МАСТЕР-КЛАСС Дисциплина «Маркетинговые исследования рынка» Тема: Активизация учебно-познавательной деятельности студентов на основе группового взаимодействия
классный час на тему

Кончаковская Мария Вячеславовна

В методической разработке мастер-класса по дисциплине «Маркетинговые исследования рынка» на тему «Изучение и моделирование покупательского спроса»  рассмотрено применение технологии групповой работы (работа малыми группами), а также представлены отдельные формы работы, которые использует в своей деятельности педагог.

 

Данная разработка представляет собой детальное описание урока с применением технологии коллективного и группового взаимодействия.

Методическая разработка  предназначена для преподавателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_mir.docx60.31 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Комсомольский-на-Амуре политехнический техникум

МАСТЕР-КЛАСС

Дисциплина «Маркетинговые исследования рынка»

Тема: Активизация учебно-познавательной деятельности студентов на основе группового взаимодействия

Комсомольск-на-Амуре  2011г.

Методическая разработка мастер-класса «Активизация учебно-познавательной деятельности студентов на основе группового взаимодействия» /Сост. М.В. Кончаковская – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский политехнический техникум, 2011г. – 17 стр.

В методической разработке мастер-класса по дисциплине «Маркетинговые исследования рынка» на тему «Изучение и моделирование покупательского спроса»  рассмотрено применение технологии групповой работы (работа малыми группами), а также представлены отдельные формы работы, которые использует в своей деятельности педагог.

Данная разработка представляет собой детальное описание урока с применением технологии коллективного и группового взаимодействия.

Методическая разработка  предназначена для преподавателей.

Рассмотрено и рекомендовано творческой группой « Мастер-класс»

Руководитель творческой группы ____________(Ручкина Л.Н.)

Введение

Одной из форм коллективной деятельности студентов на занятиях является групповая работа.

Принцип работы в группе состоит в передаче студентам на период такой работы функций, традиционно выполняемых преподавателем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы студентов в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Эта форма предполагает работу студентов над едиными заданиями.

Групповая работа наиболее результативна в плане формирования у студентов обязательных результатов обучения, а также развития творческих способностей каждого студента.

Продуктивна групповая работа при закреплении и совершенствовании знаний.

Групповая форма работы оправдывает себя и при повторении ранее изученного материала. Работа студентов в группах на этом этапе обучения способствует повышению их активности. Повторение превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех студентов.

Групповая форма учебной работы используется и при выявлении знаний и умений студентов. Разнообразные виды взаимной проверки знаний в группах позволяют эффективнее развивать у студентов  навыки самоконтроля в учебной деятельности. Взаимный контроль содействует улучшению оперативного контроля со стороны преподавателя за качеством усвоения студентами знаний, умений и навыков, позволяет преподавателю получать вполне достоверную предварительную информацию об уровне их обученности.

Любой метод или технология имеет свои достоинства и недостатки. Технология группового взаимодействия не исключение.

Преимущества групповой работы на занятиях:

1. Не все студенты готовы задавать вопросы преподавателю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности студенты выясняют друг у друга всё, что им не ясно. В случае необходимости не боятся обратиться все вместе за помощью к преподавателю.

2.Студенты учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.

3. У студентов формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.

4. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебных пособиях, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.

5. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Преимущества групповой формы учебной работы особенно ярко выступают при активизации слабых студентов, которые получают больше возможностей, чем при фронтальной форме работы, для продуктивного обсуждения рассматриваемых проблем. Практика показывает, что студенты с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании студентов. Студенты, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения.

Как показывает практика, систематическая организация групповой работы студентов способствует глубокому усвоению учебного материала. Кроме того, работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения, приходит чувство удовлетворённости не только результатами, но и самим процессом обучения.

Основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:

1) взаимозависимость членов группы;

2) личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи одногруппников;

3) совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность студентов в группе;

4) социализация деятельности студентов в группах;

5) общая оценка работы группы.

Главное, следует организовать деятельность студентов таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную работу с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия.

