«Производственная практика как ключевой фактор в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста»
методическая разработка на тему

Банникова Наталья Михайловна

 

     Современное российское общество переживает процесс, в ходе которого формируются качественно новые принципы организации производственной деятельности. В этих условиях на передний план выступают вопросы подготовки будущих специалистов, которые будут занимать определенные должности на этих предприятиях, их профессиональной компетентности, инициативности, гибкости, способности адаптироваться к процессу производства. Решить все эти вопросы можно только на основе функционирования эффективной, учитывающей все тенденции мирового развития, системы образования в комплексе с помощью предприятий в подготовке будущих специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_1_sem_2015.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБ ПОУ «ФРОЛОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Н.М. Банникова

«Производственная практика  как ключевой фактор в формировании

профессиональной компетентности  будущего специалиста»

выступление на педагогическом совете

Фролово 2015

В конце концов от всех приобретенных знаний

в памяти у нас остается только то,

 что мы применили на практике

Гете 

     Современное российское общество переживает процесс, в ходе которого формируются качественно новые принципы организации производственной деятельности. В этих условиях на передний план выступают вопросы подготовки будущих специалистов, которые будут занимать определенные должности на этих предприятиях, их профессиональной компетентности, инициативности, гибкости, способности адаптироваться к процессу производства. Решить все эти вопросы можно только на основе функционирования эффективной, учитывающей все тенденции мирового развития, системы образования в комплексе с помощью предприятий в подготовке будущих специалистов.

    В педагогической науке и практике профессионального образования России сложились различные пути и средства решения проблемы подготовки конкурентноспособного специалиста: модернизация содержания и форм профессиональной подготовки, внедрение инновационных технологий обучения, осуществление интеграции различных уровней образования.

Компетентностный подход в профессиональном образовании рассматривается  как адаптация содержания образования к новым условиям современного производства с учетом повышенного уровня информатизиции, интеллектуализиции и социализации труда будущих специалистов.

 «Компетентность» - это обладание специалистом определенными знаниями и умениями, навыками, то есть обладание определенной компетенцией или системой компетенций в определенной области, а также совокупность его личностных качеств и его личностное отношение к предмету  деятельности.

Производственная практика выполняет в системе среднего профессионального образования несколько ролевых функций:

- Способ формирования профессиональной подготовки,

- Фактор повышения эффективности освоения студентами образовательных программ профессиональной подготовки, достижение ими оптимального уровня компетентности и конкурентоспособности на рынке труда,

- Инструмент управления процессом личностно-профессионального самоопределения, становления и развития студентов,

- Средство социально-профессиональной адаптации будущих специалистов.

Одной их форм организации компетентностного подхода в условиях СПО является производственная практика. Целью производственной практики является приобретение, углубление первоначального практического опыта, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности. 

Практическое обучение студентов техникума по новому Федеральному государственному стандарту состоит из учебной и производственной практик.

Первоначальным звеном в непрерывной системе практической подготовки студентов техникума является учебная практика, которая  направлена на:

- Приобретение первоначального практического опыта,

- Формирование у студентов практических профессиональных умений,

- Освоение общих и профессиональных компетенций по специальности,

Производственная практика включает следующие этапы:

1. Практика по профилю специальности – направлена на:

Углубление студентом первоначального профессионального опыта,

Дальнейшее формирование  общих и профессиональных компетенций и реализуется в рамках   модулей  СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.

Производственная практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки студентов:

  • обучающую – актуализация, углубление и расширение теоретических знаний, их применение в решение конкретных ситуационных задач, формирование навыков, умений;
  • развивающую – развитие познавательной, творческой активности будущих специалистов, развитие мышления, коммуникативные и психологические способности;
  • воспитывающую – формирование социально активной личности будущего специалиста, устойчивого интереса, любви к профессии;
  • диагностическую – проверка уровня профессиональной направленности будущих специалистов, степени профессиональной пригодности и подготовленности к профессиональной деятельности.

2. Практика преддипломная направлена на:

Дальнейшее углубление студентом приобретенного профессионального опыта,

Развитие общих и профессиональных компетенций,

Проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности,

Подготовку к выполнению выпускной квалификационной работе (дипломной работы).

