Главные вкладки

    Статья "Методы активного обучения на занятиях по иностранному языку в педагогическом колледже"
    статья по теме

    Радченко Оксана Викторовна

     

           Проблема использования методов активного обучения интересовала меня давно. Планируя учебно-познавательный процесс по иностранному языку, ни один раз возникал вопрос о том, как сделать процесс обучения развивающим, проблемным, поисковым, как создать условия для творчества в обучении. Кроме того, в условиях профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка не вызывает сомнения то положение, что только студенты, обладающие творческой активностью, занимающие активную личностную позицию в учебно-познавательном процессе способны стать именно такими специалистами, в которых остро нуждается современная школа. Сформировать такие качества будущих учителей иностранного языка возможно в условиях использования методов активного обучения.

           Одним из наиболее важных элементов урока является опрос. Перед каждым учителем встает вопрос: «Как сделать его интересным, увлекательным, непринужденным?» Я предлагаю использовать нетрадиционную форму проведения опроса в форме игры, которая, на мой взгляд, является наиболее универсальной, сочетающей в себе элементы многих нестандартных форм.

            В соответствии с требованиями ГОС СПО учебный план по специальности «Иностранный язык» предусматривает изучение студентами такого курса как «Латинский язык и античная культура». Предлагаю вашему вниманию разработку занятия на тему «Латынь – основа современных языков», которое было проведено в форме игры.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методы активного обучения на занятиях по иностранному языку

    в педагогическом колледже

           

    О.В.Радченко, преподаватель английского языка Зерноградского педагогического колледжа

    По общему признанию, конец XX-го, начало XXI-го столетия – это период «глобальных инноваций» во всех сферах жизни, в том числе и в образовании. Перед современной школой сейчас остро стоит проблема повышения эффективности обучения, которая требует использования более совершенных организационных форм и методических приемов обучения, позволяющих сместить акцент с активной деятельности учителя на активную деятельность обучаемых. По мнению многих ученых именно методы активного обучения призваны помочь в этом.

    Проблема использования методов активного обучения интересовала меня давно. Планируя учебно-познавательный процесс по иностранному языку, ни один раз возникал вопрос о том, как сделать процесс обучения развивающим, проблемным, поисковым, как создать условия для творчества в обучении. Кроме того, в условиях профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка не вызывает сомнения то положение, что только студенты, обладающие творческой активностью, занимающие активную личностную позицию в учебно-познавательном процессе способны стать именно такими специалистами, в которых остро нуждается современная школа. Сформировать такие качества будущих учителей иностранного языка возможно в условиях использования методов активного обучения.

    Из всего многообразия МАО особый интерес у меня вызывает использование нестандартных форм уроков. Как показывает практика, нетрадиционный урок – это один из самых эффективных способов интенсификации процесса обучения. Ведь ни для кого не секрет, что однообразие традиционного урока постепенно притупляет внимание, вызывает скуку, мешает созданию на занятиях атмосферы сотрудничества. Тогда как нестандартный урок дает возможность учиться радостно и учить, радуясь.

    Нестандартный урок – это урок, обязательно включающий в себя что-то оригинальное, творческое, это особо организованная форма занятия, требующая напряжения эмоциональных и умственных сил. В качестве основополагающего принципа использования нестандартных занятий выделяют принцип проблемности. А это значит, что новые знания студенты получают не в готовых формулировках, а в результате собственной активной познавательной деятельности.

    Одним из наиболее важных элементов урока является опрос. Перед каждым учителем встает вопрос: «Как сделать его интересным, увлекательным, непринужденным?» Я предлагаю использовать нетрадиционную форму проведения опроса в форме игры, которая, на мой взгляд, является наиболее универсальной, сочетающей в себе элементы многих нестандартных форм.

    В соответствии с требованиями ГОС СПО учебный план по специальности «Иностранный язык» предусматривает изучение студентами такого курса как «Латинский язык и античная культура».

