Методы активного обучения как способ формирования профессиональных качеств специалиста СПО.
статья на тему

Михальцова Наталья Михайловна

Вопрос подготовки будущего специалиста является определяющим в аспекте реформирования образования. Одним из решений данного вопроса стало внедрение федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihaltsova.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АРМАВИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 

Статья

заместитель директора по УР, преподаватель  Н.М. Михальцова

Методы активного обучения как способ формирования профессиональных качеств специалиста  СПО.

 Вопрос подготовки будущего специалиста является определяющим в аспекте реформирования образования. Одним из решений данного вопроса стало внедрение федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения.

     Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности/профессии. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления.

     В содержании профессионального образования именно модуль как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Эта последовательность приоритетов зафиксирована в тексте ФГОС СПО в разделе, описывающем требования к структуре и содержанию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере.

     В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания, своего рода «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необходимых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся.

          Современный процесс подготовки дипломированного специалиста-медика предъявляет новые требования к организации образования в медицинском сузе, так как в обществе всё более возрастает необходимость развития творческого потенциала личности будущего специалиста-медика. Современное образование представляет обучаемого не как пассивного получателя знаний, а как активного участника образовательного процесса.

Ни одна профессия не может сравниться по своей важности с профессией медицинского работника – ведь ни один человек на планете не может обойтись без медицинской помощи.

В основу определения целей и задач, содержания и форм воспитательной работы со студентами сегодня, в соответствии с Национальной доктриной образования Российской Федерации, в условиях внедрения нового поколения Государственных общеобразовательных стандартов среднего профессионального образования, положено формирование личности специалиста – медицинского работника.

С 2010 года в медицинских колледжах введено обучение по Государственным образовательным стандартам и программам третьего поколения, ориентированным на подготовку специалистов сестринского дела, умеющих квалифицированно выполнять не только традиционные обязанности, но и готовых стать лидерами в команде медицинских работников, руководителями, исследователями, психологами и педагогами.

Формами организации занятий для формирования профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа являются практическая и самостоятельная работа, в которых студент является активным участником образовательного процесса. Эффективность таких форм определяется содержанием, объемом информации, получаемой студентом и характером деятельности самого студента. При осуществлении деятельности студента над объектом (человеком или другим биологическим объектом) моделируются элементы профессиональной деятельности медицинского работника.

Развивать творческое, клиническое мышление, профессиональную интуицию для принятия обоснованных решений и выработки алгоритма действий, помогают разбор курируемых пациентов в клинике. Развитие клинического мышления, интуиции – весомые составляющие профессиональной компетенции, позволяющей уже при первой встрече с больным определиться с предварительным диагнозом.

Процесс освоения студентом профессиональных компетенций должен сопровождаться не только контролем со стороны преподавателя, но и консультированием. После освоения знаний и понятийного материала, выполнение различных манипуляций на этапе «умения» сначала реализуется по принципу «делай как я». Первичная демонстрация умений студентом может сопровождаться синхронным устным ответом, что предполагает возможность быстрой репродукции. Но данный принцип основан на краткосрочной памяти.

Формирование профессиональной компетенции, на мой взгляд, возможно только при наличии неоднократно повторяющегося практического опыта, позволяющего выработать пролонгированную память.

         Всё большую популярность в педагогике приобретают методы активного обучения (МАО). В медицинских учебных заведениях МАО позволяют студентам отрабатывать свои профессиональные компетенции в условиях, приближенных к реальной практике. При этом реализуется одна из основных задач МАО - формирование профессиональных качеств специалиста.

При подготовке будущих медицинских работников хорошо себя зарекомендовали такие «новые образовательные технологии» как моделирование и имитация, в том числе метод конкретных ситуаций. Конкретные ситуации существуют в разнообразных сферах деятельности. Они дают возможность максимально приблизить обучение к реальной профессиональной деятельности.

