"Современные информационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа".
статья

Спичка Наталия Александровна

Дпанный методический материал может быть полезен для выступлений на заседаниях цикловой методической комиссии, Школы педагогичесого мастерства или Методического совета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Современные информационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа

Одним из важных качеств современного специалиста является уверенное использование информационных технологий в работе. Профессиональный портрет современной медицинской сестры - это грамотность и аккуратность, профессионализм и работоспособность, владение набором программ, позволяющих оптимизировать рабочее время. Например: электронная регистратура, электронная история болезни и пр. Применение информационных технологий в период обучения вызывает у студентов повышенный интерес к процессу обучения и усиливает мотивацию к овладению знаний, способствует качественному усвоению знаний.

В последнее время, к сожалению, в связи с рядом причин, мы отмечаем снижение возможности использования наглядности в учебном процессе, что вступает в противоречие с большим уровнем наглядности в повседневной профессиональной жизни медицинского работника. Есть сложности в использовании одноразового оснащения при отработке практических манипуляций каждым студентом, не всегда есть возможность продемонстрировать химические опыты, наглядно показать стадии развития воспаления, этапы проведения операционного вмешательства при том или ином недуге и пр.. Решать эти и другие возникающие проблемы помогает использование мультимедийных технологий на занятиях. Компьютер с проектором может полностью решить эту проблему, позволяя использовать современные интерактивные наглядные пособия. Успешность учебного процесса в медицинском колледже возможен только при активном использовании наглядности.

Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных занятиях. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.

Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

  1. Совершенствование системы управления обучением на различных этапах занятия;
  2. Усиление мотивации учения;
  3. Улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру обучающихся;
  4. Повышение уровня подготовки студентов в области современных информационных технологий;
  5. Демонстрацию возможностей компьютера, как инструмента дальнейшей профессиональной деятельности

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

• усвоить базовые знания по предмету;

• систематизировать усвоенные знания;

• сформировать навыки самоконтроля;

• сформировать мотивацию к обучению;

• оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Применение информационных технологий возможно в процессе обучения студентов – медиков в следующих вариантах.

1.Занятия демонстрационного типа.

В качестве программного обеспечения можно использовать материалы готовых программных продуктов на CD по различным клиническим дисциплинам, содержащих большой объём фото, видео, аудио информации по различным темам.

Ещё более популярным стало использование презентаций, сопровождающих изложение материала занятия.  Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения.

2. Компьютерное тестирование, как метод проверки уровня знаний студентов.

Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Решая тесты ученик получает объективную оценку знаний и умений.

3. Работа с интерактивной доской.

Интерактивная доска – это не просто сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру. Это и активное обучение – способ организации учебного процесса, когда учащиеся получают знания не только от преподавателя, а используемые формы, методы и средства стимулируют учебный процесс, учитывают индивидуальные особенности учащихся и обеспечивают требуемый уровень мотивации.

Интерактивная доска:

  • Является заменителем проектора – на неё можно проецировать любую презентацию;
  • Является заменителем обычной доски – на ней можно писать маркером;
  • Является сенсорным монитором для подключенного ПК. Движения пером равносильны движению мышью по экрану монитора;
  • Имеет собственное программное обеспечение.

Правильная работа с интерактивной доской может помочь проверить знания учащихся (например, тренажер устного счета) При этом опрос становится увлекательным и динамичным, так как на интерактивной доске легко можно передвигать объекты, надписи, добавлять комментарии к текстам.

Итак, интерактивная доска – ценный инструмент для обучения всей группы. Это визуальный ресурс, который помогает излагать новый материал живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. Преподаватель и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно.

4. Использование Интернет-ресурсов на занятии

Для проведения таких уроков необходимо наличие свободного доступа в  Интернет. Такие занятия дают возможность свободного выхода в глобальную сеть; возможность быстро найти нужную информацию; возможность проверить свои знания.

5. Использование компьютерных технологий для закрепления учебного материала.

Наглядным примером этого является организация самостоятельной работы студентов, когда им предлагается составление мультимедийных алгоритмов, презентаций, интерактивных игр для проверки знаний по какой – то теме. Изучение учебного материала и выполнение задания на платформе профессионального собственного сайта преподавателя.

Использование компьютерной техники открывает огромные  возможности  для педагога:

  • компьютер  может взять на себя функцию контроля знаний, 
  • поможет сэкономить время на занятии,
  • богато иллюстрировать материал,
  • трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения,
  • дифференцировать занятие в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Информатизация образовательного процесса - это реальность сегодняшнего дня.