"ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ В СПО"
методическая разработка

Наумова Елена Васильевна

Образование взрослых актуально в настоящее время. Главные цели образования взрослых: формирование активной гражданской позиции и обеспечение конкурентоспособности на рынке труда. Образование взрослых является необходимым элементом концепции непрерывного образования.

  При обучении взрослых необходимо учитывать особенности их учебно-познавательной деятельности. Для повышения эффективности образования необходимо, чтобы взрослый человек смог занять активную позицию и проявить себя как субъект учебной деятельности. Важнейшим средством активизации личности в учебном процессе выступают активные методы обучения. Сегодня в профессиональном образовании актуальны игровые педагогические технологии как метод активного обучения.

 Разработан урок «Деловая игра – регламентированная дискуссия» по теме «Водоподготовка котельных» для специальности 270841 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения». Урок предназначен для обучения на заочном отделении специальности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕЛОВАЯ  ИГРА  КАК  МЕТОД  АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ В  СПО

          В содержании современного образования значительное место занимает профессиональное обучение.  При определении меры профессионализма человека используется понятие компетентности. «Компетентность – это интегральная личностная характеристика, отражающая готовность и способность человека выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в обществе на настоящий момент нормативами и стандартами» [4, с.34].

         Гарантии на образование закреплены Конституцией РФ и Законом «Об образовании в Российской Федерации». Современная социально-экономическая ситуация в России прогнозирует увеличение значимости профессионального образования в силу ряда причин:

− расширение содержания понятия «грамотность» в изменяющемся обществе обусловливает необходимость получения образования, современных знаний и умений (понимание современной картины мира, владение компьютером, способность к социальной адаптации и др.);

− развитие наукоёмких производств повышает требования к уровню квалификации работников.

         Таким образом, профессиональное образование имеет большое социальное, политическое и психологическое значение. Без профессионального образования невозможно решить успешно проблему трудоустройства, добиться устойчивого социального положения, обеспечить себе необходимый уровень дохода. Образование осознаётся взрослым человеком как необходимое условие жизненного успеха, как своеобразный капитал, обеспечивающий конкурентоспособность на рынке труда и достойное положение в обществе.  «Образование – инвестиция в будущее» [3,с.90].  

 

        На протяжении трёх столетий образовательным идеалом являются слова великого чешского педагога Яна Амоса Коменского: «Учить всех и всему». Реализовать данный подход в профессиональном образовании возможно только путём активизации их учебной деятельности.

«Под активизацией учебной деятельности понимается целенаправленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приёмов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности в усвоении знаний, формировании умений, навыков  в их практическом применении, а также в формировании способностей прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения» [6,с.172].

          Повышение активности и самостоятельности является одним из основных принципов активного обучения. Хорошо известно, что знания, добытые собственным трудом, являются самыми прочными и остаются в памяти на долгие годы. «Научиться учиться важнее, чем усвоить конкретный набор знаний, которые  в наше время быстро устаревают. Еще важнее способность самостоятельно добывать знания…» [4,с.484].        

         Отличительные особенности активного обучения:

  • принудительная активизация мышления, когда обучающийся вынужден быть активным, независимо от его желания;
  • вовлечение обучающихся в  учебный процесс в течение всего занятия;
  • самостоятельная творческая разработка решения, высокая мотивация и эмоциональность;
  • постоянное взаимодействие обучающихся с преподавателем.

         Реализация активного обучения  в педагогической деятельности осуществляется применением отдельных приёмов, активизирующих мышление, и как активные методы обучения.

         Активные методы обучения необходимы для повышения эффективности образования. 

         Если раньше знания могли служить человеку всю жизнь, то в наше время информационного бума их необходимо постоянно обновлять; а этого можно достичь только путём самообразования, что требует от человека познавательной активности и самостоятельности. «Вот почему только широкое использование активных методов, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его активность в постоянном овладении знаниями и применении их на практике» [8,с.95].

          Схема традиционного обучения выглядит примерно так. Преподаватель излагает теорию (предъявляет информацию), показывает пример её практического применения в виде задач. Обучающимся остаётся лишь выучить теорию и поупражняться в решении задач по образцу. Здесь  необходимы  внимание, восприятие и память. Что же касается мышления, то в традиционной схеме обучения оно оказывается лишним: за обучающихся думает автор учебника и сам преподаватель, дающий материал в готовом для усвоения виде.

