Доклад АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
статья на тему

Андреева Марина Анатольевна

Доклад "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ,  КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА" описывает пути формирования профессиональной компетентности специалиста, являются активные формы обучения, при которых обучающийся вынужден активно добывать, перерабатывать и реализовывать учебную информацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ,  КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

М.А. Андреева –

преподаватель специальных дисциплин

высшей категории БКТиС

Одним из основных путей формирования профессиональной компетентности специалиста, являются активные формы обучения, при которых обучающийся вынужден активно добывать, перерабатывать и реализовывать учебную информацию.

Подробнее хотелось бы остановиться на  применении игровых технологий на занятиях производственного обучения. Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого - педагогическую природу обучающихся, отвечает их потребностям и интересам. Применение игровых технологий на занятиях  производственного обучения дает возможность мастеру максимально активизировать познавательную деятельность и творческую активность обучающихся, что способствует формированию и развитию  профессиональных компетенций. Обучающиеся, являясь участниками дидактических игр, усваивают  большее количество информации, основанной на примерах конкретной профессиональной деятельности, моделируемой в игре, приобретают практические навыки принимать ответственные управленческие решения в сложных производственных ситуациях. В условиях  игры обучающийся оказывается в ситуации, которая характерна для реальной профессиональной деятельности и ставит его перед необходимостью изменять свои установки, вырабатывать навыки аналитической деятельности,  умения работать в коллективе, брать на себя ответственность за последствия принятых решений. Так же игровая деятельность способствует формированию и развитию новых, более эффективных коммуникативных навыков.

Например,

Специальность  « Коммерция по отраслям», 4 курс.

Предметы: Основы менеджмента, Документационное обеспечение управления, Деловая культура, Культура речи.

Тема: Работа с персоналом.

Форма урока: Организационно - деятельностная игра.

Цели урока производственного обучения:

  1. Создать условия для  осознанного усвоения обучающимися технологии отбора персонала - подбора и оценки кадров,  определения потребности организации в кадрах;  подготовки профессионала - специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи.  
  2. Содействовать развитию мыслительной деятельности, творческого и аналитического мышления студентов.
  3. Способствовать воспитанию культуры общения.

Оснащение: 

  • Раздаточный материал:  карточки- задания, схемы, таблицы.
  • Технические средства обучения: мультимедийная установка, компьютер.
  • Презентации фирм.

Вводный инструктаж:  

- Приветствие участников игры, проверка присутствующих и готовности к уроку производственного обучения;

- Соблюдение санитарных правил и проведение инструктажа по технике безопасности труда;

- Ознакомление с планом работы на уроке производственного обучения:

1. Группа заранее делится на 3 подгруппы - фирмы,  в каждой группе  выбирается руководитель, определяется название фирмы,  направление деятельности,  предполагаемый штат работников;

2. Руководителям фирм предлагается проанализировать количественный и качественный кадровый состав фирмы и  определить потребности в конкретных кадрах (четко определить виды работ, функции, разработать критерии и качества для кандидатов,  соответствующие  конкретному виду деятельности);

 3. Каждому участнику предлагается написать Резюме для поступления на работу;

4.  Подготовить рекламную презентацию своих фирм.

В ходе выполнения задания необходимо рассмотреть ряд вопросов:

  1. Организация работы с персоналом.
  2. Методы оценки персонала фирмы.  
  3. Оценочные процедуры персонала.  
  4. Требования, предъявляемые к руководителю.
  5. Качественные характеристики персонала.

Актуализация знаний обучающихся:

Предлагается  участникам игры  ответить на вопросы. Каждая группа получает карточку с вопросами, например:

  • Организация – это…
  • Персонал – это…
  • Кадровая политика фирмы – это…
  • Объект управления – это …
  • Соискатель – это…  
  • Планирование персонала - это…

Текущий инструктаж:

Самостоятельная работа обучающихся на рабочих местах.

Мотивация :

Сегодня в процессе игровой деятельности  у вас будет возможность проявить свои управленческие  и коммуникативные способности, умения принимать решения, работать в коллективе и оценивать свои действия. Предлагается  участникам    рассмотреть, обсудить и  принять решение по разрешению  ситуации.  Участники выбирают конверты с карточками - заданиями и   приступают к их выполнению. Этап № 1.

Задание №1.  Как  Вы понимаете термин  «потребность в кадрах»?

Попытайтесь по известным методикам определить, потребность предполагаемого нового набора кадров (исходные данные определите сами); правильность - набора в уже функционирующих подразделениях Вашей фирмы, используя информацию таблицы.

