Методическая разработка урока по дисциплине «Анатомии и физиологии животных» с использованием технологии развития критического мышления
методическая разработка на тему

Антипова Евгения Николаевна

В данной методической разработке представлен урок по теме «Железы внутренней секреции» по дисциплине «Анатомия и физиология животных», разработанной с учетом новых требований, предъявляемых в ФГОС СПО с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ), которая прекрасно развивает инициативность и самостоятельность обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по дисциплине «Анатомии и физиологии животных» с использованием технологии развития критического мышления.

Антипова Евгения Николаевна,

к.в.н., преподаватель

зооветеринарных дисциплин первой категории

Аннотация  

В данной методической разработке представлен урок по теме «Железы внутренней секреции» по дисциплине «Анатомия и физиология животных», разработанной с учетом новых требований, предъявляемых в ФГОС СПО с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ), которая прекрасно развивает инициативность и самостоятельность обучающихся.

Введение

В условиях постоянно меняющихся требований в образовательном процессе важно качественно обучить студентов владению теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыкам. Для этого необходимо использовать различные технологии на уроках, которые развивают самостоятельность, креативность, творчество, мышление, логику, память и многие другие качества личности, необходимые для их трудоустройства и профессиональной карьеры.

Каждый из моих уроков построен по своему – с использованием различных методов и педагогических технологий. Данное занятие подготовлено с использованием приемов технологии развития критического мышления (ТРКМ или РКМ).

Цель – это развитие практических умений работать с различными источниками информации, анализировать различные стороны явлений, принимать аргументированные  решения самостоятельно.

Технология РКМ направлена на формирование у студентов не только системы знаний, умений и навыков, но и позволяет выделить в каждой личности творческую «жилку». В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, представленного в следующем виде:

I стадия – ВЫЗОВ (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации).

II стадия – ОСМЫСЛЕНИЕ (получение новой информации).

III стадия – РЕФЛЕКСИЯ (осмысление, рождение нового знания).

На стадии вызова преподаватель проводит актуализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого студента в получении новой информации. На данном этапе работы необходимо вызвать интерес к теме и мотивировать обучающихся к активной учебной деятельности.

На стадии осмысления деятельность преподавателя направлена на создание устойчивой мотивации студента, активное получение новой информации, соотнесение полученных знаний с тем, что обучающемуся уже известно, и умение систематизировать эту информации. В процессе такой работы студенты учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции. Задача преподавателя  на данном этапе заключается в том, чтобы с помощью ряда методических приемов помочь студентам отследить сам процесс познания (получения новых знаний) и понимания.

На стадии рефлексии преподаватель направляет обучающихся на целостное осмысление и присвоение информации; выработку собственного отношения к изучаемому материалу; выявление «белых пятен» (отсутствие информации по каким-либо вопросам), формулирование познавательных задач и проблем для дальнейшего продвижения в информационном поле («стадия нового вызова»); анализ всего процесса изучения материала.

В итоге эта технология формирует у обучающихся индивидуальные, коммуникативно-социальные качества и углубленные знания – необходимые в их профессиональной деятельности.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА.

Тема урока: Железы внутренней секреции и методы изучения их функций. Характеристика гормонов, механизм их действия. Роль центральной нервной системы в регуляции деятельности желез внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная система.

Цель урока: углубленное изучение физиологических явлений желез внутренней секреции (далее в тексте ЖВС), их взаимодействии и взаимосвязи с другими органами и тканями организма.

Задачи:

Образовательные – способствовать формированию знаний о физиологических свойствах ЖВС, изучить основные понятия, связанные с физиологией ЖВС и методах изучения их функций. Рассмотреть характеристику гормонов и механизма их действия. Повторить строение ЖВС сельскохозяйственных животных. Сформировать представления о регуляции ЖВС центральной нервной системой и роли гипоталамо-гипофизарной системы.

Воспитательные – содействовать формированию интереса к выбранной профессии, чувства профессионального долга.

Развивающие – развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, профессионального мышления, умения быть самостоятельным и выделять главное, работать в группе.

Тип урока: комбинированный урок на основе технологии развития критического мышления.

Методы обучения: объяснительно иллюстративный (рассказ, лекция, объяснение, демонстрация), метод контроля и самоконтроля (устный опрос), методы воспитания (беседа), методы ТРКМ (приёмы: «Инсерт», «Знаю – Хочу знать – Узнал», «Верите ли вы, что …», «Толстые и тонкие вопросы», «Кластер», «Ассоциации», «Логическая цепочка», синквейн)

Межпредметные связи:

Обеспечивающие – Анатомия сельскохозяйственных животных, Физика, Химия, Биология.

