Творческий проект как средство формирования профессиональной компетентности личности будущего специалиста
статья на тему

Ставя перед собой задачу формирования профессиональной компетентности будущих учителей, в условиях освоения новых Государственных образовательных  стандартов СПО, мы понимаем, что современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе.

Исходя из видов педагогических технологий, можно отметить, что практических каждой из них мы пользуемся в своей педагогической деятельности. На одном из семинаров, проводимом ПЦК музыки, мы подробно останавливались на использовании личностно-ориентированной технологии в обучении студентов, будущих учителей музыки. Сегодня я более подробно остановлюсь на технологии проектного обучения, одним из видов которого является – творческий проект. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект
как средство формирования профессиональной компетентности личности будущего специалиста

Преподаватель Иванова Н.П.

Основным результатом профессионального образования на современном этапе выступает компетентность будущего специалиста, рассматриваемая как совокупность знаний и умений в той или иной научной области, креативных способностей, самостоятельности, адекватной самооценки, гуманистических ценностных ориентиров. Компетенции представляют собой совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта деятельности и ответной реакции студента по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС СПО реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов, что подразумевает использование образовательных технологий (технология в сфере образования) – как совокупности научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения запланированных результатов в области образования. Применение конкретных образовательных технологий в учебном процессе определяется спецификой учебной деятельности, ее информационно-ресурсной основы и видов учебной работы.

Образовательные технологии – совокупность организационных форм, педагогических методов, средств, а также социально-психологических, материально-технических ресурсов образовательного процесса, создающих комфортную и адекватную целям воспитания и обучения образовательную среду, содействующую формированию всеми или подавляющим большинством студентов необходимых компетенций и достижению запланированных результатов образования.

Образовательная технология связана с процессом постановки и реализации заданных образовательных целей, достижение которых гарантируется вне зависимости от мастерства педагогов и обеспечивается всем арсеналом психолого-педагогических, управленческих и технических средств, методов и форм.

Существует несколько видов образовательных технологий. Мне хотелось бы остановиться более подробно на технологии проектного обучения, а конкретно на технологии творческого проекта. Но прежде чем приступить к его рассмотрению позволю себе напомнить вам суть технологии проектного обучения, которая предусматривает  организацию образовательного процесса в соответствии с алгоритмом поэтапного решения проблемной задачи или выполнения учебного задания. Проект предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы студентов, направленную на выработку концепции, установление целей и задач, формулировку ожидаемых результатов, определение принципов и методик решения поставленных задач, планирование хода работы, поиск доступных и оптимальных ресурсов, поэтапную реализацию плана работы, презентацию результатов работы, их осмысление и рефлексию.

Ставя перед собой задачу формирования профессиональной компетентности будущих учителей, в условиях освоения новых Государственных образовательных  стандартов СПО, мы понимаем, что современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе.

Исходя из видов педагогических технологий, можно отметить, что практических каждой из них мы пользуемся в своей педагогической деятельности. На одном из семинаров, проводимом ПЦК музыки, мы подробно останавливались на использовании личностно-ориентированной технологии в обучении студентов, будущих учителей музыки. Сегодня я более подробно остановлюсь на технологии проектного обучения, одним из видов которого является – творческий проект.

Проектные технологии обязаны своим происхождением «методу проектов», появление которого, в свою очередь, обусловлено идеями Дж. Дьюи - обучением «посредством делания». Истоки же обучения через проекты, исходя из современных исследований, следует искать в «проектной методике» архитектурных школ Европы XVI-XVII вв. Однако в педагогической литературе и в исследованиях по истории педагогики используется термин «метод проектов». Понятие «метод проектов» существует как статическое словосочетание, которое используется уже достаточно долго, и слово «метод» в этом словосочетании утратило свой настоящий смысл.  «Метод проектов» - это технология, которая располагает целым спектром методов обучения. Итак, обратимся к одной из составляющих проектной технологии – творческий проект.

Творческий проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры; учебно-познавательная деятельность студентов осуществляется в рамках рамочного задания, подчиняясь логике и интересам участников проекта, жанру конечного результата (газета, фильм, праздник, конкурс, конференция и т.п.).