Источник

 

Содержание информации и ее значение

Заявление о приеме

Сообщает первое общее впечатление о кандидате.

Фотография

Дает представление о внешности.

Биография

Наглядно показывает процесс становления, позволяет узнать «детали» личности.

Личная анкета

Содержит, собирает и систематизирует самую важную информацию о поступающем, позволяет не забывать информацию.

Аттестация

Дает сведения об успеваемости в школе, что касается профессиональной квалификации или принятия на работу, содержит относительные сведения.

Трудовая книжка

Подтверждает место работы в биографии, освещает прежние сферы деятельности, иногда ограничена из-за терминологии, возможно описание квалифицированной характеристики.

рекомендации

Освещают все аспекты профпригодности; как правило, делаются только дополнительные выписки.

Разговор с поступающим

Дает возможность заполнить пробелы информации с помощью других источников, дает личное представление о поступающем.

Пробная работа

Способность выполнить определенную работу (например, обладает определенными навыками и т. п.).

Медосмотр (на профпригодность) Психологические тесты

Частично содержат характеристики профпригодности (интеллект, эрудиция, профессиональные качества, черты характера, допускаемая пригодность).

Графологическое заключение

Дает сведение о характере в общем и о частных аспектах пригодности; информативность спорна; допустима только с согласия претендента: если кандидат претендует на руководящую должность, необходимы написанные от руки документы, прилагаемые к заявлению.

 

Задание №2.  Назовите и дайте характеристику информации при подборе  кадров в Вашей организации. Выясните, какие из них носят  объективный, а какие субъективный характер. Оцените предложенный в таблице «Значение характерологических признаков руководителя коллектива», перечень источников информации, его достаточность (недостаточность).

Дополните содержание таблицы с учетом теории и практики Вашей работы в этом направлении.

Личностные и профессиональные параметры

Уровни показателей

низкий

средний

хороший

отличный

1. Компетентность

3,0

5,0

6,0

7,0

2. Коммуникабельность

2,0

4,5

6,5

7,0

3. Эмоциональная устойчивость

2,5

4,0

6,0

6,5

4. Смелость

2,0

4,0

5,5

6,0

5. Доверие

3,0

3,5

4,0

6,0

6. Настойчивость

2,0

4,0

6,0

6,5

7. Личное обаяние

1,5

3,0

-4,5

6,0

8. Умение заблаговременно позаботиться о чем- либо

 

-

 

3,0

 

4,0

 

6,0

9. Владение речью

2,0

4,0

5,0

5,5

Задание №3.  Дайте характеристику методов оценки персонала. Каким из них отдается предпочтение в Вашей организации? По каким критериям оценивается труд претендента? Попытайтесь, используя таблицу оценить труд наиболее известных Вам членов Вашего коллектива. (Проведите личный тренинг.) Соответствуют ли цели оценки работника, представленные в таблице целям оценки кадров в Вашей организации?

 Подбор персонала

Внутри организации

Вне организации

Преимущества

Недостатки

Преимущества

Недостатки

Появляется возможность продвижения (возникает сплоченность на предприятии, улучшается климат на производстве).

Уменьшается возможность выбора. Высокие расходы нам повышение квалификации.

Большая возможность выбора. Новые импульсы для предприятия.

Большие расходы при наборе. Высокая квота со стороны способствует текучести кадров.

Незначительные расходы при наборе. Знание производства.

Возможна «производственная слепота» (т.е. не видны недостатки на своем предприятии).

Поступающий приносит знания другого предприятия и легче завоевывает признание.

Отрицательное воздействие на климат в коллективе.

Знание сотрудников и их возможности.

Разочарование среди коллег, например меньше рвения при продвижении по службе к должности начальника, напряженное внимание, соперничество.

Прием на работу непосредственно удовлетворяет спрос в кадрах.

Много времени затрачивается на испытательный срок из-за отсутствия знаний и умений у нового работника.

Соблюдение производственного уровня вознаграждений (при приеме работника со стороны – повышенный оклад рыночной конъюнктуры).

 

Ведет к сильной коллегиальной связи, решению любого вопроса «сообща».

Нет знаний производства (необходимо общее введение – расходы и время).

Быстрое замещение должности.

Замещение мест и повышение в должности только «ради мира и спокойствия». Не хотят сказать «нет» сотруднику, который проработал долгое время.

 

Замещение должности требует большой затраты времени.

Свободные места для молодежи.

 

 

Новый человек, поставленный начальником, должен уменьшить пристальное внимание – для предприятия это означает потерю сил.

