Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в неязыковых учебных заведениях как основополагающий фактор становления конкурентоспособного специалиста.
статья на тему

Статья посвящена профессионально направленному обучению иностранного языка, которое является одним из звеньев подготовки конкурентоспособного специалиста в неязыковом учебном заведении. Раскрывается значение практического применения иностранного языка, а также основные принципы преподавания иностранного языка в области профессионально направленного обучения.

Ключевые слова: профессиональная подготовка,  профессионально ориентированное обучение, конкурентоспособный специалист, профессиональная компетенция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lebedeva_moskva.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

I Международная научно-практическая конференция <<СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ>>

7. Совершенствование системы профессионального образования.

Москва, 31 марта 2013г.

Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в неязыковых учебных заведениях как основополагающий фактор становления конкурентоспособного специалиста.

О.В. Лебедева, преподаватель иностранного языка первой категории

ГБОУ НПО ВО «Ковровский лицей сервиса и технологий»

Аннотация

Статья посвящена профессионально направленному обучению иностранного языка, которое является одним из звеньев подготовки конкурентоспособного специалиста в неязыковом учебном заведении. Раскрывается значение практического применения иностранного языка, а также основные принципы преподавания иностранного языка в области профессионально направленного обучения.

Ключевые слова: профессиональная подготовка,  профессионально ориентированное обучение, конкурентоспособный специалист, профессиональная компетенция.

Сегодня иностранный язык считается одним из основных элементов профессиональной подготовки практически любого специалиста, что вызвано реформированием, «перестройкой» политической, экономической и культурной областей деятельности, которые связаны с их совместной ориентацией на партнёрство с европейскими государствами и разработкой новых мировых стандартов. Надо сказать, что иностранный язык сегодня стал одним из главных средств общения между специалистами. В связи с этим возрастает необходимость  поиска новых подходов в преподавании иностранного языка в учебных заведениях в целях подготовки конкурентоспособных специалистов, чья компетенция в отдельных вопросах более глубока, что и обеспечивает владение иностранным языком.

Если раньше учебная практика предлагала лишь тренировочные тесты, то сегодняшняя тенденция характеризуется более активным применением проективных приёмов, основанных на развитии познавательных потребностей, которые основаны на профессиональных мотивах, поскольку иностранный язык позволяет студентам расширять круг их профессиональных знаний.

Наибольшую  эффективность в сохранении и обеспечении интереса студентов к изучению иностранного языка обеспечивает параллельное изучение некоторых текстов по специальности и соответствующих им текстов на английском языке.

Потребность и необходимость получения новой информации по своей специальности является мотивом речевой активности в том случае, когда ученики осознают, что иностранный язык  позволяет извлечь из чего-либо то, что непосредственно очерчивает круг их компетенции и профессиональной подготовки.

      Характерной особенностью современных подходов к проблемам преподавания иностранного языка является применение и совершенствование новых тенденций в выборе методов, ориентированных на формирование «основных черт вторичной языковой личности» [2].

Анализируя и изучая материалы в оригинале, студент не просто осваивает основные черты иностранного языка, но и все приёмы работы со специальной литературой, терминологией, системой «знаков» и понятиями. Всё это становится возможным лишь при тесной связи иностранного языка с остальными профилирующими предметами. Подобные знания у студентов складываются в течение всего периода обучения с помощью накопления знаний и информации из разных образовательных сфер. Чтобы достигнуть основной цели профессионального образования, подготовить компетентного специалиста, следует соблюдать условия организации учебного, образовательного процесса.

Основное место в данном процессе должны занимать основные знания по общеобразовательным предметам. Профессиональные проблемы и другие вопросы необходимо изучать и  решать при непосредственном анализе многочисленных литературных источников и сфер знаний. Полученные теоретические знания следует использовать в условиях профессиональных ситуаций,  руководствуясь при этом нетрадиционными методами приобретения информации. Последовательная подготовка к этому осуществляется с первых же занятий иностранного языка, на которых студентов знакомят с терминологией, соответствующей их специальности.  При систематизации учебного текстового материала на иностранном языке для обучения разным видам чтения за основу принимают распределение профилирующих предметов в учебном плане подготовки студентов, где главный предмет направления и профиля обучения  последовательно раскрывается с момента обучения. Преемственность тематических циклов профессионально ориентированных текстов представляет основной условие развития мотивации, которая вырабатывает у студентов стремление пользоваться иностранными источниками для пополнения чаши своих знаний по специальным дисциплинам. Важным условием при этом выступает включение в систему тематических текстов сведений, которых нет на русском языке и взятых из оригинальной иностранной  литературы.

     Также изучение иностранных языков и повышение интереса к ним обеспечивает использование интерактивной методики. В условиях профессионально ориентированного обучения преподаватели используют такие интерактивные методы, как: деловые игры, диспуты, дискуссии, инсценировки, конференции, которые характеризуют те проблемные ситуации, встречающиеся в профессиональной деятельности современного специалиста.