  В практической работе преподавателя музыки, определив профессиональные компетенции как результат освоения основных видов  профессиональной  деятельности, можно придти к выводу, что только в деятельности можно «научиться» профессии. В поисках средств формирования профессиональной компетентности будущих учителей я опираюсь на  определение  (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.  Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 576 с.) В.Сластенина, И.Исаева и  Е.Шиянова, что педагогическая технология, - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Приобретение опыта творчества, творческая активность является необходимым качеством будущего специалиста, обеспечивающим его конкурентоспособность.

          В отношении подготовки к художественно-педагогической деятельности приоритетом является создание условий для  самоактуализации студента, когда он испытывает потребность в наиболее полной реализации своего творческого потенциала, в совершенствовании профессиональных качеств, повышении уровня социальной мобильности. Технология ориентирована в первую очередь на то, чтобы профессиональный музыкант, осуществляя художественно-педагогическую деятельность в социально-образовательных учреждениях, полученную содержательную информацию в виде необходимых знаний, умений и навыков, преобразовывал в личностное достояние, и, по сути, самостоятельно управлял процессом своего творческого развития. 

Готовясь к данному семинару, я познакомилась с некоторыми формами творческих проектов. Из выделенного мною, хотеться отметить такую форму творческого проекта как Онлайн-журнал, где могут публиковаться статьи, написанные студентами и преподавателями.

Одним из действенных творческих проектов для студентов, увлекающихся фольклорным пением может стать творческий проект - фольклорные экспедиции, где студенты могут не только изучать в аудиториях истоки музыкального фольклора своего края, но и участвовать в процессе сохранения музыкальных традиций родного края.

Наиболее доступным может быть такой творческий проект как музыковедческие чтения. Музыковедческие чтения – это творческие встречи преподавателей предметно-цикловой комиссии, которые могут посетить все желающие – от уважаемых коллег из других ПЦК до заинтересованных студентов. Подобный проект был создан в колледже давно, просто мы его называли «Музыкальная гостина», основателем его был В.И.Корж, а продолжателем С.С.Барбашина. Результат подобного проекта мы видели в рамках предметной недели, когда было проведено мероприятие под названием «Творчество В.И.Ребикова». Смотря на фотографии с этого проекта, мы видим,  что и преподаватели, и студенты с проявили себя в различных ипостасях:

-исполнители-вокалисты (соло, хор);

-исполнители – инструменталисты (как соло, так и ансамбль);

-  лекторы;

-участники дискуссий;

-оформители и др.

 Творческий настрой, стремление к получению знаний, практическая деятельность способствуют воспитанию у студентов высокой культуры мышления, пробуждают активность и самостоятельность, стремление к проникновению в сущность вещей  –  качества, столь необходимые современному специалисту. Совместное творчество преподавателей и студентов –  самый эффективный, проверенный практикой путь развития потенциальных способностей, воспитания инициативы, ответственности, трудолюбия, потребности и навыков постоянного самообразования в будущем.

Творческий проект -  кружки художественной самодеятельности является традиционным для нашего колледжа и результаты внедрения этого проекта трудно переоценить.

Конференции по проблемам музыкального воспитания  - это творческий проект, который может студентам помочь в подготовке практической части выпускной квалификационной работы. Подобную конференцию проводила О.Н.Костышина со студентами – будущими учителями музыки.

Сценарии-постановки внеурочных мероприятий – это тоже одна из форм творческого проекта, который дает возможности для решения задач духовно-нравственного воспитания молодежи, развития творческого потенциала студентов и преподавателей.

Творческий проект – Сольный концерт. Наиболее сложный вид проекта, поскольку рассчитан на весь период обучения студента и требует от педагога огромной предварительной подготовки. Результат такого проекта – это профессиональная готовность студента.

Остановлюсь более подробно на проекте «Фабрика звезд», который проводился мною совместно со студентами, обучающимися по специальности 050710 «Педагогика дополнительного образования».

Проект «Фабрика звезд», проводимый в колледже в 2011-2012гг., носил художественно-эстетическую направленность. Данный проект был направлен  на выявление творческого потенциала первокурсников и развитие профессиональных навыков студентов – будущих педагогов дополнительного образования.