 В процессе выполнения задания педагог  делает целевые обходы и наблюдает за правильностью выполнения задания в группах. После выполнения заданий происходит защита результатов в группах. Педагог слушает выступление и делает обобщающий вывод:

 Планирование персонала - это процесс определения потребностей организации в кадрах т.е., определение того, когда, где,  сколько, какой квалификации, какой стоимости, какие сотрудники потребуются в будущем.

Этап № 2.    Процесс набора  персонала. 

Информация об условиях приема - объявление о наличии свободных мест в фирме. Участникам  предлагается разработать текст рекламного объявления и разместить:

  • в газете « Ваша реклама».
  • на телевидении.
  • В сети Интернет.

По предложенной схеме:

Содержание информации о фирме

Мы:

информационная реклама фирмы

 

  • название фирмы (фирменный знак).
  • месторасположение фирмы.
  • величина предприятия.
  • число сотрудников.
  • тип (стиль) управления.

  1. Характеристика вакансий, функций и развитости персонала

У нас есть:

 информация о свободных местах

 

  • причины вакансий:
  • внутри предприятия, например, производственная реорганизация, повышение по службе предшественников, создание новых мест, уход на пенсию или смерть предшественников, бракосочетание;
  • за пределами предприятия, например расширение предприятия, крупные рыночные обязательства;
  • круг задач;
  • компетентность претендента, например:
  • наделение внутренними и внешними полномочиями;
  • возможность решения;
  • статус по отношению к руководству фирмы («Вы непосредственно подчиняетесь руководству»);
  • наличие права отдавать распоряжения сотрудникам;
  • возможность развития;
  • определенная, доступная позиция (место);

 - определенная, имеющая шансы карьера. 

  1. Оценочные критерии личности претендента

Нам надо: информация о необходимых условиях

 

  • профессиональная подготовка;
  • требования к поступающему:
  • личные черты характера (возраст, командный дух, возможность интеграции, естественный авторитет, способность руководить, независимость);
  • профессиональные качества, например подготовка и обучение (учёба, обучение в среднем специальном училище или техникуме, повышение классификации);
  • особые знания (например, умение вести переписку);
  • способности (например, организаторский талант);
  • профессиональный опыт.

 

3. Преимущества и льготы фирмы

 

 

Мы предлагаем:

информация о предприятии, объявляющем набор

 

  • Размер заработной платы (оклада);
  • Помощь при строительстве (жилищный вопрос);
  • Пособие на проезд;
  • Скользящий график рабочего времени соглашения);
  • Система найма (вербовка, трудовые  
  • Другие льготы.

 

4. Информация об условиях приёма

 

 

 

Условия приема и сведения о кандидатуре

  • Срок приёма;
  • Желательные документы для поступления (заявление или письмо о приёме на работу, копия аттестата, биография, образец почерка, фотография, рекомендации, испытательная работа);
  • Адрес фирмы.

 

Этап № 3. Прием на работу.

Педагог  предлагает участникам принять на работу работника, на основании анализа представленных резюме.

 Задание: Представьте,  вам на фирму поступили резюме  5 претендентов на работу в вашу фирму. Проанализируйте содержание представленных резюме и выберете одно, которое больше всего подходит к тем критериями, которые вами разработаны  для конкретного вида деятельности.

Этап № 4. Оценка управленческих способностей участников.

Участникам предлагается выполнить тестовое задание и оценить уровень личных управленческих способностей.

Тест "Способны ли вы быть "жестким" руководителем?"

Иногда полезно быть жестким руководителем. Здесь однако  необходима объективная оценка особенностей стиля своего руководства и своего характера. Чтобы помочь вам в такой самооценке, американскими специалистами по управлению был разработан несложный, но полезный тест. В его основе тезис о том, что каждый руководитель располагает двумя видами психических ресурсов: Д-ресурсами и В-ресурсами. Д - ресурсы (от слова «действовать») тратятся нами на то, чтобы воздействовать на окружающих, навязывая им свои желания, свое видение проблем, свое стремление к быстрейшему их разрешению.          В - ресурсы (от слова «воспринимать») служат для того, чтобы уяснить чувства, желания и стремления подчиненных и других людей, с которыми приходится сталкиваться по делам службы.

Д-утверждения;     В-утверждения

1- Работая с людьми, я трачу основное время на то, что говорю сам.

         Баллы     

Работая с людьми, я трачу основное время на то, что выслушиваю их.

         Баллы

 2.- Я достигаю успеха за счет затрат главным образом собственной энергии.

