Ролевая игра как интерактивный метод обучения и средство формирования ключевых компетенций у студентов в рамках изучения курса методики развития детского изобразительного творчества
статья на тему

Суслина Светлана Ивановна

Статья из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mitreykina_s.i.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевая игра как интерактивный метод обучения и средство формирования ключевых компетенций у студентов в рамках изучения курса методики развития детского изобразительного творчества

Митрейкина Светлана Ивановна,

преподаватель дисциплин дошкольного образования

 ГБОУ РМ СПО (ССУЗ)«Зубово-Полянский педагогический колледж»

пгт Зубова Поляна,  Республика Мордовия

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российских колледжей, когда студенты могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в практической деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Компетентностный подход предполагает не усвоение студентом отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.

Творческая самостоятельность, мобильность, способность  принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях,  нести за них ответственность, работать в команде, способность к саморазвитию - это  базовые составляющие  компетентностных основ личности современного специалиста. Поэтому основная задача преподавателя заключается в рациональном подборе современных технологий обучения, основанных на компетентностном подходе к организации учебной деятельности обучающихся.

Практика показала, что обучающиеся  легче понимают и запоминают материал, который они  самостоятельно изучают посредством активного их включения в учебный процесс, через активизацию познавательной деятельности.  Поэтому наиболее эффективным путем организации учебной деятельности является применение на учебных занятиях интерактивного обучения.  

Важное место среди методов интерактивного обучения, обеспечивающих максимальное использование индивидуального подхода к каждому студенту является метод деловых игр.

Учебная деловая игра представляет собой активную самостоятельную познавательную деятельность студентов в условной форме, направленную на имитационное моделирование учебно-воспитательного процесса и игровое моделирование своей будущей деятельности, интересная форма учета и контроля знаний учащихся. Высокая эффективность деловых игр в процессе педагогического образования обусловлена их способностью актуализировать и систематизировать теоретические знания будущих педагогов, придать им жизненность, действенную направленность. Они помогают студентам использовать полученные знания в процессе моделируемой профессиональной деятельности для формирования и совершенствования методических и практических умений, навыков. Широкое использование игровых форм и методов обучения в педагогическом колледже содействует более быстрому профессиональному становлению будущего педагога, существенно сокращает период профадаптации молодого специалиста.

             В процессе учебы с использованием таких деловых игр, как «Занятие в дестком саду», «Педсовет», «Круглый стол (по проблеме)», «Профессиональный конкурс» и т. д., студенты приобретают умения анализировать педагогическую ситуацию, максимально приближенную к реальной, формулировать проблему, вести поиск оптимальных путей и средств для ее решения. Опыт показывает, что эти игровые формы и методы активизируют любознательность студентов, повышают не только интерес  к учебному предмету, но также и к будущей профессиональной деятельности, стимулируют активную самообразовательную работу будущих педагогов, проявление ими творчества в решении широкого круга педагогических проблем. Деловые игры нацелены на обучение студентов решению типовых и нестандартных, требующих творческого подхода, профессиональных задач. У студентов воспитывается самостоятельность, активность, инициативность, ответственность, умение аргументировано отстаивать свое мнение, обоснованно принимать решение, последовательно и умело добиваться его реализации.  

                Структуру деловых игр составляют перечень и краткая характеристика ролей, правила, сценарий, раскрывающий обязанности участников в процессе игры (функции), активное оперирование информацией в атмосфере соревновательности, раскрепощенного, творческого использования накопленных ранее знаний, умений и навыков в имитируемой профессионально-педагогической деятельности, анализ и подведение итогов.

             Подготовка студентов к учебным деловым играм заключается в формировании у них необходимых знаний, умений решать педагогические задачи. Она осуществляется в процессе лекций, семинарских, практических занятий, самостоятельной самообразовательной работы.

             В ходе учебной деловой игры преподавателю необходимо стараться создать благоприятную для обучения психологическую атмосферу делового сотрудничества, содействующую проявлению и развитию педагогических способностей участников игры, активизирующую их мышление, воображение, память, внимание, педагогическую эмпатию.

             В деловых играх комплексно могут использоваться в качестве составных элементов: решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций, творческие упражнения. Эффективность деловых игр во многом определяется подготовкой преподавателя-организатора, который проводит инструктаж, создает у студентов необходимую установку на предстоящую деятельность, анализирует ход игр при подведении ее итогов, организует обсуждение, направляет дискуссию.

             Наряду с неоспоримыми достоинствами учебная деловая игра как метод обучения имеет недостатки. Например, к ним можно отнести длительность, трудоемкость, специальный характер подготовки не только преподавателей, но и студентов, сложность в обеспечении одинаковой активности всех студентов.

             При разработке деловых игр используется известный алгоритм их компонентов: объект, цели и задачи, описание ролей с функциональными обязанностями, правила, ход игры, дидактическое обеспечение, которое студентам приходится выполнять самим, технические средства обучения и т. д.

             Учебные деловые игры важны в процессе изучения педагогических дисциплин. Они содействуют обеспечению комплексного контроля уровня профессиональной подготовки студентов: товарищеский контроль, самоконтроль, контроль преподавателями достигнутого уровня психолого-педагогической, специальной, методической подготовки будущих педагогов.

             Разработанные учебные деловые игры в процессе реализации проходят три этапа: подготовительный, основной (тренинг, собственно игра), заключительный (анализ, подведение итогов).

             На подготовительном этапе студенты актуализируют (при необходимости пополняют) свои знания по педагогике, психологии, методикам. После этого начинается ознакомление с обязанностями участников игры и правилами; распределяются роли, уясняется ход игры, время, исходная ситуация.

