Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»
методическая разработка на тему

Колесникова Наталья Витальевна

Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание применеия технологии к различным аспектам языка и видам речевой деятельности, заключения, где автор представляет выводы и списка литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАПОУ «Бугульминский машиностроительный техникум»

Методическая разработка на тему:

«Методические рекомендации по организации

профессионально-ориентированного обучения иностранному языку

 с использованием технологии кооперативного обучения»

Разработала: Колесникова Н.В.,

 преподаватель английского языка

 высшей квалификационной категории

Методическая разработка рассмотрена и одобрена

на Методическом совете

 ГАПОУ «Бугульминский машиностроительный техникум»

(Протокол № 2 от 21.09.2017)

Бугульма, 2017 г.

Аннотация

Методическая разработка предназначена для преподавателей английского языка, осуществляющих подготовку студентов по специальностям СПО. Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие «технология кооперативного обучения»; основной части, где приводится подробное описание применения технологии к различным аспектам языка и видам речевой деятельности; заключения, где автор представляет выводы по изучаемой проблеме и списка использованной литературы.

Материал разработки соответствует требованиям к результатам освоения дисциплины ОГСЭ. 03Иностранный язык и будет полезна преподавателям иностранного языка.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..4

Основная часть …………………………………………………………………...7

           Технология кооперативного обучения ……………………………..…..7

            Методические указания по применению технологии кооперативного    

            обучения ………………………………………………………….………9

Заключение ……………………………………………………………………..12

Список использованной литературы …………………………………………13

Введение

When there is team work and collaboration,

 wonderful things can be achieved.

Mattie Stepanek

Знание иностранного языка в современном мире, развивающемся в направлении к всеобщей глобализации, играет важную роль. Английский язык является самым популярным, так как это язык межнационального общения. Знание английского языка – это один из самых важных составляющих моментов современного, успешного человека, поэтому его изучению придают огромное значение.   Вследствие глобальных изменений в обществе, как в России, так во всем мире, иностранный язык превратился в базовый элемент современной системы образования, стал средством достижения профессиональной реализации личности. При устройстве человека на работу знание иностранного языка является теперь одним из важных условий.

          Иностранный язык как учебная дисциплина обладает огромным воспитательным, образовательным и  развивающим потенциалом. Процесс обучения иностранному языку способствует развитию личностных качеств обучающихся, их психических процессов, формированию  творческой самостоятельности и активной жизненной позиции.

Рассмотрим компетенции, которые необходимо сформировать у выпускников по специальности 21.02.08 Прикладная геодезия:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Соответственно необходимо построить процесс обучения так, чтобы эти компетенции могли сформироваться.

Одним из действенных способов является технология кооперативного обучения. Приемы данной технологии разработаны Спенсером Каганом в 1980-1990годы. Кооперативное обучение – это технология обучения в малых группах. Цель кооперативного обучения сделать каждого члена команды успешнее и сильнее, развить индивидуальную ответственность. Работа в малых группах дает возможность студентам приобрести навыки общения и сотрудничества. Каждый член группы или команды отвечает за выполнение его части задания и чувствует свою ответственность за результаты работы. Таким образом, процесс обучения создает условия, приближающие к условиям естественного общения как в бытовом, так и в профессиональном плане.

Основная часть

Технология кооперативного обучения

В процессе обучения иностранному языку студентов было замечено, что при выполнении различных заданий на уроках, во время которых требуется работать в группах смешанного состава, обучающиеся  не умеют взаимодействовать, организовать работу внутри группы, не всегда могут договориться и найти общее решение. Это затрудняло коммуникативную деятельность на уроке.

Технология кооперативного обучения дает возможность всем ученикам принять на себя активную роль, включиться в познавательную деятельность в ходе урока, научиться организовывать работу внутри группы, а учителю организовать полноценную образовательную деятельность.

