методическая разработка мастер-класса "Использование техники активного слушания на уроках теоретического обучения"
методическая разработка

Зилотов Александр Юрьевич

Мастер-класс  разработан в связи с необходимостью обучения педагогических работников с приемами донесения преподаваемого материала  до обучающихся, в связи с чем имеет высокую актуальность.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_master_klass_zilotov_24.docx311.05 КБ

Предварительный просмотр:

Орел-УИС(ч-б)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №79

(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №79)

ФИЛИАЛ № 6

                                

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 мастер-класса

ТЕМА: «Использование на уроках теоретического обучения техники активного слушания»

Разработал: Зилотов Александр Юрьевич, преподаватель

г. Новомосковск. 2024 г.

Тема мастер-класса:  «Использование на уроках теоретического обучения техники активного слушания».

Задачи мастер-класса:

Ознакомление с форматами слушания и приемами донесения информации до обучающихся на уроках.

Оснащение мастер-класса:

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Демонстрационный материал (презентация),

План мастер-класса:

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение
  4. Список использованных источников

  1. ВВЕДЕНИЕ

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Тема моего сегодняшнего выступления «Использование на уроках теоретического обучения техники активного слушания».

В своё время автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное общение не возможно. Я постараюсь сегодня сделать вас «активными слушателями» и это поможет в формировании наших с вами доверительных отношений.

Слайд №1.

Очень неприятная ситуация, с которой я сталкивался раньше на уроках – это то, что не все обучающиеся воспринимают подаваемый им учебный материал. Человек на уроке присутствует, но витает где-то «в облаках» - не слушает преподавателя, а погружен в свои мысли. Я обратил внимание на это и решил изучить вопрос – как можно научить человека слушать и принимать информацию во время урока и не только. В рамках работы по самообразованию я изучил этот вопрос. Об этом я сегодня вам расскажу.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Слайд №2.

Человеку не случайно даны два уха. Знакома вам фраза «Услышь меня»? Чтобы услышать, человек должен заплатить вниманием. Именно «заплатить», т. е. отдать одно в обмен на что-либо другое. Слушая, он «отдаёт» своё внимание, свою заинтересованность и усилия с тем, чтобы получить взамен информацию, понимание, а возможно, и комфорт или развлечение. Слушание – тяжелый труд, вот почему человек и не может слушать долго.

Слайд №3.

Для чего обучающемуся  необходимо слушать преподавателя на уроке?

Это необходимо чтобы:

- получить информацию;

- понять информацию;

- для обучения.

Опытнейшие педагоги выходят на урок лишь с парой-тройкой заготовленных шуток, но «держат» аудиторию все время урока — импровизируя, вступая в диалоги с обучающимися.

Как им это удаётся? У них есть свои хитрости, которыми они пользуются. А какие приёмы может использовать преподаватель, чтобы обучающиеся его не только слушали, но и слышали?

Давайте научим своих обучающихся слушать.

Слайд №4.

Итак, слушание – это процесс установления незримых связей между говорящими, в ходе которого рождается единодушие и понимание, а результат общения максимально продуктивен.

Вопрос зрителям: Как вы думаете, сколько процентов информации от услышанного в среднем запоминает человек?

Слайд №5

Целый ряд исследований показывает, что в среднем человек запоминает только 25–50% услышанного (а согласно так называемому «конусу опыта» Эдгара Дейла (известный американский педагог, профессор), и того меньше: 10%), а это означает, что, когда вы преподаете своим обучающимся в течение 45 минут, они воспринимают менее чем  половину материала.

Форматы слушания.

Слайд №6.

Слушание имеет два формата–активный и пассивный.

В пассивном трудно осознать, насколько человек вникает в вашу речь. Поскольку внешне он никак не реагирует на «выгружаемую» информацию – ни жестами, ни мимикой. Возникает чувство, что собеседник смотрит вам в лицо, но его мысли далеко. Полнейшее отсутствие контакта в диалоге.

Поэтому, я заставляю обучающихся применять активное слушание. Активное слушание — это способ завоевать внимание аудитории. Хорошо налаженная коммуникация полезна обеим сторонам. Покажи человеку — «я твой друг, я тебя слышу, я тебя понимаю», и он ответит тем же. Вас услышат, если вы будете слышать других. Помимо этого, приемы АС, такие как:  

-пауза (время обдумать услышанное);

-уточнение (просьба уточнить или разъяснить что-то из сказанного);

 -пересказ (пересказ даёт собеседнику обратную связь, даёт возможность понять, как его слова звучат со стороны. В результате, собеседник либо получает подтверждение того, что он был понят, либо получает возможность скорректировать свои слова);

- развитие мысли (попытка слушателя подхватить и продвинуть далее ход основной мысли собеседника);

- сообщение о восприятии (слушатель сообщает собеседнику своё впечатление от собеседника, сформировавшееся в ходе общения.  Например,  «Эта тема очень важна для вас»);

- замечания о ходе беседы, помогут подтолкнуть его к нужным ответам, а также повернуть беседу в правильное русло.

