РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТОВАРОВЕДЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
рабочая программа по теме

Кузнецова Ольга Викторовна

       По гипотезе, которую выдвинул известный русский ученый, директор Института проблем инвестирования, д.э.н. Евгений Федорович Сабуров, наступивший XXI век будет веком игры или, точнее, “игрового общества”. Давайте внимательно посмотрим на сегодняшний мир и попытаемся понять, кто в нем успешен, кому удается “быть на плаву” и хорошо зарабатывать. Оказывается, не специалистам в традиционном  смысле слова, не ученым и даже не инженерам- практикам. Преуспевают люди совершенного иного склада - те, кто умеет четко поставить задачу, ограничить ее и найти для нее решение. Причем, что  очень важно, задачи эти, как правило, связаны с поведением других людей. А это и есть игра.

      При разработке содержательного аспекта программы учитывалось следующее:

      Стимулом к обучению служат эмоции. Самый надежный стимул - интерес к профессии, а в процессе обучения - интерес к предмету. Пробуждение его и должно быть главной задачей преподавателя. Другая тактическая задача - постоянно тренировать способность обучающихся размышлять, учить их учиться. Именно это и побудило меня к разработке индивидуальной программы.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТОВАРОВЕДЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 

Автор: преподаватель высшей квалификационной категории

Кузнецова Ольга Викторовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа предназначена для обучающихся по профессии “Продавец продовольственных товаров, контролер- кассир”.

       Дисциплина «Товароведение продовольственных товаров»  предназначена для формирования профессиональных знаний и умений обучающегося, необходимых для работы с продовольственными товарами, для формирования профессионально значимых качеств личности.  В результате изучения предмета обучающийся должен знать химические и физические свойства, пищевую ценность продуктов, признаки доброкачественности и правила упаковки и маркировки, условия и сроки хранения, процессы, происходящие при хранении, виды потерь, причины их возникновения, методы консервирования, товароведную характеристику важнейших продовольственных товаров.

       Обучающийся должен уметь распознать отдельные виды и наименования товаров, входящих в групповой ассортимент, определять пищевую ценность, дефекты основных товаров, обеспечивать сохраняемость товаров, разрабатывать мероприятия по сокращению потерь, разбираться в маркировке, выбирать необходимую упаковку.

        С целью закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений программа предусматривает проведение практических работ по каждой теме, а также уроков - игр и уроков - соревнований. Определенное место отводится изучению ассортимента новых товаров, а также способов фальсификации основных товаров и способов ее определения.

        С целью углубления профессионально-практической подготовки обучающихся, развития профессионального мышления, интереса к профессии программа предусматривает следующие виды работ: подготовка сообщений, составление кроссвордов, анализ пищевой ценности, кулинарного назначения, выявления дефектов товаров, выполнение творческих работ и др.

      С целью оценки уровня знаний и умений обучающихся, программа предусматривает проведение зачетов по каждой изучаемой теме, а также самостоятельных работ, тестовых проверочных работ по отдельным темам.

ВВЕДЕНИЕ

     По гипотезе, которую выдвинул известный русский ученый, директор Института проблем инвестирования, д.э.н. Евгений Федорович Сабуров, наступивший XXI век будет веком игры или, точнее, “игрового общества”. Давайте внимательно посмотрим на сегодняшний мир и попытаемся понять, кто в нем успешен, кому удается “быть на плаву” и хорошо зарабатывать. Оказывается, не специалистам в традиционном  смысле слова, не ученым и даже не инженерам- практикам. Преуспевают люди совершенного иного склада - те, кто умеет четко поставить задачу, ограничить ее и найти для нее решение. Причем, что  очень важно, задачи эти, как правило, связаны с поведением других людей. А это и есть игра.

      При разработке содержательного аспекта программы учитывалось следующее:

      Стимулом к обучению служат эмоции. Самый надежный стимул - интерес к профессии, а в процессе обучения - интерес к предмету. Пробуждение его и должно быть главной задачей преподавателя. Другая тактическая задача - постоянно тренировать способность учащихся размышлять, учить их учиться. Именно это и побудило меня к разработке индивидуальной программы.

       Также следует отметить, что программа разрабатывалась с учетом требований работодателей к кандидатам на должность продавца.

       Ведь хорошо обученный персонал не только помогает покупателю совершить покупку, но также может дать грамотную консультацию  о свойствах товара, изготовителе, особенностях потребления, кулинарном назначении. Компетентный продавец - это не только престиж магазина, но и реальное увеличение продаж.

ЦЕЛЬ    ПРОГРАММЫ:

       Ведущей целью обучения товароведению продовольственных товаров является подготовка высококвалифицированных продавцов продовольственных товаров, владеющих профессиональным мастерством, глубокими прочными знаниями в области товароведения в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по профессии “Продавец, контролер - кассир”.

ЗАДАЧИ   ПРОГРАММЫ:

  1. Активизировать учебный процесс.
  1. Научить обучающихся распознавать отдельные виды и наименования товаров, определять их пищевую ценность.
  1. Научить обучающихся определять качество товаров, их дефекты, обеспечивать сохраняемость, разрабатывать мероприятия по сокращению потерь, разбираться в маркировке.
  1. Знакомить обучающихся с новыми товарами, с видами фальсификации некоторых товаров и способами ее определения.
  1. Стимулировать обучащихся к самостоятельному приобретению знаний и умений, поддерживать их интерес к изучаемому предмету.
  1. Использовать принцип преемственности, который предусматривает:

а)  установление связей с другими предметами, с выбранной профессией;

б) создание базы для усвоения программы производственного обучения, для       применения ЗУН в производственной деятельности. 

