Методический доклад "Разработка занятий с использованием технологий диалектического обучения (вопросов-суждений)"
материал на тему

Рекомендуется для использования преподавателям специальных дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_voprosy_suzhdeniya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«Современные педагогические технологии в профессиональном образовании»

По материалам курса повышения квалификации КГБОУ ДПО ПКС «Центр современных технологий профессионального образования»

Тема: Разработка занятий с использованием технологий диалектического обучения (вопросов суждений)

Разработал преподаватель                                 И.Ю. Цурган

Рассмотрено на

Заседании цикловой комиссии

150402 протокол №___ «____»_________г.

Председатель                        ___________________ О.В. Сенькова

2014г.

Разработка занятий с применением вопросов-суждений.

Понятие – это такая форма мышления, с помощью которой отображаются существенные (достаточные для отличения) признаки предметов, явлений, процессов.

Суждение – это форма мышления, отражающая отношение между понятиями. Понятие не несет информации на сколько отражаемое соответствует действительности и соответствует ли ей вообще. О самих вещах понятие ничего не говорит. Оно поэтому не может быть ни истинным ни ложным, пока не войдет в состав суждения.

В отличие от понятия суждение всегда можно оценить как истинное или ложное. Суждение обязательно имеет семантическое значение – это его основное свойство. (двойственность)

Суждение это такая форма мышления, которая характеризуется следующими свойствами:

  • Что либо утверждать или отрицать
  • Относительно всех или части предметов, свойств, явлений, процессов какого либо рода
  • Выражать либо истину, либо ложь.

Суждения воспроизводят отношения и связи между вещами и свойствами, причем таковыми могут стать и предметы, и явления, и их различные особенности, процессы и даже абстрактные мысленные образы.

СТРУКТУРА СУЖДЕНИЯ

В содержании суждения прежде всего имеются 2 важнейших компонента – субъект и предикат.

Субъект – это понятие, отображающее предмет, о котором идет речь. Его можно было бы так же назвать логическим подлежащим, так как в функциях того и другого много сходного. Для обозначения субъекта используется латинская буква S.

Предикат можно уподобить логическому сказуемому, поскольку этот структурный элемент выражает свойства, приписываемые предметам из объема понятия – субъекта или отрицаемые у них. Обозначают предикат латинской Р.

В отличие от предложения все содержание суждения распределяется только между двумя составными частями – субъектом и предикатом. У предложения структурных элементов бывает больше.

Помимо субъекта и предиката в составе суждения имеются еще 2 структурных элемента, которые задают логические свойства самих суждений как форм мышления, а не их содержание.

Один из них – связка. Она обозначается словами «есть», «является», «представляет собой», и другими эквивалентными им выражениями. В предложениях русского языка этот элемент, как известно, может опускаться.

Без связки суждения не бывает, потому что без нее нельзя было бы задать отношение между предметом и его свойством – принадлежит оно предмету или не принадлежит.

Семантический ряд вопросов – суждений:

  1. Как доказать, что…?
  2. Чем объяснить, что… ?
  3. 3. В каком случае..?
  4. Когда…?
  5. Каким образом…?
  6. Вследствие чего…?
  7. Почему…?

Вопрос суждение имеет двойное принуждение – требует раскрыть по содержанию и объему два понятия и установить между ними взаимосвязь.

Примеры вопросов – суждений:

  • Чем объяснить, что митозу предшествует синтез ДНК?
  • Когда в клетках происходит уменьшение числа хромосом?
  • Чем объяснить, что кисти рук человека имеют хорошо развитые сальные железы?
  • Каким образом учитель добивается совместной с учащимися постановки цели и задач урока?
  • Каким образом учитель побуждает видеть общее в особенном?

Методические приемы работы с вопросами – суждениями

Составление вопросов – суждений:

