ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
учебно-методический материал по теме

Федоренко Елена Юрьевна

Отчет преподавателя о применении педагогических технологий на уроках истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty.rar73.62 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Сегодня к выпускнику образовательных учреждений XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:

  1. уметь самостоятельно приобретать знания;
  2. применять их на практике для решения разнообразных проблем;
  3. работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
  4. самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
  5. быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
    Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов.

Специфика работы в училище заставила пересмотреть свои позиции в обучении учащихся и всё больше задумываться над вопросами: «Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству? Чему я хочу научить своих учеников?» Эти вопросы я задаю себе постоянно. И в какой бы группе я ни преподавала, ответ всегда неизменен. Я глубоко убеждена в том, что главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моём понимании – человек, не боящийся мыслить. И моя задача как преподавателя,  сделать все возможное для того, чтобы развить ребенка как личность способную к самообразованию.  

Современный урок– это такой урок, когда учащийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы. Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность педагога и учащегося.

Никто не станет отрицать тот факт, что сегодня возрос объем  изучаемой информации. В связи, с чем возникает закономерный вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить весь этот объем?

К тому же, не секрет, что в училище приходят разные ученики: кому-то трудно выступить перед группой, кто-то чересчур разговорчив и всем мешает, отвлекая внимание на себя. Кто-то все усваивает и делает на уроке быстро, а кто-то медлителен. Кому-то достаточно знаний, которые дает учебник, а кому-то требуется дополнительный материал.

И, наконец, стало очевидно, что:

  1. у большинства детей потерян интерес к учебе;
  2. наблюдается познавательная пассивность;
  3. дети плохо читают, запоминают;
  4. их внимание не устойчиво;
  5. низок уровень самостоятельности мышления;
  6. не достаточно  развиты творческие способности;
  7. снижается грамотность и культура речи учащихся.

Мой опыт направлен на преодоление этих затруднений и поиск путей повышения эффективности обучения.

Одним из основных способов реализации поставленных задач является организация самостоятельной работы обучающихся

Свои уроки я строю так, чтобы каждому ребенку было интересно учиться, чтобы как можно полнее раскрывались его творческие способности, умственный потенциал.  

Психологи доказали, что в памяти от услышанного на уроке  остается 10% содержания, от воспринятого чтения – 30%, т наблюдения явления или предмета – 50%, а вот практические действия учеников с учебным материалом дают 90%.  Из этого следует, что роль  преподавателя сегодня сводится к следующему:

- не давать готовых решений, а помочь учащимся в поиске правильных ответов на вопросы;

- создавать ситуации, заставляющие их самостоятельно думать;

- включать в сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся все разнообразие содержащихся в предмете знаний;

- направлять процесс обучения и осуществлять контроль.

Поэтому я и обратилась к теме: «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории как форма организации познавательной деятельности». А слова К. Д. Ушинского, - «Учитель идет в класс не учить детей, а побуждать их к учению», - стали для меня девизом.

Под самостоятельной работой понимается один из видов

деятельности учащихся, осуществляемый на всех видах учебной работы и в часы самостоятельной подготовки вне аудиторных  занятий. Самостоятельная работа, на мой взгляд, позволяет:

  1.  вести  обучение с учетом индивидуальных особенностей и   уровня подготовки учащихся;
  2. осуществлять переход от простых знаний к  более сложным;
  3.  развивать мышление  и творческие способности каждого учащегося;
  4. овладеть определенными познавательными умениями и  навыками.

     При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов:

  1. по    форме    задания    (на    узнавание,    на    воспроизведение,    на преобразование, на выбор и творческие);
  2. по   оформлению   ответов   (устно   и   письменно,   схематически   и практически);
  3. по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);
  4. по месту выполнения (на уроке, вне урока);
  5. по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один учащийся).

       Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.

        Организация  самостоятельной  работы учащихся  на  уроке  требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:

  1. Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.
  2. Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).
  3. Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.
  4. Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения.
  5. Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.
  6. Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ребята выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый учащийся выполняет особое задание).
  7. Осознание учащимися результатов своих достижений.

По новым образовательным стандартам самостоятельной работе уделяется большое внимание. Так, например, при освоении профессий НПО технического и социально-экономического профилей в учреждениях НПО история изучается как базовый учебный предмет в объеме 117 часов. Самостоятельной  работе  обучающихся  отводится 58 часов.

