Модульное обучение как средство формирования профессиональной компетенции у студентов СПО
статья на тему

Морщакина Татьяна Николаевна

В статье  рассматривается процесс формирования профессиональных компетенций у будущих техников- механиков при условии применения технологии модульного обучения. Гипотеза проекта состоит в предложении, о том,что  применение  модульной  педагогической  технологии в  среднем  профессиональном образовани позволит  эффективнее сформировать  профессиональные  компетенции будущих механиков, и повысит мотивацию к получению профессиональных знаний и навыков у студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая научно-практическая конференция

«Использование инновационных образовательных технологий в системе профессионального образования»

Модульное обучение как средство формирования профессиональной компетенции у студентов СПО

 Автор работы:       Морщакина Татьяана  Николаевна,

                                              преподаватель

             СОГБОУ СПО          

 «Рославльский технический колледж»

Рославль

2014 г.

       

Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем и целом, он означает единицу меры, величину или коэффициент. В педагогике и методике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система “не срабатывает”.

   Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Модуль совпадает с темой учебного предмета. Однако, в отличие от темы в модуле, все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества усвоения.

     Модульное обучение – это четко выстроенная технология обучения, базирующаяся на научно-обоснованных данных, не допускающая экспромтов, как это возможно при других методах обучения.

Учащиеся при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля.

    Цель работы — рассмотрение процесса формирования профессиональных компетенций у будущих техников   при условии применения технологии модульного обучения. Гипотеза проекта состоит в предположении, о том, что применение модульной педагогической технологии в среднем профессиональном образовании позволит эффективнее сформировать профессиональные компетенции будущих  механиков, и повысит мотивацию к получению  профессиональных знаний и навыков у студентов.

1. Педагогические условия реализации модульной технологии обучения.

    Появление модульного метода - попытка ликвидировать недостатки следующих существующих методов профессиональной подготовки:

направленность профессиональной подготовки на получение профессии в общем, а не на выполнение конкретной работы, что мешало устраиваться на работу выпускникам учебных заведений; негибкость подготовки относительно требований отдельных производств и технологичных процессов; несоответствие подготовки довольно сильно дифференцированному общеобразовательному уровню разных групп населения;

   В основе построения модульных учебных программ находится конкретное производственное задание, которое составляет суть каждой конкретной работы. В обобщенном виде их комплекс составляет содержание специальности или профессии. Термин «задание» в данном случае изменен на новый - «модульный блок».

Модульный блок - логически завершенная часть работы в рамках производственного задания, профессии или области деятельности с четко обозначенным началом и окончанием контроля, как правило, не подразделяется в дальнейшем на более мелкие части.

  Под влиянием технологии модульного обучения меняются все компоненты учебного процесса, в том числе и урок производственного обучения. Каково это влияние? Что изменяется в уроке , и в какой степени? На эти вопросы предстоит ответить.

Однако типы уроков, предлагаемые сегодня, могут использоваться в любом ОУ, при совершенствовании методов обучения.

Традиционный урок в массовой реальной практике уступил место современному уроку. Какие изменения внесла в урок технология модульного обучения? Структура урока многоуровневая, она включает дидактическую (инвариантную) и три вариативные: методическую, логико-психологическую и продуктивного усвоения. Поскольку дидактическая структура считается неизменной, обратимся к другим, чтобы в их контексте показать те изменения, которые новая технология вносит в учебный процесс.

    Модульное обучение способствует прежде всего формированию взаимосвязанной системы уроков разных типов и видов, применяемых педагогами при изучении целостных тем предмета. Одним из вариантов может быть такая система учебных занятий по отдельной теме: мотивационные уроки, уроки разбора нового материала, уроки фронтальной проработки материала целостной темы, уроки индивидуальной проработки материала, уроки систематизации и обобщения, контрольно-корректировочные уроки:

1.Мотивационные уроки (уроки-фестивали, уроки-выставки, уроки

экскурсии) предназначены для создания многосторонней мотивации изучения темы.

Учебная группа получает  при этом краткую информацию по учебной теме, которую предстоит изучать. Преподаватель даёт краткий обзор о том, с чем только что познакомились  студенты. На дом они получают задание — кратко записать то, что им показалось интересным и что бы им хотелось узнать подробнее. Такая форма урока учит самостоятельности высказываний, помогает свободно вести себя среди людей, достигая в общении поставленных целей, положительно влияет на психологический климат группы, создаёт творческую атмосферу.