    Латынь изучается студентами, получающими данную специальность, как основа современных языков. Надо сказать, курс «Латинский язык и античная культура» довольно сложный, требующий от студентов напряжения умственных сил, способности к анализу знаний, применению их на практике, наличие желания расширить свой лингвистический кругозор. Обобщение знаний студентов по данному курсу, безусловно, является сложной задачей. Я решила провести завершающий урок по курсу в форме игры-викторины. Студенты получили задание повторить изученный материал, однако формулировка вопросов не была конкретизирована. Основной формой учебной деятельности на занятии являлась групповая работа, которая способствовала формированию отношений сотрудничества, межличностной и социальной компетентности, коммуникативной культуры студентов. Положительным фактором такого занятия являлся элемент соревнования, стимулирующий интерес студентов в ходе опроса, активизирующий мыслительные процессы, подталкивающий к творческому подходу в решении поставленных задач, в том числе проблемных.

    Предлагаю Вашему вниманию разработку данного занятия на тему «Латынь – основа современных языков», которое было проведено в форме игры.

                       Урок-игра «Латынь – основа современных языков»

    Цели:

    1. обобщение знаний по курсу посредством воспроизведения всего изученного материала;
    2. развитие памяти, речи студентов, умения выделять сходные явления в русском и английском языках;
    3. формирование отношений сотрудничества через организацию групповой работы студентов.

    Ход занятия:

    I. Организационный момент:

    вступительное слово преподавателя, сообщение темы, задач, правил игры.

    II. Основная часть занятия:

    I тур – блицтурнир по теме:

    «Возникновение и развитие латыни»

    Инструкция: командам задаются вопросы, ответ необходимо дать сразу, время на обсуждение не дается.

    Оценивается: умение правильно сформулировать ответ, быстрота реакции.

    Вопросы для первой команды:

    1. К какой ветви индоевропейской семьи языков принадлежит латинский язык?
    2. Какие языки, родственные латинскому, существовали в Древней Италии, но были им вытеснены?
    3. К какому периоду относятся первые контакты римлян, а, следовательно, и латинского языка с населением Британии?
    4. В чем наиболее наглядно прослеживается общность романских языков?
    5. Как иначе называется период классической латыни?
    6. Какими именами знаменита ораторская и историческая проза классического периода?
    7. До какого века латынь оставалась языком дипломатии и международным языком науки?

    Вопросы для второй команды:

    1. Какие наиболее древние памятники периода архаической латыни вы знаете?
    2. В течение какого периода в Риме правили этрусские цари?
    3. Кто из римлян совершил первый поход на Британские острова?
    4. Какую область населяли римляне в нижнем течение реки Тибр?
    5. Как называлось одно из племен древней Италии, говорившее на латинском языке?
    6. Кто перевел Одиссею Гомера на латинский язык?
    7. Сколько этапов прошла латынь в своем историческом развитии? Какие?

    Вопросы для третьей команды:

    1. Какие первые христианские произведения на латинском языке вы знаете?
    2. Когда появились эти произведения?
    3. Как проходила романизация завоеванных территорий?
    4. Что является наиболее древними следами латинского языка в Британии?
    5. Как называется первый документ в истории русско-китайских отношений составленный на латыни?
    6. Какие языки принадлежат к романским языкам?
    7. Представители какого течения писали свои произведения на латыни в эпоху Возрождения?

    II тур – Теоретический ринг

    Инструкция: команды поочередно отвечают на вопросы из разных разделов курса. Время обсуждения ответа – 30 секунд.

    Оценивается: умение грамотно сформулировать ответ, найти сходные явления в современных языках, привести примеры. Команды могут дополнить ответ соперников.

    1. Раздел «Фонетика латинского языка»

    1. Сколько гласных фонем в классической латыни?
    2. Сколько дифтонгов в классической латыни, какие из них монофтонгизировались в I в. н.э.?
    3. В каких позициях в слове «С» читается как [K] и [ts]?
    4. Как читается сочетание «ti» после звуков [s], [t], [ks]?
    5. Какой слог называют закрытым/открытым?
    6. В какой позиции в слове «s» читается как [z]?
    7. Чем характеризуется ударение в латинском языке?
    8. Куда падает ударение в многосложных латинских словах? А в английских словах?
    9. Какую функцию выполняют количественные противопоставления в системе латинских гласных? В английском языке?

