Формирование социокультурной компетенции детей дошкольного возраста на основе англоязычных праздников
статья

Васильева Екатерина Вячеславовна

В данной статье рассматриваются возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, анализируется положительное влияние обучения иностранному языку на раннем этапе, а также рассматривается вопрос о формировании социокультурной компетенции на основе проведения англоязычных праздников на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsiokulturnaya_kompetentsiya.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социокультурной компетенции детей дошкольного возраста на основе англоязычных праздников

Е.В. Васильева

НГЛУ, г. Н. Новгород

В данной статье рассматриваются возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, анализируется положительное влияние обучения иностранному языку на раннем этапе, а также рассматривается вопрос о формировании социокультурной компетенции на основе проведения англоязычных праздников на уроках английского языка.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, социокультурная компетенция, англоязычные праздники, раннее обучение иностранным языкам.

The formation of sociocultural competence of preschoolers on the basis of English-language holidays

E.V. Vasilyeva

LUNN, N. Novgorod

        The article considers the age and psychological characteristics of preschoolers, analyzes the positive influence of teaching a foreign language at an early stage, also the article considers the developing of social and cultural competence on the basis of organization English-language holidays in English classes.

        Key words: preschoolers, sociocultural competence, English-speaking holidays, early teaching of foreign languages.

Дошкольный возраст является самым подходящим для формирования социокультурной компетенции. Её формирование именно у детей дошкольного возраста задача весьма трудоемкая и ответственная. Несмотря на трудности, обучающиеся, в процессе формирования социокультурной компетенции будут способны, согласно психологопедагогическим особенностям, ориентироваться в социокультурных аспектах жизнедеятельности граждан в стране изучаемого языка.

Дошкольный возраст - это период жизни от 3 до 7 лет. Именно в это время закладывается фундамент личности человека: развивается его психика, память, мышление и даже самооценка. В эти несколько лет ребенок начинает открывает для себя мир за пределами семьи и становится более самостоятельным. [1]

Одной из приоритетных задач дошкольного образования является социокультурное развитие подрастающего поколения. Проблемам социокультурного развития детей дошкольного возраста посвящены работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, и другие, в работах которых освещаются проблемы социализации, привития детям культурных норм и правил поведения.

Изучение иностранного языка, в случае правильной организации занятий, развивает детей, поднимает их образовательный и культурный уровень. Исследования ведущих университетов США и Канады показали, что у двуязычных детей когнитивные способности развиваются лучше, чем у монолингвов. Л. С. Выготский, Л. В. Щерба, и другие отечественные ученые отмечали благоприятное влияние изучение иностранного языка на развитие родной речи.

В течение первых 4-х лет жизни человека, закладывается 50% способностей к познанию, к 7-8 годам формируются основные навыки. Начиная с 8-10 лет, любые возможности необходимо развивать путем тренировок. Чем больше человеку лет, тем больше времени ему потребуется и больше сил вкладывать.

Поэтому оптимальный вариант обучения английскому языку детей - это начинать с 4 лет, а то и раньше. Так, дети говорят на тех языках, они слышат. Таким образом, чем скорее внедрить в жизнь ребенка изучение английского языка, тем быстрее будет его усваивание. В дальнейшем, когда ребенок подрастет, разговорный английский будет воспроизводиться на подсознательном уровне без акцента, с использованием корректной грамматики. [2]

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает задачи приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и 11 государства, в нем отражается важность формирования у детей дошкольного возраста элементарных представлений о культурных традициях, о многообразии культур разных народов, в результате чего происходит социокультурное развитие детей [4]. В современных социокультурных условиях необходимо формировать готовность у подрастающего поколения к многоплановому взаимодействию и партнерству, для чего необходимо знать культурные традиции своего и других народов. Становление базовых личностных характеристик в дошкольном детстве делает актуальной проблему социокультурного развития детей.

