Игра как средство формирования информационной компетентности детей дошкольного возраста.
статья на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx14.84 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство формирования информационной компетентности детей дошкольного возраста.

Власова Светлана Анатольевна

воспитатель

МДОУ  ВМР «Детский сад № 20 «Островок»

города Вольска Саратовской области»

Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста является приоритетной задачей на современном этапе. Овладение детьми ключевыми компетентностями обеспечивает дошкольникам ориентацию в многообразии окружающей действительности, понимании того, что мир богат и может быть осмыслен с разных сторон, а также успешное обучение в школе.

Целью компетентностно- ориентированного подхода в образовании является создание условий, необходимых для формирования ключевых компетентностей, проявления потенциальных возможностей, развития интересов и способностей детей дошкольного возраста в разных сферах человеческой деятельности. Иными словами, данный подход должен обеспечить ребенку способность быть субъектом своего физического, интеллектуального, личностного развития.

При данном подходе у детей дошкольного возраста в процессе обучения должны быть сформированы технологическая, информационная и социально-коммуникативная компетентность, которые    позволят ему успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.

Поиск путей и средств формирования ключевых компетентностей у детей - актуальная проблема сегодняшнего дня для многих педагогов.

Важной составляющей данного подхода является выбор педагогических технологий, способствующих формированию компетенции дошкольников. По мнению многих ученых и практиков одной из таковых является технология, основанная на ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Данная технология развивает системное мышление и творческое воображение, обеспечивает умение обучающихся работать с любыми информационными потоками, систематизировать, классифицировать и преобразовывать окружающий мир, решать проблемы.  Из большого арсенала средств технологии, основанной на ТРИЗ, важно отбирать методы, применение которых является эффективным на этапе формирования информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе реализации компетентностно- ориентированного подхода возникает много вопросов, а именно:

- как мотивировать детскую интеллектуально-творческую деятельность;

- как организовать работу детей по поиску информации;

-как научить детей самостоятельно отслеживать средства получения информации (рефлексировать).

Исходя из практики, считаю оптимальным условием применения данной технологии с целью формирования информационной компетентности воспитанников – игровую деятельность детей. Сформированность ключевых компетентностей у детей предполагает высокий уровень их самостоятельности в различных видах деятельности, в том числе и игровой.    В связи с этим в дошкольных учреждениях уделяется много внимания тому, чтобы дидактические игры, игровые ситуации, игры - тренинги, игровые творческие задания и упражнения стали использоваться детьми в их самостоятельной деятельности. С этой целью взрослым необходимо отбирать и разрабатывать на основе методов ТРИЗ - технологии игры привлекательные для детей. Привлекательность игр обеспечивается введением игрового персонажа, сюжета, использованием соревновательных моментов, эмоциональным удовлетворением от выполнения роли ведущего и самостоятельного «наведения порядка» в игровом материале, сюрпризным моментом и др. Привлекательными для детей подобные игры становятся и за счет того, что дети сами участвуют в создании правил игры, имеют право выбора как самой игры, так и ее вариантов. Система таких игр создает педагогическую среду, в которой развиваются навыки проведения мысленных экспериментов, навыки работы с разного рода проблемами. Все эти игры оборудованы практическим материалом. Наличие материала и простые правила позволяют детям играть в эти игры самостоятельно. Поэтому применение таких игр эффективно при формировании информационной компетентности.

Таким образом, игры, основанные на технологии ТРИЗ, способствуют не только развитию мышления и воображения детей дошкольного возраста, формированию их навыков проведения мысленных экспериментов и работы с разного рода проблемами, но и являются эффективным средством формирования всех умений информационной компетентности воспитанников.

Список литературы

1. Анфисова С.Е. Игры, основанные на технологии ТРИЗ, как средство формирования  информационной компетентности детей дошкольного возраста / С.Е. Анфисова, Ф.Д. Мокринская, Н.Н. Степанова

2. Журавлева Н.М. Научно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Н.М. Журавлева, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко; под общ. ред. А. А. Нестеренко. –Ульяновск, 2007. - 41 с

3 Кузина А.Ю. Использование элементов тренинга воспитателями при формировании социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста / А.Ю. Кузина, И.В. Велиева, Г.И. Творьянович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста

В пособии подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленных на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста.Данные игры направлены на узнавание и различение неречевых звук...

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возрастаМатвиец И.А.воспитатель ГБДОУ №2Главным фактором остановки деградации биосферы и последующего ее восстановл...

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возрастаМатвиец И.А.воспитатель ГБДОУ №2Главным фактором остановки деградации биосферы и последующего ее восстановл...

Формирование социокультурной компетенции детей дошкольного возраста на основе англоязычных праздников

В данной статье рассматриваются возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, анализируется положительное влияние обучения иностранному языку на раннем этапе, а также рассматрив...

Курсовая работа "Детская литература как средство формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста в ДОО"

   Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей является важной задаче...