Кооперативное обучение – это тщательно структурированная учебная деятельность, где обучающиеся несут личную ответственность за индивидуальный вклад, участие и обучение. Члены большой группы разделяются на несколько малых групп и действуют по инструкции, специально разработанной для них преподавателем. Это может происходить сразу же после изложения нового материала, в начале последующего, вместо опроса, на практическом занятии, или может быть частью обобщающего итогового занятия.

Каждый из обучающихся работает над своим заданием, своей частью материала до полного понимания изучаемого вопроса и завершении работы над ним. Затем обучающиеся обмениваются находками таким образом, что работа каждого является очень важной и существенной для работы всех остальных, поскольку без неё задание не будет считаться выполненным (часть важной информации будет потеряна, и другие члены группы ее не получат). У членов команды есть возможность услышать разные точки зрения и сверить правильность ответов (получить один общий или согласиться на правильном варианте).

Основные характеристики кооперативного обучения

  1. Позитивная взаимная зависимость (positive interdependence). Члены команды обязаны полагаться друг на друга, чтобы достичь своей цели.
  2. Персональная ответственность (personal accountability). Все члены команды ответственны за свою часть работы, так как успех всей команды зависит от индивидуальной работы каждого обучающегося.
  3. Навыки работы в команде (appropriate collaborative skills). Обучающиеся развивают следующие умения и навыки: строить взаимодействие, руководить действиями других (лидерство), принимать решения, общаться и улаживать конфликты.
  4. Командное взаимодействие (group processing). Члены группы вместе формулируют цели, периодически оценивают работу всей команды и определяют недостатки в командной работе для того, чтобы в будущем функционировать еще лучше.
  5. Разнородность группы (heterogeneous groups). Каждый выигрывает от того, что работает с отличными от него самого людьми в группе.

В процессе совместной работы в малой группе студенты получают индивидуальную помощь от своих товарищей, и в результате практически исключается возможность ошибки.

Сама технология внедряется не сразу. Она требует временных затрат от учителя, длительной и тщательной подготовки, переработки материала в соответствии с новыми задачами пред студентами и способами их достижения.

Методические указания по применению технологии кооперативного обучения

В свете развития движения Worldskills в России обучение английскому языку для специальных целей обучающихся профессиональных образовательных организаций приобретает новое звучание. Высокий уровень владения терминологией может стать ключевым фактором в борьбе за победу даже во время проведения отборочных туров, так как часть заданий предлагаются на английском языке.

Один из самых важнейших компонентов в языке – это лексика (повседневная, используемая для ежедневного общения,  и профессиональная, включающая термины, научные слова и другие).  Согласно требованиям к результатам освоения дисциплины студенты должны знать лексический минимум (1200-1400 лексических единиц) и уметь самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас. Они могут самостоятельно выучить слова, даже зазубрить. Но самое важное научить их использовать эти слова в речи для решения различных коммуникативных задач.  Только тогда они станут нужными для общения и перейдут в разряд активного использования. Технология кооперативного обучения позволяет разнообразить процесс усвоения новых слов и сделать его более эффективным. Приведем примеры заданий.

1. Работа проходит в группах по 4 человека. Студентам предлагается написать по одному слову на каждой из 9 карточек, например: to survey, to consume, to investigate, evaluation, estimate, accuracy, gravity, to measure, to span. Затем они выкладывают карточки в форме квадрата и, выбрав 3 карточки по диагонали (по горизонтали, по вертикали), составляют предложения с данными словами и записывают их на листочках. Затем студенты из разных групп предлагают друг другу перевести эти предложения на русский язык. Таким образом, осуществляется совместная деятельность, где студенты постоянно взаимодействуют друг с другом и лексика усваивается в разных вариантах.

2. Студенты получают карточки с личностно-значимыми вопросами, содержащими усваиваемый лексический материал. В парах они опрашивают друг друга и стараются запомнить ответы (могут кратко записать их в тетрадях). Затем сообщают преподавателю то, что они узнали о своем партнере. Выполняя данное задание, студенты усваивают лексический материал и отрабатывают грамматические структуры в разных вариантах, и в то же самое время узнают факты о своих одногруппниках.