Поэтому наиболее эффективным в практике педагога является формат активного слушания или хотя бы элементы данного формата, которые я использую  во время объяснения нового материала.

Активное слушание

Существует теория четырех стилей активного слушания.

  1. Ориентированный на людей.

Когда вам интересен человек, слушать его не составляет труда. Он это чувствует и с удовольствием продолжает свой рассказ.

2.Ориентированный на содержание.

Вы можете ориентироваться на то, что было сказано, а не на самого человека. Стремитесь сосредоточиться на информации, разбираться в деталях.

3. Ориентированный на действие.

Обращайте внимание на то, к чему призывает диалог: на советы и следующие действия.

  1. Ориентированный на время.

Заранее определите, сколько времени можете выделить на беседу. Часто нам тяжело слушать, если непонятно, насколько затянется диалог. Мы нервничаем и получаем стресс вместо продуктивного общения. Если у вас будет доступно 30-40 минут — это позволит вести беседу неспешно, если 1-2 минуты, тогда придется говорить лишь по делу.

Я применяю эту теорию четырёх стилей в своей практике педагога. Но сегодня остановлюсь только на двух из-за дефицита времени. Разберём теорию ориентации на людей и теорию ориентации на содержание.

Итак, ОРИЕНТАЦИЯ НА ЛЮДЕЙ.

Приёмы.

Слайд №7

Приём первый – общение на языке аудитории.

Наблюдайте, исследуйте, советуйтесь со штатными психологами, чтобы определить, какой у аудитории, где вы преподаёте, канал восприятия информации и старайтесь на их языке говорить:

-визуалы – «посмотрите сюда», «представьте себе», «а вот следующий слайд»,

-аудиалы (их становится всё меньше) – игра голоса – замедляться, паузы, музыка,

-кинестетики – раздаточный материал, модели объектов – вот так это будет выглядеть, кому дать потрогать, кому дать посмотреть.

Слайд №8

Приём второй - обратная связь.

Как бы кратко, однозначно и прямо вы не изъяснялись, всегда есть вероятность, что вас не слушают. Поэтому нужно проверять, доходят ли ваши слова до адресата. Кстати, вы еще здесь? Понимаете, о чем я?

• в знак согласия показываем пальцы, соединенные в кольцо “okаy”;

• хвалим и одобряем, поднимая большой палец вверх.

Техника повторения - вообще творит чудеса.

Слайд №9

Приём третий - фокус внимания.

Давайте два собеседника сядут спиной друг к другу. Пусть один из пары задает вопрос другому о том, например, о чем он думал по дороге домой. Нужно задавать вопросы и выслушивать ответы, не поворачиваясь друг к другу.

 Как вы думаете, удобно ли им было беседовать?

Теперь поменяем ситуацию. Повернем стулья, и собеседники окажутся лицом друг к другу. Тот, кто отвечал, теперь задает вопросы, например, как он собирается провести сегодняшний вечер. Как важно для говорящего, чтобы его не только слушали, но и слышали. Выражайте свое внимание к обучающимся и обращайте внимание на то, чтобы и они показывали своё внимание к вам.

Пример из жизни. Во время перерыва в занятиях, я работал на компьютере с документацией. Один из обучающихся вернулся с перерыва и стоя возле меня начал рассказывать о том, как он сходил на длительное свидание с женой и ребенком. Ему просто хотелось поделится своими позитивными эмоциями от встречи. При этом я отвечал ему, поддерживал диалог, показывал ему свое внимание и понимание, общаясь с ним в неформальной обстановке. На следующем уроке этот обучающийся был самым активным и внимательным слушателем.

Смотрите на собеседника. Если человек не скрещивает конечности, его ладони открыты – он готов к сотрудничеству. Старайтесь удерживать максимальный фокус внимания на аудиторию.

Используйте свой собственный язык тела и жесты, чтобы показать, что вы вовлечены. Язык тела самый правдивый. Кивайте время от времени, когда слушаете ответы учеников, улыбайтесь, убедитесь, что ваша поза открыта, и поощряйте выступающего продолжать с помощью небольших словесных комментариев вроде «да» и «согласен».

Слайд №10

Контролируем свою жестикуляцию. Оптимально воспринимается жестикуляция в среднем поясе – от плеч до таза (до низа живота). Не жестикулировать внизу в области карманов – выглядите неуверенно, тревожно.

Верхний пояс жестикуляции – машем вверху руками – это образ Ленина на сцене, позиция рук сверху – не лучший вариант. Не забывай о руках.