Обеспечиваемые – Физиология сельскохозяйственных животных.

Средства обучения: презентация, плакаты, схемы, справочники, учебники, таблицы.

ТСО: ноутбук, видеопроектор.

Литература: Зеленевский Н.В. Анатомия и физиология животных / Н.В. Зеленевский, А.П. Васильев, Л.К. Логинова // 2-e изд. — M.: ИЦ Академия, 2009. — 464 c.

ПЛАН УРОКА.

Структура урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Приветствует класс, проверяет, кто присутствует на уроке, проверяет готовность к уроку

Занимают рабочие места, проверяют наличие учебников, тетрадей, простого и цветных карандашей, ручек.

2.Постановка цели урока

Определяет проблему, мотивирует познавательную деятельность обучающихся, используя проблемные вопросы и активизируя мышление обучающихся, акцентирует внимание

Формулируют личностно-значимые цели урока

3. Опрос

Проводит блиц-опрос по строению ЖВС, их классификацию

Отвечают на вопросы

4. Ввод в проблему

Сообщает об актуальности проблемы в изучении ЖВС у сельскохозяйственных животных

Слушают

5. Постановка темы, вопросов темы нового материала

Сообщает тему урока, перечень рассматриваемых вопросов

Слушают и записывают

6. Изучение нового материала с помощью технологии развития критического мышления (ТРКМ)

Разбивает текст на кластеры, предлагает на выбор для образовавшихся малых групп, проговаривает задание для групп. Разные методы представлены ниже.

Организуют малые группы, в которых будут работать, выбирают кластер для изучения, выполняют задание

7. Закрепление нового материала

Проводит опрос по пройденному материалу «по цепочке» и методами ТРКМ

Отвечают на вопросы

8. Задание на дом

Называет домашнее задание, объясняет правила его выполнения

Записывают домашнее задание. Зачитывают исходные данные, воспринимают объяснения преподавателя

КОНСПЕКТ УРОКА.

  1. Организационный момент.

Преподаватель: - Здравствуйте! Рада вас видеть! Сейчас проверим, кто отсутствует по журналу (перекличка). Отлично! Все ли готово к уроку? Проверьте на парте должны быть: тетради, учебники, ручки, простой и цветные карандаши, справочники.

  1. Постановка цели урока.

Преподаватель: - Сегодня мы свами познакомимся с физиологией ЖВС у сельскохозяйственных животных. Мы повторим строение и функции ЖВС и их классификацию. Затем изучим физиологию ЖВС. Ваша задача освоить и законспектировать материал. Далее с целью закрепления материала будет проведен контрольный опрос.

  1. Актуализация знаний.

Преподаватель: - 1) Какую функцию в организме выполняют ЖВС?

2) Какое второе название ЖВС?

3) Расскажите классификацию ЖВС?

4) Какие железы входят в Центральные ЖВС?

5) Какие железы входят в Периферические ЖВС?

6) Какая железа является главной эндокринной железой?

7) Каково общее строение ЖВС?

8) В чём главная особенность эндокринных желез?

  1. Стадия вызова (первая стадия). Ввод в проблему.

Преподаватель: - Физиология ЖВС достаточно сложна. Здесь необходимо знать анатомию ЖВС животных.

Как вы думаете – какие еще необходимо знать дисциплины?

Ответы обучающихся…

Преподаватель: - Конечно, нам необходимо знать физику, химию, биохимию, фармакологию, ВНБ, биохимические процессы, происходящие в организме, закономерности проведения обменных процессов и нервных импульсов.

Так как организм составляет совокупность всех систем и органов, то нарушение или отказ одной из них влечет за собой серьезные последствия. Заболевания эндокринных органов могут повлечь за собой снижение продуктивности животных, и даже их гибель, так как гормоны играют роль регуляторов всех видов обмена веществ.

Наша с вами задача – знать норму физиологической работы ЖВС.

  1. Постановка темы, вопросов темы нового материала.

Преподаватель: - Запишите, пожалуйста, в тетрадях тему нашего урока: Железы внутренней секреции. 

Вопросы, которые мы сегодня рассмотрим: методы изучения функции ЖВС. Общую характеристику гормонов, механизм их действия. Роль центральной нервной системы в регуляции деятельности желез внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарную систему.

  1. Стадия изучение нового материала – стадия осмысления (вторая стадия).

1) Прием «Инсерт». Маркировка текста специальными значками во время чтения.

Преподаватель: - Сейчас я дам Вам интересное задание. Вы все будете работать над первым абзацем с. 372, прочитайте его внимательно и отметьте  простым карандашом.

«V» - эту информацию уже знал;

«+» - для меня эта информация новая;

«-» - думал иначе;

«?»  - не понял, есть вопросы.

