Методический доклад "Разработка занятий с использованием технологий диалектического обучения (вопросов-суждений)"
материал на тему
Рекомендуется для использования преподавателям специальных дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
«Современные педагогические технологии в профессиональном образовании»
По материалам курса повышения квалификации КГБОУ ДПО ПКС «Центр современных технологий профессионального образования»
Тема: Разработка занятий с использованием технологий диалектического обучения (вопросов суждений)
Разработал преподаватель И.Ю. Цурган
Рассмотрено на
Заседании цикловой комиссии
150402 протокол №___ «____»_________г.
Председатель ___________________ О.В. Сенькова
2014г.
Разработка занятий с применением вопросов-суждений.
Понятие – это такая форма мышления, с помощью которой отображаются существенные (достаточные для отличения) признаки предметов, явлений, процессов.
Суждение – это форма мышления, отражающая отношение между понятиями. Понятие не несет информации на сколько отражаемое соответствует действительности и соответствует ли ей вообще. О самих вещах понятие ничего не говорит. Оно поэтому не может быть ни истинным ни ложным, пока не войдет в состав суждения.
В отличие от понятия суждение всегда можно оценить как истинное или ложное. Суждение обязательно имеет семантическое значение – это его основное свойство. (двойственность)
Суждение это такая форма мышления, которая характеризуется следующими свойствами:
- Что либо утверждать или отрицать
- Относительно всех или части предметов, свойств, явлений, процессов какого либо рода
- Выражать либо истину, либо ложь.
Суждения воспроизводят отношения и связи между вещами и свойствами, причем таковыми могут стать и предметы, и явления, и их различные особенности, процессы и даже абстрактные мысленные образы.
СТРУКТУРА СУЖДЕНИЯ
В содержании суждения прежде всего имеются 2 важнейших компонента – субъект и предикат.
Субъект – это понятие, отображающее предмет, о котором идет речь. Его можно было бы так же назвать логическим подлежащим, так как в функциях того и другого много сходного. Для обозначения субъекта используется латинская буква S.
Предикат можно уподобить логическому сказуемому, поскольку этот структурный элемент выражает свойства, приписываемые предметам из объема понятия – субъекта или отрицаемые у них. Обозначают предикат латинской Р.
В отличие от предложения все содержание суждения распределяется только между двумя составными частями – субъектом и предикатом. У предложения структурных элементов бывает больше.
Помимо субъекта и предиката в составе суждения имеются еще 2 структурных элемента, которые задают логические свойства самих суждений как форм мышления, а не их содержание.
Один из них – связка. Она обозначается словами «есть», «является», «представляет собой», и другими эквивалентными им выражениями. В предложениях русского языка этот элемент, как известно, может опускаться.
Без связки суждения не бывает, потому что без нее нельзя было бы задать отношение между предметом и его свойством – принадлежит оно предмету или не принадлежит.
Семантический ряд вопросов – суждений:
- Как доказать, что…?
- Чем объяснить, что… ?
- 3. В каком случае..?
- Когда…?
- Каким образом…?
- Вследствие чего…?
- Почему…?
Вопрос суждение имеет двойное принуждение – требует раскрыть по содержанию и объему два понятия и установить между ними взаимосвязь.
Примеры вопросов – суждений:
- Чем объяснить, что митозу предшествует синтез ДНК?
- Когда в клетках происходит уменьшение числа хромосом?
- Чем объяснить, что кисти рук человека имеют хорошо развитые сальные железы?
- Каким образом учитель добивается совместной с учащимися постановки цели и задач урока?
- Каким образом учитель побуждает видеть общее в особенном?
Методические приемы работы с вопросами – суждениями
Составление вопросов – суждений:
- По определенному объему нового материала на уроке или в качестве домашнего задания. Количество баллов за домашнюю работу может стать начальным капиталом на занятии
- «Биолог…, математ.., истор…, эконом…, технолог…)- ический ринг. Подготовка вопросов-суждений дома; на занятии студенты разбиваются на группы; каждый передает свою тетрадь другому; анализ и ответы на вопросы суждения; обсуждение и диалог с составляющим вопросы.
- Обмен вопросами – суждениями
- Вопросы – суждения – помощники.
- Составить вопросы – суждения по каждому сообщению или докладу студента
- Составить вопросы – суждения по тексту (параграф, глава, дополнительный материал, задания на самостоятельное изучение)
- «цепочки» вопросов – суждений
- ……..
- Шапка вопросов
- Заранее сообщается тема урока
- Заранее готовятся вопросы – суждения
- Выбор самого интересного вопроса от каждого
- Вопросы помещаются в «шапку»
- Желающий получить максимальную оценку вытягивает вопрос и пытается на него ответить
- Обсуждение ответа
- Чей вопрос вытянут, получает баллы
- При хорошей подготовке – охват оценивания студентов может быть 100%.
- «Конкурс выскочек» своеобразная самопрезентация. Побеждает тот, кто задает больше всего вопросов – суждений в логике изучения темы
Помимо этого основываясь на вопросах – суждениях возможно организовать такие формы организации занятий как «Биолог…, математ.., истор…, эконом…, технолог…)- ический хоккей; суд; аукцион; следствие ведут знатоки и пр…
Вопросы-суждения
(составленные самостоятельно студентами – собственный опыт)
- Каким образом изменится производительность труда при увеличении выпуска продукции без изменения численности?
- Почему основные средства переносят свою стоимость на себестоимость продукции по частям?
- Чем объяснить, что готовая продукция относится к нормируемым оборотным средствам?
- Вследствие чего делегирование полномочий вызывает появление подотчетности?
- Чем объяснить правило двойной записи в бухгалтерском учете?
- Почему увеличение силы тока вызывает рост производительности электролизера?
- Чем объяснить, что горячий ход ванны вызывает аварийную ситуацию?
- Почему увеличение затрат на 1 рубль товарной продукции снижает прибыль?
- Каким образом изменится наработка металла в электролизере если снизился выход по току?
- Почему срок окупаемости проекта зависит от дополнительно полученной прибыли?
- Каким образом изменится рентабельность продукции, если затраты на рубль товарной продукции снизились?
- Почему мощность всегда больше выпуска?
- Как доказать, что критический объем производства зависит от условно-постоянных расходов?
- Чем объяснить, что увеличение величины криолитового отношения приводит к раскислению электролита?
- В каком случае увеличивается прибыль при изменении себестоимости?
- Почему власть основанная на вознаграждении имеет слабую мотивацию?
- Чем объяснить, что стратегическое планирование основано на целевой установке?
- Каким образом можно снизить затраты электроэнергии не изменяя при этом норм расхода?
- Когда возникают социальные потребности по теории мотивации Маслоу?
- В каком случае процессуальный подход к управлению предпочтительнее ситуационного?
- Почему дебиторская задолженность находится в активе баланса?
- Чем объяснить, что диссоциацию глинозема проводят только в расплаве электролита?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии модульного обучения в процессе изучения темы «Мультимедийные технологии» в профессиональном училище
Статья была опубликована в сборнике научных трудов по материала Международной заочной научно – практической конференции «Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы» часть 3. 26 декабря 2011 ...