Для успешного достижения образовательных результатов всё шире используются мультимедийные технологии. Они позволяют существенно повысить эффективность занятий, сделать их интересными и повысить мотивацию обучающихся, воздействовать на их эмоциональное состояние. Мультимедийные средства обучения позволяют повысить информативность и наглядность обучения; стимулировать его мотивацию; повторить наиболее сложные моменты урока; усилить доступность и восприятие информации за счет параллельного представления информации в разных формах: визуальной и слуховой; организовать внимание учащихся в фазе его биологического снижения (25-30 минут после начала урока и последние минуты урока) за счет художественно-эстетического оформления электронного ресурса или за счет разумно применённой анимации и звукового эффекта; провести повторение (обзор, краткое воспроизведение) материала предшествующего урока. Безусловно, мультимедийный урок не должен быть полностью демонстрационным.

Сегодня медицина испытывает потребность в медработниках, имеющих высокий уровень коммуникативной компетенции, которая обусловливает формирование у них профессиональной компетентности. Но практика  показывает, что не только студенты, но и многие выпускники ССУЗов медицинского профиля не обладают необходимым уровнем развития коммуникативной компетенции в установлении контакта с пациентом. В практической деятельности студентов-медиков необходимо находить общий язык с пациентом, собирать анамнез жизни, анамнез заболевания, проводить профилактическую работу среди населения и пр. Формирование профессиональной культуры является ценностной ориентацией на индивидуальном уровне. Будущий  медицинский работник несёт личную ответственность в отношении медицинской практики и поддержании профессионального культурного уровня, которые направлены на работу здравоохранения, на сохранения состояния здоровья и благополучие людей.

       Подготовка личности будущих специалистов и формирование профессиональной компетентности является объективной потребностью не только учебного, но и лечебно-профилактического учреждения.

На современном этапе в оценке общих и профессиональных компетенций  принимает участие и работодатель. Такая возможность предоставляется старшим и главным медицинским сестрам, которые, по сути, в роли наставников принимают непосредственное участие в оценке качества подготовки будущих специалистов среднего звена во время прохождении учебно-производственной практики и стажировки на клинических базах. ФГОС рекомендует отражать оценку качества обучения в «Портфолио достижений выпускника». 

Колледж формирует целостную систему универсальных знаний и умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное содержание качества образования. Ведется воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности – гражданина новой России, способного к высококачественной работе в профессиональной деятельности, моральной ответственности за принимаемые медикотехнологические решения. Работа со студентами направлена на формирование у студентов нравственных, духовных и культурных ценностей, этических норм и поведения в обществе.

Таким образом, в настоящее время в корне меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их оценки. Если прежде оценка результатов обучения сводилась к оценке уровня знаний, умений и навыков, то в соответствии с новыми образовательными стандартами оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности  носит комплексный, интегративный характер: оценивается сформированность как профессиональных, так и общих компетенций. Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно учиться и обновлять знания, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, вести диалог, получать и передавать информацию различными способами.

Обучение самостоятельности имеет свою специфику, которую необходимо учитывать, в целях достижения положительного результата. При воспитании такого личностного качества, как самостоятельность целесообразно использовать народные традиции и опыт, накопленный народом из поколения в поколение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы активного обучения на занятиях по иностранному языку в педагогическом колледже"

     Проблема использования методов активного обучения интересовала меня давно. Планируя учебно-познавательный процесс по иностранному языку, ни один раз возникал вопрос о ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТОВАРОВЕДЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

     По гипотезе, которую выдвинул известный русский ученый, директор Института проблем инвестирования, д.э.н. Евгений Федорович Сабуров, наступивший XXI век будет веком игры или...

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Каждый человек является частью общества, выполняет различные социальные роли, общается с другими людьми. Для решения различных повседневных задач каждому необходимы знания своих прав и обязаннос...

Формы и методы активного обучения педагогов

Практика показала, что конечный результат любого мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения каждого педагога в активную...

Методическая разработка обобщающего урока-практикума с использованием методов активного обучения в группе профподготовки по профессии «Обувщик по ремонту обуви»

В данной работе показано применение инновационных педагогических технологий и приемов при проведении современного урока - практикума в форме деловой игры, построенного на основе игрового замысла, моде...

Методы активного обучения: классификация и характеристика

МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ...

Доклад АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

Доклад "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ,  КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА" описывает пути формирования профессиональной компетентности специалиста, являются ...