«Согласовано»                                                                            «Утверждаю»         Методист                                                                                 Зам. директора по УР

_________Шкроб С.В.                                                    ___________Косарева Н.И.

__________2011г.

Технологическая карта занятия

Дисциплина: «Маркетинговые исследования рынка»

Тема занятия: Изучение и моделирование поведения потребителей

Тип занятия: Комбинированный урок

Вид занятия: Урок закрепления и обобщения ранее изученного материала

Мотивация:  Получение новой информации для реализации профессиональных компетенций

Образовательная цель: Формирование у обучающихся знаний о процессе маркетингового исследования, умения проводить маркетинговый анализ предложенных ситуаций;

Развивающая цель:

1. Развитие навыков сбора, обработки, систематизации данных, работы с различными источниками информации, навыков использования информационно-коммуникационных технологий,

 2. Развитие коммуникативных способностей в процессе совместной деятельности;

3.Развитие умения рассуждать, делать выводы. 

Воспитательная цель: 

1. Воспитание интереса к профессиональной деятельности;

2. Воспитание толерантности, коммуникабельности в отношениях со сверстниками;

3. Формировать потребность в информационной культуре.

Организационная форма обучения – индивидуальная и групповая работа

Обеспечение:

1. Методическое обеспечение занятия:

- работа малыми группами;

- презентация маркетинговых исследований;

- доклады студентов

2.  Информационно-компьютерное обеспечение:

  - карточки с вопросами для обсуждения,

  - наборы косметической продукции фирмы «Калина».

   - буклеты «Сегментирование рынка»;

   - презентации студентов;

   - видеоролик.

Технические средства обучения:

     - мультимедийный проектор;

     - компьютер;

     - интерактивная доска.

Основная литература:

1 Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001.

2 Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинговые исследования - СПб.: Питер, 2004.

3 Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика - М: Финпресс, 2000.

4 Герчикова И.Н. Методика проведения маркетинговых исследований// Маркетинг 1995 №3.

Дополнительная  литература:

1. Алешина И.В. Поведение потребителей: Учебное пособие для вузов.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

2. Васильев Г.А. Поведение потребителей: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2008.

Журналы:

  1. Маркетинг в России и за рубежом.
  2. Маркетинг и маркетинговые исследования.

Ход мастер-класса:

Цель: обмен опытом по применению на занятиях технологии коллективного и группового взаимодействия.

Преподаватель делится опытом проведения занятий с использованием технологии группового взаимодействия (работа малыми группами) при изучении маркетинговых дисциплин.

  1. Организационный момент (3 мин.):

1. Определение мотивации и постановка целей урока

2. Психологический настрой студентов на учебную деятельность

  1. Актуализация опорных знаний и умений (5 мин):

- Фронтальный опрос (беседа со студентами)

  1. Закрепление и обобщение ранее изученного материала  (35 мин)

                    План:

 1. Модель покупательского поведения

   2. Маркетинговое исследование поведения потребителей

  1. Закрепление изученного материала (10 мин):

1. Презентация маркетингового исследования поведения потребителей чая

  1. Подведение итогов (2 мин):

           1.Выставление оценок

 

 

1. Вступление (3 мин).

Преподаватель: Здравствуйте, уважаемые студенты!  Мне очень приятно видеть вас на моем уроке «Маркетинговые исследования рынка» (слайд № 1 «Маркетинговые исследования рынка»). 

Начать сегодняшнее занятие я хочу с сюжета из фильма «Бриллиантовая рука».

Сюжет (потребитель выбирает товар) – демонстрируется фрагмент из фильма «Бриллиантовая рука», где главный герой выбирает товар в магазине (видеоролик).

2. Актуализация опорных знаний и умений (5 мин).

АОЗУ проходит форме фронтального опроса в виде беседы со студентами.

 Преподаватель (П): Опишите данную ситуацию с точки зрения маркетолога.

 Примерный ответ студента (ПО). – В этом сюжете мы увидели, как покупатель делает выбор.

П: Как вы считаете, часто ли современный производитель и продавец встречаются с потребителями товаров и услуг?

 ПО: Современный потребительский рынок характеризуется сокращением числа непосредственных контактов продавцов со своими клиентами (например, многие люди покупают товары в супермаркетах, где общение с продавцами сведено до минимума; все большее число потребителей используют для совершения покупок Интернет).

П: Как же узнать, какие действия необходимо предпринять производителю, чтобы удовлетворить спрос, заслужить доверие потребительской аудитории, не потерять потенциального покупателя?