Организация самостоятельной  работы учащихся  проводится с целью:

  1. систематизации  и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
  2. углубления и расширения теоретических знаний;
  3. формирования общих компетенций.

  В учебном процессе учреждения начального профессионального образования выделяют два вида самостоятельной работы:

  1. аудиторная;
  2. внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на  учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Аудиторной работы: посещение лекций, семинаров; выполнение лабораторных работ и практических работ; контрольных заданий (тестовый контроль; понятийные диктанты, самостоятельные и контрольные работы и пр.); защита рефератов, проектов, посещение консультаций; сдача зачетов и  экзаменов и др.

 Внеаудиторная  самостоятельная  работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Видами  заданий  для  внеаудиторной  самостоятельной  работы могут быть:

  1. для    овладения    знаниями:    чтение    текста    (учебника, первоисточника,  дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение  структуры  текста;  конспектирование  текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными   документами;   учебно   -   исследовательская   работа; использование аудио- и видеозаписей,  компьютерной техники и Интернета и др.;
  1.  для  закрепления  и систематизации знаний:  работа с конспектом (обработка текста);  составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для    систематизации   учебного   материала;   изучение   нормативных материалов;  ответы на контрольные  вопросы;  аналитическая  обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, анализ и др.);  подготовка сообщений к выступлению на семинаре,  конференции; подготовка рефератов, докладов, презентаций составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;

   Виды  заданий  для внеаудиторной самостоятельной работы,  их содержание и характер могут  иметь  вариативный  и  дифференцированный характер,  учитывать  специфику  специальности,  изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности обучающегося.

Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы  и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

Мной был составлен перечень самостоятельной работы для учащихся по истории, обществоведению, праву и кубановедению. Пример соотношения часов аудиторной и внеаудиторной работы на уроках истории из программы по  теме  «История России с древнейших времен до конца XVII века»-22 часа, а  самостоятельная работа рассчитана на 13 часов:

  1. Выписать из источников сведения о восточных славянах;
  2. «Повесть Временных лет» (работа с источником) – расселение славян, показать на контурной карте.
  3.  Составить кроссворд  «Образование Древнерусского государства»;
  4. Составить кроссворд  «Религия восточных славян».
  5. Составить сравнительную таблицу – причины раздробленности  на Руси и в Европе.
  6. Подготовить устное сообщение  по теме  «Империя Чингисхана».
  7. Подготовить доклад «Дмитрий Донской»,
  8. Составить словарь к теме  « Реформы Ивана IV».
  9. Составить таблицу: Внешняя политика Ивана Грозного.
  10. Составить тест:  «Смутное время в России».
  11.  Подготовить доклад «Первые Романовы».
  12. Подготовить сообщение, презентация «Великие русские полководцы и флотоводцы».
  13.  Создать презентацию по теме «Русская культура в XIII-XVII вв».

  Контроль  результатов  внеаудиторной  самостоятельной работы обучающихся может осуществляться  в  пределах  времени,  отведенного  на обязательные   учебные   занятия   по   дисциплине   и   внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся  по  дисциплине или модулю,  может  проходить  в письменной,  устной или смешанной форме,  с представлением изделия или продукта творческой деятельности обучающегося.  В   качестве   форм   и   методов   контроля   внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося могут быть  использованы  семинарские занятия,  зачеты,  тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.  Например, урок истории по теме «Традиционные общества Востока» планируется мною в форме конференции, в силу объёмности изучаемого материала, который учащиеся готовят заранее (групповая работа с выполнением теоретической и практической части - иллюстративно-доказательный материал). Или урок- семинар  по теме «Россия в первой четверти 20 века» проводится на основе сообщений из дополнительной литературы по заранее установленным вопросам.

 Критериями  оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:

  1. уровень освоения обучающимся учебного материала;
  2. умение   обучающегося  использовать   теоретические   знания   при выполнении практических задач;
  3. сформированность общих компетенций;
  4. обоснованность и четкость изложения ответа;
  5. оформление материала в соответствии с требованиями.
  6. Успешности и результативности своей работы достигаю за счёт того, что, наряду с традиционными формами проведения уроков, практикую нетрадиционные, при этом учитываю возрастные особенности учащихся

Я убеждена в том, что только самостоятельная работа формирует

необходимые учебные  умения, такие как:

  1.  конспектировать;  
  2.  составлять схемы, таблицы, аннотации, планы;
  3.  писать доклады, рефераты;
  4.  решать творческие задачи;
  5.  анализировать,  сопоставлять, делать выводы;
  6.  давать собственную оценку фактам;
  7.  стройно излагать свои мысли.

