Формирование социокультурной компетенции детей дошкольного возраста на основе англоязычных праздников
статья

Васильева Екатерина Вячеславовна

В данной статье рассматриваются возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, анализируется положительное влияние обучения иностранному языку на раннем этапе, а также рассматривается вопрос о формировании социокультурной компетенции на основе проведения англоязычных праздников на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsiokulturnaya_kompetentsiya.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социокультурной компетенции детей дошкольного возраста на основе англоязычных праздников

Е.В. Васильева

НГЛУ, г. Н. Новгород

В данной статье рассматриваются возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, анализируется положительное влияние обучения иностранному языку на раннем этапе, а также рассматривается вопрос о формировании социокультурной компетенции на основе проведения англоязычных праздников на уроках английского языка.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, социокультурная компетенция, англоязычные праздники, раннее обучение иностранным языкам.

The formation of sociocultural competence of preschoolers on the basis of English-language holidays

E.V. Vasilyeva

LUNN, N. Novgorod

        The article considers the age and psychological characteristics of preschoolers, analyzes the positive influence of teaching a foreign language at an early stage, also the article considers the developing of social and cultural competence on the basis of organization English-language holidays in English classes.

        Key words: preschoolers, sociocultural competence, English-speaking holidays, early teaching of foreign languages.

Дошкольный возраст является самым подходящим для формирования социокультурной компетенции. Её формирование именно у детей дошкольного возраста задача весьма трудоемкая и ответственная. Несмотря на трудности, обучающиеся, в процессе формирования социокультурной компетенции будут способны, согласно психологопедагогическим особенностям, ориентироваться в социокультурных аспектах жизнедеятельности граждан в стране изучаемого языка.

Дошкольный возраст - это период жизни от 3 до 7 лет. Именно в это время закладывается фундамент личности человека: развивается его психика, память, мышление и даже самооценка. В эти несколько лет ребенок начинает открывает для себя мир за пределами семьи и становится более самостоятельным. [1]

Одной из приоритетных задач дошкольного образования является социокультурное развитие подрастающего поколения. Проблемам социокультурного развития детей дошкольного возраста посвящены работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, и другие, в работах которых освещаются проблемы социализации, привития детям культурных норм и правил поведения.

Изучение иностранного языка, в случае правильной организации занятий, развивает детей, поднимает их образовательный и культурный уровень. Исследования ведущих университетов США и Канады показали, что у двуязычных детей когнитивные способности развиваются лучше, чем у монолингвов. Л. С. Выготский, Л. В. Щерба, и другие отечественные ученые отмечали благоприятное влияние изучение иностранного языка на развитие родной речи.

В течение первых 4-х лет жизни человека, закладывается 50% способностей к познанию, к 7-8 годам формируются основные навыки. Начиная с 8-10 лет, любые возможности необходимо развивать путем тренировок. Чем больше человеку лет, тем больше времени ему потребуется и больше сил вкладывать.

Поэтому оптимальный вариант обучения английскому языку детей - это начинать с 4 лет, а то и раньше. Так, дети говорят на тех языках, они слышат. Таким образом, чем скорее внедрить в жизнь ребенка изучение английского языка, тем быстрее будет его усваивание. В дальнейшем, когда ребенок подрастет, разговорный английский будет воспроизводиться на подсознательном уровне без акцента, с использованием корректной грамматики. [2]

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает задачи приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и 11 государства, в нем отражается важность формирования у детей дошкольного возраста элементарных представлений о культурных традициях, о многообразии культур разных народов, в результате чего происходит социокультурное развитие детей [4]. В современных социокультурных условиях необходимо формировать готовность у подрастающего поколения к многоплановому взаимодействию и партнерству, для чего необходимо знать культурные традиции своего и других народов. Становление базовых личностных характеристик в дошкольном детстве делает актуальной проблему социокультурного развития детей.

Развитию социокультурных ценностей в старшем дошкольном возрасте способствует применение таких форм и методов работы, как викторины, тематические беседы, проблемные ситуации, игры и игровые упражнения, театрализованная деятельность, изучение народных традиций и обычаев, сказки и т.д. [3]

В образовательном процессе дошкольной образовательной организации отдельное внимание должно уделяться ознакомлению детей с традициями национальной культуры (обычаями, обрядами, фольклором, народными праздниками, играми, сказками и т.д.), отражающими особенности восприятия механизма передачи подрастающему поколению социокультурных норм. Накопленный поколениями социокультурный опыт не может передаваться ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила, для этого необходима специально организованная деятельность на социокультурном уровне. [5]

Празднование английских дат при изучении языка – это отличный способ приобщиться к культуре и традициям страны и поддерживать мотивацию к овладению языком.