        В новой ситуации нужно самому добывать новые знания. Здесь без мышления не обойтись. На это направлено активное обучение. Осуществляется перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность обучающегося. Отсюда требование активизации учебной работы, попытки научить учиться.

          «Деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста» [1,с.128-129]. В деловой игре обучающийся усваивает знания, формирует профессиональные умения и навыки. Каждый участник игры в условиях совместной работы  приобретает и навыки социального взаимодействия, необходимые специалисту.  В достижении таких целей деловая игра обладает наибольшими возможностями.

        Отличие деловой игры от традиционных методов обучения, её обучающие возможности заключаются в том, что в игре воссоздаются основные закономерности профессиональной деятельности и профессионального мышления на примере разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций.

        Активность личности в деловой игре объясняется тем, что игра позволяет почувствовать значимость своего «Я», особенно в тех случаях, когда участник игры находит оригинальное решение, которое сразу влияет на её ход. «В деловой игре человек не только получает удовлетворение от поиска решения, но и находит его быстрее» [1,с.139]. Таким образом, деловая игра активизирует творческие способности личности и мобилизует резервы умственной деятельности. «Это является одним из преимуществ деловой игры, как метода обучения, поскольку «специалист учится работать на опережение, предвидение возможных ситуаций, динамику развития производства» [1, с.141]. Таким образом, игры обеспечивают более глубокое понимание теоретического материала и его практическое использование, чем традиционные методы обучения; позволяет сократить время накопления профессионального опыта.

          Педагогическая игра обладает признаком – наличием чётко поставленной  цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Учебная деловая игра предназначена для решения следующих педагогических задач:

– формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;

– воспитание системного мышления, включающего целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;

          – формирование у обучающихся представления о профессиональной деятельности;

          – обучение коллективной работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений;

– воспитание уважения к коллективу и ответственности;

– обучение методам моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.

 Деловую игру можно проводить перед изложением лекционного материала для обнаружения пробелов в знаниях или после лекционного курса для закрепления знаний. Можно организовать весь учебный процесс на основе сквозной деловой игры.

       «В деловой игре при её конструировании и применении реализуются следующие психолого-педагогические принципы: принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства,  принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности, принцип совместной деятельности, принцип диалогического общения, принцип двуплановости, принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развёртывания в игровой деятельности» [1.с.129].

          1. В соответствии с первыми двумя принципами − имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства и игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности, − составляющими неразрывную пару, необходимо создание имитационной модели производства и игровой модели профессиональной деятельности. Наличие этих двух моделей необходимо для создания предметного и социального контекстов будущей деятельности.

2. Принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развёртывания в игровой деятельности означает, что разработчик закладывает в игру учебные задачи в форме конкретных производственных ситуаций. В процессе игры необходимо: провести анализ ситуации, понять и решить проблему.

          3. Принцип совместной деятельности означает, что игра возможна при наличии нескольких участников, вступающих во взаимодействие с целью обсуждения проблемы и принятия решения и основывается на имитации производственных функций специалистов через их ролевое взаимодействие.

4. Принцип диалогического общения − необходимое условие решения учебных проблем, развития познавательной активности в обучении и последующей профессиональной деятельности. Только диалог с участием всех играющих способен породить творческую работу и решить проблему.

5. Принцип  двуплановости  игровой учебной деятельности отражает процесс  развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых» игровых условиях: «Серьёзная» деятельность обучающегося по развитию этих характеристик реализуется в «несерьёзной» игровой форме, что позволяет ему интеллектуально раскрепоститься, проявить творческую инициативу, не бояться ошибки» [1,с.136].

Если игра развёртывается в соответствии с указанными выше принципами, создаются условия для более полного самопознания личности. «Этот процесс протекает двояко: играющие познают «себя через других» и «других через себя» [1,с.139].

 Сформулированные принципы деловой игры задают определённые требования к её структуре.

         Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет  структуру деловой игры (по А.А. Вербицкому):

         Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать  объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.

