Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»
учебно-методический материал на тему

Виноградская Надежда Юрьевна

Методическая разработка практического занятия

по дисциплине «Маркетинговые исследования»

на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования

при решении конкретной проблемы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка практического занятия

по дисциплине «Маркетинговые исследования»

«Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования

при решении конкретной проблемы»

Цель данной практической работы – сформировать у студентов практические навыки разработки анкеты для проведения маркетингового исследования в конкретно заданных условиях.

Задачи работы:

  1. Усвоить основные правила составления анкеты или вопросника.
  2. Самостоятельно определять типы вопросов, которые необходимо использовать в данном исследовании.
  3. Определять критерии отбора респондентов для анкетирования или опроса.
  4. Самостоятельно определять последовательность вопросов в анкете.
  5. Составить анкету или вопросник.
  6. Общаться с респондентами.

Теоретические сведения

Анкета – это основной инструмент маркетингового исследования. Составление анкеты – это длительный творческий процесс, т.к. задача состоит в том, чтобы респондент ответил на все вопросы и чтобы эти вопросы были максимально информативными.

Анкету можно заполнять в устной форме, т.е. со слов исследователя, задающего вопросы и заполняющего форму анкеты.

Также используется адресная и произвольная рассылка анкет.

При разработке анкеты следует использовать различные формы вопросов в зависимости от того, насколько они подходят в конкретной ситуации.

Закрытые вопросы включают в себя все возможные варианты ответов. Опрашиваемый выбирает один из них.

В свою очередь закрытые вопросы бывают:

а) одновариантный вопрос (альтернативного типа) – когда дается 2 ответа («да», «нет»), опрашиваемый отмечает один правильный ответ.

б) многовариантный вопрос (неальтернативного типа, «вопросы – меню»), которые предусматривают возможность выбора нескольких вариантов ответов.

в) шкальный вопрос - содержит шкалу измерения признака вопроса.

Открытые вопросы дают опрашиваемым возможность отвечать своими словами. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда важно узнать, что люди думают.

Полузакрытые вопросы применяются, когда исследователь, задавая вопрос, не уверен, что предлагаемый им набор ответов, является исчерпывающим. В этом случае список вариантов завершается словами: «что еще…?» или «другие варианты: … » и в нем оставляется место для того, чтобы респондент привел свою собственную версию ответа.

При разработке анкеты следует придерживаться следующих правил формулировки вопросов:

а) необходима последовательность вопросов;

б)  заданный вопрос не должен превышать возможностей памяти респондента;

в) вопрос должен быть, насколько это возможно, простым и коротким;

г) избегать двойного отрицания, чтобы не затуманивать ясности;

д) трудные и личные вопросы  надо задавать в конце опроса, чтобы опрашиваемые не замкнулись в себе;

е) следует всячески избегать предубежденности в формулировке вопросов. Нельзя использовать «пристрастные» вопросы, которые подсказывают определенный ответ и могут подтолкнуть респондента к неточному ответу. Такие вопросы, как правило, начинаются словами: «не кажется ли вам …?», «Принято считать…, а как вы считаете?»

Алгоритм работы

  1. Повторить, иметь в наличии в качестве учебного материала лекции по МДК «Маркетинговые исследования» и лекции по МДК «Маркетинг».
  1. Ознакомиться с теоретическими сведениями практической работы.
  2. Определить типы вопросов, которые будут задаваться.
  3. Разработать анкету (вопросник), которая бы соответствовала направлению, виду и целям исследования.
  4. Оформить анкету вместе с вариантами ответов.

Задание к практической работе

В соответствии с данными вариантов, представленных ниже:

  1. определить, какой метод сбора информации целесообразно использовать в каждом случае;
  2. определить, какой способ связи с аудиторией выбрать;
  3. обосновать, почему выбран данный способ связи с аудиторией;
  4. какие вопросы (открытые, закрытые, полузакрытые) лучше использовать, почему?
  5. подготовить анкету из 12-15 вопросов, с помощью которой можно было бы собрать необходимую информацию.

1 Вариант

Отдел маркетинга и продаж загородного пансионата проводит анализ степени удовлетворённости потребителей уровнем предоставляемых гостиничных услуг.

2 Вариант

Отдел маркетинга и продаж небольшой гостиницы в центре города проводит поисковое маркетинговое исследование, направленное на расширение ассортимента дополнительных услуг, которые могут быть предоставлены в гостинице.

3 Вариант

Отдел маркетинга и продаж крупного отеля с большим ассортиментом дополнительных услуг проводит анализ степени удовлетворённости потребителей качеством работы персонала отеля.

Содержание отчёта.

Отчёт студента о выполненной работе включает в себя:

  1. Описание выбранного метода сбора информации.
  2. Описание выбранного способа связи с аудиторией в соответствии с конкретной ситуацией.
  3. Разработанную анкету (вопросник, с помощью которой можно собрать необходимую информацию).

Контрольные вопросы.

  1. Опросы. Анкетирование.
  2. Способы связи с аудиторией.
  3. Формы вопросов. Открытые, закрытые, полузакрытые вопросы.
  4. Правила формулировки вопросов.
  5. Способы заполнения анкет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС Дисциплина «Маркетинговые исследования рынка» Тема: Активизация учебно-познавательной деятельности студентов на основе группового взаимодействия

В методической разработке мастер-класса по дисциплине «Маркетинговые исследования рынка» на тему «Изучение и моделирование покупательского спроса»  рассмотрено применение технологии групповой раб...

Методическая разработка практического занятия МДК 02.02 по теме Составление документов по инвентаризации основных средств специальность 080114

Методическая разработка практического занятия МДК 02.02. Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации по теме "Составление документов по инвентаризации основных средств" п...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя Обобщение по теме «Функции, их свойства и графики»

Методическая разработка практического занятиядля преподавателя Обобщение по теме «Функции, их свойства и графики»...

Методическая разработка практического занятия в медицинском колледже по теме «Формулы объемов тел вращения»

Конспект практического занятия дисциплины «Математика» по теме «Формулы объемов тел вращения» для обучающихся 1 курса медицинского колледжапо специальности Сестринское дело (ба...

Методическая разработка практического занятия к уроку иностранного языка тема "Физические и природные явления" 1 курс для медколледжей и училищ

методическая разработка предназначена для проведения занятий в медицинских колледжах и училищах на первом курсе обучения....

Методическая разработка практического занятия к уроку иностранного языка тема "Физические и природные явления"

методическая разработка предназначена для проведения занятий в медицинских колледжах и училищах на первом курсе обучения....

Методическая разработка бинарного урока-игры «Маркетинговое исследование» (по дисциплинам «Маркетинг»)

Современный деловой мир нуждается в людях, способных принимать  экономически грамотные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь. Поэтому очень важно для студентов в период обучени...