В нашего учреждении практическому обучению уделяется большое внимание, т.к. подавляющая часть выпускников (около 80%) после окончания его идут работать в различные подразделения (производство, торговля, услуги, бюджетные предприятия).

В учреждении разработано «Положение об учебной и производственной практике студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования», «Положение о проведении практических и лабораторных работ».

Учебно-методические объединения готовят рабочие программы учебных и производственных практик по соответствующим специальностям. Социальное партнерство между учебным заведением и учреждениями города является необходимым и обязательным условием повышения качества практического обучения студентов,  повышение уровня общей и профессиональной культуры специалиста, воспитание профессионально и личностно значимых качеств, развитие творческого потенциала в профессиональном обучении.

Наше учреждение занимается вопросами трудоустройства выпускников. Работу по трудоустройству планирует, организует и проводит центр содействия трудоустройства выпускников. Главными задачами центра являются: информирование выпускников о вакансиях, мониторинг вакансий для выпускников и их трудоустройства, проведение работы со студентами в целях улучшения их ориентации на рынке труда, взаимодействие с социальными партнерами.

Уже много лет ОАО «Волга-Фест», ОАО КХП Арчединский, МУП «Теплоснабжение», ООО «Итиль» являются основными  базами для подготовки специалистов нашей специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет».

Специалисты предприятий привлекаются к разработке учебно-программной документации по производственной практике, принимают участие в аттестации практической подготовки после прохождения студентами всех видов производственных практик, в том числе преддипломной, являются членами государственной аттестационной комиссии.   Стало традиционным в конце каждого учебного года  проведение конференций по результатам производственной практики с приглашением работодателей и непосредственных руководителей практик. Совместная работа коллектива нашего учреждения обеспечивает наиболее полную защиту социальных прав студентов и быструю адаптацию выпускников к новым социально-экономическим условиям жизни, способствует расширению образовательного пространства учебного заведения, решает вопросы кадрового обеспечения.  

Современное профессиональное образование должно дать выпускнику не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающий готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях. Компетентностный подход предполагает формирование профессиональных компетенций (практический опыт, знание, умение)   и овладение способами действий в различных ситуациях жизни и деятельности, что составляет социальную компетентность.

В связи с переходом на ФГОС СПО, которые предусматривают реализацию компетентностного подхода, меняются основные направления всех видов производственных практик и, соответственно, цели работы руководителей практики:

На учебной практике – это формирование готовности к усвоению студентами общих и профессиональных компетенций, приобретение первоначального опыта;

На практике по профилю специальности – развитие общих и профессиональных компетенций при изучении профессиональных модулей;

На преддипломной – дальнейшее развитие общих и профессиональных компетенций, проверка готовности студентов к самостоятельной трудовой деятельности.

Профессиональные компетенции, формируемые на производственной практике, можно представить в виде достаточно простой формулы:

компетенция=знание+опыт.

При этом основным является опыт студентов – опыт, полученный на учебной практике в кабинетах и учебных лабораториях, и новый опыт, приобретённый в других учреждениях, в ходе производственной практики.

Основным заказчиком компетентностного подхода являются прежде всего работодатели.

Каким же хотят видеть выпускника техникума наши работодатели сегодня?

Нами были проанализированы отзывы руководителей производственной практики и стажировки. Результаты показали, что, помимо традиционных требований, связанных с уровнем профессионального образования, были обозначены позиции, непосредственно касающиеся проявлений ключевых компетенций, а именно:

коммуникативной (коммуникабельность, умение общаться с сотрудниками предприятий);

проблемной (нацеленность на результат, умение принимать решения в зависимости от ситуации);

кооперативной (умение работать в команде);

информационной (умение представить результат деятельности).

Документация, заполняемая студентами во время производственной практики:

Производственная характеристика

Дневник  практики

Аттестационный  лист, отчет и  т.д

Предлагаемые варианты творческих работ:

Составление презентационного выступления,

Позитивный итог практики появляется тогда, когда её итоги сопоставляются с персональной деятельностью студентов в качестве специалистов. Общий уровень практической подготовки выпускников выявляется через совокупность реализации профессионально-служебных функций при выполнении различных индивидуальных заданий на различных этапах производственной практики.