 ПО: Необходимо уделять внимание изучению поведения потребителей, чтобы выяснить, каким образом совершаются покупки, кто и где именно покупает, а также что побуждает покупателя совершать покупки.

 П: Таким образом, становится очевидной значительная роль сбора и анализа информации в маркетинговой деятельности.

3. Закрепление и обобщение ранее изученного материала (35 мин)

Работа студентов осуществляется в творческих группах. Столы расставлены таким образом, чтобы каждая группа работала самостоятельно. На столах у студентов разложены карточки с вопросами для обсуждения, буклеты «Сегментирование потребительского рынка»

Тема сегодняшнего урока «Изучение и моделирование поведения потребителей» (слайд 2).

Цели (слайд 3):

- Формирование у обучающихся знаний о процессе маркетингового исследования, умения проводить маркетинговый анализ предложенных ситуаций;

-  Развитие навыков сбора, обработки, систематизации данных, работы с различными источниками информации, навыков использования информационно-коммуникационных технологий.

 П: В процессе принятия решения о покупке потребитель преодолевает несколько этапов. Давайте вспомним, какие это этапы (слайд 4).

http://www.openclass.ru/sites/default/files/schema.JPG

На каждом из этих этапов производитель может воздействовать на потребителя, стимулируя его к покупке. Конечно, если покупка привычна, то часть этапов мы пропускаем и от этапа осознания проблемы переходим сразу к этапу решения о покупке.

Возникает вопрос: если этапы процесса принятия решения о покупке одинаковы для всех потребителей, почему же на одни и те же стимулы, которые дает производитель, потребители реагируют по-разному? 

ПО: Каждый потребитель – это личность, обладающая своими психологическими особенностями, имеющая особые привычки и предпочтения.

  П: Разбиение всего рынка на группы потребителей со схожими характеристиками, поведением, а также потребностями в отношении товара называется сегментированием.

Группа студентов подготовила буклет «Сегментирование потребительского рынка».

 Выступление студентов «Сегментирование рынка» (7 мин), презентация буклета «Сегментирование потребительского рынка» (буклет представлен в приложении) (слайд 5).

Сегментация — разделение рынка на группы покупателей, обладающих схожими характеристиками, с целью изучения их реакции на тот или иной товар или услугу.

Сегмент — группа покупателей, обладающая похожими потребностями, желаниями и возможностями. Разделение рынка на различные сегменты и их последующее изучение позволяет компаниям сконцентрировать свое внимание на наиболее перспективных, с точки зрения прибыльности, сегментах (целевых).

Сегментация может быть произведена как на потребительском, так и на промышленном рынке (рынке организаций).

Сегментирование потребительского рынка может быть произведено по нескольким признакам: географическим, демографическим, психографическим, поведенческим.

Географические признаки:

Они предполагают разбивку рынка на разные географические единицы: государства, регионы, города, районы. Обычно свою деятельность предприятие начинает с выбора географического местоположения. Оно должно решить, где действовать—в одном или нескольких районах города, по всему городу, в национальном или международном масштабе. В этом случае предприятие должно чётко представлять особенности климата в выбранных местах, рельеф, плотность населения, предпочтения, присущие городскому и сельскому населению.

Демографические признаки:

Они заключаются в разбивке рынка на группы по полу, возрасту, размеру семьи, этапу жизненного цикла семьи, уровню доходов, роду занятий, образованию, религиозным убеждениям, национальности. Такие признаки очень часто используются при сегментировании, поскольку с ними наиболее тесно связаны потребности и прочие предпочтения потребителей, а кроме того, они легко, по сравнению с другими критериями, поддаются замерам.

Психографические признаки:

В соответствии с этими критериями покупателей подразделяют на группы по разным признакам принадлежности к общественному классу, стилю жизни, характеристикам личности.

Проводить деление рынка по психографическим признакам намного сложнее, чем по географическим или демографическим. Если информацию о месте проживания клиентов и их демографических характеристиках несложно получить из уже имеющихся источников, то информацию об общественном классе, стиле жизни, характеристиках личности приходится собирать самим предприятиям.

Поведенческие признаки:

К таким признакам относят повод к совершению покупки, искомые выгоды, статус пользователя, степень интенсивности потребления, степень приверженности к товару, готовности к его восприятию и отношение к нему.

