Методическая разработка обобщающего урока-практикума с использованием методов активного обучения в группе профподготовки по профессии «Обувщик по ремонту обуви»
методическая разработка на тему

Гергель Светлана Анатольевна

В данной работе показано применение инновационных педагогических технологий и приемов при проведении современного урока - практикума в форме деловой игры, построенного на основе игрового замысла, моделирующего профессиональную ситуацию, при которой выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и её реализации на практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_urok.docx113.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»

Методическая разработка

 обобщающего урока-практикума

 с использованием методов активного обучения

в группе профподготовки

по профессии «Обувщик по ремонту обуви»,

дисциплина: Технология обуви

Разработала: преподаватель высшей

 категории Гергель С.А.

Аннотация.

         В данной работе показано применение инновационных педагогических технологий и приемов при проведении современного урока - практикума в форме деловой игры, построенного на основе игрового замысла, моделирующего профессиональную ситуацию, при которой выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и её реализации на практике.

Уроки-практикумы, вместе с решением своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения, тесным образом связаны с изученным материалом и способствуют прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические работы, на которых обучающиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.

Основным способом организации деятельности обучающихся на уроках – практикумах, проводимых в форме деловой игры является групповая форма работы. Средством управления учебной деятельностью обучающихся при проведении такого урока служит сценарий и инструкции, которые по определенным правилам последовательно устанавливают действия участников игры.

Для данного вида урока характерным является:

- моделирование ситуации обмера стопы для ремонта обуви заказчика;

- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

- обязательная    совместная    деятельность    участников    игры, выполняющих    предусмотренные сценарием роли;

- контроль игрового времени;

- элементы состязательности;

- правила, системы оценок хода и результатов игры

- использование приемов здоровьесберегающей технологии.

         

Основные элементы занятия можно рекомендовать для использования на уроках теоретического и производственного обучения других профилей. Применяемые в нем современные педагогические методы и технологии дают возможность развивать способности обучающихся, самостоятельно решать возникающие проблемы и адекватно оценивать результаты своей деятельности, усвоить необходимые знания и умения, сформировать необходимые профессиональные компетенции, соответствующие современным образовательным стандартам.

СОДЕРЖАНИЕ:

        стр.

  1. Характеристика темы                                                                             4
  2. Средства обучения и КМО           5
  3. План урока            6
  4. Список используемой литературы                                                 12
  5. Опорный конспект по обмеру стопы                                               13
  6. Роли и блок-схема взаимодействия участников

игрового занятия                                                                                    14

     7.   Критерии оценки работы мастерских                                                  15


Характеристика темы.

Тема программы теоретического обучения: «Анатомия и физиология нижних конечностей человека».

Тема урока: Практическая работа «Обмер стопы».

 Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

 Учебно-воспитательные цели: 

1.Образовательная:

  • Закрепить ранее полученные теоретические знания по анатомии и физиологии стопы человека, особенностям её строения;
  • Сформировать у учащихся навыки и умения использования измерительных средств при обмере стопы по основным антропометрическим точкам;
  • Научить учащихся самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, использовать их в реальных условиях для решения производственных задач.

2.Воспитательная:

  • Воспитывать внимание, аккуратность,  культуру общения, трудолюбие;
  • Научить учащихся рационально использовать время;
  • Воспитывать умение работать коллективно.

3. Развивающая:

  • Развивать речь и память учащихся;
  • Развивать абстрактное и логическое мышление;
  • Развивать умение концентрировать внимание;
  • Сформировать навыки самоконтроля;
  • Развивать активность, самостоятельность и сообразительность.


Средства обучения и КМО:

  1. Учебник И.И. Довнич “Технология производства обуви”, М., изд. “Академия”, 2004 г.
  2. Учебник И. Н. Леденева “Индивидуальное изготовление и ремонт обуви”, М., изд. “ Академия”, 2004 г.
  3. Раздаточный материал: папки с технологическими картами по выполнению обмера стопы, опорным конспектом на листах формата А-4;

(Приложение № 1)

  1. Наглядный материал для проведения игры «крестики-нолики» для актуализации знаний в виде текста на листах формата А-4 (крепятся магнитами) на доске. (Приложение № 2)
  2. Блок-схема взаимодействия участников игрового занятия.

(Приложение № 3)

  1. Инструкции участникам разыгрывания ролей (Приложение № 4)
  2. Видеоматериал «Инструкция по обмеру стопы»

(Приложение № 1 на диске CD)

  1. Видеоролик физкультминутки. (Приложение № 2 на диске CD)
  2. Фонограмма релаксационной музыки. (Приложение № 3 на диске CD)
  3. Измерительная линейка, сантиметровая лента.