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ:

  1. Применение игровых технологий активизирует учебный процесс, стимулирует обучающихся к самостоятельному приобретению знаний и их практическому применению в конкретной ситуации, совершенствует навыки принятия коллективных решений, формирует разного рода коммуникативные умения, развивает у учащихся творческое мышление, индивидуальный стиль поведения в процессе взаимодействия с людьми, помогает преодолевать психологический барьер по отношению к активным формам обучения.
  1. Реализуя новые подходы в образовании, направленные на творческое развитие личности, представляется весьма уместным обратить внимание на некоторые интересные выводы: в действии лежит тайна обучения, интереса и внимания. Человек предназначен для деятельности, стремится к деятельности; самообразование в игре есть не что иное, как деятельность.
  1. Поурочные тесты и продуманные самостоятельные работы возбуждают интерес к предмету и постоянно тренируют способность  обучающихся размышлять. Все это особенно актуально при слабой мотивации к обучению.
  1. Введение изучения (в дополнение к стандарту по предмету) некоторых продовольственных товаров, способов и методов фальсификации, ее обнаружения, ассортимента новых товаров, а так же маркировки, потребительских свойств товаров, обуславливающих их пищевую ценность способствует совершенствованию практической ориентации обучающихся.

НОВИЗНА:

  1. Расширение традиционной программы.
  1. Объективный контроль качества усвоения обучающимися учебного материала.
  1. Умения отрабатываются в реальной деятельности, а не в слушании того, как это может происходить на самом деле.
  1. Использование нетрадиционных методов обучения.

ПРЕИМУЩЕСТВА:

  1. Программа позволяет добиться более глубокого усвоения материала при переходе с уровня понимания и запоминания на уровень творческого усвоения и применения знаний.
  1. Предоставление обучающимся времени для совершенствования знаний и умений непосредственно на занятиях, проведение этой работы под руководством преподавателя и при его контроле, что создает возможность для сокращения объема домашних заданий и устранения перегрузки.
  1. Воспитательные цели программы: обучающиеся обучаются коллективной деятельности, учатся планировать свою работу, общаться с другом, оказывать помощь; создаются условия для проведения индивидуальной и дифференцированной работы обучащихся.
  1. У обучающихся развиваются творческие способности, повышается интерес к предмету.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТОВАРОВЕДЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ»

№№

 п/п

ТЕМА

Кол-во

часов

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ИЗМЕНЕНИЯ

В ПРОГРАММЕ

Коррекция

содержания

Коррекция методов

1

Общая часть

товароведения

30

Предмет и задачи товароведения. Понятие о товаре и товароведении. Предмет и метод товароведения. Классификация продовольственных товаров. Понятие об ассортименте и товарном сорте.

Качество продовольственных товаров. Определение понятия качества продовольственных товаров. Факторы, влияющие на качество: виды и качество сырья, способы и условия производства, упаковка, транспортировка и хранение.

Вещества, входящие в состав пищевых продуктов. Значение их в питании. Калорийность пищевых продуктов. Методы определения качества товаров. Стандартизация и ее значение. Виды стандартов.

Основы хранения продовольственных товаров. Факторы, влияющие на качество продовольственных товаров при хранении. Консервирование пищевых продуктов и его значение.

Естественная убыль производственных товаров при хранении и транспортировании, ее виды и нормирование

Потребительские свойства, обуславливающие пищевую ценность. Энергетическая ценность. Биологическая ценность. Физиологическая ценность. Органолептическая ценность. Усвояемость. Доброкачественность.

 Определения. Показатели. краткая характеристика.

Маркировка продовольственных  товаров. Штриховое кодирование.

Сертификаты.

Фальсификация продуктов питания.

Игра-соревнование  «Мир продовольственных товаров».

2

Зерномучные товары.

18

Строение зерна злаков и его химический состав. Основные зерновые культуры.

Крупы. Ассортимент, способы производства. Характеристика пшена, риса, гречневых, ячменных, кукурузных и других круп. Требования к качеству.

Мука. Виды помолов муки. Понятия о выходах муки. Сорта ржаной и пшеничной муки, показатели качества.

Другие виды муки и их назначение. Способы и условия хранения муки , круп, зерна.

Процессы, происходящие при хранении.

Хлебобулочные изделия. Основное и вспомогательное сырье. Процессы  производства хлеба. Показатели качества, дефекты и болезни хлеба. Ассортимент ржаного хлеба и ржано-пшеничного, характеристика сортов, требования к качеству. Ассортимент пшеничного хлеба. Булочные изделия, ассортимент, характеристика, показатели качества. Мелкоштучные изделия, сдоба, бараночные и сухарные изделия, национальные и диетические сорта хлеба. Условия и сроки хранения. Транспортирование хлеба.

Макаронные изделия.

Понятия о технологии производства и факторах , определяющих качество.

Виды макаронных изделий, показатели качества, дефекты. Упаковка и условия хранения.