Пример задания по теме «Geodetic methodology»

1. What do you like to scrutinize?

2. Is people’s evaluation important for you?

3. Can you measure the area of your flat? How will you do it?

4. Does your family consume much electricity and water?

5. Can you make the estimate of a project of vertical planning? What is necessary for it?

3. “Definition game” Студенты работают в парах или  в группах по 3 человека. Они получают карточки с задание соотнести слово с его определением.

Пример задания по теме «Инструменты геодезической съемки и разведки».

1.  A theodolite is

a. used to determine by direct reading from a rod the distances and super elevations without calculations

2. Rangefinders make possible

b. consisted of a circle with divisions, from which angles were measured

3. The astrolabe

c. used for taking readings from rods that are mounted on points whose height difference is to be determined

4. Tachometer is

d. the determination of the length of the unknown line

5. A mechanical-optical level is

e. the basic angle-measuring instrument

The keys: 1 - e, 2 - d, 3 - b, 4 – a, 5 - c

4. «Найдите лишнее».  В течение 10 секунд студенты должны подумать самостоятельно, а затем, в течение следующих 10 секунд обсудить с остальными членами своей группы, какое слово необходимо убрать из логического ряда. Затем они должны подумать и обсудить в команде, каким одним словом или понятием можно объединить оставшиеся слова. Пример задания.

Пример задания по теме “Mapping”

  1. to roll, to fold, to carry around, to include (you can do it with maps)
  2. the title, a legend, distortion, a scale, a directional indicator (the components of a map)
  3. to provide reference, to show the surface, to remain a disadvantage, to present information (you can do it on the map)
  4. rainfall, advantage, mineral resources, religions (what the maps show)
  5. shape, size, projection, distance, direction (properties of maps)

Процесс усвоения грамматического материала довольно сложный и часто бывает скучным, так как выполняется ряд упражнений, где от студентов требуется механическое использование того или иного грамматического явления. Но на основе кооперативного обучения эта работа приобретает интерактивный характер и становится более интересным и личностно-значимым для студентов. Приведем примеры.

  1. “A magic bag” Группа разделена на подгруппы по 4-5 человек. Студенты получают полоски бумаги (8-10 штук), на которых написано начало вопроса: Are … … ? Is … …? Каждый берет полоску и составляет вопрос (дописывает на листочке). Вопросы должны быть личного характера: про внешность, характер и т.д.). Затем все полоски собираются в пакет (коробочку), и студенты вытягивают вопрос и отвечают на него.

Примеры вопросов:

Are your eyes blue? Is your hair fair? Are you hard-working? Is your nose

snub? Are you strict?

  1. “I can/I can’t” Данное упражнение организуется в парах. Студентам дается список компетенций, которыми студенты должны овладеть. Сначала отрабатывается перевод и чтение, затем студенты составляют предложения о себе, что они уже могут делать, а что нет. Затем в парах интересуются друг у друга, задавая вопросы, что они уже могут делать,  а что нет.

Примеры предложений

  1. Be responsible for your solutions.
  2. Determine the tasks of my personal and professional growth.
  3. Organize my self-education and self-development.
  4. Work in a team.
  5. Communicate with colleagues and employers effectively.
  6. Search for information necessary for the effective fulfillment of professional tasks.

Технология кооперативного обучения лежит в основе так называемой «сингапурской методики». Рассмотрим пример структуры Quiz-Quiz-trade при работе с текстом. После прочтения текста студентам дается задание составить один вопрос к тексту и написать его на листочке. Затем студенты ходят по классу и задают друг другу эти вопросы, образуя пары. После получения ответа они меняются листочками и образуют следующую пару и опять спрашивают друг друга. Учитель определяет, сколько человек нужно опросить.

Структура Timed Round Robin так же позволяет организовать работу по прочитанному тексту. Студенты читают совместно текст в малых группах3-4 человека. Затем составляют несколько вопросов по тесту в своей группе. На следующем этапе они перекрестно задают эти вопросы другим группам.

