Методическая разработка интерактивного занятия на тему: «Субъекты предпринимательской деятельности» с использованием технологии проблемного обучения
методическая разработка на тему

Представлен конспект  урока по теме «Субъекты предпринимательской деятельности» с использованием технологии проблемного  обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_interaktivnaya_igra.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка интерактивного занятия на тему:

« Субъекты предпринимательской деятельности»

по учебной дисциплине

«Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

для специальности

220401 Информационные системы (по отраслям)

с использованием технологии проблемного  обучения

Составитель:  Родионова Ольга Петровна 

                                                           

г.о.Сызрань 2014

Методическая разработка интерактивного занятия на тему: «Субъекты предпринимательской деятельности»

Цели:

1.Учебная: закрепить знания студентов по порядку создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

2.Воспитательная: сформировать интерес к изучаемой дисциплине, добиться осознанного восприятия темы занятия, совершенствовать навыки аккуратности, формировать этические формы общения.

3.Развивающая: развивать умение проводить самоанализ и самооценку знаний, познавательную активность студентов.

Задачи:

1. Формирование и развитие представления обучающихся о юридических лицах как субъектах предпринимательской деятельности

2. Развитие внимания логического мышления и коммуникативных способностей обучающихся.

Обучающийся должен знать:

- основные условия создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц

Обучающийся должен уметь:

- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в области предпринимательства;

- анализировать свое поведение в повседневной жизни в различных жизненных ситуациях

Применяемые современные образовательные технологии:

-технология проблемного обучения в игровой форме

Формы проведения – групповая работа.

Продолжительность занятия 90 минут.

Учебно-методическое обеспечение:

           Техническое обеспечение:

            - персональные компьютеры, мультимедийный проектор, экран.

           Методическое обеспечение:

           - бланки с вопросами  для задания «Каков вопрос – таков ответ»;

           - вопросы  «Знаем ли мы определения?»;

           - контрольные листы и бланки с ответами для задания «Знаем ли мы определения?»

           - набор карточек контроля знаний и бланки с вопросами для задания «Наша дружная команда»

План проведения учебного занятия

Этап

Время

Название

Описание

1

Организационный момент

Отметить отсутствующих. Обучающиеся разделяются на группы - команды (количество определяется в зависимости от численности группы и особенностей помещения).

5мин.

2

Вводное слово преподавателя

Объяснение цели, правил, распределение ролей: выбор жюри в составе 3 студентов, которые контролируют ход работы и в течение занятия заполняют лист контроля знаний;  назначение капитанов команд

 

10мин.

3

Теоретическая информация

После проверки готовности обучающихся к проведению занятия преподаватель проводит контроль исходной проверки знаний, затем знакомит их с планом  проведения занятия, стремится организовать работу так, чтобы оно прошло эффективно, с максимальной пользой.

15мин.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Занятие состоит из двух этапов.

1.Этап активизации обучающихся

Цель: психологически подготовить обучающихся к взаимодействию в рамках игры.

  • Задание   «Каков вопрос - таков ответ». Форма контроля – фронтальный опрос. Вопросы конкурса с помощью мультимедийного проектора выводятся на экран. Используя ПК, обучающиеся дают ответы на вопросы. За каждый правильный ответ обучающийся получает 1 балл. Добавление, исправление, уточнение оценивается в 0,5 балла. После выполнения задания жюри подводит итоги (Приложение 1)

2.Этап проверки знаний.

Цель: проверить, систематизировать и закрепить знания обучающихся.

  • Задание «Знаем ли мы определения?» Форма – работа в парах. Задание состоит из трёх этапов:

- преподаватель диктует вопросы, а обучающиеся записывают ответ одним словом или словосочетанием;

- после проведения диктанта обучающиеся работают парами: идёт взаимопроверка – студенты проверяют работы друг друга. В листы контроля выставляются баллы;

  • с помощью подготовленных ответов (презентации) обучающиеся имеют возможность проверить правильность ответов (Приложение 2).

За каждый правильный ответ обучающийся получает 2 балла

  • Задание «Наша дружная команда». Форма – работа в группах. Группа разбита на  команды. Выходит 1 команда, обучающиеся остальных  задают вопрос. И так происходит со всеми  командами.

Жюри внимательно следит за ответами и проставляет в листы контроля каждому обучающемуся заработанное количество баллов. За каждый правильный ответ   член команды  получает 1 балл. Правильные ответы суммируются. (Приложение 3)

40мин.

5

Закрепление изученного материала

Обучающимся предлагается сформулировать основные признаки предпринимательской деятельности.

Эталон ответа.

1.Самостоятельность (инициативность + экономическая независимость)

2.Риск (страх потерять все).

3.Прибыль (разница между тем, что было потрачено и тем, что получено в результате реализации продукции).

4.Законность (данный вид деятельности должен быть разрешен государством и узаконен соответствующим образом).

За каждый правильный ответ обучающийся получает 1 балл. Добавление, исправление, уточнение оценивается в 0,5 балла.

10мин.

7

Заключительная часть

Подводятся итоги и определяются оценки среди групп и обучающихся.

Баллы, полученные обучающимися на занятии, суммируются. На основании подсчитанных жюри баллов, преподаватель выставляет оценки по следующим критериям:

«5» - 24 и более баллов;

«4» - 21 - 23 балла;

«3» - 18 – 20 баллов;

«2» - менее 18 баллов

5мин.

8

Задание на дом

Преподаватель даёт задание подготовить каждой группе сообщение на следующие темы.

1. Создание учредительных документов юридического лица (Устав, Учредительный договор)

2.Составление списка участников  фирмы и протокола учредительного собрания об ее создании.

5мин.

Список литературы, используемой при подготовке к занятию

1.Правовое обеспечение профессиональной деятельности.  Учебник под редакцией Хабибуллина А.Г., Мурсалимова К.Р.// М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2010 г.