 Пение является одним из средств разностороннего развития обучающихся: музыкально-творческого и личностного и занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Занятия пением формируют у обучающихся гармонический  слух, активизируют музыкальный слух, укрепляют музыкальную память,  развивают творческие способности, воспитывают  дисциплину, ответственность, чувство коллективизма. Эстрадное пение имеет ряд особенностей, и основной из них является то, что развитие музыкальных способностей учащихся на репетиционных занятиях происходит в индивидуальной форме. Кроме этого, вокальное искусство имеет особую доступность для восприятия в силу синтеза слова и музыки; эстрадное пение адекватно психолого-возрастным особенностям студентов, в частности их стремлению к активным формам освоения искусства.  Надо отметить, что степень развития музыкальных способностей, уровень их развития строго индивидуальны, они во многом зависят от природных данных студентов.

Цели проекта

Формирование профессиональных навыков студентов, обучающихся по специальности 050710.

Художественное воспитание студентов, формирование их эстетического вкуса, приобщение их к миру музыки и поэзии.

Выявление талантливых студентов  и вовлечение их в творческую жизнь колледжа.

Создание творческого коллектива, умеющего со сцены передать те мысли и чувства, то идейное содержание, которое заложено в произведении.

Развитие музыкально – певческих  навыков и основ сценического поведения  обучающихся.

Задачи проекта

Обучающие:

        - формирование  вокальных знаний, умений, навыков: навыка сольного пения под фонограмму;  

-  знакомство  студентов с эстрадным репертуаром;

Развивающие:

- Развитие  навыков вокального творчества.

- Расширение кругозора студентов колледжа.

- Развитие навыка анализа и оценки различных музыкальных явлений в окружающей жизни.

Воспитательные:

- Прививать студентам  любовь к вокальному искусству.

- Закреплять прочный интерес к хорошей эстрадной музыке

- Вырабатывать у обучающихся потребность в музицировании.

- Воспитывать у обучающихся эстетический вкус и чувство стиля

.- Воспитывать дисциплинированность, ответственность, аккуратность, чувство коллективизма.

Целевая аудитория

Студенты 1-х  и выпускных курсов педагогического колледжа.

В период взросления социальные ценности подвергаются испытаниям. Представленный проект позволял найти себя каждому студенту через творческую  деятельность, привлечет интерес к социально – культурной жизни колледжа.       Музыкальный проект «Фабрика звезд» побил все рейтинги среди студентов и преподавателей. В данном мероприятии студенты-музыканты проявили свои профессиональные знания, умения и навыки, выступив в роли продюсеров студентов-первокурсников. Основная цель-выявление творческих личностей среди первокурсников была достигнута в полной мере, так как очень ярким было выступление. Результаты этого творческого проекта – это яркие личности, которые до сих пор радуют нас своими выступлениями на сценах всех уровней.

         Еще одним из творческих проектов для студентов, обучавшихся по специальности 050710 «Педагогика дополнительного образования» - это проведение контрольных прослушиваний по музыкальному инструменту в форме конкурса. Так традиционными были конкурс «Бирюльки». Применение такой формы текущего контроля как конкурс молодых исполнителей «Бирюльки» проводился со студентами, обучающимися по специальности 050710 «Педагогика дополнительного образования» с дополнительной подготовкой в области музыкальной деятельности по  номинациям: баян, аккордеон. Основные цели конкурса следующие:

  • развитие навыков игры на музыкальном инструменте;
  • формирование интереса к музыкальному исполнительству;
  • воспитание сценической культуры.

Конкурсными требованиями были следующие:

  1. Исполнение обязательного музыкального произведения «Весельчак»
  2. Исполнение двух разнохарактерных произведений.

Позже появился конкурс исполнителей джазовой музыки.  Такая форма творческого проекта дает возможность реализовать принцип «Обучение с увлечением». 

Главный результат этой работы – формирование проектной и исследовательской технологии на уровне компетентности, необходимой для специалиста – будущего педагога дополнительного образования и учителя музыки. Особое значение придавалось заинтересованности студентов в работе над творческим проектом, что активизировало мотивацию, самостоятельную творческую активность.