Фальсификация зерномучных товаров и методы ее обнаружения.

Новое в ассортименте.

Сюжетная игра «Взрыв» на макаронной фабрике».

3

Плодоовощные товары.

20

Химический состав и физические свойства плодов и овощей. Изменения, происходящие в плодах и овощах при хранении.

Овощи. Классификация овощей. Особенности химического состава. Характеристика основных видов: капустных, корневых, клубневых, луковых, салатно- шпинатных, пряных, десертных, тыквенных, томатных, зерно- бобовых. Показатели качества овощей. Естественная убыль при транспортировании, хранении и реализации.

Плоды. Классификация плодов, характеристика основных видов и сортов: семечковых, косточковых, ягод, цитрусовых, тропических, субтропических, орехоплодных. Показатели качества, болезни и повреждения плодов. Условия хранения, транспортирования. Естественная убыль.

Продукты переработки плодов и овощей. Процессы, происходящие при переработке. Ассортимент переработанных плодов и овощей, пищевая ценность и показатели качества. Дефекты, условия и сроки хранения.

Грибы. Пищевая ценность грибов. Ассортимент и показатели качества свежих и переработанных грибов.

Упаковка и хранение.

Сюжетная игра «Вокруг света по стране Легумии». Составление кроссворда «Овощи. Плоды».

Поурочное

тестирование.

Урок- семинар «Неизвестное об известном».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

4

Вкусовые

 товары

40

Классификация вкусовых товаров. Значение в питании.

Чай. Технологическая схема производства чая. Химический состав чая. Фабричные и торговые сорта чая. Показатели качества, упаковка, маркировка, хранение.

Кофе натуральный. Разновидности и сорта кофе. Химический состав. Требования к качеству. Упаковка и хранение.

Кофейные напитки. Цикорий и его характеристика. Рецептура кофейных напитков, ассортимент. Показатели качества, упаковка, маркировка, хранение.

Пряности и приправы. Характеристика отдельных видов пряностей (горчицы, перца, гвоздики, лаврового листа, ванили, корицы и других.

Соль и уксус. Значение в питании, требования к качеству. Упаковка, маркировка и хранение пряностей, приправ и поваренной соли.

Алкогольные и безалкогольные напитки.

Спирт как сырье для получения водки и ликероводочных изделий. Требования к качеству спирта.

Водка и ликероводочные изделия, ассортимент, крепость, показатели качества. Упаковка, маркировка, хранение и транспортирование.

Виноградные вина, их производство, выдержка. Классификация и ассортимент виноградных вин и коньяка. Болезни, дефекты вин, условия хранения.

Плодово-ягодные вина. Производство, ассортимент, содержание спирта, сахара. Оценка качества, упаковка, маркировка, транспортирование и хранение вин.

Пиво. Основное сырье, производство, ассортимент, показатели качества, упаковка и хранение.

Безалкогольные напитки. Классификация, ассортимент и требования к качеству минеральных вод (естественных и искусственных), плодово-ягодных соков (осветленных и с мякотью), фруктово-ягодных напитков, сиропов, экстрактов и хлебного кваса. Упаковка, транспортирование и хранение безалкогольных напитков.

Способы и средства фальсификации чая, методы ее обнаружения.

Способы и средства фальсификации кофе, методы ее обнаружения.

Поваренная соль и пищевые кислоты. Прочие приправы: плодоовощные соусы, столовый хрен, горчица, майонезы, глутамат натрия (общее представление). Фальсификация майонеза.

Признаки фальсификации водок и ликероводочных изделий.

Коньяки (бренди), их производство, выдержка. Ассортимент коньяков, показатели качества.

Фальсификация вин и коньяка.

Новые виды слабоалкогольных напитков.

Культура потребления алкогольных напитков.

Табак и табачные изделия: понятия, назначение. Показатели качества, дефекты. Упаковка, маркировка, условия и сроки хранения.

Пищевые добавки и жевательная резинка. Общее представление.

Новое в ассортименте вкусовых товаров.

Ролевая игра: «Этиловый спирт – pro et contra.»

Игра-соревнование: «Истина в вине?»

Приготовление сообщений о вреде курения.        «Дадим слово врагу курения : терапевту, онкологу, педиатру, экономисту, социологу».

5

Крахмал, сахар, мед и кондитерские товары.

30

Крахмал. Способы производства крахмала, виды и сорта. Оценка качества, упаковка, хранение, применение. Продукты переработки крахмала (саго, патока, глюкоза).

Сахар. Сырье для производства сахара. Технологическая схема производства свекловичного сахара. Химический состав и пищевая ценность сахара. Сахарный песок, его виды. Сахар- рафинад литой и прессованный, их особенности, ассортимент. Показатели качества сахара- песка и сахара- рафинада. Тара, упаковка, транспортирование и хранение.

Мёд. Химический состав и пищевая ценность мёда. Виды и сорта мёда. Показатели качества натурального мёда. Искусственный мёд. Упаковка, условия транспортирования и хранения.

Кондитерские товары. Классификация кондитерских товаров, пищевая ценность. Фруктово-ягодные кондитерские изделия. Ассортимент, схема производства, показатели качества, дефекты, упаковка, хранение.