Метод обучения: Активные методы обучения (проблемное изложение, создание проблемной ситуации, исследовательский метод, игровой метод)

Межпредметная связь: Производственное обучение по профессии: “Обувщик по ремонту обуви”, общеобразовательные предметы.

    Урок проводится в группе 1 курса профподготовки по профессии  “Обувщик по ремонту обуви” преподавателем высшей категории  Гергель С. А.


План урока.

  1. Организационная часть: 2 мин.

Проверить готовность учащихся к уроку.

  1. Актуализация опорных знаний: 8 мин.

         Тема урока - практическая работа «Обмер стопы». Для её выполнения нам необходимо вспомнить ранее изученный материал. Я предлагаю вам поиграть в игру «крестики-нолики».

Для этого нам необходимо поделить группу на 2 команды.

На экране изображено игровое поле, состоящее из 9 секторов. В каждом секторе под цифрами скрыты вопросы, которые поочередно открываются командами, имеющими право хода, назвав выбранный сектор. На вопрос, неправильно ответивший одной командой, имеет возможность ответить команда-соперница с правом отметки сектора своим знаком (крестиком или ноликом). Выиграет та команда, которая первая отметит своим знаком подряд 3 сектора по вертикали, горизонтали или диагонали.

Игру начинает и получает знак «крестик (x)» команда, первая ответившая на вопрос нашего практического занятия:

«Для чего производят обмер стопы?»

 (Для выполнения перетяжки, изменения силуэта обуви, т.е. крупный ремонт обуви, растяжки обуви по индивидуальным не стандартным размерам).

                  Как называется расстояние от наиболее выступающей точки пятки до наиболее удаленной точки первого или второго пальца?

(Длина стопы)

На какие отделы подразделяют скелет стопы?

 (3 отдела: - пяточный отдел (плюсна);

- геленочный отдел (предплюсна);

- носочный отдел (фаланги пальцев))

Какие своды в продольном направлении имеет стопа? Назвать их функции.

(- Наружный свод – грузовой: удерживает массу тела;

Внутренний свод – рессорный.

Как называется самое широкое место стопы?

(пучки)

Какие факторы оказывают влияние на состояние стопы?

           

  (Уровень физической активности, профессия, общее состояние здоровья, и наша обувь. Многие заболевания стопы в той или иной степени зависят от правильно выбранной обуви.)

Как называются выступающие по обеим сторонам голеностопного сустава утолщения берцовых костей?

(Лодыжки (щиколотки)

Как называется место перехода стопы в голень?

(Сгиб стопы)

Как называется задняя часть стопы, покрытая со стороны следа толстой и упругой жировой подушкой?

Пятка.

Самая выпуклая область на тыльной поверхности стопы

(подъем)

3. Просмотр видеоинструкции по обмеру стопы – 3 мин.

  4.Проведение физминутки -3 мин. (музыкальный видеоролик).

5. Выполнение практической работы- 20мин.

Объектом игры является работа мастерской по ремонту обуви.

Перед участниками ставится следующая проблема: «Заказчику необходимо растянуть купленные в магазине сапоги по размерам  его ноги». Для реализации данного заказа необходимо произвести обмер стопы заказчика мастером.

Срок выполнения задания 5 минут. Затем, данные обмера стопы, выполненного мастером,  проверяются экспертом. Срок выполнения задания 5 минут. К защите требуется представить данные обмера стопы. Чем быстрее и точнее мастерская выполнит задание, тем выше оценка при подведении итогов.

 

Роли и блок-схема взаимодействия участников игрового занятия:

Директор производственного объединения

(преподаватель )

Мастерские

                     

Мастерская №1

«мастер обувщик»

Мастерская №1

«мастер обувщик»

Мастерская №1

«мастер обувщик»

Мастерская №1

«мастер обувщик»

Мастерская №1

«мастер обувщик»

                                                             

Эксперты

 

                             

Потребитель

Потребитель

Потребитель

Потребитель

Потребитель

Разыгрывание ролей проводится в три этапа.

Первый этап – введение в игру. Директор производственного объединения (преподаватель) доводит до сведения учащихся проблему, распределяет роли, сообщает время выполнения работы, разъясняет функции каждого участника.

Второй этап - подготовительный. Каждый участник выполняет работу в соответствии со своими должностными обязанностями (ролью) и в срок, предусмотренными инструкциями.

Третий этап – публичная защита своей работы.

Функции участников разыгрывания ролей «Обувщик по ремонту обуви».