Развитию социокультурных ценностей в старшем дошкольном возрасте способствует применение таких форм и методов работы, как викторины, тематические беседы, проблемные ситуации, игры и игровые упражнения, театрализованная деятельность, изучение народных традиций и обычаев, сказки и т.д. [3]

В образовательном процессе дошкольной образовательной организации отдельное внимание должно уделяться ознакомлению детей с традициями национальной культуры (обычаями, обрядами, фольклором, народными праздниками, играми, сказками и т.д.), отражающими особенности восприятия механизма передачи подрастающему поколению социокультурных норм. Накопленный поколениями социокультурный опыт не может передаваться ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила, для этого необходима специально организованная деятельность на социокультурном уровне. [5]

Празднование английских дат при изучении языка – это отличный способ приобщиться к культуре и традициям страны и поддерживать мотивацию к овладению языком.

Великобритания отмечает множество праздников, к наиболее популярным относятся Новый год и Рождество, День святого Валентина, Хэллоуин, Пасха, День Матери и многие другие. К этим памятным и популярным дням с обучающимися нужно устраивать тематические занятия.

Во время урока, посвященного английскому празднику, ученики расширяют словарный запас, узнают о том, как проводят свободное время их английские сверстники, получают представление о праздничных символах, знакомятся с культурой и традициями англоязычных стран, приобретают знания о национальных реалиях, особенностях этикета англоязычных стран, элементах фольклора.

Например, знакомясь с тем, как в Великобритании и Америке празднуют Рождество, дети делают адвентские календари и чулочки для подарков, пишут письма Санта-Клаусу, украшают рождественскую елку, играют в игры под венками с веточками омелы, поют рождественские песни, заранее готовят начинку для рождественского пудинга, загадывают при этом желания, а потом «гадают» по тому, что найдут в пудинге. Они узнают о том, как отмечают этот праздник английские и американские дети, и сами участвуют в таком праздновании Рождества. Но они хорошо знают свою собственную культуру: празднуют Новый год и Рождество с Дедом Морозом и Снегурочкой, пробуют расписные рождественские пряники, наряжают елку традиционными игрушками.

В качестве примера можно также привести празднование Пасхи. Пасха является главным религиозным праздником у христиан, и каждая нация имеет свои традиции и обычаи. Американские и европейские дети в воскресное пасхальное утро бегут смотреть, что им оставил пасхальный кролик в праздничной корзине, которая обычно наполнена конфетами и шоколадными яйцами. Охота на пасхальные яйца так же является предметом традиции. Дети узнают особенности празднования Пасхи в Америке и Англии и сравнивают с проведением праздника в России.  Знакомясь с его особенностями, обучающимся так же предлагается поучаствовать в игре «Egg hunt», спеть пасхальные песни, раскрасить пасхальные яйца.  

Таким образом, социокультурное развитие детей дошкольного возраста трактуется как процесс приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, культурным традициям, получение представлений об этнографических и этнокультурных ценностях, многообразием языковых культур и воспитание толерантного отношения, творческая переоценка опыта формирования собственной модели поведения у детей в конкретном обществе, ценностных основ отношения к действительности. Работа по приобщению детей дошкольного возраста к социокультурным нормам должна начинаться с ознакомления с историей и традициями родного города, с трудовой деятельностью взрослых, с бережным отношением к природе, со знакомством с культурой других народов, культурными традициями и фольклором; с привитием детям навыков культурного поведения и культурно-гигиенических навыков, а также культуры общения, культуры деятельности и культуры речи.

Библиографический список

1. [1] Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2010. 811 с. 

2. [2] Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С. 5-18

3. [3] Захарова, Л.М., Пурскалова, Ю.В. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира/ Л.М. Пурскалова // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 12.

4. [4] https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ Российская Федерация. Стандарты. Федеральный Государственный образовательный стандарт ДОУ (ДОУ ФГОС) [ФГОС ДОУ: утвержден приказом Минюста РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384; в ред. Приказов от 17 ноября 2013 г. № 1155]

5. [5] Яппарова Г. Развитие основ социальной компетентности дошкольников в поликультурной среде // Дошкольное воспитание. 2009. № 12. С. 79-90.