У вас на парте розданы таблички №1 с обозначением значков, можете пользоваться ими. Время выполнения 2 минуты.

«V»

«+»

«-»

«?»

Поставьте«V» на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете

Поставьте «+» на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым

Поставьте «-» на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали иначе

Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно или же вы  хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

(Каждому раздаются такие таблицы)

Анализ – 1-2 минуты. Давайте проверим, что у вас получилось? Какова основная мысль абзаца? Что вы уже знали? Что для вас нового из текста? Что думали иначе, чем в тексте? А что осталось не понятным? Какие вопросы остались?

2) Преподаватель: - Теперь перейдем к вопросу о методах изучения функций ЖВС.

Сейчас мы поделимся на группы поровну – должно получиться 8 групп. Каждой группе достанется метод, который нужно будет прочитать, выделить основной его смысл, затем выбранный человек от каждой группы нам объяснит этот метод, а все остальные в группе конспектируют (при объяснении докладчик может на доске зарисовать схему метода). Информацию вы можете найти в учебнике на с.373-374.

Далее выходит следующий докладчик, и повторяем по цепочке методы.

Время выполнения – 3 минуты.

Названия методов определяются жеребьевкой (какой вытянут):

1) Метод оперативного удаления.

2) Метод парабиоза.

3) Метод клинического наблюдения.

4) Метод патологоанатомический.

5) Метод введения экстрактов из желез.

6) Метод радиоактивнх изотопов.

7) Метод радиоиммуннологический.

8) Метод моноклональных антител.

Анализ – 12 минут.

3) Преподаватель: - переходим к понятию о гормонах, их свойствах и механизма действия с. 374 до механизма действия гормонов.

Заполнить таблицу «Знаю – Хочу знать – Узнал».

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. Выполнение индивидуально.

Знаю

– что мы знаем

Хочу знать

– что мы хотим узнать

Узнал(а)

– что мы узнали

- о гормонах…

- о свойствах гормонов…

- о механизме действия гормонов…

1 шаг: до знакомства с текстом обучающиеся самостоятельно заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: по ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, обучающиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: преподаватель объясняет вопрос «Механизм действия гормонов» по мембранно-внутриклеточному и внутриклеточному механизмам, сопоставляя схему на листах с заданиями и рис.107 на стр.376. После объяснения преподавателя обучающиеся заполняют третью графу, что они узнали о механизме действия гормонов.

в объяснение входит следующие схемы:

Схема действия гормонов при мембранно-внутриклеточном механизме (Д/з зарисовать рис. 107 А с.376):

1. Гормон → 2. На мембране клетки посредники-рецепторы (это циклические нуклеотиды): аденилатциклаза (АЦ) или гуанилатциклаза (ГЦ) → 3. АЦ+АТФ=цАМФ (циклоАденозинМоноФосфат) / ГЦ+АТФ=цГМФ (циклоГуанозинМоноФосфат) → 4. Неактивные протеинкиназы превращаются в активные 5. Активизация ферментов клетки ИЛИ действие на ядро, которое стимулирует синтез соответствующих ферментов → 6. После выполненной функции распад гормона.

Схема действия гормонов при внутриклеточном механизме (Д/з зарисовать рис.107 Б с.376):

1. Гормон → 2. Мембрана клетки → 3. В цитоплазме специфические рецепторы (белки) + гормон=гормон-рецепторный комплекс → 4. Активизация этим комплексом ядра → 5. Выработка ядром м-РНК и ферментов 6. Стимулирующих биохимических реакций в клетке. → 7. После выполненной функции распад гормона.

4 шаг: подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Время выполнения – 5 минут.

Анализ – 3-5 минут.

4) Механизм действия гормонов. Объясняет преподаватель, дети слушают, зарисовывают схему (см. лист с заданиями схема 1 и схема 2).

Для закрепления преподаватель использует методы «Верите ли вы, что …».

Верите ли вы что… при удалении щитовидной железы организм перестанет расти?

Верите ли вы что…при удалении гипофиза в организме нарушатся все виды обмена веществ?

Верите ли вы что… при удалении надпочечников организм умрет?

Верите ли вы что…при стрессе уровень гормонов повышается?

Верите ли вы что…самая главная эндокринная железа это эпифиз?

Верите ли вы что…при мембранно-внутриклеточном механизме действия гормонов гормон может пройти через мембрану клетки?

Верите ли вы что…при внутриклеточном механизме действия гормонов так могут действовать только стероидные гормоны?

5) Преподаватель: - Переходим к вопросу регуляция ЖВС и гипоталамо-гипофизарная система.