Директор производственного объединения (преподаватель) – является руководителем разыгрывания ролей. Он сообщает участникам игры её проблему и цель; распределяет группу на мастерские, проводит консультации, контролирует сроки выполнения здания, проводит анализ выполненной работы, подводит окончательные итоги разыгрывания ролей.  

Мастер – обувщик – принимает заказ у потребителя, производит обмер стопы заказчика и знакомит эксперта с полученными результатами.

Эксперт – следит за точностью выполнения приемов при обмере стопы заказчика.

После окончания выполнения работ мастером производит повторно обмер стопы для проверки точности измерений.

Потребитель – оценивает культуру обслуживания мастером.

6. Инструкции разыгрывания ролей участников игры.

Директор производственного объединения (преподаватель).

На первом этапе

Ознакомьте учащихся с проблемой и целью разыгрывания ролей «Обувщик по ремонту обуви».

Распределите участников на мастерские. Ознакомьте участников с графиком выполнения задания.

На втором этапе

По мере необходимости проводите консультации с участниками разыгрывания ролей.

На третьем этапе

Проведите анализ выполненных работ и подведение итогов игрового занятия.

Мастер – обувщик

На первом этапе

Знакомство с инструкциями по предложенной роли и технологическими картами.

На втором этапе

Примите заказ у потребителя и произведите обмер стопы заказчика.

На третьем этапе

 Ознакомьте эксперта с полученными результатами, участвуйте в анализе выполненных работ.

Эксперт

На первом этапе

Знакомство с инструкциями по предложенной роли и имеющимися технологическими картами.

На втором этапе

Следите за точностью выполнения приемов при обмере стопы заказчика мастером –обувщиком, а после выполненной работы мастера, произведите повторный обмер стопы для проверки точности предложенных мастером измерений.

На третьем этапе

Участвуйте в анализе выполненных работ.

Потребитель

На втором этапе

Следите за культурой обслуживания мастера при обмере стопы.

На третьем этапе

Дайте оценку культуре обслуживания клиентов при анализе результатов выполненной работы. 

Оценивание результатов выполненной работы и анализ проведенного занятия проводится после выполнения заданий по системе оценки работы по указанным в таблице критериям:                  

Критерии оценки работы мастерских.

Таблица 1.

№ п/п

Показатели

Баллы

1

Соблюдение технологической последовательности выполнения операции обмера стопы заказчика (работу мастера оценивает эксперт).

3

2

Точность произведенных замеров (работу оценивает эксперт).

5

3

Культура обслуживания заказчика (работу оценивает заказчик).

2

Итого:

Баллы мастерской

5.  Подведение итогов урока - 7 мин.  Цель урока достигнута, все учащиеся повторили и закрепили на практике навыки самостоятельного обмера стопы.

Объявление оценок за работу на уроке (их обоснование).

6. Домашнее задание – 2 мин.  Выполнить обмер стопы друга и оформить в тетради (вклеить лист со смерком в тетрадь и записать результаты обмера по порядку).


Список используемой  литературы.

И. Н. Леденева “Индивидуальное изготовление и ремонт обуви”, М., изд. ”Академия”, 2004 г.

А.Я. Палицкий “Изготовление обуви по индивидуальным заказам”, М., Легпромбытиздат, 1990 г.

А.Н.Калита “Справочник обувщика”, М., Легкая промышленность и бытовое обслуживание,1998 г.

М.Н. Племянников “Справочник обувщика т. 1”, Ленинградская типография №4.

В.А.Скакун “Методика преподавания специальных  и общетехнических предметов”, М., изд. ”Академия”, 2005 г.

Л.П. Крившенко “Педагогика”, М., Издательство Проспект, 2005 г.

Л.Д. Столяренко “Основы психологии.  Практикум”, изд. ”Феникс”

Р.С. Немов  ”Психология. Психология образования”, М., Владос ИМПЭ им.А.С. Грибоедов, 2001 г.

Методы Активного обучения в формировании профессионального мастерства. Методическое пособие, С-Петербург.

В.А.Краснов “Коррекционная педагогика”, изд. СПИ.

А.С.Лында “Педагогика”, М., изд. Высшая школа.

Методика разработки педагогических игр. Методические рекомендации. Москва


Приложение №1

Обмер стопы

Обмер стопы начинают со снятия ее наружного и подсводного контуров.

По контуру стопы определяют длину стопы, ширину ее в пучках, переймах и пятке.

После снятия контуров переходят к измерениям стопы.

Измерительную ленту нужно накладывать при равномерном натяжении, не сдавливая ноги.

Вначале измеряют длину стопы, затем производят замеры обхватов стопы

  1. в пучках,
  2. прямом взъеме,
  3.  косом подъеме,
  4. Обхват в голени над лодыжками,
  5. обхватов в икре.