    II. Раздел «Система латинского спряжения»

    1. Какие времена входят в группу времен несовершенного вида (систему инфекта)?
    2. Какие времена входят в группу времен совершенного вида (систему перфекта)?
    3. Из скольких форм состоит словарная запись любого латинского глагола?
    4. Сколько типов спряжения глаголов в латинском языке, на какие гласные оканчиваются основы инфекта каждого спряжения?
    5. Что такое супин?
    6. Что является признаком личной формы глагола?

    III. Раздел «Система латинского склонения»

    1. Сколько и какие падежи представлены в системе латинского склонения?
    2. К чему сводится распределение имен по типам склонения?
    3. На какие группы делятся прилагательные III гласного склонения?
    4. Какие существительные принадлежат к V склонению, что для них характерно?
    5. Какими способами латинские прилагательные образуют степени сравнения?
    6. Какие прилагательные образуют степени сравнения описательным способом?

    IV. Раздел «Синтаксис»

    1. Как можно охарактеризовать порядок слов в латинском предложении?
    2. Какое место занимает прямое или косвенное дополнение в латинском предложении?
    3. Обязательно ли использовать личные местоимения и глагол –esse- при построении латинского предложения? В английском языке?

    III тур – Практический поединок

    Инструкция: командам предлагается в течение 5 минут выполнить практическое задание.

    Оценивается: умение применять теоретические знания на практике, решать поставленные дидактические задачи через сотрудничество.

    1. Расставить знаки ударения, прочитать слова: beata, natura, monstrare, scientia, superant, defendant, humanus, disciplina, discipulus, insula, capiunt, amicus, epistula, dominus.

    1. Определить по форме инфинитива, к какому типу спряжения принадлежат глаголы, определить основу, форму 1 л., ед. числа настоящего времени.

    amare, senture, audire, errare, tenere, clamare, finire, condere, legere, credere, movere, debere, parare.

    1. Образовать сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательных.

    Longus, a, um

    celer, eris, ere

    humilis, e

    brevis, e

    bonus, a, um

    liber, era, erum

    necessarius, a, um

    magnus, a, um

    similes, e

    IV тур «Ты – мне, я – тебе» (творческий)

    Инструкция: команды обмениваются кроссвордами, в течение 5 мин. разгадывают их.

    Оценивается: умение быстро найти правильный ответ, работать в коллективе, совместно решать поставленную задачу.

    III. Подведение итогов

    Команды подсчитывают полученные жетоны, каждый студент заносит свой результат в «карту успешности». Ведущий награждает грамотами участников.

                                                               Список литературы

    1. Белогрудова Б.П. Активные формы проведения занятий по методике преподавания иностранных языков. Ростов н/Д; АНИОН, 1996.

    1. Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг – предпосылка развития общения учителя с учениками// Психологические и педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. Москва. 1980.

    1. Кацман Н.Л., Покровская З.А. Латинский язык. Учебник для ВУЗов, 4-е изд., перераб. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996, 432 стр.

    1. Кацман Н.Л., Ульянова И.Л. Латинский язык. Учебник для лицеев и гимназий. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996, 456 стр.  

                    Статья подготовлена для публикации в журнале «Специалист»

                                                                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого занятия по дисциплине «Ритмика» ( студентов педагогического колледжа специальности «Дошкольное образование» - 2 курс)

    «Творчеству можно учить, но это учение особое, оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям» -  И. Я. Лернер . Профессия педагога даёт широкий спектр возможностей для творчества, сл...

    Использование компьютерных технологий в обучении английскому языку студентов педагогического колледжа

    Актуальность проблемы исследования заключается в том, что с развитием общества меняется содержание обучения иностранным языкам, увеличивается объем изучаемого материала, поэтому использование компьюте...

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ...

    Кейс-технология как средство реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку студентов педагогического колледжа

    В статье раскрыто содержание понятия "кейс-технология", рассматривается технология создания кейсов на занятиях иностранного языка....

    ЭКЗАМЕН Ф ФОРМЕ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

    Студенты отделения специальности «Преподавания в начальных классах» и «Педагог дополнительного образования» защищали проектные работы по темам профессиональной направленности....

    РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

    В статье рассматриваются различные способы реализации интерактивных форм обучения в преподавании иностранного языка. Описаны интерактивные технологии, применяемые на занятиях по иностранному языку. Кл...