2. Уроки разбора нового материала целостной учебной темы (уроки-лекции и уроки самостоятельного познания). Педагог должен уметь на таких занятиях прочитать часовую или двухчасовую лекцию, в которой предстоит показать логику явлений, законов, теорий, историю их открытия. От педагога потребуется здесь высокое организаторское мастерство, грамотное использование научной терминологии. Ему предстоит, и ставить проблемы, и организовывать их разрешение. При прослушивании лекции студенты  не делают записей. Главное для них — задать вопросы, подвергнуть анализу сложные места, выяснить все нюансы материала, овладеть новой информацией с возможностью свободно его воспроизвести.

Наряду с уроками-лекциями на этом этапе применяются уроки самостоятельного познания. Они проходят так. Студенты на предыдущем занятии получают материалы предстоящего урока, с которыми они работают по такому плану:

  • вычленить смысл нового;
  • определить главные мысли;
  • записать то, что оказалось непонятным.

На самом уроке по желанию 2—3 студента делают сообщения по полученной информации, остальные задают вопросы. Затем преподаватель обобщает сведения, подготовленные учащимися, отвечает на их вопросы, обращая внимание на то, что было упущено и чем предстоит заниматься на следующих занятиях. Две эти формы уроков дополняют друг друга. Если на лекциях приходится разрешать учебные проблемы, поставленные педагогом, то на уроках самостоятельного познания вырабатывается умение самостоятельно добывать новую информацию, вскрывать противоречия между уже известными сведениями.

3.        Уроки фронтальной проработки темы.

  На этих занятиях предлагается детальная проработка отдельных вопросов темы, имеющих самостоятельное значение. Формами таких уроков чаще всего служат беседа, рассказ; занятие может проводиться как поиск и т.п., а учащиеся работают индивидуально и парами. Преподаватель при изложении нового материала использует разнообразные демонстрации, обращается к различным учебникам и пособиям.

4.        Уроки индивидуальной проработки темы.

 Эти уроки обращены к индивидуальному, глубинному осмыслению знаний, которые превращаются в умения и навыки. Особая ценность таких уроков — то, что студенты выясняют на них все непонятные вопросы темы. Типичные формы подобных уроков — семинары, практикумы, уроки лабораторных и  работ, решения задач, машинного и безмашинного контроля и т.п.

5.        Уроки систематизации и обобщения учебной темы.

  Целью их является итоговое повторение целостной учебной темы, но не механическое, а системное. Наряду с этим важно раскрыть многостороннюю взаимосвязь фундаментальных и профессионально-прикладных знаний.

6. Контрольно-корректировочные уроки

   Служат выявлению того, насколько достигнуты цели изучения темы, и внесению корректив в случае её недостаточной проработки. Контрольно-корректировочный тип уроков предполагает такие занятия, как урок — тематический зачёт, урок достижений, корректировочный урок, урок тестирования и др. Урок — тематический зачёт проводится так. Из наиболее подготовленных студентов преподаватель назначает ассистентов. Остальные делятся на группы по 3—4 человека. Каждая группа сдаёт зачёт одному из ассистентов. Преподаватель в это время обходит все группы и наблюдает, как сдаются зачёты. Сдавшие зачёт выполняют задания на повторение. Важный мотивирующий момент: ассистенты сами выставляют оценки . Некоторым разрешается оценка собственной деятельности по овладению материалом. Если самооценка оказывается выше оценки педагога, то преподаватель предлагает «защитить» свою позицию, что предполагает и впредь более самокритичное отношение к оценке своих знаний. Подобная практика при оценке достижений учащихся оправдывает себя психологически, поскольку делает отношения «учитель — ученик» более демократичными.

   Можно констатировать: модульная технология вызвала изменения в организации обучения, ведь теперь учебные занятия строятся в системе. Причём складывается она из разных типов уроков. Их набор обусловлен специфическими задачами обучения: мотивация к изучению темы, сообщение основного содержания, самостоятельная проработка материала (фронтально, в группе, индивидуально), обобщение, контроль. В свою очередь, каждому из типов урока могут соответствовать разные его виды.

   При применении в образовательном процессе технологии модульного обучения у студентов формируются как профессиональные компетенции, так и личностные (общие) компетенции: речь, работа в команде, ориентация на качество работы, общий интеллектуальный уровень.

2.Практическая часть

Для реализации федерального государственного образовательного стандарта по специальности 110809  Механизация сельского хозяйства  (базового уровня подготовки) предусматривается использование модульного обучения и формирование профессиональных и общих компетенций.

На втором  курсе для студентов предлагается реализация  профессионального модуля (ПМ 01).

Состав ПМ 01. «Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц

                                                                                                       Схема 1.

         ПМ. 01

МДК. 01.01.

МДК. 01.02.

Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных машин и механизмов

Подготовка тракторов, сельскохозяйственных машин и механизмов к работе

                       Учебные практики

                   

Производственная практика по профилю специальности

         

      На третьем курсе обучения реализуется три профессиональных модуля:  один из них профессиональный модуль ПМ.02 «Эксплуатация сельскохозяйственной техники»,

МДК. 02.01. «Комплектование машинно-тракторного агрегата для выполнения сельскохозяйственных работ».