К тому же,  самостоятельная работа  является основой большинства современных  педагогических технологий и способствует процессу активизации  обучения.  Решение многих проблем вижу в освоении и применении на своих уроках новых технологий, активизирующих познавательную и творческую деятельность учащихся.

ТЕХНОЛОГИЯ  КРИТИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ

Одна из современных педагогических технологий, которые я использую на уроках истории, обществознания, – это технология критического мышления.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В России данная технология стала известна благодаря деятельности Л.С. Выготского. В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. Критическое мышление – это направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений.
Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

 Первый этап –  «вызов» – направлен на актуализацию знаний и имеющегося

опыта, определяются цели изучения предстоящего учебного  материала. Второй этап – «осмысление» – непосредственная работа с содержанием материала, в ходе которой  происходит осмысление собственного понимания материала, дискуссия и осознание альтернативных подходов.

Третий этап – «рефлексия» – размышление. На этом этапе обучающийся структурирует новое знание в системе собственных представлений, формирует личностное отношение к информации. Происходит осмысление собственного способа мышления и изменение собственной позиции в связи с новым знанием  

Обучающемуся необходимо разобраться с содержанием материала, выработать собственное мнение, уметь его высказать. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы отражают степень понимания и логику рассуждения. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным.

Приемы критического мышления на уроках истории  обществознания

1. Вдумчивое чтение – маркировка с использованием различных значков, (инсерт) 
Существует  несколько вариантов  пометок:

1. Два значка — « + » (новое)  и «v» (уже знал);

2. Три значка — « + » (новое),  «v» (уже знал),  «?» (не понял);

3. Четыре  значка — « + » (новое),  «v» (уже знал),  «?» (не понял) и

 «  - » — думал  иначе. При повторном чтении учащиеся

заполняют таблицу, в которую вносят полученные ранее сведения.  

2. «Чтение с остановками». Особенности использования этого приёма в технологии критического мышления заключается в том, что текст читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

3. Использование кластера  на примере изучения темы  «Монголо-татарское нашествие на Русь». На стадии вызова, после постановки учащимся учебной цели (убедиться, что иго – политический фактор объединения Руси), мы составляем предварительный кластер, основанный на предположениях учащихся. Они знают причины установления ига и “итоги” (из предварительного тематического кластера, который трансформируется по мере изучения материала в окончательный). Поэтому ребята предлагают главные смысловые единицы: содержание монголо-татарского ига и его роль в объединении Руси. После группового обсуждения и коллективной рефлексии в каждый блок включаются соответствующие единицы, исходя из предварительных знаний учащихся. Так, «содержание ига» включает дань Золотой Орде и ярлык на княжение; «роль ига» - разорение Руси, её отставание от Западной Европы, ускорение объединения Руси. Далее, при сопоставлении имеющихся знаний и учебной цели у ребят возникает противоречие (проблемная ситуация), побуждающее их перейти к изучению нового материала. На стадии осмысления каждый ученик непосредственно изучает текст параграфа, и на основе сопоставления предварительной и новой информации, вносит изменения в кластер (возможна работа в парах). На стадии рефлексии происходит групповое и коллективное исправление неверных, или неточных предположений-знаний, а также изменение-углубление предварительного кластера.

Результатом являются новые знания,

 развитие умений (внимательного

чтения,  извлечения необходимой

 информации, сравнения, анализа,

систематизации, синтеза, умений

формулировать и аргументировать

свою точку зрения, слышать

других и т.д.).

Пример кластера по теме «Россия

в начале XIX века», в который

 необходимо добавить необходимую

информацию.

4. Одним приемом является «Верное или неверное утверждение», который использовался в виде игры в крестики-нолики. Ученикам на индивидуальных карточках даются утверждения. Читая утверждение необходимо выразить свое согласие или не согласие с помощью значков: х- означает согласие, о – не согласие. Свое мнение ученики записывают в заранее приготовленную сетку, где каждая клетка определенным образом пронумерована. Прочитав первое утверждение, каждый ставит значок в первую клетку, прочитав второе – во вторую, и т.д. Таким образом, заполняются все клетки. Затем задаю вопрос: «Кто выиграл: крестики или нолики?»  При ответе на этот вопрос, как правило, выясняется, что единого мнения нет: у кого выиграли «крестики», у кого-то – «нолики», или получилась ничья. Так выглядит этап вызова. Поскольку многие ребята боятся допустить ошибку, которую придется исправлять, и в тетради будет грязно, то предлагаю на этапе вызова работать карандашом.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

   На этапе содержания используется текст учебника.

