ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
статья на тему

Попова Райхан Тафиковна

 

Каждый человек является частью общества, выполняет различные социальные роли, общается с другими людьми. Для решения различных повседневных задач каждому необходимы знания своих прав и обязанностей, умение контролировать свои доходы и расходы и т. д. — все это нужно современному человеку независимо от его положения в обществе, мировоззрения, профессии. Разбираться в сложных процессах и явлениях современной жизни, быть гражда­нином своей страны может помочь обществознание — наука, которая изучает развитие человеческого общества и место в нем человека.

Обществознание — это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет, оно включает в себя основы таких общественных наук, как философия, социология, правоведение, политология, экономика и т. д. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно взаимосвязанные дисциплины, составляющие единое целое, поэтому изучение обществознания не только обеспечивает приобретение конкретных знаний, но и способствует пониманию студентами взаимосвязей различных аспектов социальной жизни, оно формирует целостное представление об обществе, акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

Изучение обществознания особенно значимо в подростковом возрасте — на исключительно важном этапе социализации и развития личности, поэтому обучению данному предмету в средних специальных учреждениях уделяется большое внимание.

Целями обучения обществознания являются активное содействие:

·        воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

·        формированию у студентов умений получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;

·        освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

·        формированию у студентов опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отно­шений, включая отношения между людьми различных нацио­нальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере;

·        становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;

·        углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;       

·        формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;

·        повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности.

В связи с реформами в образовании в нашей стране предполагается переход от знаниевой парадигмы к компетентностной. В компетентностной парадигме образование ставит своей целью формирование у обучающихся набора компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющемся современном обществе.

Компетентностный подход — это подход, который ориентирован на развитие у студентов умения действовать в различных проблемных ситуациях, а не приобретение ими суммы усвоенной информации.

Реализации такого подхода способствуют активные методы обучения, такие как проектные методы, исследовательская деятельность, практикумы, работа в команде, мозговой штурм, методы конкретной ситуации, деловые игры, конференции, семинары.

Целью активного обучения является создание педагогом условий, в которых студент сам будет приобретать, применять и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.

Применение различных активных методов обучения позволяет поэтапно формировать такие общие компетенции, как:

·        работа в коллективе;

·        нравственность;

·        активная гражданская позиция;

·        целеустремленность;

·        умение критически мыслить;

·        самосовершенствование;

·        адаптируемость;

·        умение принимать самостоятельные решения;

·        инициативность и творчество;

·        мобильность;

·        ценностные ориентации;

·        планирование и организация своего времени;

·        дисциплинированность и др.

Для формирования у студентов этих компетенций на занятиях применяются деловые игры, где создаются различные проблемные ситуации из профессиональной деятельности, из общественной деятельности, из семейной жизни и т. д. Деловые игры помогают решать практические задачи, связанные с умением сотрудничать и работать в группах, формировать деловые качества. Деловые игры на моем уроке проводятся с целью систематизации и обобщения знаний по пройденной теме как закрепляющий урок.

Чтобы игра не протекала беспорядочно, была управляемой, необходимо соблюдать структуру деловой игры:

1.     Формирование групп.

2.     Моделирование реальной ситуации.

3.     Работа в группах.

4.     Подготовка к публичному выступлению.

5.     Выступления групп.

6.     Подведение итогов.

 

В качестве примера хочу привести игру под названием «Выборы депутатов в муниципальное образование «Цель игры — расширение и закрепление знаний студентов о политической системе РФ, избирательных правах жителей муниципального образования.

Заранее формируются три группы по желанию студентов, выбираются лидеры групп, и каждой группе дается задание. Оговаривается время подготовки и выступления. Две группы состоят из пяти человек, они будут готовить своего кандидата на должность главы района, все остальные (третья группа) будут избирателями. Двум группам из пяти человек дается задание подготовить своего кандидата на выборы главы района, группа избирателей должна подготовить вопросы кандидату и после выступления каждой команды голосует за одного из них, а также готовит избирательные бюллетени и список избирателей.

Оформление кабинета: тематические плакаты, агитационные листы, флаг, герб РФ, импровизированная урна для голосования, презентация на тему. Участники игры для выступления также могут использовать свою подготовленную презентацию.

Игра начинается с разминки, в ходе которой задаются различные вопросы по избирательному праву, избирательному процессу, по местному самоуправлению и т. д. За каждый правильный ответ участники получают баллы.

На следующем этапе доверенные лица представляют своих кандидатов, после них выступает сам кандидат, который рассказывает о своей предвыборной программе.