Великобритания отмечает множество праздников, к наиболее популярным относятся Новый год и Рождество, День святого Валентина, Хэллоуин, Пасха, День Матери и многие другие. К этим памятным и популярным дням с обучающимися нужно устраивать тематические занятия.

Во время урока, посвященного английскому празднику, ученики расширяют словарный запас, узнают о том, как проводят свободное время их английские сверстники, получают представление о праздничных символах, знакомятся с культурой и традициями англоязычных стран, приобретают знания о национальных реалиях, особенностях этикета англоязычных стран, элементах фольклора.

Например, знакомясь с тем, как в Великобритании и Америке празднуют Рождество, дети делают адвентские календари и чулочки для подарков, пишут письма Санта-Клаусу, украшают рождественскую елку, играют в игры под венками с веточками омелы, поют рождественские песни, заранее готовят начинку для рождественского пудинга, загадывают при этом желания, а потом «гадают» по тому, что найдут в пудинге. Они узнают о том, как отмечают этот праздник английские и американские дети, и сами участвуют в таком праздновании Рождества. Но они хорошо знают свою собственную культуру: празднуют Новый год и Рождество с Дедом Морозом и Снегурочкой, пробуют расписные рождественские пряники, наряжают елку традиционными игрушками.

В качестве примера можно также привести празднование Пасхи. Пасха является главным религиозным праздником у христиан, и каждая нация имеет свои традиции и обычаи. Американские и европейские дети в воскресное пасхальное утро бегут смотреть, что им оставил пасхальный кролик в праздничной корзине, которая обычно наполнена конфетами и шоколадными яйцами. Охота на пасхальные яйца так же является предметом традиции. Дети узнают особенности празднования Пасхи в Америке и Англии и сравнивают с проведением праздника в России.  Знакомясь с его особенностями, обучающимся так же предлагается поучаствовать в игре «Egg hunt», спеть пасхальные песни, раскрасить пасхальные яйца.  

Таким образом, социокультурное развитие детей дошкольного возраста трактуется как процесс приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, культурным традициям, получение представлений об этнографических и этнокультурных ценностях, многообразием языковых культур и воспитание толерантного отношения, творческая переоценка опыта формирования собственной модели поведения у детей в конкретном обществе, ценностных основ отношения к действительности. Работа по приобщению детей дошкольного возраста к социокультурным нормам должна начинаться с ознакомления с историей и традициями родного города, с трудовой деятельностью взрослых, с бережным отношением к природе, со знакомством с культурой других народов, культурными традициями и фольклором; с привитием детям навыков культурного поведения и культурно-гигиенических навыков, а также культуры общения, культуры деятельности и культуры речи.

Библиографический список

1. [1] Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2010. 811 с. 

2. [2] Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С. 5-18

3. [3] Захарова, Л.М., Пурскалова, Ю.В. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира/ Л.М. Пурскалова // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 12.

4. [4] https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ Российская Федерация. Стандарты. Федеральный Государственный образовательный стандарт ДОУ (ДОУ ФГОС) [ФГОС ДОУ: утвержден приказом Минюста РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384; в ред. Приказов от 17 ноября 2013 г. № 1155]

5. [5] Яппарова Г. Развитие основ социальной компетентности дошкольников в поликультурной среде // Дошкольное воспитание. 2009. № 12. С. 79-90.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возрастаМатвиец И.А.воспитатель ГБДОУ №2Главным фактором остановки деградации биосферы и последующего ее восстановл...

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возрастаМатвиец И.А.воспитатель ГБДОУ №2Главным фактором остановки деградации биосферы и последующего ее восстановл...

РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

В статье рассматривается вохможности применения такой формы работы как разработка дидактических мнтерактивных игр для детей дошкольного возраста при организации учебного процесса по дисциплине "И...

Курсовая работа "Детская литература как средство формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста в ДОО"

   Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей является важной задаче...