 Если объем текста большой, то он делится на несколько отрывков, которые распределяются по группам. При наличии  небольшого текста все читают одно и то же.

Читая текст, ученики делают пометки: подчеркивают

те фразы и предложения, где содержится информация, подтверждающая или опровергающая суждение; на полях ставится номер этого суждения. По ходу работы могут вноситься изменения в сетку. Теперь все записи в ней делаются ручкой. Сначала каждый ученик работает индивидуально, затем все делятся своим мнением в группе и приходят к единому мнению. После завершения групповой работы учащиеся рассказывают всему классу о том, какие значки должны стоять в каждой клетке, подтверждая свое мнение аргументами из текста. Опрос мнения может происходить в зависимости от номера утверждения или по очереди отрывков текста. Затем подводим итог: еще раз называю, какие значки стоят в сетке, и кто выиграл.

Закончить работу можно небольшим обобщающим заданием: 1) что произвело наибольшее впечатление; 2) каких утверждений не хватает и т. д.

5. Другим интересным для ребят является прием «перепутанные логические цепочки». Этот прием хорошо подходит для «событийных» тем, таких в которых рассматриваются войны, изменения в жизни страны и людей, выявляются причины и следствия.

Этап вызова состоит из того, что учащимся предлагается определить последовательность происходящего. Для этого им раздаются карточки, где указаны элементы события в перепутанном виде. Ребята у себя в тетради отмечают последовательность в виде цепочки чисел, каждое из которых означает определенный элемент события. Это так же, как и в предыдущем случае пишется карандашом. После того, как ребята составили свои цепочки, слушаем, у кого что получилось, и результаты записываются на доске: какие числа и сколько занимают определенное место. По результатам записей видно, что получились разногласия по поводу последовательности. Плюс к этому прошу по своей цепочке чисел каждому составить рассказ или сама составлю несколько вариантов рассказа. Этот момент усиливает желание узнать: как было на самом деле. Здесь еще возникает ситуация соперничества, т.к. каждому хочется, чтобы именно его цепочка оказалась верной. Стадия осмысления содержания может осуществляться по-разному: чтение текста, рассказ учителя или видеофильм. В любом случае у детей создается целостное представление о событии, и они могут уточнить свою цепочку и определить последовательность элементов события. После завершения индивидуальной работы проверяют друг друга, сверяются либо в группах, либо в парах. В конце всего этого звучит верный вариант цепочки, и все могут проверить качество своей работы.

6. Чтобы закончить создание образа исторической личности или конкретного термина на уроке, предлагаю учащимся  составить синквейн. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащихся  в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строке одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строке - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строке - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строке - целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Допустим, изучив тему « Просвещенный абсолютизм в России», был составлен синквейн на тему «Екатерина II» .

Екатерина.

Умная, властная.                                                              

Правила, обучала, любила, преобразовывала.

Одних превозносит, других уничтожает.  

Императрица.

Чаще всего личности, да и термины не укладываются только в положительные или отрицательные характеристики. Благодаря этому приему у ребят есть возможность в несколько необычной форме выразить свое отношение к событиям и людям, дать личную оценку происходящему.  

7. Удобным приемом для формирования умения задавать вопросы является прием «тонкие и толстые вопросы». «Тонким» считается тот вопрос, на который можно дать точный краткий ответ, а «толстый» вопрос требует размышления и развернутого ответа. Этот прием можно сочетать с другими: вопросительные слова, мозговой штурм, чтение с остановками. Формировать умение лучше начинать с «тонких» вопросов, т.к. детям их легче придумывать. На основе «тонких» вопросов ребята учатся составлять «толстые» вопросы. В итоге из вышеназванных примеров могут получиться такие вопросы: фрагмент урока истории по теме  «Образование Древнерусского государства» на стадии осмысления содержания.

«тонкие» вопросы

«толстые»  вопросы

1.Что такое государство?

1.Каковы предпосылки образования древнерусского государства?

2. В каком году было образовано древнерусское государство?

2.  Какие теории образования древнерусского государства мы можете назвать?