«Во время речи держите руки перед собой, не давай им просто свисать по швам», – Мэтт Моралес. Представьте, что вы держите в каждой руке по стакану с напитком, и если опустишь их, то всё прольёшь. Вряд ли это тут же гарантированно сделает вашу презентацию лучше, но со временем привыкаете и вы, и обучающиеся.

Перемещайтесь по классу – классика!!! Перемещайтесь по классу, иначе статика усыпляет внимание людей, будете терять внимание. Кстати, вы еще здесь? Понимаете, о чем я?

А теперь, ОРИЕНТАЦИЯ НА СОДЕРЖАНИЕ.

Приём первый – ассоциации.

Вербальные инструменты – те слова, которыми мы пользуемся. Каждое слово рождает в голове какой-то образ.

Слайд №11

Скажу вам – коллеги, представьте себе белого кролика. Что вы сейчас себе представили? Вот это? Верно?

А теперь представьте себе свой отпуск. Какие ассоциации у вас? Назовите.

Слайд №12

Приём второй - краткость.

Говорите кратко и просто! Чем дольше и сложнее вы что-то объясняете, тем быстрее отключается внимание собеседника. Пытайтесь выразить основную мысль, не вдаваясь в подробности. Когда вы увидите, что вас поняли, можно обсудить детали.

Слайд №13.

Приём третий - формат историй.

Как показывает практика, люди лучше запоминают информацию, если преподнести её в виде истории.

Факты, числа, статистика быстро забудутся, хорошая история – никогда. Если нужно привлечь внимание или зацепить аудиторию – рассказывайте. Можно истории из своего опыта, историю про вашего товарища, или просто расскажите анекдот.

Слайд №14

И, наконец, приём четвёртый - ИЗБЕГАЙТЕ ЗАУРЯДНОСТИ – это когда аудитория может угадать, что вы скажете дальше.

Заурядность – на вопрос: как дела? Нормально? и в ответ ты слышишь нормально. Ответить оригинально – «дела просто отлично», «да лучше всех». Сказать не добрый день, а «День добрый». Не будьте заурядны и вас запомнят.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведём итог.

Опираясь на теорию стилей активного слушания, при стиле ориентация на людей педагогу помогут следующие приёмы: общение на языке аудитории, обратная связь и фокус внимания. При использовании стиля ориентация на содержание эффективны приёмы: ассоциации, краткость, формат историй и незаурядность. На самом деле приёмов значительно больше, многие из них вам хорошо знакомы, надо только не бояться пробовать и использовать их в своей практике. Я, использую на уроках теоретического обучения технику активного слушания. Это придает мне уверенность, удовлетворение и творческое вдохновение.

Слайд№15

        Спасибо за внимание.

4. СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

https://academy-of-capital.ru/blog/7-tekhnik-aktivnogo-slushaniya/

https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2018/04/04/6-sovetov-tem-kto-xochet-nauchitsya-slushat-i-slyshat/

https://theoryandpractice.ru/posts/19066-slushat-aktivno-ponimaem-chto-govorit-sobesednik

https://pritchi.ru/id_63996444

https://4brain.ru/blog/как-прокачать-навыки-слушателя/

https://infourok.ru/trening-dlya-podrostkov-umenie-slushat-4060815.html

https://4brain.ru/blog/как-стать-активным-слушателем/

https://bogdanovaolga.3dn.ru/publ/metodicheskaja_kopilka/treningovye_zanjatija_dlja_pedagogov/seminar_trening_ispolzovanie_tekhnik_aktivnogo_slushanija/27-1-0-86


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока теоретического обучения "Организация обслуживания в организациях общественного питания"

Контрольно-проверочный урок проводится в виде конкурса, в котором обучающиеся, распределенные на малые группы, выполняют роли директоров, администраторов, старших официантов, официантов ресторана. Обу...

Методическая разработка на тему" Использование инновационных технологий на уроках производственного обучения"

В работе предоставлен  материал использование различных способов и требований к уроку производственного обучения, на примере русской и национальной кухни....

Методическая разработка открытого урока теоретического обучения .Урок-конкурс по профессии «штукатур»

Настоящая методическая разработка открытого урока теоретического обучения  по программе  «Технология штукатурных работ »,  составлена для мастеров производственного обучения...

Методическая разработка урока теоретического обучения.Тема программы. Тема 1.2.Моделирование и композиция причесок 2. Тема урока. Компоненты: форма и силуэт

Пояснительная записка к уроку по теме «Компоненты композиции: форма и силуэт» . Данная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении темы «Компо...

презентация к мастер-классу "Использование на уроках теоретического обучения техники активного слушания"

Этот мастер-класс  имеет высокую актуальность в сложившихся экономических и политических условиях и имеет важное значение для повышения качества обучения и нормализации дальнейшего учебного проце...