2.Правовое обеспечение профессиональной деятельности.  Учебник под редакцией Тузова Д.О., Аракчеева В.С. // М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2005 г.

3.Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Матвеев. Краткий курс// М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2010 г.

4.Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Учебник, 4-е изд. стереотипное // М.:  Академия, 2008 г.

5.Долинская В.В. Предпринимательское право. Учебник, 2-е изд. исправ. и допол. // М.:  Академия, 2012 г.

6. Акопов Г.Л. Правовая информатика: Учебное пособие, 2-е изд. перераб. и допол. ИТК «Дашков и Кº», 2011 г.

7. Красильников И.В. Льготы, гарантии и компенсации в области трудовых отношений. Учебно-практическое пособие. ИТК «Дашков и Кº», 2012 г.

8. Зинченко С.А., Колесник Г.И. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник, 4-е изд. перераб и допол. ИТК «Дашков и Кº», 2011 г.

9. Свечников И.В. Авторское право: Учебное пособие, 2-е изд. перераб и допол. ИТК «Дашков и Кº», 2010 г.

10. Смоленский М.Б. Трудовое право Российской Федерации: Учебник, 2-е изд. перераб и допол. ИТК «Дашков и Кº», 2010

Приложение 1.

Задание «Каков вопрос - таков ответ»

1.Что понимают под правоспособностью юридического лица?

Ответ:  правоспособность юридического лица — это его способность иметь любые гражданские права и обязанности, которые в соответствии с законодательством может иметь юридическое лицо.

2.Чем общая правоспособность юридического лица отличается от правоспособности специальной?

Ответ: обладая общей правоспособностью, юридическое лицо может приобретать любые права и обязанности, совместимые с его сущностью. Юридические лица, обладающие специальной правоспособностью, могут совершать только такие сделки, которые соответствуют целям деятельности, указанным в их учредительных документах. Сделка, совершенная юридическим лицом с выходом за пределы его специальной правоспособности, является недействительной, то есть из нее не возникает прав и обязанностей.

3. Что такое лицензия?

Ответ: под лицензией понимается разрешение на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности и должна содержать следующие реквизиты:

  • наименование органа, выдавшего ее;
  • наименование, юридический адрес и реквизиты ее владельца;
  • разрешенный вид деятельности;
  • область действия лицензии;
  • регистрационный номер, дату и сроки начала и окончания действия лицензии.

4.Какие акционерные общества (АО) дают право акционерам продавать, дарить свои акции и совершать с ними иные законные действия без согласия других акционеров?

Ответ: открытые акционерные общества (ОАО)

Приложение 2.

Задание «Знаем ли мы определения?»

1.Организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде

 Ответ: юридическое лицо

2.Назвать способы создания юридического лица

Ответ: распорядительный, разрешительный, нормативно-явочный

3.Учредительным документом юридического лица является –

 Ответ: устав или учредительный договор

4.Мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих их наличие-

 Ответ: лицензирование

5.Способ создания или прекращения юридических лиц, вследствие которого между ними происходит правопреемство в правах и обязанностях -

Ответ: реорганизация

6.Переход субъективных прав и обязанностей от одних юридических лиц к другим -

Ответ: правопреемство

7.Прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей к другим юридическим лицам

Ответ: ликвидация

8.Неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнять обязанности по уплате обязательных платежей-

 Ответ: банкротство

9.В зависимости от организационно — правовой формы выделяют следующие виды юридических лиц: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, общественные организации, учреждения, ...

Ответ: фонды

10.Вид реорганизации, при котором из двух и более юридических лиц создается одно —

Ответ: слияние

Приложение 3.

Задание «Наша дружная команда»

1.Перечислите признаки кооператива

Ответ:

  • участие в кооперативе  происходит в форме членства;
  • участие является личным трудовым;
  • прибыль распределяется в соответствии с трудовым участием его членов;
  • члены кооператива несут субсидиарную (т. е. дополнительную) ответственность.

2.По решению какого органа и на базе какого имущества создается предприятие, получившее имущество на праве оперативного управления?

Ответ:

  • такое предприятие создается только по решению Правительства  РФ;
  • такое предприятие создается только на базе имущества,  находящегося в федеральной собственности;
  • предприятие называется федеральным казенным предприятием;
  • оно может быть только государственным.

3.Перечислите особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий

Ответ:

  • это коммерческие организации, которые не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество;
  • собственник передает имущество унитарному предприятию либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления;
  • их имущество неделимо;
  • имущество не может быть распределено по вкладам, в том числе и между работниками предприятия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»

Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»

Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...

Методическая разработка урока по дисциплине «Анатомии и физиологии животных» с использованием технологии развития критического мышления

В данной методической разработке представлен урок по теме «Железы внутренней секреции» по дисциплине «Анатомия и физиология животных», разработанной с учетом новых требований, предъявляемых в ФГОС СПО...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Тема: «Применение геоинформационных систем (ГИС)-технологий в сельском хозяйстве»

Данная работа является методической разработкой занятия с использованием интерактивных технологий. Тема «Применение геоинформационных систем (ГИС)-технологий в сельском хозяйстве» - одна и...

Методическая разработка открытого занятия с использованием интерактивного плаката на тему "Программное обеспечение ПК"

Тема: Программное обеспечение ПКВид занятия: лекция информационнаяЦель занятия:Раскрыть обучающимся сущность, назначение и классификацию программного обеспечения компьютера.Методическая цель: продемон...

Методическая разработка открытого занятия «Ознакомление с новым видом деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Лаборатория журналиста"»

Тема занятия:Ознакомление с новым видом деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Лаборатория журналиста".Возраст обучающихся: 13 лет.Продолжительность за...