                           

Измерение обхвата в пучках производят вокруг стопы в самом широком месте. Обхват в прямом взъеме измеряют вокруг стопы через вершину продольного свода (середину геленочной части) и точку подъема. Обхват в косом подъеме измеряют наискось через выпуклость пятки и через точку сгиба голеностопного сустава. Обхват в икре измеряют в месте наибольшей выпуклости голени.  Все измерения переносят на тот же лист бумаги, на котором были сняты контуры стопы.

Приложение № 2                                                                

 Роли и блок-схема взаимодействия участников игрового занятия:

Директор производственного объединения

(преподаватель)

Мастерские

                               

Мастерская №1

«мастер обувщик»

Мастерская №1

«мастер обувщик»

Мастерская №1

«мастер обувщик»

Мастерская №1

«мастер обувщик»

Мастерская №1

«мастер обувщик»

                                                                 

заказчик

 

                             

Эксперт

Эксперт

Эксперт

Эксперт

Эксперт


Приложение №3

Критерии оценки работы мастерских.

№ п/п

Показатели

Баллы

1

Соблюдение технологической последовательности выполнения операции обмера стопы заказчика (работу мастера оценивает эксперт).

1-3

2

Точность произведенных замеров (работу оценивает эксперт).

1-5

3

Культура обслуживания заказчика (работу оценивает заказчик).

1-2

4

Итого

_____

Функции участников

Мастер – обувщик – принимает заказ у потребителя, производит обмер стопы заказчика и знакомит эксперта с полученными результатами.

Эксперт – следит за точностью выполнения приемов при обмере стопы заказчика.

После окончания выполнения работ мастером производит повторно обмер стопы для проверки точности измерений.

Потребитель – оценивает культуру обслуживания мастером.


       

Инструкции разыгрывания ролей участников игры.

Директор производственного объединения .

На первом этапе

Ознакомьте учащихся с проблемой и целью разыгрывания ролей «Обувщик по ремонту обуви».

Распределите участников на мастерские. Ознакомьте участников с графиком выполнения задания.

На втором этапе

По мере необходимости проводите консультации с участниками разыгрывания ролей.

На третьем этапе

Проведите анализ выполненных работ и подведение итогов игрового занятия.


Мастер  обувщик

На первом этапе

Знакомство с инструкциями по предложенной роли и технологическими картами.

На втором этапе

Примите заказ у потребителя и произведите обмер стопы заказчика.

На третьем этапе

 Ознакомьте эксперта с полученными результатами, участвуйте в анализе выполненных работ.


Эксперт

На первом этапе

Знакомство с инструкциями по предложенной роли и имеющимися технологическими картами.

На втором этапе

Следите за точностью выполнения приемов при обмере стопы заказчика мастером –обувщиком, а после выполненной работы мастера, произведите повторный обмер стопы для проверки точности предложенных мастером измерений.

На третьем этапе

Участвуйте в анализе выполненных работ.


Потребитель

На втором этапе

Следите за культурой обслуживания мастера при обмере стопы.

На третьем этапе

Дайте оценку культуре обслуживания клиентов при анализе результатов выполненной работы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы активного обучения на занятиях по иностранному языку в педагогическом колледже"

     Проблема использования методов активного обучения интересовала меня давно. Планируя учебно-познавательный процесс по иностранному языку, ни один раз возникал вопрос о ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТОВАРОВЕДЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

     По гипотезе, которую выдвинул известный русский ученый, директор Института проблем инвестирования, д.э.н. Евгений Федорович Сабуров, наступивший XXI век будет веком игры или...

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Каждый человек является частью общества, выполняет различные социальные роли, общается с другими людьми. Для решения различных повседневных задач каждому необходимы знания своих прав и обязаннос...

Учебный план профессии "Обувщик по ремонту обуви"

Учебный план  профессии "Обувщик по ремонту обуви"...

Методическая разработка урока с использованием интерактивных методов обучения в группе профподготовки по профессии «Оператор ЭВ и ВМ», учебная дисциплина: Программное обеспечение ЭВМ.

В данной работе показано применение инновационных педагогических технологий и приемов, интерактивных методов обучения при проведении современного занятия профессиональной подготовки специалистов по пр...

Использование методов интерактивного обучения студентов по профессии 29.01.05 Закройщик

Использование методов интерактивного обучения студентов по профессии 29.01.05 Закройщик...

методическая разработка мастер-класса "Использование техники активного слушания на уроках теоретического обучения"

Мастер-класс  разработан в связи с необходимостью обучения педагогических работников с приемами донесения преподаваемого материала  до обучающихся, в связи с чем имеет высокую актуальность....