Шоколад и какао-порошок. Основное сырье для получения шоколада. Ассортимент, показатели качества, дефекты, условия хранения. Какао-порошок, его производство, упаковка, ассортимент.

Карамель. Производство карамели, ассортимент,  показатели качества, пороки, упаковка и хранение.

Конфеты и драже. Технологическая схема производства основных видов конфет. Ассортимент глазированных и неглазированных конфет.

Показатели качества, пороки, упаковка.

Халва. Основное сырье, получение, классификация, ассортимент.

Показатели качества, пороки, упаковка, хранение.

Мучные кондитерские товары. Сырье, способы получения, ассортимент, показатели качества, упаковка.

Кондитерские изделия диетические, лечебные. Их характеристика, отличительные особенности.

Изменения, происходящие при хранении в отдельных группах кондитерских изделий.

Сахарозаменители: понятие, виды, назначение.

Способы и средства фальсификации мёда, методы ее обнаружения.

Фальсификация шоколада.

Восточные сладости: понятие, виды, ассортимент.

Новое в ассортименте кондитерских товаров.

Деловая игра: «Сладкая ложь о шоколаде».

Составление кроссворда. Игра – КВН по теме: «Кондитерские товары».

Составление кроссворда.

6

Пищевые

Концентраты.

5

Пищевые концентраты: понятие и назначение, классификация. Пищевая ценность концентратов из круп, муки, плодов, овощей, молока, мяса.

Отличительные особенности концентратов для детского и диетического питания.

Факторы, формирующие качество: сырье основное и вспомогательное, процессы производства.

Ассортимент.

Упаковка, маркировка и хранение.

Новое в ассортименте пищевых концентратов.

7

Молочные

товары

18

Молоко. Химический состав и пищевая ценность молока. Факторы, влияющие на состав и качество молока. Требования к качеству молока. Транспортирование и хранение. Сгущенное и сухое молоко, их пищевая ценность, понятия о технологии производства, показатели качества, ассортимент, условия хранения.

Сливки, сметана. Химический состав, способы выработки, ассортимент , показатели качества. Упаковка, транспортирование и хранение.

Творог, простокваша, кефир и др. кисломолочные продукты, мороженое. Состав и пищевая ценность этих продуктов. Сущность и способы приготовления. Классификация, сорта, показатели качества, пороки. Упаковка, транспортирование и хранение.

Сыры. Сычужные и кисломолочные сыры, состав и пищевая ценность, особенности производства и созревания различных видов сыров. Классификация сыров. Виды, сорта сычужных твердых, мягких, рассольных и кисломолочных сыров. Сыры плавленые, сыры топленые и сыры в порошке.

Показатели качества сыров. Пороки, транспортирование и хранение.

Средства и методы обнаружения фальсификации молока и молочных продуктов.

Новое в ассортименте молочных продуктов.

Игра-соревнование: «Страна чудес молочных».

Урок-семинар на тему: «Диетические кисломолочные напитки».

8

Мясные

 товары.

36

Состав и пищевая ценность мяса убойных животных. Факторы, влияющие на качество мяса.

Обработка скота на мясокомбинате. Сортировка мясных туш по упитанности и их клеймение. Процесс созревания мяса после убоя.

Свежее мясо. Классификация мяса по видам животных и термическому состоянию. Стандартная разделка туши.

Показатели качества свежего мяса, хранение.

Мясные субпродукты. Виды и категории субпродуктов, их пищевая ценность. Показатели качества, перевозка и хранение.

Мясо домашних птиц и дичи. Пищевая ценность. Ассортимент, показатели качества. Условия перевозки и хранения.

Колбасные изделия и мясокопчености. Значение в питании. Технологическая  схема производства. Показатели качества. Основные виды мясокопченостей, требования к их качеству. Условия хранения.

Мясные и мясорастительные консервы. Пищевая ценность. Технологическая схема производства. Виды консервов, характеристика каждой группы. Показатели качества, пороки. Упаковка, маркировка, хранение.

Мясные полуфабрикаты и кулинарные изделия. Ассортимент, показатели качества. Упаковка, транспортирование и хранение.

Способы и средства фальсификации мясных продуктов.

Новое в ассортименте мясных товаров.

9

Рыбные

товары

30

Основные классификации важнейших промысловых блюд по семействам.  

Состав и пищевая ценность. Зависимость качества мяса рыбы от породы, районов и времени улова, от последующей обработки.

Живая рыба. Значение живорыбной торговли и виды рыб, используемых для этого. Перевозка и хранение, болезни и меры их предупреждения.

Охлажденная, мороженая рыба и рыбное филе. Сущность охлаждения и замораживания. Посмертные изменения, происходящие в рыбе. Пищевая ценность, оценка качества, пороки. Упаковка, транспортирование и хранение.

Соленая рыба. Сущность посола, влияние на пищевую ценность. Ассортимент. Показатели качества и пороки. Упаковка, маркировка, хранение.

Вяленая и сушеная рыба. Сущность вяления и сушки. Виды, сорта, показатели качества. Упаковка и хранение.

Копченая рыба. Сущность и способы холодного и горячего копчения. Показатели качества, пороки. Упаковка и хранение.

Маринованная рыба. Сущность маринования. Ассортимент, показатели качества. Упаковка и хранение.