Игровая модель является способом  описания работы участников игры с имитационной моделью, что задаёт социальный контекст профессиональной  деятельности специалиста.

Выбор и описание объекта имитации является одним из наиболее важных и сложных этапов конструирования деловой игры, от успешной реализации которого зависит вся остальная работа. В качестве объекта имитации выбирается типичный фрагмент профессиональной реальности, выполнение которого требует применения умений и навыков, приобретённых в период обучения; причём это применение связано с трудностями; в решение профессиональных задач вовлечены разные специалисты.

«Таким образом, отнюдь не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а только такое, которое достаточно сложно, содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально» [1,с.144].

        Имитационная модель воплощается в таких структурных компонентах деловой игры, как педагогические цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценивания. Игровая модель состоит из компонентов: игровые цели, комплект ролей и функций игроков, сценарий и правила игры.

        Педагогические цели – это обучающие (дидактические) и воспитательные.

          Игровые цели выполняют роль средства достижения педагогических целей; они нужны для создания мотивации к игре.

        Предмет игры – это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающий предмет реальной профессиональной деятельности. Предмет игры задаётся исходя из модели специалиста, его квалификационной характеристики и представляет собой перечень процессов или явлений, воссоздаваемых (имитируемых) в деловой игре и требующих выполнения профессионально компетентных действий.

Сценарий – это базовый элемент игры; представляет собой описание в словесной или графической форме предметного  содержания игры. В сценарии отражается последовательность игры и действий игроков; игра разбивается на основные этапы, операции и шаги и изображается в виде блок-схемы.

В сценарии должно быть заложено противоречие, что является реализацией принципа проблемности.

           Графическая модель ролевого взаимодействия участников отражает количественный состав участников, их связи, взаимодействия, расположение.

          Комплект ролей и функций игроков должен адекватно отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре. Поэтому в деловой игре роли заимствуются из реальной профессиональной деятельности (директор, начальник цеха, мастер), иногда задаются игровые роли (скептик, «внутренний голос»), если это требуется для достижения целей создания игровой обстановки. Важное значение при определении комплекта ролей имеет количественный состав участников. Оптимальное число участников игры – 30 человек, а в группе – 7.

          Правила игры – это норма поведения участников игры. Правил не должно быть слишком много; оптимальное количество правил – 5-10; они должны быть представлены всей аудитории с помощью плакатов или технических средств.

          Система оценивания в деловой игре выполняет функцию контроля и самоконтроля. Функции оценивания могут выполнять преподаватель или эксперты, выполняющие эту роль. Используют такие способы оценивания: графическое изображение результатов, анкетирование, анализ игры.

Необходимой составной частью сценария является разбор игры преподавателем с участниками на заключительной дискуссии.

         Методическое и техническое обеспечение деловой игры включает:

  • проект деловой игры;
  • сценарий;
  • методические рекомендации по организации, проведению игры и формам представления результатов,
  • ТСО.

Технические средства для деловой игры выполняют только те функции в игре, без которых нельзя обойтись. В сценарии игры должны содержаться чёткие указания, где, когда, кем, какие ТСО и программы ЭВМ должны использоваться.

Процесс конструирования деловой игры включает 4 этапа:

        I этап: определение целей игры. Они формируются исходя из задач обучения, содержания изучаемого материала и тех умений, которые участники игры должны приобрести.

        II этап: определение содержания. Подбираются наиболее типичные ситуации из профессиональной деятельности специалиста.

        III этап: разработка игрового контекста. Игровой контекст обеспечивается: введением игровых прав и обязанностей игроков, введением персонажей, разработкой системы штрафов и поощрений, визуальным представлением результатов.

        IV этап: составление структурно-функциональной программы, включающей цели, задачи, описание игры, организационную структуру и последовательность, роли и функции, систему оценивания.

        Методика проведения деловой игры включает предварительную подготовку студентов и 4 этапа игры:

        I этап – организационный: обоснование темы и целей игры, формирование групп, арбитража, ознакомление с правилами;

        II этап – подготовительный: изучение ситуации, инструкций, распределение ролей, подготовка заданий;

        III этап – игровой: имитация подготовленных заданий, фиксация выступлений и оценивание их арбитрами;

        IV этап –  анализ решений, подведение итогов.

