К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
статья

С.В. Фомина

         Настоящее время характеризуется изменениями в социально-политической, экономической структуре общества, в сознании людей.Потребность  в специалистах, владеющих иностранным языком, особенно возросла в настоящее время в связи с развитием международных контактов, освоением новых технологий и интенсификацией профессиональной деятельности в тесном контакте с зарубежными специалистами.

       Иностранный язык является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного специалиста. Задачи обучения иностранному языку определяются в первую очередь коммуникативными и познавательными потребностями специалистов медицинского профиля.

         В качестве актуальной  выступает задача обучения иностранному языку как средству общения, решение которой предполагает наличие у студентов комплекса иноязычных знаний, речевых и коммуникативных умений, что и является основой иноязычного когнитивного потенциала. В связи с этим важную роль играет принцип коммуникативности и принцип интегративности профессиональных и иноязычных знаний в обучении. Владение иностранным языком как средством общения требует умения ориентироваться в определенной ситуации, находить эффективные пути и средства возникающих задач, анализировать  результаты своей учебно-коммуникативной деятельности.

         Иностранный язык и иноязычные знания следует рассматривать  и как особый вид человеческой деятельности. Это предполагает наличие у студентов умений управлять своими знаниями. Особое внимание следует уделять развитию абстрактного мышления студентов, умения соотносить когнитивный потенциал с реальными запросами общества

         Иностранный язык, иноязычные знания составляют основу иноязычного когнитивного потенциала, а он, в свою очередь, иноязычной компетенции, которая способствует развитию речемыслительной деятельности, что определяет умение студента пользоваться знаниями и применить их на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

                                                                                    Фомина С.В., преподаватель 

                                                                ГБПОУ «СМК им.Н.Ляпиной», г.Самара

         Настоящее время характеризуется изменениями в социально-политической, экономической структуре общества, в сознании людей. Потреб-

ность в специалистах, владеющих иностранным языком, особенно возросла в настоящее время в связи с развитием международных контактов, освоением новых технологий и интенсификацией профессиональной деятельности в тесном контакте с зарубежными специалистами.

         Иностранный язык является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного специалиста. Задачи обучения иностранному языку определяются в первую очередь коммуникативными и познавательными потребностями специалистов медицинского профиля.

         В качестве актуальной  выступает задача обучения иностранному языку как средству общения, решение которой предполагает наличие у студентов комплекса иноязычных знаний, речевых и коммуникативных умений, что и является основой иноязычного когнитивного потенциала. В связи с этим важную роль играет принцип коммуникативности и принцип интегративности профессиональных и иноязычных знаний в обучении. Владение иностранным языком как средством общения требует умения ориентироваться в определенной ситуации, находить эффективные пути и средства возникающих задач, анализировать  результаты своей учебно-коммуникативной деятельности.

         Иностранный язык и иноязычные знания следует рассматривать  и как особый вид человеческой деятельности. Это предполагает наличие у студентов умений управлять своими знаниями. Особое внимание следует уделять развитию абстрактного мышления студентов, умения соотносить когнитивный потенциал с реальными запросами общества

         Иностранный язык, иноязычные знания составляют основу иноязычного когнитивного потенциала, а он, в свою очередь, иноязычной компетенции, которая способствует развитию речемыслительной деятельности, что определяет умение студента пользоваться знаниями и применить их на практике.

         Предметом познавательной деятельности студентов должны стать типичные ситуации, возникающие в общении в англоязычном социуме. Профессиональная коммуникация предполагает такие речевые действия, как презентация материала, письменный и устный обмен информацией, выражения мнения, обсуждения и т. д. Для успешного профессионального взаимодействия необходимо сочетать языковую компетенцию и профессиональные знания.

         Следует отметить, что интенсификация процесса обучения опирается на ценностное отношение студента к изучению иностранного языка, которое имеет место с осознанием важности владения английским языком как средством международного общения. Особую роль играет актуализация внутренних побуждений личности в процессе обучения: мотивов, потребностей, ценностных ориентаций, стремлений, притязаний. Результатом интенсивности иноязычного материала является  познавательная самостоятельность студентов в использовании языка,  приемов поиска и обработки информации. В процессе подготовки  профессиональная обусловленность позволяет студентам проявлять  компетентность: как в языке, так и в специальности, усиливая тем самым их интерес  к изучению иностранного языка и приближая его к реальным условиям использования.

         Поскольку обучающимся необходимо усвоить достаточно значительный объем информации, то важно эффективно организовать учебный процесс. В этой связи возможен  прием картирования, то есть построения разных типов карт. Они позволяют систематизировать информацию, выделять ключевые данные, располагать информацию так, чтобы ее было легко запоминать и использовать. Например, словарные карты способствуют индивидуальному отбору  активного словаря по изучаемой тематике; ментальные карты позволяют развивать тему и выделять в ней главные и второстепенные идеи; когнитивные карты - отталкиваться от текста или наоборот, собирать  информацию из разных текстовых и информационных источников. Использование приема картирования позволяет развивать  ряд умений работы с текстами и другими источниками информации, которые используют в устной или письменной коммуникации, сохранить время. Таким образом, прием картирования позволяет не только приблизить процесс обучения  к практике реального общения, но и достичь  владения языком профессиональной коммуникации.

         В соответствии с профессионально ориентированным обучением и коммуникативной направленностью обучения иностранному языку в иноязычную подготовку студентов медицинского колледжа интегрированы знания базовой лексики, грамматики и фонетики изучаемого языка, профессионально значимой иноязычной лексики, теоретические и практические умения межкультурной коммуникации и знания, формирующие эмоционально-ценностное отношение студентов к иностранному языку как средству общения. Появляется возможность самореализации и самоидентификации личности студента. Меняется мышление, нравственная  сфера сознания.

                                      Список использованной литературы

1. Верещагин Е.М. Язык и культура/Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров М:Дрофа, 2013 –  320 с.

2. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация С.Г. Тер-Минасова – М: Слово, 2007. – 234 с.

3. Вендина, Т. И. Словообразование и «сокрытые смыслы» языка культуры //Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2001. №2 – С. 14 – 32.

4. Лейчик, В.М. Отношения между культурой и языком: общие функции//Вестник МГУ сер.19 Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2007- №2- 17-30 с.

5. Павловская, А. В. Национальный характер в условиях глобализации: перспективы изучения // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2004 - № 1. - С. 108 – 118.

 6. Лущинская, О.В. Идентификация и актуализация категорий при обучении профессиональному дискурсу // Вестник БГУ. Сер. Е Дискурсный подход в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе, 2013 – №8 – С.101 – 111.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс-технология как средство реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку студентов педагогического колледжа

В статье раскрыто содержание понятия "кейс-технология", рассматривается технология создания кейсов на занятиях иностранного языка....

Инновационные технологии в курсе обучения иностранному языку в медицинском ВУЗе.

Современная тенденция мирового развития способствует модернизации общества во всех областях, и образование не является исключением. В связи с этим складывается тенденция к усилению роли иностранного я...

Презентация. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания студентов медицинского колледжа

В презентации представлены: основные факторы, участвующие в формировании личсности современных студентов, основные причины, способствующие затруднениям в обучении студентов, подходы к решению проблемы...

Сборники, содержащие мои статьи по вопросам обучения иностранным языкам

Сборники, содержащие мои статьи по вопросам обучения иностранным языкам...

Интерактивные методы обучения иностранному языку в медицинском колледже

Данное выступление представляет собой обобщение практического опыта применения интерактивных метов обучения иностранному языку  будущих медработников.В 7 главе Федерального государственного образ...