3. Кто руководил объединением государства?

3.  Какую роль государство играло в жизни людей?


И в конечном итоге определяем, достигнуты ли запланированные результаты.
Мной была разработана памятка для учащихся «Рефлексия урока»
Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать ...
• Мне больше всего удалось ...
• Я могу себя похвалить за…
• Меня удивило…
• Для меня было открытием то, что ...
• На мой взгляд, не удалось…, потому что…
• На будущее я учту…
Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.   Использование технологии критического мышления позволяет обеспечить три составляющие успешного проведения урока: интеллектуальную и коммуникативную составляющие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело.

                                     МЕТОД ПРОЕКТОВ 
Еще один метод который я использую в своей работе - метод проектов . Метод проектов – комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Метод проектов возник в 20-е годы в США, принадлежит философу и педагогу Дж. Дьюи. Способом организации предложенной Дж. Дьюи деятельности учащихся стал метод проектов, разработанный В.Х. Килпатриком. В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода. Развитие метода проектов в школах России связано с именами таких педа-гогов, как В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев и другие. Дети в процессе учебной деятельности планируют (проектируют) выполнение конкретной практической задачи и с помощью плана своей работы достигают конкретной цели.

Проектная технология способствует обучению ребят элементам исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных и учит школьников публично выступать, защищая свои первые научные труды, отстаивая свою точку зрения и, вместе с тем, толерантно относиться к другим мнениям.

Проектная деятельность учащихся на уроках истории , обществознания и права способствует формированию ключевых образовательных компетенций: коммуникативной, информационной, учебно-познавательной.

В процессе совместной творческой деятельности учащихся выявляются не только лидерские способности, но что не менее важно,- умение работать в коллективе. Так, работая над проектом « Такие далёкие и близкие исторические понятия », учащимся  пришлось самостоятельно разрешать возникающие проблемы в общении друг с другом. Способность понимать другого человека, общение вне уроков привели к более тесному сотрудничеству в коллективе. Изучая выбранную тему, ребята  становятся настоящими исследователями, а не просто «получателями» определённой информации.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
Результатом работы над проектом, выходом проекта, является продукт.
По мнению И.С. Сергеева проект – это «пять П»:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Метод проектов, ориентированный в первую очередь на самостоятельную деятельность учащихся, позволяет направить процесс обучения и развития в данном направлении.   Во время изучения темы « Культура России начала ХХ века» можно использовать практическое задание на изучение современности на основе прошлого. Учащимся сообщается, что в 1909 году было проведено анкетирование более 3000 читающих россиян, которым задавался вопрос: « Назовите наиболее ценимых вами  писателей в области литературы?» В первую десятку вошли Л. Толстой, Л. Андреев, М. Горький, А. Чехов. И дальше детям дается задание  провести анкетирование в школе по такому же вопросу, и  установите, какое место у современной читающей публики занимают кумиры читателей начала ХХ века. По результатам опроса  в список вошли  Л. Толстой,  братья Стругацкие, Ф. Достоевский.

Метод проектов предполагает осознанное выполнение учащимися различных интеллектуальных действий: анализ, синтез, прогнозирование и т.д. В связи с этим, метод можно успешно применять как в социальной практике, так и в учебной деятельности.  

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Большую роль в образовательном процессе может сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика: - использование ИКТ способствует повышению интереса и качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей, а также позволяет более оптимально расходовать средства и время педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития; - использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно- воспитательного процесса; с применением ИКТ появилась возможность организовывать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Конечно, существует масса технологий, которые выполняют свою миссию и на сегодняшний день, но ИК технологии - это наше будущее и будущее подрастающего поколения.

Применение ИКТ на уроках это еще один способ повысить познавательную активность современных учащихся, в жизни которых компьютер играет, чуть ли не ведущую роль.

     Самым простым, на мой взгляд, является введение в образовательный процесс электронных презентаций.

       Преподаватель истории часто сталкивается с проблемой нехватки

 наглядного материала для уроков: карты, схемы, таблицы, просто

 картины по истории, позволяющие стимулировать воображение ребенка,

перенести его в изучаемую эпоху. В моём распоряжении имеются

презентации, заимствованные у коллег и собственные. 

Практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

  1. При изучении и закреплении нового материала презентация позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
  2. Для проверки знаний -  компьютерное тестирование – это средство качественного контроля знаний.
  3. Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам
  4. Во время анализа фронтальных самостоятельных работ, обеспечивает наряду с устным визуальный анализ результатов.