А.А.Вербицкий даёт практические советы преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр:

          1. Деловая игра – это трудоёмкая форма обучения; «тяжёлая артиллерия», и применять её целесообразно лишь для достижения таких целей, которые не могут быть реализованы более простыми, привычными надёжными способами» [1,с.128].

          2. Внедрение в учебный процесс хотя бы одной игры приводит к необходимости перестройки всей методики обучения. «Кроме того, нововведение может затронуть интересы и содержание работы других преподавателей, что связано как с поддержкой нового, так и, что чаще, с явным или скрытым сопротивлением» [1,с.158].

           3. В деловой игре участники – обучающиеся – должны действовать компетентно. Нельзя играть в то, о чём они не имеют представления; нужна подготовка.  Следует поэтому начинать не с деловой игры, а с метода анализа конкретных производственных ситуаций, затем перейти к методу разыгрывания ролей, где учащийся получает опыт разбора конкретных ситуаций с ролевых позиций, а потом уже к деловой игре. «Метод конкретных ситуаций, разыгрывания ролей и деловая игра составляют своеобразную «матрёшку», которая должна быть дана сначала в разобранном виде» [1,с.158].

4. Важно не превратить игру в тренажёр или в азартную игру.

5. Преподаватель должен действовать на этапе разработки, подготовки игры и в конце игры при её разборе. Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем выше её обучающая ценность.

          6. Деловая игра требует изменения отношения к традиционному представлению о поведении игроков. Они могут пользоваться литературой, запрашивать информацию, входить и выходить из аудитории, но должны соблюдать правила игры.

           7. Оптимальное время проведения деловой игры – 4 часа. Игру лучше проводить на последних занятиях, в последний день недели, так как деловая игра очень эмоциональна.

Разработка деловой игры по профессиональному модулю ПМ.01 «Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления»

План урока.

 Профессиональный модуль ПМ.01 «Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления»

Тема урока: Газовое оборудование промышленных предприятий: питательная вода для котлов и способы её обработки.

Активная форма: Деловая игра «Регламентированная дискуссия».

Структура деловой игры «Регламентированная дискуссия»

Элементы модели

Содержание

Игровая модель

Цели игровые

Формирование умений игрового общения в малых группах.

Комплект ролей и функции игроков

Ведущий преподаватель:

  • излагает исходную информацию, ставит проблему;
  • формирует группы, организует выборы  экспертов и руководителей групп;
  • организует учебную деятельность  согласно теме, целям и методике;
  • следит за соблюдением правил;
  • совместно с экспертами подводит итоги, делает заключения.

Экспертная группа:

Научный эксперт:

  • следит за игрой, направляет игру на решение проблемы;
  • оценивает содержание выступлений, вопросов, возражений, дополнений;
  • совместно с техническим экспертом распределяет места между группами;
  • делает заключение по решению проблемы, сообщает ее правильное решение.

Технический эксперт:

  • оценивает организацию работы групп;
  • оценивает вместе с научным экспертом содержание деятельности групп (таблица);
  • вместе с научным экспертом подводит итоги.

Руководители групп:

  • организуют решение проблемы;
  • формируют решение проблемы группой;
  • назначают выступающих;
  • обеспечивают соблюдение правил игры.

Участники игры:

  • принимают участие в решении проблемы.

Сценарий игры

Решение актуальной проблемы, обмен мнениями, когда время выполнения заданий, время выступлений и дискуссии строго регламентировано.

Правила игры

Соблюдение регламента, выполнение своих обязанностей, ведение конструктивного диалога, доброжелательность и уважение к чужому мнению.

Имитационная модель

Цели педагогические

Образовательная: диагностика знаний обучающихся по данной теме; повышение уровня знаний и умений по данной проблеме.

Развивающая: развитие устной речи (выступление, вопрос, ответ, возражение, дополнение); обмен опытом и развитие навыков пользования регламентом.

Воспитательная: формирование навыков сотрудничества при решении учебных проблем, воспитание уважения к членам группы и конкурентам.

Предмет игры

Знания обучающихся по данной теме  и умение применять их в профессиональной деятельности.