МДК. 02.02. «Технология механизированных работ в растениеводстве».

МДК. 02.03. «Технология механизированных работ в животноводстве».

                                                                                                       

                                                                                                           

Схема 2

ПМ. 02

МДК. 02.01.

МДК. 02.02.

МДК. 02.03.

Комплектование машинно-тракторного агрегата для выполнения сельскохозяйственных работ

Технология механизированных работ в растениеводстве

Технология механизированных работ в животноводстве

Курсовая работа

Учебная практика

Производственная практика

                                 

Разнообразие составляющих данного профессионального модуля позволяют комплексно проводить обучение студентов для формирования профессиональных компетенций:    ПК 2.1  Определять рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели; ПК 2.2. Комплектовать машинно-тракторный агрегат; ПК 2.3. Проводить работы на машинно-тракторном агрегате; ПК 2.4. Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы;

ОК 1.-10.

  На нашем отделении прошел квалификационный экзамен.  Для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля ПМ 01. «Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц» Был разработан  комплект контрольно-оценочных средств. Билет состоит из 2 частей : часть А тестовые задания и часть Б  решение производственных задач.

Оценка за тестовое задание выставляется с учётом следующих критериев:

до 12 правильных ответов – неудовлетворительно.

13-15 правильных ответов – удовлетворительно.

16-18 правильных ответов – хорошо.

19-20 правильных ответов – отлично.

При решении производственных задач  учитывается степень освоения профессиональных и общих компетенций.

Общая оценка за КЭ по ПМ 01. выставляется в протокол, на основе этой оценки комиссия выносит решение о конечном результате освоения ПМ 01 (вид профессиональной деятельности освоен).

 По результаты экзамена - средний бал 4,6

    Проведенное исследование теоретических и практических  вопросов модульного обучения как средства формирования профессиональной компетенции у студентов средних профессиональных учебных заведений показало действенность данных подходов в системе образования.  Квалифицированный специалист должен знать сущность проблемы и уметь решать ее практически. Погружение студентов в процесс обучения с применением модульных технологий позволяет качественно формировать у них профессиональные и общие компетенции.

Список использованной литературы

1.Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 2000. - 416с.

2.Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогические технологии, М., 2006.

3.Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие — М.: Изд. центр «Академия», 2006.

4.Булатова О.С. Искусство современного урока: учебное пособие — М.: Изд. центр «Академия», 2007.

5.Колесникова И. А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / под ред. академика РАО З. И. Васильевой. - СПб., 2009.

6.Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация — М.: Изд. центр «Академия», 2008.

7.Кукушин В.С. Педагогические технологии: учебное пособие — Изд. центр «МарТ», Феникс, 2010.

8.Микуляк О.П., Матвеев Г. П., Костюченко М. П. и др. Модульная технология обучения - Донецк: ТОВ «Юго-Восток, Лтд», 2002. - 246с.

9.Научная библиотека диссертаций и авторефератов: Заливчей С. А. Модульный подход к обучению студентов технических специальностей в среднем профессиональном образовании — Режим доступа: http://www.dissercat.com

10.Научная библиотека диссертаций и авторефератов: Юрковец О. П. Формирование профессиональных компетенций техников-программистов на основе технологии модульно-компетентностного обучения— Режим доступа: http://www.dissercat.com

11.Научная библиотека диссертаций и авторефератов: Фомина Е.Н. Формирование самообразовательной компетенции студентов на основе применения модульной технологии (на примере СПО) — Режим доступа:http://www.dissercat.com

12.Методические рекомендации по анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях: методические рекомендации. - СПб, ГОУ ИПК СПО, 2010.

13..Шматков Е.В., Коваленко О.Е. Методика профессионального обучения. Часть 2. - Харьков, 2002. - 214с.

14.Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://revoluti


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта «Системно-деятельностный подход в обучении как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Оператор швейного оборудования»

Данный педагогический опыт адресован мастерам производственного обучения, преподавателям дисциплин профессионального цикла, работающих в учреждениях среднего профессионального образования. Предл...

"Современные информационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа".

Дпанный методический материал может быть полезен для выступлений на заседаниях цикловой методической комиссии, Школы педагогичесого мастерства или Методического совета....

Концепция модульного подхода, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.

Эффективность и качество профессионального образования принято измерять по показателям трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений, их социального самочувствия, уровню конк...

Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций студентов

Одна из актуальных проблем системы среднего профессионального образования заключается в определении эффективных способов формирования профессиональных компетенций студентов, что обусловлено необходимо...