Во время выступления кандидатов избиратели задают свои во­просы. После выступлений председатель избирательной комиссии объявляет об открытии избирательного участка, каждый избиратель заполняет свою бюллетень и бросает в урну для голосования, победитель избирается большинством голосов. Победители и самые активные участники награждаются призами, по итогам игры выставляются оценки каждому участнику.

На заключительном этапе игры проводится рефлексия — каждый студент высказывает свое мнение о том, какие эмоции он испытывал при выполнении определенной роли. Мнения у всех очень разные: некоторые уже были на выборах и имели о них определенное представление, а некоторые получили свой первичный опыт выборов.

Преимущество деловых игр состоит в том, что, взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. В результате создается конфликтная ситуация, которая сопровождается естественной эмоциональной напряженностью, что создает повышенный интерес к ходу игры. Участники могут показать не только профессиональные знания и умения, но и общую эрудированность, такие черты характера, как решительность, оперативность, коммуникативность, активность, от которых нередко зависит исход игры.

Игра направлена на развитие у студентов умений анализировать конкретные практические ситуации и принимать решения, в ходе игры развивается творческое мышление, способность поставить проблему, оценить ситуацию и свои профессиональные умения, самостоятельно искать и применять информацию.

Таким образом, деловая игра позволяет одновременно формировать и развивать у студентов общие компетенции специалиста: интеллект, способность концентрировать и распределять внимание, память, активную позицию исполнителя, высокую мотивацию достижения, организаторские способности, ориентацию на результат, упорство.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_kak_metod_aktivnogo_obucheniya.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Р.А.Попова преподаватель

Общественных и юридических дисциплин

Брюховецкого аграрного колледжа

Краснодарского края

Каждый человек является частью общества, выполняет различные социальные роли, общается с другими людьми. Для решения различных повседневных задач каждому необходимы знания своих прав и обязанностей, умение контролировать свои доходы и расходы и т. д. — все это нужно современному человеку независимо от его положения в обществе, мировоззрения, профессии. Разбираться в сложных процессах и явлениях современной жизни, быть гражданином своей страны может помочь обществознание — наука, которая изучает развитие человеческого общества и место в нем человека.

Обществознание — это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет, оно включает в себя основы таких общественных наук, как философия, социология, правоведение, политология, экономика и т. д. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно взаимосвязанные дисциплины, составляющие единое целое, поэтому изучение обществознания не только обеспечивает приобретение конкретных знаний, но и способствует пониманию студентами взаимосвязей различных аспектов социальной жизни, оно формирует целостное представление об обществе, акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

Изучение обществознания особенно значимо в подростковом возрасте — на исключительно важном этапе социализации и развития личности, поэтому обучению данному предмету в средних специальных учреждениях уделяется большое внимание.

Целями обучения обществознания являются активное содействие:

  • воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • формированию у студентов умений получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
  • освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
  • формированию у студентов опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере;
  • становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
  • углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;        
  • формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
  • повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности.

В связи с реформами в образовании в нашей стране предполагается переход от знаниевой парадигмы к компетентностной. В компетентностной парадигме образование ставит своей целью формирование у обучающихся набора компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющемся современном обществе.

Компетентностный подход — это подход, который ориентирован на развитие у студентов умения действовать в различных проблемных ситуациях, а не приобретение ими суммы усвоенной информации.

Реализации такого подхода способствуют активные методы обучения, такие как проектные методы, исследовательская деятельность, практикумы, работа в команде, мозговой штурм, методы конкретной ситуации, деловые игры, конференции, семинары.

Целью активного обучения является создание педагогом условий, в которых студент сам будет приобретать, применять и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.

Применение различных активных методов обучения позволяет поэтапно формировать такие общие компетенции, как:

  • работа в коллективе;
  • нравственность;
  • активная гражданская позиция;
  • целеустремленность;
  • умение критически мыслить;
  • самосовершенствование;
  • адаптируемость;
  • умение принимать самостоятельные решения;
  • инициативность и творчество;
  • мобильность;
  • ценностные ориентации;
  • планирование и организация своего времени;
  • дисциплинированность и др.

Для формирования у студентов этих компетенций на занятиях применяются деловые игры, где создаются различные проблемные ситуации из профессиональной деятельности, из общественной деятельности, из семейной жизни и т. д. Деловые игры помогают решать практические задачи, связанные с умением сотрудничать и работать в группах, формировать деловые качества. Деловые игры на моем уроке проводятся с целью систематизации и обобщения знаний по пройденной теме как закрепляющий урок.

