать правильное решение — неотъемлемое качество будущего медицинского работника.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_levaevoy_selivanovoy.doc74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Применение метода ситуационного анализа как условие формирования профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

    Авторы: Леваева Е.В., Селиванова С.В.

    ГБПОУ «Тольяттинский медколледж»

    Самарская обл., г. Тольятти

    levaeva.med@mail.ru

    Сегодня на рынке труда сформировались условия жесткой конкуренции, которые во многом определяют судьбу выпускника. В настоящее время конкурентоспособность на рынке труда следует понимать как соответствие профессиональной подготовки выпускника требованиям, предъявляемым работодателями. Работодатель хочет получить творчески активного, инициативного работника, способного применять свои знания на практике.

    Приоритетной целью Национального проекта в сфере здравоохранения является повышение качества и доступности медицинской помощи. Но качество работы медицинского персонала во многом зависит от степени его подготовки.  Востребованность специалиста на рынке труда будет выше, если он всесторонне подготовлен с профессиональной, социальной и нравственной позиций.

    ФГОС СПО разработан с целью модернизации среднего медицинского образования по подготовке  медицинского работника среднего звена. Новый стандарт призван соответствовать запросам работодателей, которые становятся активными участниками процесса подготовки специалистов; учитывать особенности развития региона, достижения науки.

    ФГОС СПО формулирует приоритеты подготовки специалиста, усиливая ориентацию на конечные результаты, в частности на формирование профессиональных и общих компетенций, необходимых для будущей трудовой деятельности. Становится важно не столько то, что знает специалист о каком - либо аспекте своей деятельности, но в каких достаточно общих для этой деятельности ситуациях он может находить правильные решения.

    Профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена, формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалистов в стенах учебного заведения.

    Переход к обучению на основе ФГОС в системе СПО заставил взглянуть по - новому  на сам образовательный процесс, преподаватель обязан обеспечить качество образовательного процесса, используя набор современных образовательных технологий.

    В результате использования традиционных педагогических технологий, из стен образовательного учреждения выходит молодой специалист, которому на работе говорят: «Забудь дедукцию, давай продукцию», и начинают обучать заново тому, что он должен на этой самой работе делать.  Для эффективного решения производственных задач нужна не сумма знаний, а сумма профессиональных и личностных качеств.

    Тут же предвидим возмущение преподавателей традиционной технологии: «Мы же проводим практические занятия».

     Отвечаем: «Всё равно у вас на первом месте – знания». Но главное не знания сами по себе, а применение этих знаний! Когда получение знаний и их использование идут параллельно, эффективность обучения резко повышается. Но для этого нужно переосмыслить свою философию профессионального обучения.

    Например, студент на защите производственной практики по ПМ выполняет манипуляцию: «постановка внутривенной капельной системы». Он выполнил ее неплохо, но на дополнительный вопрос – ситуацию: «Представьте себе, что врач  добавил еще струйное введение препарата, ваши действия?» - у студента возник  ступор, он не знает что делать.

    Мы считаем, что организация практического занятия - наиболее сложный этап деятельности преподавателя, от которого, в конечном итоге, зависит качество подготовки будущих медицинских сестер и фельдшеров, уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.

    В ходе практического занятия осуществляется целостное воздействие на личность студента, вырабатываются формы общения на основе деонтологических принципов и медицинской этики.

    Большую роль в работе по становлению профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе занимают ситуационные задачи. Умение анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого анализа принимать правильное решение — неотъемлемое качество будущего медицинского работника.

    Одним из инновационных методов, используемых нами на практических занятиях, с целью погружения в профессиональную среду,  является метод case-study или метод конкретных ситуаций, который позволяет совместными усилиями группы студентов проанализировать конкретную ситуацию, возникающую при работе в ЛПУ, и выработать практическое решение.

    Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности. Несомненным достоинством метода решения конкретных ситуаций является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования. Этот метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач.

    При использовании кейс – метода формируются навыки, которые отражают формирование ОК и ПК. Например:

    1. Аналитические навыки - осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
    2. Практические навыки - организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
    3. Коммуникативные навыки - умение эффективно общаться с пациентом и его окружением в профессиональной деятельности, соблюдая принципы профессиональной этики.
    4. Социальные навыки – умение работать в команде, брать на себя ответственность за работу членов команды и результат выполнения задания, эффективно общаться с коллегами.

    Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучающимся в виде конкретной профессиональной ситуации, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений.

    Несомненными плюсами кейсов являются: практическая направленность; возможность адаптировать ситуацию к реальной производственной проблеме; возможность создать рабочую доброжелательную мотивирующую обстановку, позволяющую участникам задействовать имеющийся опыт, проявить креативность; возможность получения позитивной обратной связи от преподавателя и участников, возможность для обучающихся повысить свою уверенность в том, что они могут справиться в реальности с задачами такого плана или, наоборот, выявить свои недостатки; возможность для студентов делать ошибки в ситуации, приближенной к реальности, а потом их анализировать.

    Будучи интерактивным методом обучения, метод case-study завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, обеспечивая освоение теоретического материала и овладение практическими навыками; он воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Одновременно метод case-study выступает и как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по - иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал.

    В медицинских учебных заведениях в учебном процессе метод кейсов получил широкое применение для успешной предварительной подготовки к предстоящей работе в реальных условиях лечебно - профилактических учреждений при прохождении учебных и производственных практик.

    Например, на практических занятиях по ПМ «Оказание доврачебной помощи при неотложных и экстремальных состояниях», мы используем ситуационные задачи для повторения пройденного материала. На ПМ «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными» - для углубления знаний по теме и оценивания конечного уровня подготовки. Это требует дополнительного времени преподавателя, потраченного на составление задач и алгоритмов анализа всех учебных ситуаций.  Поэтому вопросы о том, сколько нужно задач и какого типа, как их расположить во времени в изучаемом курсе, какими домашними заданиями их подкрепить в организации обучения, являются достаточно важными. Отбирая систему задач для практического занятия, мы стремимся к целостному представлению о предмете.

    Выбор подходящих учебных ситуаций - весьма трудная задача для преподавателя. Мы считаем, что учебная ситуация должна отвечать следующим требованиям:

    1. Сценарий должен иметь реалистичную основу, взятую из профессиональной деятельности.
    2. В учебной ситуации не должно содержаться более 5 - 7 проблем.
    3. Учебная ситуация не должна быть примитивной, в ней, помимо 5 - 7 изучаемых проблем, должны быть 2 - 3 связующие темы, которые тоже присутствуют в тексте. Жизнь не раскладывает проблемы по полочкам для их раздельного разрешения.

    Решение ситуационных задач идет по определенным этапам:

    1. Первый этап – знакомство с конкретной ситуацией, ее особенностями.
    2. Второй этап – решение конкретных ситуаций, состоит из: анализа и принятия решений в стандартной и нестандартной ситуациях, действия по алгоритму.
    3. Третий этап – анализ последствий принятия того или иного решения (отмечаются замечания,  делаются выводы), ориентация студентов на правильные ответы.
    4. Четвертый этап – подведение итогов.  

    Во время решения ситуационных задач происходит анализ конкретной ситуации, где  студент самостоятельно ставит цели по решению приоритетных проблем, составляет план сестринских вмешательств, реализует и контролирует степень их достижения.  В ситуации – проблеме студентам задается реальная проблема, которая требует оперативного решения.

    Пример:

    У пациентки М. 38 лет с тяжелой травмой позвоночника, находящейся на строгом постельном режиме, отмечается острая задержка мочи. Ей назначена катетеризация мочевого пузыря. В палате находится еще пять тяжелобольных. Пациентка категорически отказывается от выполнения процедуры, несмотря на  сильные боли в животе, мотивируя свой отказ страхом перед катетеризацией. Пациентка замкнута, на контакт идет с трудом.

    Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, выражение лица болезненное, тревожное, артериальное давление 170 и 120 мм рт. ст., пульс  100 в мин, температура тела 37,2 С.

    В ситуации - оценке студентам предлагается реальная ситуация с готовым решением, причем, не всегда правильным, которое следует оценить «правильно» или «неправильно», прокомментировать и предложить свое решение.

    Пример:

    К медсестре терапевтического отделения вечером обратился пациент с жалобами на интенсивную головную боль пульсирующего характера, головокружение, тошноту, мелькание мушек перед глазами. Объективно: состояние средней тяжести, АД 180/120 мм. рт. ст., пульс твердый, напряженный 90 уд. в мин.  Медсестра, с целью снижения АД, по просьбе пациента, в/в ввела раствор дибазола 1% - 5 мл. и предложила пациенту самостоятельно пройти в палату.