Также использую Интернет для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических  

материалов,   газетных и журнальных  статей,  рефератов и др.

В Интернете нахожу сайты  различных образовательных                                                                     учреждений и органов  управления образованием. Сама являюсь участником ряда Интернет – сообществ, таких как  proShkolu.ru,  Социальная сеть работников образования , Сообщество учителей истории | Открытый класс,  

на страницах, которых делюсь с  опытом, выставляю наработанные материалы.

КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ  КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

В образовательных стандартах значительно увеличены нормативы времени на самостоятельную работу обучающихся. Таким образом, новые условия предполагают значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения. При этом возникает проблема овладения специалистом новыми информационными технологиями – важнейшего в современных условиях всеобщей информатизации аспекта информационной культуры. При этом не уменьшается роль дополнительной литературы по предмету, которую можно использовать в самостоятельной работе. В решении этого вопроса может помочь кейс-технология. Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов.

Под методом кейсов понимают изучение предмета, путем рассмотрения большого количества ситуаций и задач в определённой комбинации. Данный метод способствует развитию умений: анализа ситуации;  выбора оптимального пути решения; оценивания альтернативного решения заданий. Задачей этого метода является максимальная активизация каждого студента в самостоятельную работу по решению проблемы. Кейс-технология состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, задания по выбранной теме, электронные материалы. Технологии этой группы используют, по возможности, компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, переписки и обеспечения, обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, печатной литературы, баз данных и систем электронного администрирования. Важным достоинством этой группы технологий является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с преподавателем и группой, что является неоспоримым преимуществом традиционных форм очного обучения. Кейс рассматривает более полно тему, входящую в предмет, включает цитаты из источников, содержит проблему понятную студенту. Учебно-методические материалы, используемые в данной группе технологий, отличаются полнотой и целостностью системно организованного комплекта материалов. К их достоинствам можно отнести:

  1. доступность, как возможность организации самостоятельной работы в электронной библиотеке, так и дома;
  2. наглядность, т.е. красочные иллюстрации, видеофрагменты, мультимедиа-компоненты, схемы;
  3. наличие интерактивных заданий;

По форме и содержанию, кейсы можно классифицировать:

  1. комплексный (модульный) кейс содержит 20 и более страниц информации, первичных данных, образцов документов, видеороликов и т.п.
  2. кейс – изложение содержит рассказ, о каких – либо ситуациях, проблемах, путях их решения, выводы.
  3. кейс – иллюстрация содержит небольшой объем данных, используемых для подтверждения.
  4. кейс – практическая задача содержит небольшой или средний объем информации.
  5. кейс со структурированными вопросами содержит перечень вопросов после основного текста.

Варианты кейсов используемых на уроках:

Кейс 1. История. Тема урока «Крещение Руси». 
Владимир, став христианином, сказал: «Худо, что мало городов около Киева», и начал строить города по Десне, Трубежу, Стугне, Суде и другим рекам. Эти укрепленные пункты заселялись боевыми людьми, по выражению летописца, «мужами лучшими», которые вербовались из разных племен, славянских и финских, населявших русскую равнину...
С течением времени эти укрепленные места соединялись между собою земляными валами и лесными засеками. Так по южной и юго-восточной границам тогдашней Руси, на правой и левой сторонах Днепра, появились в X - XI вв. ряды земляных окопов и сторожевых «застав».
(В.О. Ключевский. О русской истории. Лекция 10.)
1. Какова причина создания приграничных укреплений?
2. В «Слове о полку Игореве» линия границы Древнерусского государства обозначалась словами «О, Русская земля! Ты уже за холмом!..» Определите географическое положение Древней Руси.
3. Найдите в тексте сведения о порубежниках? Какова их цель?
4. Какова основная проблема данного кейса?
Кейс 2 . Обществознание.   Тема: «Общение» Прочитайте текст. Обсудите ситуацию в группе и ответьте на вопросы: «Коробка печенья».    Брат и сестра обнаружили на кухонном столе коробку печенья. «Коробка моя!» - закричал мальчик. Он схватил коробку. «Нет, моя!» - девочка выхватила коробку у брата. «Эй, отдай!» - снова закричал брат. «Нет, мне!» - заверещала девочка. Вошла мать. «Мне надоели ваши постоянные ссоры», - сказала она. Мать разделила печенье поровну, а пустую коробку выбросила.   Брат и сестра переглянулись. Никто из них не был доволен, так как никто не получил того, чего хотел на самом деле. Брат хотел взять печенье, чтобы покормить собаку. А сестре нужна была пустая коробка: она собиралась с друзьями смастерить кормушку для птиц. Оба огорчённо жевали печенье.