Использование технологии программированного обучения в процессе освоения дисциплины «Информатика и ИКТ»
Программированное обучение является одним из инновационных подходов к образованию. Программированное обучения является определенная иерархия управляющих устройств.Термин «иерархия» означает ступ...
Методическая разработка интерактивного занятия на тему: «Субъекты предпринимательской деятельности» с использованием технологии проблемного обучения
Представлен конспект урока по теме «Субъекты предпринимательской деятельности» с использованием технологии проблемного обучения....

Методическая разработка «Использование технологии проблемною обучения на примере изучении дисциплины «Физика» в системе СПО с целью формирования студента как активного субъекта познания»
Цель работы состоит в том, чтобы изучить и систематизировать материал по использованию технологии проблемного обучения, исследовать методологические средства данной технологии для достижения педагогич...

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»
Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...

Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение. Конспект занятия "Упражнение змейка" с использованием автотренажера ФОРСАЖ-9 к образовательной программе «Безопасность дорожного движения» 3
В работе представлена Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение на примере занятия "Упражнение змейка" с использованием автотре...

Методические рекомендации к занятию с использованием дистанционной формы обучения на тему "Нуклеиновые кислоты"
В настоящее время педагогам приходится разрабатывать уроки в дистанционном формате. В рекомендациях к составлению и проведению таких уроков приходится соблюдать множество требований, поэтому структура...