Работа в группах:

1 этап:

Вопросы для обсуждения (на карточках):

 1) Какие критерии используются при сегментировании рынка потребителей видеокассет?

2) Используются ли те же самые критерии и для сегментирования потребителей художественных книг?

3) Предположим, вы открываете магазин по продаже спортивных товаров. Вы выявили два сегмента, представляющие для вас наибольший интерес: подростки и люди средних лет, увлеченные спортом.

Как вы будете настраивать комплекс маркетинга вашего предприятия на удовлетворение потребностей этих двух сегментов?

Обсуждение вопросов в группах (5 минут), затем представители групп отвечают на поставленные вопросы.

2 этап:

На столах у студентов наборы продукции косметической фирмы «Калина»: шампуни, бальзамы для волос, кремы для рук и лица разных серий, для разных возрастных групп потребителей.

П:  Перед вами набор косметической продукции. Предлагаю экспертным группам изучить предложенные товары.

При этом необходимо: 1) Определить фирму-производителя данной продукции;

2) Назвать, какие наименования продукции представлены в данной коллекции?

Обсуждение вопросов в группах (5 минут), затем представители групп отвечают на поставленные вопросы.

3 этап:

Ситуация для анализа: «Сегментирование и выбор целевых рынков концерном «Калина» (слайд 6).

Российская компания концерн «Калина» является одним из лидеров российского рынка косметических средств, на отечественном рынке она представляет достаточно широкий их выбор. Концерн «Калина» выпускает известную серию по уходу за кожей рук и лица «Черный жемчуг», шампуни «Чистая линия», крем «Чистая линия», защитный крем для рук, питательный крем для детей, средства по уходу за молодой кожей «МИА» и другие косметические средства. Более того, многие из перечисленных товарных марок предлагаются в нескольких разновидностях и разнообразной фасовке. Компания использует оригинальную упаковку, красочную и привлекательную для покупателей.

Для обслуживания европейского (более конкурентного) рынка компания использует еще больше своих марок, создает все новую и новую продукцию.

Зачастую получается так, что товары компании конкурируют друг с другом на одних и тех же полках магазинов.

Вопросы для обсуждения (на карточках):

1) Почему компания «Калина», вместо того, чтобы сконцентрировать свои ресурсы на выпуске какой-то одной лидирующей серии, представляет на выбор несколько товарных марок, относящихся к одной категории?

2) Какие критерии сегментирования потребительского рынка использует компания «Калина»? Можно ли было использовать другие критерии?

3) Представьте себе, что вы конкурент этой компании. Какую тактику вам лучше выбрать: состязаться с каждой из выпускаемых марок, сосредоточить свои усилия на меньшем количестве сегментов рынка или попытаться найти новые рыночные сегменты?

Обсуждение вопросов в группах (5 минут), затем представители групп отвечают на поставленные вопросы.

ПО: Ответ заключается в том, что разные потребители желают, чтобы приобретаемый ими товар, обладал некоторым отличным от других набором качеств. Возьмем, к примеру, средства по уходу за кожей лица или для очищения кожи. Выбирая крем, одна потребительница ищет именно то, что действительно подходит её типу кожи, другая прислушивается к мнению подруг, а для некоторых самыми важными будут сиюминутные ощущения – приятный запах или оригинальная упаковка. Таким образом, мы имеем группы (сегменты) покупателей косметических средств, которые отличаются друг от друга искомыми выгодами от приобретения товаров.

Компания «Калина» выделила наиболее значительные, по её мнению, сегменты рынка косметических средств и разработала специально для них серии товаров.

Сегментируя рынок и имея в своем распоряжении целый ряд марок и серий косметических средств, компания «Калина» в состоянии обеспечить предложения, привлекательные для потребителей всех основных групп предпочтений. Компания «Калина» предлагает свою продукцию для всех возрастных категорий. Сочетание всех товарных марок позволяет компании удерживать долю рынка, намного большую, чем можно было бы завоевать, имея в распоряжении только одну-единственную марку.

П: Теперь нам известно, что при планировании деятельности предприятия необходимо учитывать индивидуальные особенности потребителей, но как узнать какими именно особенностями обладает ВАШ потребитель?