Система оценивания

Результаты оценок записываются на доске в виде таблицы.

Методическое обеспечение

Проект игры, сценарий, методические рекомендации по организации, проведению, форме представления результатов.

Техническое обеспечение

Пробы для анализов, лабораторные приборы,

 химреактивы, таблицы.

        

Таблица результатов оценок

Группа

Проблема

Защита

проблемы

Вопросы

Ответы

Возражения,

предложения

Орг.сторона

работы

групп

Общее

число

балов

Место

Ход игры.

            Организационный момент – 3 мин.

Обучающиеся объединяются в две группы, каждая из которых выбирает руководителя. Ведущий преподаватель представляет экспертов (научного и технического, которых назначает из числа наиболее подготовленных студентов); объясняет правила игры и объявляет тему.

I этап. Выдвижение проблемы – 5 мин.

Ведущий преподаватель предлагает решить следующую проблему.

При внутреннем осмотре парового котла обнаружены значительные отложения накипи на внутренних поверхностях барабанов, многие трубы конвективной поверхности нагрева забиты отложениями накипи и шлама. Ясно, что это произошло из-за неудовлетворительной работы ХВО котельной.

Необходимо продумать, к каким негативным последствиям могут привести перечисленные явления и решить проблему водоподготовки котельной, предложив мероприятия по повышению эффективности её работы.

Техническое обеспечение урока:

- пробы исходной воды и воды после Na- катионитового фильтра II ступени;

 - цилиндр для определения прозрачности воды;

- титровальная установка;

- химреактивы: аммиачно-буферная смесь, трилон Б (0,1н и 0,01н растворы), индикатор – кислотный хром темно-синий;

- раздаточный материал: таблица норм качества котловой воды и пара, режимные карты фильтров, требования к вводно-химическому режиму парового котла.

ΙΙ этап. Разработка проблемы и создание проекта решения – 40мин.

С помощью лабораторных приборов и химреактивов обучающиеся определяют качество воды, сравнивают с нормами и решают проблему улучшения качества котловой воды. В подготовке проекта решения принимают участие все члены группы. Коллективно принимается решение. Научный эксперт оказывает содействие в решении проблемы, если работа группы зашла в тупик. Руководители групп назначают представителей для защиты проектов.

III этап. Защита проектов.

        Для выступлений по защите проектов каждой группе отводится по 6 минут.

        Представители групп чётко и кратко излагают свои проекты – пути решения проблемы. После каждого выступления происходит дискуссия: представители другой группы задают вопросы. Участники игры отвечают, дополняют, вносят предложения.

          Дискуссия регламентирована. На обсуждение каждой группе отводится по 40 минут.

        Эксперты оценивают работу групп. В ходе обсуждения ведущий преподаватель и экспертная группа следят за соблюдением правил.

        IV этап. Подведение итогов – 30 минут.

        После обсуждения эксперты проводят анализ работы каждой группы. Оценивают проекты, деловые контакты в группе, соблюдение правил. Итоги игры отражаются в таблице.

        Научный эксперт делает заключение по решению проблемы, сообщает правильное решение.

        Заканчивает занятие, подводя итоги игры, ведущий преподаватель.

        Блок – схема игры «Регламентированная дискуссия»

Этап

Операции

I – Выдвижение

проблемы

1. Выдвижение проблемы ведущим преподавателем.

II – Разработка

проблемы и создание

проекта решения

2. Анализ проблемы.

3. Решение проблемы.

4. Подготовка проекта.

III – Защита проектов

5. Защита проекта 1 группы.

6. Дискуссия по проекту 1 группы.

7. Защита проекта 2 группы.

8. Дискуссия по проекту 2 группы.

IV – Подведение

итогов

9. Анализ работы групп экспертами.

10. Заключение научного эксперта.

11. Итоги – выступление ведущего преподавателя.

        

            Игра «Регламентированная дискуссия» была проведена мною с обучающимися группы МГ-03 специальности 270841 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжениия».

        Обе группы, сделав анализы воды и сравнив их с нормами, правильно установили, что причиной накипи является высокая жёсткость воды после Na-катионитовых фильтров II ступени. Также обе группы правильно перечислили те негативные последствия в эксплуатации парового котла, к которым приведёт плохое качество воды.

