Концепция модульного подхода, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.
статья

Ермакова Валентина Николаевна

Эффективность и качество профессионального образования принято измерять по показателям трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений, их социального самочувствия, уровню конкурентоспособности  молодых рабочих и специалистов на рынке труда, показателями молодежной безработицы. Таким образом, речь идет об особых образовательных результатах системы профессионального образования, делается переход в подготовке специалистов от системы сформированности уровня знаний по окончанию образовательного учреждения к компетентностному подходу- методу моделирования результатов обучения и их представления как норм качества образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_-_kopiya.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Ермакова Валентина Николаевна

Санкт-Петербург, Государственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение  колледж Петербургской моды

Концепция модульного подхода, как средство формирования ключевых компетенций  обучающихся.

В условиях социально-экономических перемен в России подготовка профессиональных кадров является одним из важнейших приоритетов как для организации самого процесса воспроизводства  рабочей силы, так и в совершенствовании дальнейшей трудовой деятельности. Обществу нужен высококвалифицированный специалист, способный к творческому и комплексному использованию полученных знаний к деятельности в типовых и нестандартных ситуациях профессиональной жизни.

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Как показывает многолетний опыт работы в системе профессионального образования, обучение бывает эффективным и достигает хороших результатов, если:

- обучающиеся  активно включаются во взаимоотношения с участниками образовательного процесса;

- получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;

- могут практически подготовиться к тому, с чем  им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности;

- могут быть самими собой, не боятся выражать себя, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются за это осуждению и не получают негативной оценки.

Метод модульного обучения основывается на учете способностей и возможностей и в качестве одной из основных целей преследует формирование у обучащихся навыков самообразования, в нём делается акцент на деятельность  формировании системы профессиональных умений в конкретной производственной среде. Разработанная Международной организацией труда МЕS - концепция модульного подхода подтвердила свою эффективность и широко распространена в мире.

Основные материалы для модульного учебного элемента обучения имеют:

- ориентационную часть - цели должны быть ориентированы на обучающихся -формулироваться в категориях деятельности, быть реальными, конкретными, достижимыми;  

  -   содержательную часть (основное содержание обучения);

- диагностическую часть ( практические и тестовые задания разного уровня).

Помимо основных материалов в модульном обучении широко применяются  словари, справочники, опорные конспекты, модели, справочные таблицы, сборники упражнений.

Сравнительный анализ качества знаний  по традиционным и модульным методикам  показал, что при использовании модульных материалов были отмечены следующие преимущества:

-каждый обучающийся имеет возможность работать в своем ритме, используя, способности и творческий потенциал это воспитывает прилежность, внутреннюю собранность, усидчивость, вырабатывает умение любую работу доводить до конца;

- обучающиеся могут, оценивать свою деятельность за урок это повышает интерес к учебе, воспитывает, умения и потребности учиться; формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие способности применять полученные знания к решению практических задач;

 -повышается качество подготовки конкурентоспособных специалистов, увеличивается процент их трудоустройства, увеличивается количество выпускников, занявших после окончания обучения руководящие должности.

В результате организации процесса обучения с применением модульных учебных программ   была создана особая образовательная среда- атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. Сотрудничество - определенные взаимоотношения между участниками совместной деятельности, в которой они равноправны, доверяют, помогают и проявляют терпимость друг к другу, окружающим людям.

Существенное влияние на реализацию модульной технологии оказывает развитие информационных технологий, что в свою очередь позволяет:

- создание модулей и учебных элементов на компьютерной основе (легко использовать большой объем рисунков, схем, иллюстраций, а также видеофрагментов); разработку тестовых заданий проверки достижений (быстрое подведение итогов); разработку рейтинговых систем оценки знаний (сравнение результатов деятельности); применение дистанционной формы обучения; создание мультимедийных электронных учебников (позволяет наиболее эффективно организовать учебный процесс).

Перспективность и значимость модульного подхода в будущем определяет и создает благоприятные условия для повышения квалификации преподавателей специалистов в области профессионального образования, способствует адаптации их в конкретной производственной, информационной среде, делает процесс обучения более гибким.

Эффективность и качество профессионального образования принято измерять по показателям трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений, их социального самочувствия, уровню конкурентоспособности  молодых рабочих и специалистов на рынке труда, показателями молодежной безработицы. Таким образом, речь идет об особых образовательных результатах системы профессионального образования, делается переход в подготовке специалистов от системы сформированности уровня знаний по окончанию образовательного учреждения к компетентностному подходу- методу моделирования результатов обучения и их представления как норм качества образования.

Современный подход к классификации общих и профессиональных компетенций, основанных на внедрении стандартов профессионального образования третьего поколения, позволяет разработать  модель.

Модульное обучение на основе компетентностного подхода

МЕS- концепция модульного обучения

Предметно- функциональная грамотность.

С.К.

Общее культурное развитие личности.

О.К.

Технологическая грамотность.

П.К.

Управление системой:

- вариативное

- проектное

- ресурсное

- дидактическое сопровождение (опорные конспекты, различного уровня задачи, модули)

Организационно- педагогические условия:

Исследование готовности системы (анкеты)

Вариативные программы, творческие проекты

Индивидуальные маршруты, сопровождение дидактическое и методическое .

                                                                                                                 

Инновационные технологии, проектно- модульные технологии

Прогнозируемый результат

Овладение смежными специальностями

Социальная адаптация

Выполнение  требований стандарта образования ФГОС

Предложенная модель  ориентирована на сферу профессиональной деятельности с учетом  модульного обучения. Актуальность ключевых компетенций обусловлена функциями, которые они выполняют в ходе жизнедеятельности каждого человека: во-первых, формирование у человека способности обучаться и самообучаться, во- вторых, обеспечение выпускникам- будущим работникам, большей гибкости во взаимоотношениях с работодателями,  а, следовательно, нарастающей успешности в конкурентной среде.

Применение модульных технологий на основе компетентностного подхода изменяет содержание, формы и методы  педагогической деятельности. Для их решения педагогам необходимо обеспечить  методическую подготовку, техническую помощь и необходимые ресурсы для информационных технологий.

Список литературы

  1. Редакторы В.А. Маркушев, М.Б. Лебедева. Модульное обучение в Санкт-Петербурге и Ленинградской области: Результаты и перспективы развития. Сборники тезисов докладов региональных научно-практической конференции СПб,
  2. В.П. Топоровский. Аналитическая компетентность педагога: технология развития , педагогический анализ, методы и формы оценки. Учебно- методическое пособие. М: Планета, 2011г.
  3. С.М.Львовский. Принципы комплексного анализа. М;МЦНМО,2017г.
  4. А.В. Хуторской. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования.ст.2017г.

5.Н.А.Горлова. Педагогика личности М:КноРус 2020г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Педагогические инновации в наше время неразрывно связаны с применением интерактивных методов обучения. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования необходимо формировать "нов...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Концепция федерального государственного образовательного стандарта предполагает реализацию целей формирования целостной личности осуществлять в рамках компетентностного подхода. Главная задача пр...

Методическая разработка мастер-класса по теме "КОЗ как средство формирования ключевых компетенций учащихся в рамках реализации ФГОС "

—  Цель мастер-класса: трансляция опыта работы учителей по использованию на уроках КОЗ посредством современных педагогических технологий в рамках реализации ФГОС. Задачи мастер-класса:...

Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Современные требования к образованию предполагают большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений, поэтому для достижения качества образовательных услуг необходимо исп...

Педагогический проект «Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания, повысит мотивац...