             Основной этап характеризуется добросовестным выполнением всеми участниками своих ролей согласно исходным условиям и примерному плану игры.

             На третьем, заключительном этапе деловой игры под руководством преподавателя осуществляется ее подробный анализ-разбор, подводятся итоги.

             По аналогии с представленной ниже (в сокращении) разработкой учебной деловой игры, используя правила построения и организации можно успешно создавать другие варианты деловых игр (по любому предмету и тематике) для обучения будущих воспитателей с учетом их подготовленности, состояния учебно-материальной базы и других факторов.

Учебная деловая игра

             Цель: Придать практическую направленность психолого-педагогической подготовке студентов, конкретизировать их знания о занятии в детском саду; совершенствовать их мето ведения учебной деловой игры - 90  минут.

Подготовительная часть.

  Актуализация имеющихся у студентов знаний (при необходимости – изучение соответствующего материла дополнительно) о занятии – основной форме организации учебно-воспитательного процесса в детском саду, его специфике

             Ознакомление с условиями игры, исходными данными, методикой проведения. Выяснение степени готовности участников к игре. Для пополнения недостающих знаний студенты могут обращаться к рекомендуемой педагогом литературе.

Примерный перечень прав  и обязанностей участников игры

1. Молодой воспитатель детского сада. Обладает организаторскими способностями, любит свою работу, связывает свою судьбу с воспитанием детей.

2. Инспектор РОНО. Педагог со значительным стажем работы. После завершения занятия при анализе настроен критически, он прежде всего замечает недостатки в методике воспитателя.

3.Заведующая детским садом. Компетентный опытный и авторитетный педагог. Не может не считаться с мнением «инспектора, но она лучше знает своего работника и, кроме того, должна защищать честь своего детского сада. Оказывает помощь молодому педагогу, стремится морально поддержать его, доброжелательно и деликатно участвует в обсуждении итогов занятия.

4. Методист детского сада. Должен увидеть на «занятии» все положительное и защитить воспитателя, доброжелательно высказывает свои рекомендации.

5. Родитель одного из детей. Оценивает «занятие» исходя из того, что получил его ребенок на этом «занятии».

6. Дети – остальные студенты.

               Студенту, выполняющему роль молодого преподавателя, необходимо подготовиться к проведению занятия (составить план-конспект занятия, подобрать наглядные пособия и др.).

             Ход игры и распределение времени. 1 этап – подготовительный – 45 мин, 2 этап – основной – 30 мин, 3 этап – заключительный – 15 мин.

Основная часть.

             Последовательность проведения этапов учебной деловой игры.

1. Ознакомление с материалом, необходимым для подготовки и проведения занятия. 15 минут.

2. Распределение ролей. 2 минуты.

3. Предоставление времени студентам для подготовки выполнения ролей. Изучение прав и обязанностей участников игры. 25 минут.

4. Студент – молодой воспитатель представляет план-конспект на утверждение заведующей детским садом. 3 минуты.

5. Проведение занятия. 30 минут.

6. Анализ занятия. Выступления участников и наблюдателей, обмен мнениями, дискуссия, формулировка рекомендаций. 10 минут.

7.Подведение итогов. Высказывания преподавателя, наблюдавшего за игрой. 5 минут.

             При проведении итогов деловой игры учитывается то, как студент на своем занятии решил обучающие, воспитательные и развивающие цели занятия, каковы его стиль общения с группой и уровень методических умений.

             Успешность выполнения ролей во время игры другими ее участниками может быть достаточно объективно оценена в пятибалльной системе.

             Примерные критерии оценок

             Для студента в роли заведующей: компетентность в вопросах руководства педагогическим коллективом дошкольного учреждения, тактичность, доброжелательность, умение создать благоприятный морально-психологический климат в отношениях с подчиненными, готовность и умение в корректной форме оперативно оказывать помощь молодому педагогу, конструктивность выдвигаемых им предположений, соответствие студента требованиям выполняемой им роли заведующего.

             Для студента в роли методиста: компетентность в вопросах методики обучения в дошкольном учреждении, тактичность, объективность, умение оказать методическую помощь молодому педагогу, соответствие действия студента требованиям выполняемой им роли.

             Для студента в роли инспектора РОНО: компетентность, критичность, доброжелательность, тактичность, умение обосновать конструктивные предложения.

             Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе преподавания педагогических дисциплин в колледже содействует повышению качества профессиональной подготовки будущих педагогов, позволяет сделать процесс обучения более значимым и интересным для студентов, максимально приблизить его к условиям будущей профессиональной деятельности.

Литература:

Деловая игра как метод активного обучения // http://do.gendocs.ru/docs/index-213074.html.

Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб.-метод. пособие. М., 2005.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. №2. С. 58-64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Педагогические инновации в наше время неразрывно связаны с применением интерактивных методов обучения. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования необходимо формировать "нов...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Концепция федерального государственного образовательного стандарта предполагает реализацию целей формирования целостной личности осуществлять в рамках компетентностного подхода. Главная задача пр...

Модульное обучение как средство формирования профессиональной компетенции у студентов СПО

В статье  рассматривается процесс формирования профессиональных компетенций у будущих техников- механиков при условии применения технологии модульного обучения. Гипотеза проекта состоит в предлож...

Теория и методика развития детского изобразительного творчества

В презентации раскрыты: виды детской  изобразительной деятельности, задача воспитания и развития  дошкольника в изобразительной деятельности, влияние детской изобразительной деятельности на ...

Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Современные требования к образованию предполагают большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений, поэтому для достижения качества образовательных услуг необходимо исп...

Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций студентов

Одна из актуальных проблем системы среднего профессионального образования заключается в определении эффективных способов формирования профессиональных компетенций студентов, что обусловлено необходимо...