         Баллы     

Я достигаю успеха за счет использования в нужном направлении энергии других.

         Баллы

3.- Я защищаю себя от нападок или критики тем, что даю отпор немедленно и решительно. Я использую свою энергию на то, чтобы идти к цели напрямик.

         Баллы     

Я защищаю себя от нападок или критики путем отвлечения или рассеивания энергии моих оппонентов, позволяя им тратить свою энергию до тех пор, пока они не устанут.

         Баллы

4.- Я всегда стараюсь добиться того, чтобы люди поняли мою точку зрения.

         Баллы     

Я всегда стараюсь добиться того, чтобы полностью понять точку зрения других.

         Баллы

Всего Д-баллов:                   Всего В-баллов:

        Прочтите приведенные пары утверждений и оцените их справедливость для вас лично. Чем ближе вам одно из утверждений каждой пары, тем более высокую оценку вы должны ему выставить, но при этом сумма оценок по каждой из пар должна быть равна 10 (например, Д-утверждение — 7 баллов, В-утверждение — 3 балла).

Чтобы сопоставить ваши оценки с результатами тестирования других менеджеров, умножьте суммы Д-баллов и В-баллов на 3. Средние значения получаемых таким образом оценок составили для группы из 1200 американских руководителей: для Д-утверждений — 54, а для В-утверждений — 66.

Если ваши оценки по одному из видов утверждений выше этих средних оценок, это можно расценить как свидетельство вашей большой склонности либо к «жесткому стилю» руководства (в случае более высокой суммы по Д-утверждениям), либо к повышенной податливости к воздействиям извне (в случае более высокой суммы по В-утверждениям).

В процессе выполнения задания  по этапам мастер производственного обучения делает целевые обходы, инструктирует обучающихся и наблюдает за правильностью выполнения задания в группах. После выполнения заданий происходит защита результатов в группах, самопрезентация и самооценка.

Заключительный инструктаж:

В завершении урока производственного обучения производится анализ выполнения работ, разбор типичных ошибок и подведение итогов. Сообщение оценок. Отметка лучших результатов работы групп и отдельных обучающихся.

Записывается домашнее задание:

1. Разобрать оценочные критерии труда директора коммерческой фирмы.

2. Закончить незаконченные предложения (в виде отзывов):

- На уроке производственного обучения мне было интересно, потому что ……………………………………………………………………………………….

- На уроке производственного обучения мне было скучно, потому что ……………………………………………………………………………………….

Таким образом, применение игровых технологий  на занятиях производственного обучения  является важным средством  формирования системы профессиональных практических умений обучающихся, по отношению к которым учебная информация выступает инструментом, обеспечивающим возможность качественно выполнять профессиональную деятельность.

Следовательно активные формы обучения, используемые в производственном обучении, эффективно решают целый ряд задач:

- формируют как познавательные, так и профессиональные мотивы и интересы;

- дают целостное представление о профессиональной деятельности;

- учат мыслительной и практической работе;

- формируют профессионально важные качества специалиста;

- закладывают основы профессиональных компетенций и профессионального мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы активного обучения как способ формирования профессиональных качеств специалиста СПО.

Вопрос подготовки будущего специалиста является определяющим в аспекте реформирования образования. Одним из решений данного вопроса стало внедрение федеральных государственных стандартов среднего проф...

Обобщение педагогического опыта «Системно-деятельностный подход в обучении как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Оператор швейного оборудования»

Данный педагогический опыт адресован мастерам производственного обучения, преподавателям дисциплин профессионального цикла, работающих в учреждениях среднего профессионального образования. Предл...

Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов общественного питания с помощью активных формых и методов обучения

Будущие специалисты общественного питания должны закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, должны владеть теоретическими знаниями и профессиональными компетенциями....

Пути формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»

Целью данной работы является рассмотрение механизмов, обеспечивающих подготовку специалистов в соответствии с потребностями экономики страны. В этом вопросе важным звеном выступает профессиональная ко...

Модульное обучение как средство формирования профессиональной компетенции у студентов СПО

В статье  рассматривается процесс формирования профессиональных компетенций у будущих техников- механиков при условии применения технологии модульного обучения. Гипотеза проекта состоит в предлож...

Статья «Применение современных форм и методов для формирования профессиональных компетенций студентов специальности Туризм» Е.М. Миланина Мастер п/о ГАПОУ БТОТиС

Современные тенденции развития отрасли туризма и гостеприимства в нашей стране отмечены усилением интереса со стороны государства, о чем свидетельствует решение правительства Российской Федерации о со...