Чтобы игра не протекала беспорядочно, была управляемой, необходимо соблюдать структуру деловой игры:

  1. Формирование групп.
  2. Моделирование реальной ситуации.
  3. Работа в группах.
  4. Подготовка к публичному выступлению.
  5. Выступления групп.
  6. Подведение итогов.

В качестве примера хочу привести игру под названием «Выборы депутатов в муниципальное образование «Цель игры — расширение и закрепление знаний студентов о политической системе РФ, избирательных правах жителей муниципального образования.

Заранее формируются три группы по желанию студентов, выбираются лидеры групп, и каждой группе дается задание. Оговаривается время подготовки и выступления. Две группы состоят из пяти человек, они будут готовить своего кандидата на должность главы района, все остальные (третья группа) будут избирателями. Двум группам из пяти человек дается задание подготовить своего кандидата на выборы главы района, группа избирателей должна подготовить вопросы кандидату и после выступления каждой команды голосует за одного из них, а также готовит избирательные бюллетени и список избирателей.

Оформление кабинета: тематические плакаты, агитационные листы, флаг, герб РФ, импровизированная урна для голосования, презентация на тему. Участники игры для выступления также могут использовать свою подготовленную презентацию.

Игра начинается с разминки, в ходе которой задаются различные вопросы по избирательному праву, избирательному процессу, по местному самоуправлению и т. д. За каждый правильный ответ участники получают баллы.

На следующем этапе доверенные лица представляют своих кандидатов, после них выступает сам кандидат, который рассказывает о своей предвыборной программе.

Во время выступления кандидатов избиратели задают свои вопросы. После выступлений председатель избирательной комиссии объявляет об открытии избирательного участка, каждый избиратель заполняет свою бюллетень и бросает в урну для голосования, победитель избирается большинством голосов. Победители и самые активные участники награждаются призами, по итогам игры выставляются оценки каждому участнику.

На заключительном этапе игры проводится рефлексия — каждый студент высказывает свое мнение о том, какие эмоции он испытывал при выполнении определенной роли. Мнения у всех очень разные: некоторые уже были на выборах и имели о них определенное представление, а некоторые получили свой первичный опыт выборов.

Преимущество деловых игр состоит в том, что, взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. В результате создается конфликтная ситуация, которая сопровождается естественной эмоциональной напряженностью, что создает повышенный интерес к ходу игры. Участники могут показать не только профессиональные знания и умения, но и общую эрудированность, такие черты характера, как решительность, оперативность, коммуникативность, активность, от которых нередко зависит исход игры.

Игра направлена на развитие у студентов умений анализировать конкретные практические ситуации и принимать решения, в ходе игры развивается творческое мышление, способность поставить проблему, оценить ситуацию и свои профессиональные умения, самостоятельно искать и применять информацию.

Таким образом, деловая игра позволяет одновременно формировать и развивать у студентов общие компетенции специалиста: интеллект, способность концентрировать и распределять внимание, память, активную позицию исполнителя, высокую мотивацию достижения, организаторские способности, ориентацию на результат, упорство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы активного обучения на занятиях по иностранному языку в педагогическом колледже"

     Проблема использования методов активного обучения интересовала меня давно. Планируя учебно-познавательный процесс по иностранному языку, ни один раз возникал вопрос о ...

"ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ В СПО"

Образование взрослых актуально в настоящее время. Главные цели образования взрослых: формирование активной гражданской позиции и обеспечение конкурентоспособности на рынке труда. Образование взрослых ...

Деловая игра как перспективная форма обучения на внеаудиторном интегрированном занятии

Основной задачей современного образования является повышение эффективности учебного процесса, что предполагает применение на уроке современных технологий, включая электронные ресурсы.Примером инн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТОВАРОВЕДЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

     По гипотезе, которую выдвинул известный русский ученый, директор Института проблем инвестирования, д.э.н. Евгений Федорович Сабуров, наступивший XXI век будет веком игры или...

Методическая разработка обобщающего урока-практикума с использованием методов активного обучения в группе профподготовки по профессии «Обувщик по ремонту обуви»

В данной работе показано применение инновационных педагогических технологий и приемов при проведении современного урока - практикума в форме деловой игры, построенного на основе игрового замысла, моде...

Деловая игра как метод обучения студентов эффективному взаимодействию с клиентом.

В настоящее время широкое распространение получили активные методы обучения такие как ролевые игры, дискуссии, «мозговые штурмы» и др. В их основе лежит принцип непосредственного участия у...