Рыбные консервы и пресервы. Сущность консервирования в герметичной таре. Классификация рыбных консервов. Ассортимент, требования к качеству. Пороки, причины их возникновения. Рыбные пресервы, виды, требования к качеству, условия и сроки хранения. Кулинарные рыбные продукты. Ассортимент, показатели качества, упаковка и хранение.

Икра. Состав и пищевая ценность. Способы производства, виды, товарные сорта. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение.

Нерыбные водные продукты, классификация по видам объектов промысла, отличительные признаки отдельных видов. Отличие нерыбных продуктов от рыбы. Продукты переработки нерыбных водных продуктов.

Новое в ассортименте рыбных товаров.

10

Соевые

продукты

3

 Соя. Химический состав и пищевая ценность.

Соевые продукты: понятие, назначение, пищевая ценность. Ассортимент соевых продуктов.

Упаковка, маркировка, хранение.

Перспективы развития производства соевых продуктов.

11

Пищевые жиры

8

Масло коровье. Состав и пищевая ценность масла. Производство, виды и торговые сорта. Масло с наполнителями. Масло топленое. Основные показатели качества, пороки, упаковка, транспортирование. Хранение.

Растительные масла. Сырье и способы получения растительных масел. Очистка (рафинация) масел. Химический состав и пищевая ценность растительных масел. Виды и сорта подсолнечного, хлопкового, соевого, горчичного, кукурузного и других видов масел.

Показатели качества, упаковка, транспортирование и хранение.

Животные жиры. Особенности состава животных жиров. Сало-сырец говяжье, свиное, баранье и др. понятие о производстве топленых жиров. Сало топленое, виды, показатели качества, упаковка и хранение.

Маргарин. Гидрогенизация жиров. Сырье для выработки маргарина. Способы производства, виды маргарина, рецептура, пищевая ценность. Требо-

вания к качеству, упаковка и хранение.

Кулинарные жиры. Состав и назначение. Производство, виды, показатели качества.

Новое в ассортименте пищевых жиров.

Ролевая игра: «Суд над растительным маслом»

12

Яичные товары

8

Яйцо, его строение, пищевая ценность. Виды и категории лиц. Показатели качества и изменения, происходящие при хранении. Овоскопирование яиц, упаковка, транспортирование и хранение. Продукты переработки яиц (меланж и яичный порошок).  

                                   

13

Повторение пройденных тем.

4

Деловая игра «Создай свою фирму».

Игра – соревнование «Счастливый случай».

       ИТОГО:

250

ТЕМАТИЧЕСКОЕ    ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

ТЕМА

Формы и методы обучения

Формы организации

 учебной деятельности

Формы и средства контроля

1

2

3

4

5

1.

Общая часть        товароведения

Словесный,

объяснительно-иллюстративный,

проблемный,

дифференцированный,

мотивационный,

практический,

наглядный.

1.беседы (лекции);

2. запись справочного материала, конспектирование;

3. работа с таблицами, схемами;

4.работа с раздаточными карточками;

5. работа с товарными образцами;

6. работа с муляжами;

7. работа с рекламными материалами;

8. ответы учащихся на вопросы.

9. работа с ассортиментными альбомами;

10. работа с плакатами;

11. работа с наглядным оформлением кабинета;

12. работа с сертификатами.

1.проверочные самостоятельные работы;

2. проверочные практические работы;

3. письменные работы с раздаточными карточками;

4. письменная работа (зачет) по карточкам- заданиям;

5. урок-соревнование;

6.тестирование.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

2.

Зерномучные товары

Словесный,

объяснительно-

иллюстративный,

наглядный,

практический.

1.беседы (лекции);

2.запись справочного материала;

3.работа с раздаточными карточками;

4.работа с товарными образцами

5.работа с муляжами;

6.работа с рекламными материалами;

7.ответы учащихся на вопросы преподавателя;

8.работа с плакатами;

9.разработка таблиц и схем;

10.работа с учебником

11.органолептическая оценка качества товаров;

12.конспектирование.

1.проверочные практические работы;

2.письменные работы с раздаточными карточками;

3.ролевая игра;

4.письменная работа (зачет) по карточка-заданиям;

5. «словарный диктант»(краткие ответы на вопросы преподавателя).

3.

Плодоовощные

товары

 

Словесный,

объяснительно-

иллюстративный,

наглядный,

практический.

               

1.лекции с элементами беседы;

2.работа с муляжами;

3.работа с товарными образцами

4.работа с рекламными материалами;

5.ответы учащихся на вопросы преподавателя;

6.работа с плакатами;

7.работа с учебником;

8.органолептическая оценка качества товаров;

9.конспектирование.                          

 

1.практические работы;

2.составление кроссворда по теме.

3.урок-семинар;

4.система поурочных тестов.

5. творческая работа.

4

Вкусовые

товары

Словесный,

объяснительно-

иллюстративный,

наглядный,

практический,

проблемный

1.лекция (с элементами беседы);

2.конспектирование;

3.работа с ассортиментными альбомами;

4.работа с рекламными материалами;

5.работа с муляжами;

6.работа с натуральными образцами;

7.органолептическая оценка качества товаров;

8.работа с раздаточными карточками;

9.составление таблиц, схем;

10.характеристика потребительских свойств товаров;

11.вопросы учащихся друг к другу;

12.работа с учебником;

13.дегустации некоторых товаров.