Прием «Кластер»

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Студентам предлагается в течение 2-3 минут выписать ключевые слова по изучаемой теме и в ходе обдумывания графически изобразить логические связи между этими понятиями.

Преподаватель: - Каждый записывает в центре листа тетради ключевое понятие, а от него рисует стрелки - лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, показывая взаимосвязи. С. 377 абзац 2, 3, 4.  

Время выполнения – 5 минут.

Обсуждаем полученные результаты. Анализ – 3-5 минут.

Стадия рефлексии (третья стадия)

Преподаватель: - Давайте повторим тема нашего занятия? Цель нашего занятия? Основные мысли нашего занятия? Что мы узнали по данной теме?

Прием «Ассоциации»

Преподаватель спрашивает, какие ассоциации возникают у обучающихся, когда произносится определенное слово:

  1. Железы.
  2. Гормон.
  3. Метод парабиоза.
  4. Мембранно-внутриклеточный механизм.
  5. Метод радиоактивных изотопов.
  6. Внутриклеточный механизм.
  7. Нервная регуляция ЖВС.
  8. Гуморальная регуляция ЖВС.

Обучающиеся перечисляют возникшие ассоциации, тем самым показывают, что им известно по этой теме. Учитель все мысли фиксирует на доске и определяется, какие вопросы требуют более тщательного рассмотрения.

Прием «Логическая цепочка»

По теме «Нервная регуляция ЖВС и гипоталамо-гипофизарная система» предлагаются ключевые слова, обучающиеся должны составить логическую схему, показывающую взаимосвязь между нервной и гуморальной регуляцией ЖВС. Обучающиеся составляют ее самостоятельно (можно в парах) и результат обсуждается всей группой, создается конечный вариант цепи.

Ключевые слова:

Гипофиз, гипоталамус, релизинг-факторы, железы-мишени, периферические органы и ткани.

Синквейн.

Преподаватель: - Итог нашей деятельности запишем в виде  синквейна (от французского слова «cing» – пять). Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Синквейны могут быть полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа обучающихсяихся;

3) средства развития творческой выразительности.

Правила написания синквейна (раздаются обучающимся):

Время выполнения – 2 минуты.

Анализ – 5 минут.

  1. Задание на дом.

Обязательное: ознакомьтесь с материалами учебника по данной теме с. 372-378 до выделенного абзаца гормонов гипофиза. Зарисовать схему из учебника с. 378 рис. 108.

Для желающих: если вы хотите получить дополнительную оценку за данную тему и более глубоко ее изучить, подготовьте доклад, с презентацией пользуясь ресурсами Интернет на тему методы изучения функций ЖВС, Гормоны и их действие, Механизм действия гормонов, Гипоталамо-гипофизарная система.

8. Вы молодцы, хорошо поработали, выделить активные группы, поставить оценки активным ученикам. Благодарю за внимание!

Список используемой литературы:

Агапов И.А. Учимся продуктивно мыслить: из опыта работы директора шк. / И.Г. Агапов. - М.: Про-Пресс, 2001. - 48 с.: табл. 

Бойцова Е.И. Урок-соревнование / У.И. Бойцова // ИЯШ. – 2005. – №1 . - С.43.

Елисеев А.П., «Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных» / А.П. Елисеев, Н.А. Сафонов, В.И.  Бойко. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Агропромиздат». – 1991. – 493 с.: ил.

Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская // 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, М.: 2011 - 223 с.

Зеленевский Н.В, Васильев А.П, Логинова Л.К. Анатомия и физиология животных. М.: «Академия», 2009.

Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление / И.В. Муштавинская // Методист. – 2002. – № 2. – С. 30-35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления

Понимая тенденции развития современного общества, я постепенно стала внедрять на занятиях технологию развития критического мышления. На мой взгляд, самое важное в этой технологии – большая самостоятел...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ

настоящее время вопрос модернизации системы образования в России волнует очень многих. Это не удивительно, так как от того, как он будет решен, во многом зависит дальнейшая судьба России.Федеральный г...

Презентация "Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на занятиях по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»"

Раскрываются некоторые приемы технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо на занятиях по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»...

Доклад "Использование технологии развития критического мышления"

Доклад на заседание ЦМК об использовании технологии критического мышления на уроках английского языка...

Урок английского языка с использованием технологии развития критического мышления

Урок-круглый стол с использованием технологии развития критического мышления при обучении говорению на старшем этапе обучения...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные за...

Использование технологии развития критического мышления на занятиях спецдисциплин по профессии «Повар»

Использование приемов технологии развития критического мышления на различных этапах урока делает процесс обучения интересным, формирует навыки работы с информацией, воспитывает качества критически мыс...