Вопросы:

  1. Какие чувства испытывала девочка во время спора?
  2. Чего она хотела на самом деле?
  3. Какие чувства испытывал мальчик во время спора?
  4. Чего он хотел на самом деле?
  5. Какова причина конфликта?
  6. Как мать решила конфликт детей?
  7. Что могла спросить мать, чтобы удовлетворить глубинные интересы детей?
  8. Как брат и сестра могли решить свой конфликт без помощи матери?

Внеклассная работа

Учебная работа выходит за рамки уроков во внеклассную работу. Внеклассная работа по истории включает в себя проведение мероприятий по предметам. Совместно с  коллегами - преподавателями  было проведено мероприятие посвященное  юбилею Бородинской битвы.  Во время проведения Месячника молодого избирателя была проведена

деловая  игра «Права  и обязанности избирателя».

Методическая работа

Многолетний педагогический опыт позволяет мне оказывать методическую помощь учителям, классным руководителям. За время работы в образовательных учреждениях накоплено большое количество методических разработок  уроков, мероприятий, дидактического материала.  Мною разработаны уроки Памяти, уроки Гражданственности. В течение года неоднократно участвовала в работе Методической комиссии по общеобразовательным дисциплинам,  выступала  по темам «Технология критического мышления на уроках истории и обществознания» и «Организация самостоятельной работы».

Результаты работы

О результатах образовательного процесса пока еще говорить рано, так как я  первый год работаю в системе НПО.

Результативность педагогической деятельности по истории по итогам за  1 полугодие

Результативность педагогической деятельности по праву по итогам за  1 полугодие

Итоги промежуточной аттестации  по итогам дифференцированного зачета по праву у учащихся 2 курса

На основании выше предложенных диаграмм можно сделать вывод о том, что использование различных технологий и методов в обучении имеет  положительные результаты.

Как показывает опыт работы в системе НПО, для того, чтобы обучение было успешным, значительное внимание должно уделяться не только содержанию образования, но и формам и методам работы с учащимися.

Использование  разных технологий и методов проведения уроков стало неотъемлемым элементом моей преподавательской  деятельности, это позволяет сделать уже определенные выводы:

  1. увеличить время на самостоятельную работу учащихся, что способствует углубленному и сознательному обучению, прочности усвоения знаний;
  2. развивать самостоятельность и стремление учащихся к самообразованию;
  3. разнообразить используемые формы организации обучения, способствующие развитию у учащихся  интереса к  познавательной активности;
  4. целенаправленно формировать специальные и общеучебные умения и навыки;
  5. повысить успеваемость  учащихся, качество знаний , уровень коммуникативных умений ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ В СПО"

Образование взрослых актуально в настоящее время. Главные цели образования взрослых: формирование активной гражданской позиции и обеспечение конкурентоспособности на рынке труда. Образование взрослых ...

Методические рекомендации «Таблица – как одно из средств активизации учебно-познавательной деятельности учащихся»

Одним их видов на­глядных пособий являются таблицы. Таблицы могут служить не только целям иллюстрации объяснения преподавателя, но и для фронтальной работы с классом, что позволяет организовать ...

МАСТЕР-КЛАСС Дисциплина «Маркетинговые исследования рынка» Тема: Активизация учебно-познавательной деятельности студентов на основе группового взаимодействия

В методической разработке мастер-класса по дисциплине «Маркетинговые исследования рынка» на тему «Изучение и моделирование покупательского спроса»  рассмотрено применение технологии групповой раб...

Методическая разработка по теме: «Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике»

Методическая разработка адресована  преподавателям математики, работающим в системе СПО и НПО.В данной разработке описаны, приемы, методы и значимость активизации познавательной  деятельност...

Доклад на ЦМК - Активизация учебно - познавательной деятельности студентов

Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным является создание ситуации успеха, что является мощным стимулом для обучающ...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по ОУД.04 Обществознание

Методические рекомендации по дисциплине ОУД.04 Обществознание созданы в помощь студентам при подготовке и выполнении заданий для самостоятельного изучения. Самостоятельная работа студента, являясь нео...