   Обучение иностранному языку как обязательному компоненту профессиональной подготовки будущего специалиста базируется на специфических методических принципах, главным из которых являются принцип профессиональной коммуникативной направленности. Он предполагает вовлечение студентов в устную и письменную форму профильной коммуникации на протяжении всего курса обучения дисциплине «иностранный язык» как неотъемлемой части общей профессиональной подготовки специалиста.

    Реализация этого принципа обеспечивает интеграцию дисциплины «Иностранный язык» в общий курс профессиональной подготовки будущего специалиста, использование опыта, полученного в курсе изучения специальных дисциплин на родном языке, вовлечение обучаемых в активную творческую деятельность по овладению иноязычной речью с ориентацией на решение коммуникативно-практических задач, предполагающих овладение аутентичным материалом в профильных ситуациях, отбор лингвистического материала, отражающего языковую сущность профессиональных высказываний специалиста – стилеобразующие элементы подъязыка специальности, а также риторические элементы институционального общения, официального стиля.

    Предметное содержание обучения иностранному языку будущего специалиста расширяет его знания об инокультурной сфере, позволяет вербализовать её концепты коммуникации. Принцип межкультурной обусловленности обучения предусматривает формирование у будущих специалистов навыков и развитие умений адекватного коммуникативного поведения в поликультурной профильной среде. Принцип интерактивности предполагает овладения знаниями и умениями в процессе взаимодействия обучаемых при выполнении заданий и упражнений, направленных на решение производственных задач.[1;98]

   Принцип аутентичности предметного содержания обучения вытекает из профессиональной направленности учебного материала, который отбирается по лингводидактическим (соответствие интересам и коммуникативным потребностям обучаемых; фабульность текстов; соответствие уровня лингвистической сложности текста языковой подготовке обучаемых; наличие проблемной ситуации и стимула для речевого взаимодействия) и социокультурным критериям (актуальная профессионально релевантная социокультурная информация; обучающий потенциал текста, способствующий осознанию сходств и различий родной и иноязычной культур, воспитывающий уважение к иной лингвокультурной общности; наличие в тексте лексики с национально-культурным компонентом и типичных ситуаций её употребления).

     Обучение иностранному языку на основе перечисленных принципов создаёт предпосылки для эффективного формирования вторичной языковой личности специалиста любого профиля, поскольку «только развития в обучаемом черты вторичной языковой личности, можно выполнить социальный заказ общества на подготовку специалиста, способного быть эффективным участником межкультурной коммуникации, подключаясь в рамках различных сфер общения к пониманию текстовой деятельности инофонов на основе как языкового, так и когнитивного сознания».

      Таким образом, под методикой профессионально ориентированного обучения иностранному языку понимаются приемы и методы оптимального усвоения студентами его лексико-грамматических особенностей с целью их целесообразного применения в будущей профессиональной деятельности, являющейся для обучаемых источником удовлетворения информационных потребностей, приобретения профессиональной квалификации и повышения профессиональной компетентности. Иноязычная профессионально значимая компетенция предполагает способность будущего специалиста извлекать и анализировать инокультурную информацию из разных источников, применять полученные знания на практике, что приведет успешной деятельности в определенной области.

    Литература:

  1. Вербицкий А.А Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. Пособие. М.: Высш. школа, 1991. – 207 с.
  2. Кашина Е. Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка: учеб. пособие для студ. ВУЗов. – [Электронный ресурс] www. media.samsu.ru/files/3/253_Заказ%20422.pdf.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции при профессионально – ориентированном обучении иностранному языку.

Статья о формировании коммуникативной компетенции при профессионально - ориентированном  обучении иностранному языку....

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И СТАНОВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Статья подготовлена для выступления на I открытой научно-практической конференции "Петербургская кулинарная школа. Традиции и новаторство" прошедшей 27 апреля 2017 года в Санкт-Петербургском государст...

"Мотивация на занятиях английского языка в колледже как ключевой фактор формирования конкурентоспособного специалиста"

Владение иностранным языком стало настоящей потребностью, так как современный специалист должен обладать профессиональными и общими компетенциями. Иностранные языки становятся одним из главных факторо...

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»

Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...

Формирование лексических навыков при профессионально-ориентированном обучении английскому языку.

Английский  язык, как иностранный, в средних профессиональных учебных заведениях изучается как общеобразовательная дисциплина,  но он имеет также специализированную направленность и большие ...

Мотивация на занятиях иностранного языка в ССУЗ как ключевой фактор формирования конкурентоспособного специалиста

Проблема мотивации в изучении иностранных языков становится чрезвычайно актуальной сегодня. В последнее время в нашей стране существенно вырос интерес к иностранным языкам, в первую очередь – к ...

Статья. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку

Современное общество требует новых подходов к подготовке специалистов в различных сферах деятельности. Выпускник современного колледжа должен обладать не только хорошими знаниями в своей области...