1.составление кроссворда по теме;

2.разгадываниекроссворда (по карточкам);

3.ролевая игра;

4.коммуникативно-мыслительная игра.

5.письменная работа (зачет) по карточкам-заданиям;

6.составление рекламы.

5

Крахмал, сахар, мёд, кондитерские товары.

словесный,

практический,

дифференцированный;

наглядно-иллюстрированный,

проблемный

1.лекция (с элементами беседы);

2.конспектирование;

3.ответы учащихся на вопросы учителя;

4.работа с раздаточными карточками;

5.работа с натуральными образцами;

6.работа с учебником;

7.работа с муляжами;

8.работа с маркировкой товаров;

9.определение (органолептическим методом) качества товаров;

10.составление схем, таблиц;

11.работа с рекламными образцами.

1.проверочная работа (сравнительная характеристика);

2.составление кроссворда по теме;

3. заполнение кроссворда (по карточкам);

4.составлениерекламы товаров;

5.письменная проверочная работа;

6.письменная работа по карточкам (зачет);

7. игра – КВН;

8.практические работы (контроль выполнения).

6

Пищевые

концентраты

Словесный,

объяснительно-

иллюстративный, практический,

наглядный,

1.лекция (с элементами беседы);

2.конспектирование;

3.ответы учащихся на вопросы преподавателя;

4.работа с товарными образцами;

5.органолептическая оценка качества товаров;

6.работа с муляжами;

7.работа с маркировкой.

1.практические работы (контроль выполнения);

2.письменная проверочная работа (зачет);

3.творческая работа.

7

Молочные

товары

Словесный,

объяснительно-

иллюстративный,

практический

наглядный,

1.лекция (с элементами беседы);

2.конспектирование;

3.работа с учебником;

работа с ассортиментным альбомом;

4.работа с муляжами;

5.работа с рекламными образцами;

6.составление схем, таблиц;

7.органолептическая оценка качества товаров;

1.практические работы (контроль выполнения);

2.игра-соревнование;

3.урок-семинар;

4.проверочная работа (контроль знания ассортимента);

5.письменная работа по карточкам (зачет);

6.творческая работа.

8

Мясные

товары

Словесный,

объяснительно-

иллюстративный,

практический

наглядный,

1.лекция (с элементами беседы);

2.конспектирование;

3.работа с учебником;

4.работа с ассортиментным альбомом;

5.работа с раздаточными карточками;

6.работа с рекламными материалами;

7.запись справочного материала;

8.работа с таблицами, схемами;

9. составление таблиц, схем;

10.работа с иллюстрациями.

1.практические работы;

2. «словарный диктант» (по терминам).

3.письменная работа по карточкам (зачет).

9

Рыбные

товары

Словесный,

объяснительно-

иллюстративный,

дифференцированный;

наглядный,

практический.

1.лекция (с элементами беседы);

2.конспектирование;

3.работа с плакатами;

4.работа с учебником;

5.работа с раздаточными карточками;

6.работа с рекламными материалами;

7.запись справочного материала;

8.работа с таблицами, схемами;

9. составление таблиц, схем;

10.работа с иллюстрациями.

1.практические работы;

2. «словарный диктант» (по терминам).

3.письменная работа по карточкам (зачет).

10

Соевые

продукты

Словесный,

объяснительно-

иллюстративный,

практический,

наглядный.

1.лекция (с элементами беседы);

2.конспектирование;

3. работа с информационными материалами;

4.работа с рекламными материалами;

5.ответы учащихся на вопросы преподавателя.

1.составление кроссворда по теме;

2.сочинение-миниатюра (зачет)

11

Пищевые

жиры            

Словесный,

объяснительно-

иллюстративный,

практический,

наглядный,

проблемный.

1.лекция (с элементами беседы);

2.конспектирование;

3.работа с муляжами,

4.работа с раздаточными карточками;

5.работа с товарными образцами;

6.работа с ассортиментными альбомами;

7.ответы учащихся на вопросы преподавателя;

8.работа с плакатами, таблицами, схемами;

9.работа с гербарием;

10.органолептическая оценка качества.

1.практические работы;

 2.письменная              

работа по карточкам-заданиям (зачет);

3.ролевая игра.

12

Яичные

товары

Словесный,

наглядный,

практический,

объяснительно-

иллюстративный

1.лекция (с элементами беседы);

2.конспектирование;

3.работа с муляжами,

4.работа с таблицами,

5.работа с учебником.

1.практические работы;

2.творческая работа,

3.ответы на вопросы (листы-задания);

4.письменная работа по карточкам.

 

Повторение пройденных тем.

Итоговый зачет.

Практический,

Дифференцированный.

1.систематизация пройденного;

2.выполнение устных и письменных заданий.

СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

ПРЕПОДАВАНИЯ

  1. Самостоятельные проверочные работы.
  1. Тестовые проверочные работы по отдельным темам.
  1. Заполнение таблиц, схем.
  1. Зачет по каждой изученной теме.
  1. Выполнение лабораторно - практических работ с натуральными образцами.
  1. Написание учащимися рефератов, докладов.
  1. Листы - задания по отдельным темам.
  1. Самостоятельное составление учащимися схем классификации и схем производства отдельных товаров.
  1. Диктанты (на знание терминов и определений).
  1. Итоговые контрольные работы.

ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ.

  1. Профессиональная направленность (в соответствии с разработанной моделью выпускника; связь со спецдисциплинами и производственным обучением.)
  1. Дифференцированный подход к изучению отдельных тем.
  1. Практическая направленность.
  1. Применение групповых форм работы (на уроках - соревнованиях).
  1. Использование игровых технологий.
  1. Использование нетрадиционных форм работы и уроков.

МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ.

      Традиционные :                                                                Нетрадиционные:

  1. Объяснительно - иллюстративный.                         1. Проведение уроков-игр.
  1. Наглядный.                                                                 2.Проведение уроков-соревнований.
  1. Репродуктивный.                                                       3.Проведение уроков-диспутов.
  1. Практический.
  1. Мотивационный.
  1. Проблемный.
  1. Стимулирующий.

ПРОГРАМНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

  1. Раздаточные карточки.
  1. Карточки - задания с различными видами упражнений
  1. Таблицы и схемы по группам товаров.
  1. Ассортиментные карты и альбомы.
  1. Товарные образцы и муляжи.
  1. Иллюстративные раздаточные карточки.
  1. Плакаты и стенды по отдельным темам.
  1. Разработки контрольных, самостоятельных и практических работ.
  1. Карты - кроссворды.
  1. Разработки уроков - игр и уроков - соревнований.
  1. Справочный материал.
  1. Рекламные материалы.
  1. Библиотечка для подготовки к урокам.
  1. Вопросники по темам.
  1. Карточки - тесты.
  1. Поурочные тесты к теме “Плодоовощные товары”.
  1. Тематические папки по основным группам товаров.

МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Принцип активности обучающихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды.

        Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.  

        В отличие от игр вообще педагогическая  игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

В качестве примера приведу ролевую игру “Суд над растительным маслом”, используемую мною на уроках товароведения продовольственных товаров. Для проведения игры мною была разработана пьеса - модель ситуации - судебного процесса над одним из самых распространенных продуктов.

То, что данная ситуация в принципе невозможна в нашей жизни, на мой взгляд, играет положительную роль, т.к. игра превращается в своеобразный “театр абсурда”, обучающиеся легко запоминают содержание выступлений друг друга и как следствие - области применения растительных масел, способы их получения и очистки, ассортимент, товароведную характеристику. Одни из существенных выводов, к которому обучающиеся приходят самостоятельно: то, что продукты (вещества) нельзя рассматривать только с положительной или отрицательной стороны; при неправильном использовании даже очень полезный продукт может быть во вред. Этот урок - игра (впрочем, как и другие подобные уроки) помогает детям развиваться и учиться, поэтому не случайно она используется мною как один из методов повышения уровня мотивации и результативности обучения. Игры дают обучающимся возможность свободно выражать свои интеллектуальные, нравственные, эмоциональные качества. Играя какую - то проблему, обучающиеся осмысливают материал, над которым работают, а значит, лучше усваивают его.

Одним из вариантов ролевой игры я считаю проводимые мною, так  называемые уроки - диспуты по обсуждению проблем потребления алкогольных напитков, табачных продуктов, чая, кофе и других подобных товаров из "группы риска" (имеется в виду разумное и неразумное их потребление). И если в ролевой игре между обучающимися распределяются роли с “обязательным содержанием”, оговаривается литература, к которой необходимо обратиться, то при подготовке к диспуту - обучающиеся сами выбирают состав так называемых “носителей информации” и сообщаемые ими сведения. Роль преподавателя - ведущего в этом случае усложнится, т.к. необходимо соблюдать определенные правила, от которых зависит эффективность проводимого урока - диспута, запрещены критические замечания, оценки словами, взглядами, жестами; недопустимы стереотипы, шаблоны; все участники обсуждения имеют равные права, каждому надо дать возможность высказать свое мнение. Преподаватель должен выступить в роли дирижера - профессионала, под управлением которого участники диспута придут к логическому выводу об опасности неразумного потребления некоторых продуктов, не преуменьшая их пользы  и достоинств.

Также с целью формирования у обучающихся активной позиции, которая дает возможность получать знания, мною используются поурочные тесты. Пока - составленные в помощь к изучению одной темы “Плодоовощные товары”. Во-первых, они делают урок интереснее. Стоит вспомнить распространившиеся телевизионные игры типа “Русская рулетка” или “Кто хочет стать миллионером?” Варианты ответов даны, надо только подумать и выбрать нужный. Эта кажущаяся легкость привлекательна для всех учащихся. Во - вторых, польза тестов в том, что мозг сразу настраивается на активный режим работы - поиск нужного варианта ответа среди уже данных.

Обучающийся ищет нужное решение, и потом ему, как правило, интересно (вот она - активная позиция!) узнать результат. Очень многие  сразу после теста спрашивают меня: “А какой ответ был правильным?” И, естественно, запоминают его надолго. Конечно, это, пожалуй, самая примитивная форма обучения, по ее эффективность при массовом использовании позволяет говорить о поурочных тестах как об универсальном инструменте, особенно при слабой мотивации к обучению.