  1. По определенному объему нового материала на уроке или в качестве домашнего задания. Количество баллов за домашнюю работу может стать начальным капиталом на занятии
  2. «Биолог…, математ.., истор…, эконом…, технолог…)- ический ринг. Подготовка вопросов-суждений дома; на занятии студенты разбиваются на группы; каждый передает свою тетрадь другому; анализ и ответы на вопросы суждения; обсуждение и диалог с составляющим вопросы.
  3. Обмен вопросами – суждениями
  4. Вопросы – суждения – помощники.
  1. Составить вопросы – суждения по каждому сообщению или докладу студента
  2. Составить вопросы – суждения по тексту (параграф, глава, дополнительный материал, задания на самостоятельное изучение)
  3. «цепочки» вопросов – суждений
  4.  ……..
  1. Шапка вопросов
  1. Заранее сообщается тема урока
  2. Заранее готовятся вопросы – суждения
  3. Выбор самого интересного вопроса от каждого
  4. Вопросы помещаются в «шапку»
  5. Желающий получить максимальную оценку вытягивает вопрос и пытается на него ответить
  6. Обсуждение ответа
  7. Чей вопрос вытянут, получает баллы
  8. При хорошей подготовке – охват оценивания студентов может быть 100%.
  1. «Конкурс выскочек» своеобразная самопрезентация. Побеждает тот, кто задает больше всего вопросов – суждений в логике изучения темы

Помимо этого основываясь на вопросах – суждениях возможно организовать такие формы организации занятий как «Биолог…, математ.., истор…, эконом…, технолог…)- ический хоккей; суд; аукцион; следствие ведут знатоки и пр…

Вопросы-суждения

(составленные самостоятельно студентами – собственный опыт)

  1. Каким образом изменится производительность труда при увеличении выпуска продукции без изменения численности?
  2. Почему основные средства переносят свою стоимость на себестоимость продукции по частям?
  3. Чем объяснить, что готовая продукция относится к нормируемым оборотным средствам?
  4. Вследствие чего делегирование полномочий вызывает появление подотчетности?
  5. Чем объяснить правило двойной записи в бухгалтерском учете?
  6. Почему увеличение силы тока вызывает рост производительности электролизера?
  7. Чем объяснить, что горячий ход ванны вызывает аварийную ситуацию?
  8. Почему увеличение затрат на 1 рубль товарной продукции снижает прибыль?
  9. Каким образом изменится наработка металла в электролизере если снизился выход по току?
  10. Почему срок окупаемости проекта зависит от дополнительно полученной прибыли?
  11. Каким образом изменится рентабельность продукции, если затраты на рубль товарной продукции снизились?
  12. Почему мощность всегда больше выпуска?
  13. Как доказать, что критический объем производства зависит от условно-постоянных расходов?
  14. Чем объяснить, что увеличение величины криолитового отношения приводит к раскислению электролита?
  15. В каком случае увеличивается прибыль при изменении себестоимости?
  16. Почему власть основанная на вознаграждении имеет слабую мотивацию?
  17. Чем объяснить, что стратегическое планирование основано на целевой установке?
  18. Каким образом можно снизить затраты электроэнергии не изменяя при этом норм расхода?
  19. Когда возникают социальные потребности по теории мотивации Маслоу?
  20. В каком случае процессуальный подход к управлению предпочтительнее ситуационного?
  21. Почему дебиторская задолженность находится в активе баланса?
  22. Чем объяснить, что диссоциацию глинозема проводят только в расплаве электролита?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии модульного обучения в процессе изучения темы «Мультимедийные технологии» в профессиональном училище

Статья была опубликована в сборнике научных трудов по материала Международной заочной научно – практической конференции «Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы» часть 3. 26 декабря 2011 ...

Использование технологии программированного обучения в процессе освоения дисциплины «Информатика и ИКТ»

Программированное обучение является одним из инновационных подходов к образованию.  Программированное обучения является определенная иерархия управляющих устройств.Термин «иерархия» означает ступ...

Методическая разработка интерактивного занятия на тему: «Субъекты предпринимательской деятельности» с использованием технологии проблемного обучения

Представлен конспект  урока по теме «Субъекты предпринимательской деятельности» с использованием технологии проблемного  обучения....

Методическая разработка «Использование технологии проблемною обучения на примере изучении дисциплины «Физика» в системе СПО с целью формирования студента как активного субъекта познания»

Цель работы состоит в том, чтобы изучить и систематизировать материал по использованию технологии проблемного обучения, исследовать методологические средства данной технологии для достижения педагогич...

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»

Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...

Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение. Конспект занятия "Упражнение змейка" с использованием автотренажера ФОРСАЖ-9 к образовательной программе «Безопасность дорожного движения» 3

В работе представлена Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение на примере занятия "Упражнение змейка" с использованием автотре...

Методические рекомендации к занятию с использованием дистанционной формы обучения на тему "Нуклеиновые кислоты"

В настоящее время педагогам приходится разрабатывать уроки в дистанционном формате. В рекомендациях к составлению и проведению таких уроков приходится соблюдать множество требований, поэтому структура...