Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
статья по теме

Яковлева Наталья Алексеевна

Современные требования к образованию предполагают большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений, поэтому для достижения качества образовательных услуг необходимо использование современных интерактивных образовательных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Яковлева Наталья Алексеевна

преподаватель естественных дисциплин

«Комсомольский – на - Амуре судомеханический техникум
имени Героя Советского Союза В.В. Орехова»

Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.

Аннотация: современные требования к образованию предполагают большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений, поэтому для достижения качества образовательных услуг необходимо использование современных интерактивных образовательных технологий.

Ключевые слова: интерактивные методы, форма активизации познавательной деятельности, интерактивные компьютерные технологии.

Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать

технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работали самостоятельно, учились планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом. Существует много методов, различающихся между собой возможностями взаимодействия обучаемых. Эффективным конечно же считается такой метод, который требует наименьшей затраты ресурсов в плане времени, оборудования и т.п. для достижения учащимися определённой учебной цели. Из многообразия современных методов обучения, применяю интерактивные методы, считаю, что именно эти методы, как ни какие другие, способствует формированию ключевых компетенций  обучающихся. Интерактивные методы - это методы, которые требуют взаимодействия между обучающимися, а так же между обучающимся и преподавателем. Слов «интерактив» произошло от английского слова «interact». «Inter» - это «взаимный», «ast» -действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях «преподаватель – ученик» или «преподаватель - группа учащихся (аудитория)». При интерактивном обучении диалог строится также и на линиях

«ученик – аудитория» или «группа учащихся – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер» и т.д.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходить это всё должно в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку, помогая испытать чувство защищённости, взаимопонимания и собственной успешности.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы. Интерактивные формы и приёмы можно применять на всех этапах урока, многие из них универсальны, хорошо подходят для изучения материала по многим предметам. Интерактивные технологии создают комфортные условия обучения, за которые каждый ученик ощущает свою успеваемость и интеллектуальную возможность, что и делает продуктивным сам процесс обучения. Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

Примером может служить использование такого приёма интерактивного обучения, как «Ожидания». Указанный приём применяю в начале урока, когда совместно с учащимися определяются дидактические цели урока. На доске высвечивается надпись “Ожидания”. Учащимся предлагаю после сообщения мной темы высказать свои ожидания от заявленной темы. Совместная работа в режиме преподаватель - ученики на данном этапе контролируется мной так, чтобы были сформулированы цели урока. Учащиеся высказывают свои предложения по поводу того, что они хотят узнать, каким образом и для чего. Этот приём позволяет:

  • узнать, какие вопросы интересуют учащихся по теме урока;
  • выявить первоначальное представление по теме;
  • помочь учащимся понять свою мотивацию;
  • почувствовать себя личностью, желание которой учитывается;
  • сравнить достигнутые результаты с “Ожиданиями”;

Хорошие результаты даёт работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Плюс этой работы заключается в том, что все учащиеся имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всей группе. Примерами такой работы может быть обсуждение текста, анализ письменной работы партнёра, выполнение групповой работы, составление опорной схемы материала, разработка вопросов к группе или ответы на вопросы преподавателя и т.д.

«Поиск информации» - метод применяется, если нужно как-то оживить сухой материал. Суть его в том, что происходит командный поиск информации, которая дополняет уже имеющуюся с последующими ответами на вопросы. Для групп разрабатываю вопросы, ответы на которые можно найти в учебниках, раздаточном материале. Определяю время, на протяжении которого нужно проанализировать информацию и найти ответы на вопросы.

Некоторые умения, вроде решения химических задач, могут лучше всего вырабатываться  интерактивным методом (потому что процесс здесь имеет большое значение, чем полученный ответ), но после того, как учащийся научится решать химические задачи, тренироваться в их решении ему лучше одному. Во время решения преподаватель подводит учащихся к противоречию и предлагает самим найти решение, побуждает делать сравнения и обобщения.

Совершенно новое качество, идея интерактивного обучения, приобретает с использованием интерактивных компьютерных технологий.

Использование специальных компьютерных программ, разработка  соответствующих дидактических пособий, а также использование таких технических средств обучения, как интерактивная доска способны принципиально изменить традиционное обучение, поднять его на новый качественный уровень.