ПО: В процессе планирования, реализации и контроля маркетинговой деятельности предприятие не может обойтись без исследования своих покупателей, конкурентов, посредников и других субъектов и сил, действующих на рынке, а также без сбора информации об уровне сбыта, способах распространения и ценах товаров.

П: Как вы считаете, на какие этапы можно разбить процесс исследования потребительского рынка?

 ПО: Маркетинговые исследования представляют собой процесс, включающий определение проблемы, сбор и анализ информации, выработку рекомендаций по улучшению маркетинговой деятельности предприятия (слайд 7).

П: Любое маркетинговое исследование связано с затратами определенных ресурсов, поэтому предприятие должно проводить исследование только тогда, когда требуется решить конкретную проблему. А кто проводит маркетинговые исследования?

ПО: Предприятие может проводить исследование само – силами своих работников, а может нанять для проведения исследования стороннюю организацию.

 П: В России в силу неразвитости рынка маркетинговых услуг предприятия часто заказывают проведение маркетинговых исследований преподавателям и студентам экономических специальностей вузов.

4. Закрепление изученного материала (10 мин)

Вам было предложено провести небольшое маркетинговое исследование и сейчас мы познакомимся с результатами вашего исследования:

Презентация "Купить или не купить" (маркетинговое исследование поведения потребителей чая) представлена в приложении.

Презентация маркетингового исследования поведения потребителей чая

П: Успешно проведенное исследование позволит предприятию увеличить свою долю на потребительском рынке. Как вы считаете, можно с помощью маркетингового анализа получить абсолютно достоверную информацию?

 ПО: Маркетинговые исследования редко дают результаты, которые можно считать абсолютно надежными, и не гарантируют предприятию безоговорочного успеха на рынке.

 П: В таком случае, нужны ли подобные исследования, если «Да», то кому: потребителю или производителю?

 ПО:  Да, нужны, т.к. они способствуют снижению риска неопределенности и повышения вероятности успеха маркетинговых мероприятий и лучшему удовлетворению потребностей покупателей.

П: Умение проводить маркетинговые исследования необходимо только маркетологам?

 ПО: Нет, эти умения могут понадобиться каждому человеку в процессе его жизнедеятельности.

 П: Надеюсь, что полученные сегодня на уроке знания и умения будут полезны вам в дальнейшем.

5.Подведение итогов (1 мин)

Выставление оценок за работу

           6. Домашнее задание (1 мин)

Составить конспект-лекцию, используя материал урока

Преподаватель: Наш урок закончен, всем спасибо, до свидания.

Рекомендации по применению технологии коллективного

и группового взаимодействия

1. Групповая форма обучения должна быть включена в структуру урока на непродолжительное время 20 – 25 минут.

2. Систематизировать организацию групповой работы.

3. Необходимо в совершенстве освоить методику определения заданий для групповой работы.

    4. Организовать рабочее место каждой группы, а также наличие необходимых канцелярских принадлежностей.

5. Не допускать группы из одних только слабых студентов.

6. Применять групповую работу для заданий, которые студент не может сделать индивидуально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ В СПО"

Образование взрослых актуально в настоящее время. Главные цели образования взрослых: формирование активной гражданской позиции и обеспечение конкурентоспособности на рынке труда. Образование взрослых ...

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Отчет преподавателя о применении педагогических технологий на уроках истории и обществознания...

методическая разработка бинарного урока (мастер класс) по дисциплинам обществознание, биология на тему"Происхождение человека"

Данная методическая разработка подготовлена преподавателями ГАПОУ СО "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства" С.Н Курсаковой, С.В. Лабодиной  в соответствии с новыми требованиями ФГ...

Методическая разработка по теме: «Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике»

Методическая разработка адресована  преподавателям математики, работающим в системе СПО и НПО.В данной разработке описаны, приемы, методы и значимость активизации познавательной  деятельност...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП 02. «МАРКЕТИНГ ЛАНДШАФТНЫХ УСЛУГ» ПМ.02 Ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству МДК 02.03«Маркетинговые исследования рынка ландшафтных услуг» по специальности 35.02.12

Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности: 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство ...

Доклад на ЦМК - Активизация учебно - познавательной деятельности студентов

Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным является создание ситуации успеха, что является мощным стимулом для обучающ...