В проектной деятельности студентов нашли отражение следующие принципы:

       Принцип свободы выбора, т.е. студенты выбирали произведения в соответствии во своими интересами

       Принцип сотрудничества, т.е. студенты, как указывалось выше, работали в группах и совместно решали поставленные задачи

       Принцип психолого-педагогической поддержки, т. е. в проектной деятельности студенты находили условия для самовыражения и самоутверждения. Здесь они получали поддержку от преподавателя, который помогал раскрытию творческих способностей студентов

       Принцип открытости: в творческой обстановке при совместном решении задач студенты могли лучше выразить свои чувства, интеллектуальные представления и найти поддержку у своих сокурсников

       Принцип деятельности - проявлялся в том, что студенты овладевали самой проектной деятельностью. Проектная деятельность включала знания, умения, навыки, полученные по целому комплексу предметов (постановка голоса, хоровое пение, дирижирование, методика работы с детским хором, музыкальный инструмент, педагогическая практика и др.).

Эта деятельность является надпредметной и полученный опыт может быть использован в других областях, в частности в проектировании учебного процесса в образовательном пространстве.

Вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс, а именно: создание творческих проектов, активное участие в фестивалях и вокальных и инструментальных конкурсах, конференциях. Такой опыт обеспечивает раскрытие личностного потенциала студентов и располагает к развитию их творческой самореализации. Современный будущий педагог должен достичь достаточного уровня исполнительской и педагогической культуры, чтобы быть способным приучать к искусству школьников.

Музыкально-исполнительская деятельность студентов способствует значительному росту умений и навыков сольного пения, которыми необходимо владеть сегодняшнему педагогу-музыканту, а именно: содержательностью, художественной выразительностью и сценической культурой исполнения; техническими навыками.

Важным условием формирования профессиональной мобильности будущих специалистов-музыкантов является обеспечение быстрого и свободного доступа к необходимой информации, что позволит оперативно подобрать репертуар, сравнить разные аранжировки произведений, обращая внимание на их специфические особенности.

Использование инновационных средств и технологий профессионального образования — есть немаловажным условием, которое способствует эффективному развитию компетенций, что обеспечивают повышение уровня собственной конкурентоспособности, выявления новых возможностей собственной профессии и форм профессиональной самореализации.

Подобные творческие проекты дают возможность определить готовность студентов к музыкально-педагогической работе и реализации разнообразных функций будущих специалистов как педагогов-музыкантов в условиях урока, так и музыкальных аранжировщиков и звукорежиссёров внеклассных и внешкольных музыкально-воспитательных мероприятий. Время требует от будущего специалиста овладения именно такими профессионально мобильными умениями и навыками.

Творческий проект  позволяет разнообразить формы воспитательной работы внутри колледжа, привлечь к совместному коллективному творчеству большое количество студентов. В ходе проекта студенты  приобретают навыки, которые пригодятся им в дальнейшей профессиональной деятельности  и будут способствовать формированию эстетически образованной, высоко – культурной  личности.

Да и введение данной специальности в нашем колледже – это тоже можно считать творческим проектом, поскольку одним из условий любого проекта является результат. А он есть - все дети нашли свое место в жизни на профессиональном поприще, а те кто еще по каким-то обстоятельствам не может заниматься трудовой деятельностью, в будущем планируют работать только по специальности. Высокая результативность – показатель того, что проект успешный, но, к сожалению,  завершенный.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Производственная практика как ключевой фактор в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста»

Современное российское общество переживает процесс, в ходе которого формируются качественно новые принципы организации производственной деятельности. В этих условиях на ...

Эссе Творческая активность студентов – основа формирования личности будущего специалиста

Творческая активность студентов определяется творческой активностью преподавателя. Широкое использование активных методик преподавания существенно улучшает качество подготовки и формирует личност...

Доклад на тему: Включение учащихся в социальные и культурные практики как одно из условий развития творческих качеств личности будущих специалистов.

АннотацияДиверсифика́ция (новолат. diversificatio «изменение, разнообразие» от лат. diversus «разный» + facere «делать») — это принцип организации системы обр...

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – ПУТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Статья посвящена проектной деятельности, является одним из способов формирования профессиональной, творческой, социально‐значимой личности обучающихся. Именно данный вид деятельности позволяет студент...

статья ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В современных условиях развивающейся глобализации происходит смена морально-ценностных ориентиров, нивелировка устоявшихся стереотипов мышления. Возникновение новых субкультур, хаотичный поиск новых и...