Кроме поурочных тестов, очень полезны продуманные вопросы для самостоятельной работы на уроке с помощью учебника. Поиск в тексте ответа на поставленный вопрос, запись ответа позволяют лучше осваивать материал и тоже тренируют мозг в активном режиме. Такие задания разработаны мною пока для изучения отдельных товаров (сыров, конфет и карамели, пряностей), но в дальнейшем я планирую разработку таких самостоятельных работ по всем основным группам товаров.

Для того, чтобы обеспечить максимальное сближение ассортимента изучаемых товаров и пищевого сырья с торговым ассортиментом, мною введено изучение некоторых товаров: например, двух новых групп - “Пищевые концентраты” и “Соевые продукты”. Это связано, в первую очередь, с тем, что постоянно увеличивается ассортимент этих товаров (особенно концентратов) в торговых предприятиях нашего города и растет объем их продаж. В дополнение к изучению сахара мною введено изучение сахарозаменителей, которые в настоящее время реализуются и как самостоятельный продукт и в качестве пищевого сырья. Группа вкусовых товаров дополнена изучением табака и табачных изделий, пищевых добавок и жевательной резинки. Ассортимент этих товаров сейчас настолько широк и разнообразен, что зачастую предложение превышает спрос. В такой ситуации особая важность придается вопросу подготовки компетентных продавцов, готовых бесконечно долго показывать и предлагать свой товар и услуги без тени недовольства. А для этого необходимо хорошо знать ассортимент и потребительские свойства товаров.

По этой же причине изучение группы рыбных товаров дополнено изучением нерыбных продуктов моря.

На одном из заключительных уроков каждой темы я знакомлю обучающихся с новинками  группового ассортимента. Иногда сами учащиеся делают дайджест - сообщения о новых товарах, используя материалы журналов "Провиант", "Новости торговли", "Вы и Ваш магазин" и др.

И еще одному важному вопросу я уделяю внимание в своей индивидуальной программе. Ни для кого не является секретом факт присутствия на рынке сбыта так называемой контрафактной или фальсифицированной продукции. На практических занятиях по группам товаров, среди которых поддельные встречаются наиболее часто, рассматриваются способы фальсификации и методы ее обнаружения. Обучающиеся сравнивают качественные и фальсифицированные товары, учатся отличать одни от других по некоторым признакам (упаковка, внешний вид товара, цена, наличие специальной защиты от подделок и др.).

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

  1. уровень успеваемости стал выше;
  2. на уроках - играх, уроках - соревнованиях посещаемость практически 100%;
  3. обучающиеся более грамотно стали использовать профессиональную лексику, проявлять устойчивый интерес к своей профессии, уважительней и доброжелательней относиться  друг к другу;
  4. при подготовке к урокам - играм и урокам - соревнованиям происходит обновление и накопление дидактического материала ( в помощь преподавателю);
  5. обучающиеся стали больше использовать справочную и специальную литературу, самостоятельно находят и осваивают необходимую информацию для решения личных и профессиональных задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      Взятая мною тема “Программа по товароведению продовольственных товаров и ее реализация с использованием методов активного обучения” позволяет мне вести обучение по следующим направлениям:

  1. приучать обучающихся рационально организовывать свою профессиональную деятельность, планировать ее, грамотно формулировать проблему, сложившуюся в той или иной производственной ситуации, находить выход из нее, принимать решения, отвечать за результаты своего труда, самостоятельно анализировать, оценивать свою работу, стремиться к освоению новых знаний;
  2. развивать умение самостоятельно  находить и осваивать необходимую информацию, использовать специальную литературу;
  3. настраивать обучающихся на успех, воспитывать в них веру в себя, в свои силы и возможности для успешной профессиональной деятельности, дальнейшего профессионального роста.

      Эффективность использования методов активного обучения особенно высока при слабой мотивации к обучению. Когда мозг работает, ищет ответ на поставленный вопрос, на разрешение ситуации, он активен. И как следствие этого возникает потребность в усвоении знаний и умений. Ориентиром своей дальнейшей работы считаю требования, разработанные к выпускнику учреждений профессионального образования по ключевым компетенциям. Именно ключевая компетенция является основой профессиональной и социальной адаптации выпускника, позволяет строить педагогическую и учебную деятельность в направлении становления компетентного специалиста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа товароведение продовольственных товаров (СПО)

Рабочая  программа товароведение продовольственных товаров (СПО)...

Рабочая программа по дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров"

В рабочей программе представлена информация по организации и проведению занятий по спецдисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров". Расписаны практические и теор...

Методическая разработка обобщающего урока-практикума с использованием методов активного обучения в группе профподготовки по профессии «Обувщик по ремонту обуви»

В данной работе показано применение инновационных педагогических технологий и приемов при проведении современного урока - практикума в форме деловой игры, построенного на основе игрового замысла, моде...

КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ для проведения контроля знаний в рамках программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по учебной дисциплине ОП.02 Основы товароведения продовольственных товаров

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины «Товароведение продовольственных товаров» основной образовательно...

Рабочая программа дисциплины «Товароведение продовольственных товаров»

Рабочая программа дисциплины «Товароведение продовольственных товаров» разработана на основе Федерального образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 19.02.10 Те...

Рабочая программа "Основы товароведения продовольственных товаров"

Рабочая программа "Основы товароведения продовольственных товаров" по профессии 43.01.09 Повар, кондитер со сроком обучения 3 года 10 месяцев...