     1. Оцените действия медицинской сестры.

     2. Ваши действия в подобной ситуации.

    Ситуация - иллюстрация: студентам демонстрируется фотография, иллюстрация или слайд пациента с каким-либо заболеванием. Перед студентами стоит задача: поставить предварительный диагноз по найденным симптомам и прокомментировать свое решение.

    Пример:

    В качестве иллюстраций мы используем: рентген – снимки для определения вида перелома по характеру и количеству отломков; фотографии пролежней для определения их стадии.

    Ситуация – упражнение: обучающиеся упражняются в решении нетрудных задач, используя метод аналогии на примере тем: разведение антибиотиков, определение индекса Франка, определение водного баланса и др.

    Такие задания ориентируют студентов на осознание требований профессии медицинского работника, личных особенностей специалиста. Указанные методы делают обучение будущих специалистов активным и деятельным.

    Через учебные ситуации воссоздаются реальные профессиональные фрагменты. Неоспоримые достоинства этого метода:

    •  метод способствует демократизации обучения и внедрению личностно-ориентированного образования;
    • акцент переносится с овладения готовым знанием на самостоятельную выработку знаний;
    • формирует профессиональное мышление, в том числе клиническое;
    • выполняет воспитательную функцию: развивает систему ценностей студентов, жизненных установок, профессионального мироощущения;
    • наличие дискуссий и споров при обсуждении ситуаций учит студентов соблюдать правила и нормы общения, а также отстаивать свою точку зрения;
    • отсутствие сухости изложения вызывает позитивное отношение у студентов;
    • студенты готовятся по постепенно усложняющейся программе;
    • ситуационные задачи включены в билеты для проведения итоговой аттестации в виде квалификационного экзамена.

    Применение метода ситуационного анализа способствует, в конечном итоге, формированию у студентов ключевых компетенций, в частности: готовности к разрешению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, готовности к социальному взаимодействию, коммуникативной компетентности.

    Литература

    1. Алеева Ю.В. Учение как специфическая форма познавательной активности студентов // Вестник ТГПУ Педагогика высшей школы: теория и практика / Ю.В. Алеева. –2012 – 5 (120) – С. 3-14.
    2. Бобер Е.А. Роль ценностно-ориентированных текстов, дидактических материалов, ситуационных задач в становлении профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа /Е.А. Бобер //Молодой ученый №4 (51) – Чита, 2013. – с. 530.
    3. Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора / Н.В. Борисова. – М.: ИЦПКПО, 2000. – 146с
    4. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 1991. – 207 с.
    5. Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. СПб., 2004.
    6. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А. С., Смирнова Н.Б., Зорин К.В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / Под редакцией академика РАМН, проф. Ющука Н.Д. - М: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 304 с.
    7. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред.Т.С. Паниной. 4-е изд. М.: Издат. центр «Академия», 2008. 176 с.
    8. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: Издат. центр «Академия», 2009. 192 с.
    9. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. 3-е изд., испр. М.: Издат. центр «Академия», 2008. 368 с.
    10. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. Ч. 1. 816 с.
    11. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : уч. - метод. пособ. / С.П. Ступина. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

    Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов  медицинских образовательных учреждений ср...

    Изучение биоэтических проблем медицины как способ формирования профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа

    Во второй половине прошлого столетия  произошли грандиозные качественные  изменения в технологическом оснащении современной медицины, которые стали возможными благодаря успехам генной инжене...

    Формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа по средствам физического воспитания

    Направленность средств физического воспитания на формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа...

    Фортепианная техника как необходимое условие формирования профессиональных компетенций студентов исполнительского отделения

    Разработка открытого занятия по междисциплинарному курсу "Специальный инструмент" (фортепиано)...

    Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)

    «Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа  на уроках литературы  в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...

    2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа», г. Улан-Удэ Использование кейс-технологии для подготовки медицинских лабора

    Статья посвящена вопросам использования инновационных педагогических технологий в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа, а именно: использованию кейс-...

    Международное сотрудничество как условие формирования профессиональных компетенций студентов колледжа (на примере проекта "ConEct"

    Формирование профессиональных компетенций студентов при помощи международных проектов...