Современный мультимедийный урок имеет ту же структуру, что и традиционный, использует те же методы, но сегодня появилась возможность использовать на уроке динамические информационные модели, анимацию, тренажёры,  мгновенную визуализацию исследуемого процесса, моделирование изучаемого явления.

Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы.

Очевидно, что одним из самых сильно действующих средств,  для создания и поддержания интереса к предмету является демонстрационный химический эксперимент. Так, в электронном издании «Виртуальная химическая лаборатория» можно выбирать, переливать или пересыпать реагенты, собирать экспериментальные установки, проводить в них химические опыты, делать «виртуальные» фотографии химических реакций, записывать результаты наблюдений в лабораторный журнал. В курсе «Органическая химия» при изучении классов органических веществ, учащиеся испытывают затруднения в представлении объемной молекулы, тем самым не могут правильно определять типы гибридизации. Благодаря использованию «виртуальной лаборатории» на уроках, презентаций эта проблема становится решаемой.

Умение решать задачи - интегрированный показатель степени овладения знаниями по химии, математике и, несомненно, мыслительных способностей учащихся. Поэтому решение задач - это не только один из ведущих методов обучения, но и самый информативный способ контроля. При помощи интерактивной доски гораздо легче, быстрее и нагляднее осуществляется этот метод. Есть возможность исправлять ошибки, подчеркивать, выделять другим цветом, сохранять самое необходимое.

Работа с интерактивной доской создаёт более комфортные условия обучения, при которых все учащиеся активно взаимодействуют с преподавателем и между собой. Можно выделить распространённые виды работ учащихся с интерактивной доской:

  • Выполнение тестовых заданий на доске.
  • Взаимопроверка и обозначение правильных вариантов на доске.
  • Работа со слайдами, демонстрирующими блок-схемы изучаемого материала, записи в опорные конспекты
  • Выполнение виртуальных опытов

Использование  интерактивной доски поддерживает на уроке атмосферу оживленного общения, удерживает внимание учащихся  и вызывает дискуссии, что существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом. Преимущества работы с интерактивной доской:

1. Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала

2. Моделирующая среда позволяет решать широкий круг задач путём их визуального проектирования на основе моделей объектов, явлений, эффектов и свойств, с последующим управлением моделями и наглядным представлением результатов расчета.

В результате использования интерактивных методов обучения, урок более индивидуализирован, благодаря использованию аутентичных материалов, прежде всего визуальных. Интерактивная доска позволяет использовать различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Преобладание интерактивных методов в обучении не означает полное исключение традиционных, а лишь предполагают большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений.

Новое качество образования определяется результативностью образовательной деятельности учреждения, коллектива, каждого педагога и обучающегося.  В свою очередь под результативностью понимается успешность выпускника образовательного учреждения, готового быть конкурентоспособным в динамично меняющейся ситуации в стране. Для этого недостаточно владеть определённой суммой знаний, умений, навыков (стандарт), требуется владение основными способами взаимодействия. Для достижения такого качества образовательных услуг необходимо использование интерактивных образовательных технологий и переход на интерактивное обучение.

Список литературы

  1. Абрамова С.И. Компьютерные технологии на уроках химии. Химия (ИД «Первое сентября»), 2009, № 2.
  2. Леташкова Е.В. Интерактивная доска на уроках химии. Химия (ИД «Первое сентября»), 2009, № 8.
  3. Маркина Н.В. Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / Н.В. Маркина; худож. А.А.Селиванов.- Ярославль: Академия развития,2008.- 288с.:
  4. Уварова Е.В. Использование информационных технологий для формирования ключевых компетенций учащихся при обучении химии. Химия (ИД «Первое сентября»), 2009, № 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ведущей целью деятельности педагога является развитие личности, сочетающей в себе единство интеллектуальных, физических, нравственных, эстетических и трудовых качеств, формирование общей культуры обуч...

Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Педагогические инновации в наше время неразрывно связаны с применением интерактивных методов обучения. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования необходимо формировать "нов...

Концепция модульного подхода, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.

Эффективность и качество профессионального образования принято измерять по показателям трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений, их социального самочувствия, уровню конк...

Педагогический проект «Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания, повысит мотивац...