Данная технология позволяет преподавателю выступать на занятии в роли фасилитатора, а студентам быть активными участниками образовательного процесса.

Заключение

 В новом XXI веке, провозглашённом ЮНЕСКО веком полиглотов, весь цивилизованный мир стремится к открытости и взаимопониманию. Важным становится воспитать личность, которая будет способна и будет желать участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке. Как показывает практика, в наиболее выгодном положении на рынке труда находятся те специалисты, которые помимо знаний по основной профессии владеют ещё одним или несколькими иностранными языками.  Это позволяет им быть в курсе последних разработок из мира науки и техники, ведь очень много материала в печатных издания на иностранных языках.  Кроме того, работать с зарубежными партнёрами намного проще, если владеешь информацией «из первых уст».

Качественное владение иностранным языком может быть достигнуто при использовании такой эффективной технологии как кооперативное обучение. Оно делает процесс усвоения иноязычного материала более живым, интересным, проблемным, убедительным и эмоциональным. Технология кооперативного обучения способствует повышению уровня мотивации изучения иностранного языка, связи учебного материала с будущей профессиональной деятельностью, развитию самостоятельности и творческой инициативы.

Список использованной литературы

  1. Гайнулова Н.В. Технология кооперативного обучения как способ формирования коммуникативных навыков учащихся. Режим доступа: https://infourok.ru/ 
  2. Мамонова Е.В. Технология кооперативного обучения на уроках английского языка. https://infourok.ru/ 
  3. Технология кооперативного обучения. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5113703/ 

Приложение

Фрагмент урока по теме «Картография»

Задачи: развитие навыков чтения по теме «Картография», ознакомление и первичная автоматизация лексического материала по теме, развитие умения работать в команде, логического мышления, ознакомление с видами карт и их характеристиками.

III. Development of lexical skills

a) introduction of new words

- Today we’ll learn some new words for you to get to know about maps/ to be able to translate the text and to use this knowledge in your future profession.

- So, you are to work in groups. Each group will find the translation of certain words.

1st group: flat, advantage, to fold, reference, range, feature

2nd group: rainfall, accurately, dimension, distortion, to include, scale

3rd group: latitude, longitude, grid, to measure, to occur, inevitable

  • Let’s exchange the information about the meanings of words. Now look at the screen and copy them into your exercise-books. (На слайде все слова с переводом)

b) automatization of words

  • Now, you task is to make words out of letters.

eldonugt

efreuat

ndoimiesn

ercenfere

emreuas

dnoiistort

eldatuit

eagdvatan

 eslca

  • Let’s check. S1, read the words with translation. Very good.
  • Your next task is to complete the word combinations (on the slide).

IV. Development of reading skills

  • Now you are ready to read the text “Maps and mapping”. Read it in groups by parts and translate. Then each group will present their translations.
  • Now ask the questions on p.12 to each other. (перекрестный опрос студентов)
  • That’s nice. You are again to work in groups. You should think for 20 seconds and then suggest your variant of an extra word out of a list. The group should come to an agreement (one variant). After it you are to unite the rest of the words under one notion.
  • So, let’s check.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения и в воспитательной работе.»

на тему:    «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения  и в воспитательной работе....

Методическая разработка по теме «СПИД» Лексико-грамматические упражнения» по дисциплине Иностранный язык (английский)

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык (английский)» и соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного с...

Методическая разработка на тему" Использование инновационных технологий на уроках производственного обучения"

В работе предоставлен  материал использование различных способов и требований к уроку производственного обучения, на примере русской и национальной кухни....

Методическая разработка по теме “Natural Disasters” (природные катаклизмы) по дисциплине Иностранный язык (английский)

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык (английский)» и соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного с...

Рецензия на методическую разработку по теме: Методические указания по выполнению практических работ по общепрофессиональной учебной дисциплине «Учет, калькуляция и отчетность»

Мишель де Монтень писал: "Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их". Управление любым хозяйственным объектом в условиях современной рыночной экономики невозможно без строго ко...

Методическая разработка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках производственного обучения"

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных каче...