"Мотивация на занятиях английского языка в колледже как ключевой фактор формирования конкурентоспособного специалиста"
статья на тему

Панина Александра Валерьевна

Владение иностранным языком стало настоящей потребностью, так как современный специалист должен обладать профессиональными и общими компетенциями. Иностранные языки становятся одним из главных факторов как социально-экономического, так и общекультурного прогресса общества. Ежегодная организация чемпионатов World Skills в рамках популяризации движения рабочих профессий предполагает обязательное владение студентом ССУЗ английским языком, причём на высоком уровне.

Для стимулирования познавательной потребности учащихся к изучению иностранного языка важно мотивировать учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл panina_a.v._motivatsiya_v_ssuz.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация на занятиях иностранного языка в ССУЗ

как ключевой фактор формирования конкурентоспособного специалиста

Панина А.В., преподаватель иностранного языка КГА ПОУ ГАСКК МЦК

Проблема мотивации в изучении иностранных языков становится чрезвычайно актуальной сегодня. В последнее время в нашей стране существенно вырос интерес к иностранным языкам, главным образом – к английскому. Владение иностранным языком стало настоящей потребностью, так как современный специалист должен обладать профессиональными и общими компетенциями. Иностранные языки становятся одним из главных факторов как социально-экономического, так и общекультурного прогресса общества. Ежегодная организация чемпионатов World Skills в рамках популяризации движения рабочих профессий предполагает обязательное владение студентом ССУЗ английским языком, причём на высоком уровне.

Для стимулирования познавательной потребности учащихся к изучению иностранного языка важно мотивировать учащихся, особенно студентов училищ, техникумов и колледжей, так как, как правило, это те ребята, которые не прошли «отбор» в 10-11 классы в связи с невысокими показателями успеваемости, что связано зачастую, с низкой учебной мотивацией таких учащихся.

Рассмотрим понятие «мотив» и выясним основные мотивы изучения английского языка студентами ССУЗ.

Мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - материальный или нематериальный предмет, ради которого человек совершает те или иные действия. В качестве мотива может выступать желание удовлетворить какую-либо потребность, или какой-либо предмет, который нам хочется получить. Также, мотивом может стать осознаваемая цель, лежащая в основе выбора действий и поступков. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр.

Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация).

Мотивация - основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал.

Сегодня термин «мотивация» понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К.К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое, есть совокупность мотивов. Мотивация — это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации.

Мотивация бывает двух видов – внешняя и внутренняя.

Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами. Примерами могут служить:

- мотив достижения

- мотив самоутверждения

- мотив идентификации

- просоциальный мотив («нужно по учебной программе», «чтобы не отчислили»)

Яркий пример внешней мотивации – это учеба в колледже. Студенту приходится изучать дисциплину «Иностранный язык» с 1 по 4 курс, так как это обусловлено учебным планом. Кроме того, зачёт по иностранному языку является обязательной формой итогового контроля и необходимым условием допуска студента к сдаче экзаменов. Во взрослой жизни внешняя мотивация может быть продиктована работой в международной компании, где знание иностранного языка является необходимостью успешной работы специалиста.

Внутренняя мотивация возникает у человека под влиянием собственных стремлений и потребностей, подкрепляется эмоциональными переживаниями. Другими словами, внутреннее осознание необходимости владения языком. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения, и т.д.) может усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности.

Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов:

- особенностями обучающегося (пол, самооценка, уровень интеллектуального развития),

- особенностями преподавателя и его отношения к педагогической деятельности,

- организацией педагогического процесса,

- спецификой учебного предмета (в данном случае иностранного языка).

Рассмотрим основные способы повышения мотивации и интереса учащихся к изучению английского языка:

1. Связь с жизнью – необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению грамматики. Эта связь осуществляется через языковой материал, используемый в упражнениях, основу которого составляют тексты и примеры, связанные с их специальностью, интересами.

2. Проведение различных конкурсов способствует поднятию интереса учащихся к изучению языка. (в том числе участие в дистанционных конкурсах, интернет-олимпиадах)

3. Наглядность как средство развития интереса к урокам иностранного языка (плакаты, таблицы, схемы, интерактивная доска)

4. Использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и преподавателя.

5. Использование современных методов и приёмов, современных технологий («Тонкие» и «толстые» вопросы, Кластер, Fishbone, Дерево предсказаний)

6. Использование игр (дидактических, ролевых, по типу ток-шоу)

7. Постановка перед обучающимися конкретных целей, чтобы он мог работать над их достижением.

8. Создание благоприятного психологического климата для развития личности (сравнивать обучающегося только с самим собой прежним)

Следует мотивировать учащихся изучать английский язык для:

-получения стипендии

-отметки на доске почёта (создание ситуации успеха)

В настоящее время перед преподавателями стоит задача по созданию таких условий, при которых студенты за короткие сроки могли усваивать максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике, развивать общие и профессиональные компетенции. Именно повышение мотивации способствует стимулированию познавательного интереса студентов к учебной дисциплине, а значит, является одной из главных задач, стоящих перед современным преподавателем.

Список литературы:

  1. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. - СПб, 2007
  2. Готлиб Р.А. Социальная востребованность знания иностранного языка / Р.А.Готлиб / Социологические исследования, № 2, 2009. С. 122–127.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, Академия, 2005. — 352 с.
  4. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  5. Обучение иностранным языкам. Материалы для специалиста образовательного учреждения. - М., 2003. 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в неязыковых учебных заведениях как основополагающий фактор становления конкурентоспособного специалиста.

Статья посвящена профессионально направленному обучению иностранного языка, которое является одним из звеньев подготовки конкурентоспособного специалиста в неязыковом учебном заведении. Раскрывается з...

Формирование мотивации на уроке английского языка.

Формирование мотивации на уроке английского языка....

Проблемы формирования мотивации при обучении английскому языку

Одна из наиболее часто встречающихся проблем, с которой приходится сталкиваться учителю - отсутствие мотивации у студентов. Решение данной проблемы является одной из самых главных задач, которую стави...

Краткий доклад на педсовете на тему " Формирование конкурентоспособного специалиста в области строительства".

P { margin-bottom: 0.21cm; } Студентами колледжа становится, в основном,15-ти летняя молодежь после окончания 9 классов общеобразовательной школы. Большинство из них поступает на учебу по выбору ...

Научно-исследовательская работа как фактор формирования конкурентоспособного выпускника

Статья опубликована в сборнике материалов Республиканской научно-практическй конференции "Самостоятельная работа студентов в контексте реализации ФГС СПО", Нижнекамский сварочно-монтажный ко...

Мотивация на занятиях иностранного языка в ССУЗ как ключевой фактор формирования конкурентоспособного специалиста

Проблема мотивации в изучении иностранных языков становится чрезвычайно актуальной сегодня. В последнее время в нашей стране существенно вырос интерес к иностранным языкам, в первую очередь – к ...