        По вопросу повышения эффективности работы водоподготовки котельной мнения групп разделились.

        Первая группа считает, что количество отложений накипи на внутренних стенках барабанов котла увеличивается за счёт высокого содержания взвешенных веществ в исходной воде, образующих шлам. Группа предлагает перед установкой умягчения поставить осветлительные фильтры.

        Вторая группа предлагает изменить режим работы фильтров, увеличив продолжительность регенерации. Группа выдвинула мысль о возможных неполадках в работе фильтров, которые могут привести к повышению остаточной жёсткости умягченной воды.

        Научный эксперт в своём заключении отметил, что предложение второй группы более экономично, но группа не довела мысль о возможных неполадках в работе фильтров до необходимости ревизии и ремонта. Проект первой группы требует значительных капиталовложений на приобретение нового оборудования.

        Как ведущий преподаватель, я подвела итоги  и сделала вывод, что группы с работой справились, тему усвоили, во время игры повысили уровень своих знаний, развили устную речь, сформировали навыки сотрудничества и умения игрового общения при работе в малых группах, т.е. цели урока «Деловая игра » достигнуты.

          Разработка урока «Деловая игра» по профессиональному модулю ПМ.01 является примером применения полученных знаний в моей педагогической практике.

Список использованных источников

  1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие.     −  М.: Высш. шк., 1991.
  2. Итоговые материалы 5-й международной (Гамбургской) конференции ЮНЕСКО по образованию взрослых. – СПб, 1998.
  3. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз. Под ред. С.Г.Вершловского. – СПб, 1998.
  4. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А.Колесникова, А.Е.Марон, Е.П.Тонконогая и др.; Под ред. И.А.Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  5. Основы психологии. 16-е изд. Учебное пособие /Л.Д. Столяренко. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  6. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. //Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. –3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  7. Педагогическая психология /Л.Д.Столяренко. – Изд. 4-е.– Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  8. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С.Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский цент «МарТ», 2004.
  9. Брюханов О.Н., Кузнецов В.А. Газифицированные котельные          агрегаты: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.
  10. Водоподготовка: Процессы и аппараты: Учеб. пособие для вузов/      А.А.Громогласов, А.С.Копылов, А.П.Пильщиков; Под ред. О.С.Мартыновой. – М.: Энергоатомиздат, 1990.
  11. Деловые игры и методы активного обучения: Межвузовский сборник научных трудов. – Челябинск: ЧГТУ, 1992. – Ч.I.
  12. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.П.Панфилова; под общ. ред. В.А.Сластенина, И.А.Колениковой.  – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  13. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. – М.: Профиздат, 1991.
  14. Теория и методика обучения / В.С.Кукушин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  15. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб.-метод. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений. – М.: Высш. шк., 1991.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Отчет преподавателя о применении педагогических технологий на уроках истории и обществознания...

Методические рекомендации «Таблица – как одно из средств активизации учебно-познавательной деятельности учащихся»

Одним их видов на­глядных пособий являются таблицы. Таблицы могут служить не только целям иллюстрации объяснения преподавателя, но и для фронтальной работы с классом, что позволяет организовать ...

Активизация учебно-познавательной и профессионально-творческой деятельности обучающихся через организацию исследовательской работы на уроках иностранного языка в учреждениях СПО.

В статье рассматривается вопрос активизации учебно-познавательной, научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся как одной из форм обучения в современном учебном заведении, позволяющей...

МАСТЕР-КЛАСС Дисциплина «Маркетинговые исследования рынка» Тема: Активизация учебно-познавательной деятельности студентов на основе группового взаимодействия

В методической разработке мастер-класса по дисциплине «Маркетинговые исследования рынка» на тему «Изучение и моделирование покупательского спроса»  рассмотрено применение технологии групповой раб...

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Каждый человек является частью общества, выполняет различные социальные роли, общается с другими людьми. Для решения различных повседневных задач каждому необходимы знания своих прав и обязаннос...

Методическая разработка по теме: «Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике»

Методическая разработка адресована  преподавателям математики, работающим в системе СПО и НПО.В данной разработке описаны, приемы, методы и значимость активизации познавательной  деятельност...